Арабская джамахирия. Ливийская «Джамахирия»


Джамахирия - это тип или форма политико-социального устройства государства, которая является нестандартной, поскольку отличается от привычной монархии или республики. В чем же особенность этого строя? На этот вопрос вы получите ответ в этой статье.

Что такое джамахирия? Определение

Основы джамахирии были изложены в Зеленой книге, автором которой является экс-лидер Ливии Муаммар Каддафи. В Третьей всемирной теории он описал не только суть государственного устройства, но и привел обоснования того, почему именно джамахирия - это лучший тип государственного и общественного строя. В некоторых странах она до сих пор является основой государственности.

Само слово "джамахирия" - это неологизм, происходящий от арабского "джамахир", обозначающего "народные массы". Этим словом было заменено стандартное для республиканского строя "джумхур" - "народ". Таким образом, замена на более многочисленное "масса" стала производным для появления термина "джамахирия".

Сама по себе джамахирия очень интересна и перспективна, если реализовывать ее в соответствии с теоретическими канонами, изложенными самим М. Каддафи.

Особенности строя

Люди, далекие от политики и управления, плохо понимают разницу между джамахирией и республикой, а большинство даже не знает о существовании такого политического строя.

Самый яркий пример джамахирии - это Ливия. Она стала придерживаться этого строя еще в 70-е гг. XX века, а свергнута джамахирия была в 2011 году. В ней стандартные государственные институты были упразднены. По всей стране создавались народные комитеты и конгрессы, а вся страна была разделена на коммуны, которые были самоуправляемыми частями Ливии. Фактически это были мини-государства, которые имели всю полноту власти на своей территории, вплоть до распоряжения своим бюджетом.

Каждый гражданин имел право высказывать свое мнение на заседании конгресса. Отсюда становится понятно, что ливийская джамахирия представляла собой что-то вроде федерации коммун.

История джамахирии в Ливии

Ливия провозгласила себя страной с государственным строем на основе джамахирии 2 марта 1977 года.

В 1988 году Ливийская джамахирия приняла Великую зеленую хартию, посвященную человеческим правам в эру Джамахирии. Однако на правовую часть страны оказал очень большое влияние ислам. В ее основу были заложены идеи исламского социализма, поэтому можно с уверенностью сказать, что в Ливии в то время сложилось социалистическая Джамахирия.

В конце 80-х гг. в Ливии была проведена реформа армии, которая привела к отмене регулярной армии. В результате была создана гвардия Джамахирии.

История ливийской джамахирии была прекращена в октябре 2011 года, поскольку официальный государственный строй был упразднен, а лидер страны Муаммар Каддафи был убит.

Критика

Несмотря на то, что идеи арабской джамахирии были довольно интересны и перспективны на первый взгляд, мировая общественность воспринимала эту систему довольно скептически. Большинство политически заинтересованных и активных людей в мире относились к джамахирии критично, считая, что она не жизнеспособна в современном мире.

Внутри самой Ливии существовала существенная оппозиционная прослойка, которая была настроена довольно радикальна, порой, даже революционно. В результате джамахирия была упразднена не только в Ливии, где она была принята официально как форма государственного устройства, но и во многих других странах, которые придерживались ее идей неофициально.

Основным аргументом против джамахирии было то, что этот строй, прикрываясь идеями народовластия, маскирует тоталитарный строй.

Джамахирия: примеры стран

Единственной страной, где эта форма правления стала официальной, является Ливия. Однако в некоторых соседних арабских странах идеи ливийского социализма, сформулированные ее лидером, тоже просочились. К примеру, некоторые моменты этой идеологии были переняты в Тунисе, Египте и других исламских странах.

Но ни в одном другом государстве джамахирия не была официально узаконена. Сегодня джамахирия - это несуществующая на практике форма правления и общественного устройства. Она фактически перестала существовать с 2011 года.

Однако мировой общественности теперь известна теоретическая и практическая сторона формы правления джамахирии. Примером страны, которая на себе испытала влияние этой идеологии, является только Ливия.

Несоответствия идеологических идей реальности

"Революционный сектор", который существовал в Ливии, представлял собой оппозиционно настроенных граждан страны. Фактически он выполнял роль руководящей партии в государствах с однопартийным политическим строем.

Несмотря на то. что джамахирия - это в теории власть каждого жителя страны, который должен принимать участие в управлении государством, фактически абсолютная единоличная власть в стране принадлежала Муаммару Каддафи, который был не только создателем этой идеологии, но и бессменным лидером Ливии на протяжении нескольких десятков лет.

Хотя в реальности строй был свергнут в Ливии в конце 2011 года, официально страна продолжала именоваться Джамахирией вплоть до 2013 года.

Некоторые политические эксперты считают, что в теории идеи джамахирии очень интересны и могли бы быть реализованы на практике в полной мере при должном подходе, однако то, что представляло собой руководство Ливии, было почти полной противоположностью - они прикрывали благими идеями тоталитарных строй с сильным культом руководителя страны.

Ливийский флаг

Пришел к власти в стране в ходе знаменитой Зеленой революции, поэтому зеленый цвет на символизирует не только приверженность жителей страны исламу, но и является знаком уважения к событиям революции.

В 1977 Ливия вышла из состава Федерации Арабских Республик, куда она на тот момент входила. Поводом к выходу из ее состава стал официальный визит (лидера Египта в то время) в недружественный им Израиль.

Полностью зеленый монотонный цвет флага Джамахирии означал безграничную приверженность исламскому вероучению.

Ливия сегодня

После гражданской войны и свержения джамахирии в стране власть перешла в руки Национального переходного совета, который был создан еще при жизни Каддафи. Этот временный орган правления призван был урегулировать положение в стране, разрушенной гражданской войной.

Сегодня под руководством переходного совета находится 31 крупнейший город Ливии, поэтому фактически временное правительство осуществляет управление в стране. В 2012 году по инициативе этого органа и под его руководством были проведены первые всеобщие политические выборы в стране.

Занимателен тот факт, что до начала гражданской войны в стране праздничными считались дни, когда были эвакуированы американские и английские военные базы, день Египетской революции, которая прошла в 1952 году.

Во время правления М. Каддафи студенты-ливийцы могли рассчитывать на образовательные субсидии в любом ВУЗе мира, которые оплачивались правительством страны. Причем бесплатным было не только само образование в любом учебном заведении, но и проживание, и питание, на которое ежемесячно студенту выделялось 2300 долларов США.

До того как правительство Каддафи было свергнуто, каждый ливиец при рождении получал единовременную сумму в размере 7 000 долларов.

Интересным фактом является также то, что в годы джамахирии в стране существовали спецподразделения полиции, задачей которых было не допустить наличие просроченных товаров в продаже.

За подделку лекарственных средств можно было получить смертную казнь. Сегодня этот закон, как и все другие, существовавшие при джамахирии, потеряли свою силу.

Когда джамахирия являлась официальным госстроем в Ливии, граждане страны были освобождены от жилищно-коммунальных платежей, а образование и медицина, включая лекарства, тоже были полностью бесплатными.

В Ливии принято питаться только 2 раза в день: утром и днем. По этой причине многие рестораны и кафе не работают по вечерам, ведь все равно в них никто не будет ходить в это время суток.

Еще кое-что интересное о Ливии

До начала гражданской считалась одной из самых экономически благополучных стран Африки. Уровень жизни в стране приближался к уровню арабских стран-нефтеэкспортеров, поскольку в Ливии имеются довольно крупные нефтяные месторождения.

У правительства джамахирии была грандиозная задумка по сооружению Великой Искусственной реки, целью создания которой была борьба с нехваткой пресной воды в стране. Однако затея так и не была реализована, поскольку М. Каддафи был свергнут.

Самым любимым видом спорта в Ливии считается футбол, в который тут играют с раннего детства. Ливийская сборная демонстрировала немалые успехи в этом виде спорта.

Влияние джамахирии и ее свержения

Несмотря на то, что в Ливии было довольно много людей, недовольных безраздельной властью Каддафи, большинство все-таки поддерживало его строй, поскольку за годы его правления уровень благосостояния жителей заметно возрос. Но, подстрекаемые западными СМИ и оппозиционно настроенными гражданами, народные массы начали бунт, который позднее вылился в гражданскую войну.

В ходе этой войны джамахирия перестала существовать на территории Ливии, поэтому на сегодняшний день нет ни одного государства в мире, где этот строй считается официально признанным.

После свержения Каддафи экономически благополучно и быстроразвивающаяся Ливия стала значительно отставать. Были введены прозападные устои, поэтому сейчас в стране переходная экономика. Из-за огромных финансовых и материальных потерь, последствия которых до сих пор не исправлены, уровень жизни в стране значительно снизился.

За все следующие годы восстановить экономические показатели, которые были до гражданской войны, так и не удалось. Несмотря на то, что переходное правительство, которое сейчас возглавляет Ливию, стремится не растерять, а приумножить экономические успехи, достигнутые с прошлым руководством, реализовать это на практике оказалось не так просто.

Разрушения и потери от гражданской войны очень велики, поэтому до сих пор многие здания, предприятия и институты функционируют не в полную силу либо заброшены.

В заключение

Джамахирия - это отличный пример того, что человеческое общество еще не до конца исчерпало свои идеи и ресурсы. Даже несмотря на несколько тысячелетий существования государственности и политики как таковой все равно возникают новые формы правления, которые, к сожалению, не всегда работают на практике так, как было задумано в теории.

Нет однозначного мнения на счет джамахирии. Был ли этот строй хорош или нет, не может сказать с уверенностью ни один аналитик. Однако наглядно видно, что за годы правления Каддафи страна превратилась из бедной африканской в богатую нефтеэкспортирующую.

Однако одновременно с успехами в экономическом плане в государстве наблюдалась жестко-тоталитарная форма правления, в которой правящая власть оказывала влияние абсолютно на все стороны жизни граждан. СМИ подвергались жестокой цензуре, а многие свободы, привычные для жителей западных стран, тут были под запретом. К примеру, свобода слова или вероисповедания хотя и не были запрещены законом, на деле находились под пристальным вниманием властей, из-за чего многим жителям было сложно жить в стране.

Со свержением джамахирии ушла целая эпоха в истории человечества, в особенности арабского мира. Возможно, идеологические принципы этого учения будут использованы каким-либо другим государством в дальнейшем, но на сегодняшний момент официально этот строй больше нигде не используется.

Джамахири́я (араб. جماهيرية ‎‎) - форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики , обоснованная в Третьей Всемирной Теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги .

Слово «джамахирия» - неологизм , образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). С. Гафуров указывал: «Интересно отметить, что семантика слова „Джамахирия“ связана с понятиями, которые Кропоткин считал ранними формами анархизма . Например, он отмечал, что русский историк Костомаров использовал понятие „народоправство “, что вполне может быть удачным переводом арабского слова - новообразования Джамахирия на русский язык».

В Джамахирии традиционные институты власти отменяются. Повсеместно формируются народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделяется на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все члены коммуны (то есть, жители коммуны). Каждый человек имеет право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

В государственном управлении Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией участвует все взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирают свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становятся делегатами народных конгрессов провинций.

Всеобщий народный конгресс , высший законодательный орган Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, вправе вносить в свою повестку дня лишь вопросы, обсуждённые первичными народными конгрессами.

«Хартия революционной законности», принятая Всеобщим народным конгрессом Ливии в 1990 году , предоставила широкие внешнеполитические полномочия лидеру революции - Муаммару Каддафи, который не занимает официальных постов в государстве.

Зелёная книга

Основные положения Третьей всемирной теории Каддафи изложены им в «Зеленой книге» (1976-1979).

«Третья Всемирная Теория» - новая система взглядов, которая противопоставляется идеям коммунизма Маркса и капитализма Адама Смита. В данной теории подробно раскритикована современная демократия: по мнению Каддафи, демократия перестала быть подлинно народной. Рассматривая сущность демократии, он приводит иногда подтверждения этой мысли.

Теория отрицает традиционные орудия власти - парламенты, партии, референдумы - и противопоставляет им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. При этом Всеобщий народный конгресс, принимающий общегосударственные законы, рассматривает лишь те вопросы, которые обсуждены и предложены в повестку дня первичными народными конгрессами, объединяющими все взрослое население страны.

Закон общества не может зависеть от политической конъюнктуры, а должен базироваться на обычаях и религии. Третья всемирная теория провозглашает необходимость отмены наемного труда и право работника на производимый им продукт.

При разработке теории Каддафи опирался, в частности, на теоретические труды теоретиков анархизма Михаила Бакунина и Петра Кропоткина, совмещённые с эгалитаристскими принципами ислама.

Реализация в Ливии

Теория частично реализована в Ливии - в марте 1977 года республика преобразована в Джамахирию, упразднена эксплуататорская частная собственность (сохранены частные семейные предприятия в сфере услуг).

С наступлением глобализации и информационной революции Каддафи несколько модифицировал свою теорию, введя в неё тезис об эпохе больших пространств, в которую национальное государство становится нежизнеспособным.

Как и предшественники, начиная с Платона, Каддафи искал идеальную форму общественного сосуществования, при котором наряду с социальной справедливостью наличествовала бы сильная власть, народная представительность и национальная самобытность. В Ливии была сделана попытка реализовать его идеи на практике: в марте 1977 года была обнародована «Декларация Себхи», и страна стала именоваться Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия.

Слово «джамахирия» («государство народных масс») - арабский неологизм, образованный путем замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). Существование данной формы государственного устройства, отличной от монархии и республики, вытекает из «Третьей Всемирной Теории» ливийского лидера Муаммара Каддафи.

История преобразований в Ливии

В 60-70-х годах XX века в странах арабо-мусульманского Востока получили широкое распространение теории «социализма национального типа», которые стали наименоваться «исламским социализмом». В основу данного социализма легли принципы национализма, религии и равноправия, столь близкие и родные арабскому сердцу. Поэтому неудивительно, что в 60-е годы большинство стран арабского Востока были охвачены пламенем революций, народных восстаний и государственных переворотов. Не стала исключением в этой череде и Ливия, в которой 1 сентября 1969 г. группа офицеров ливийской армии, входивших в «Движение свободных офицеров-юнионистов-социалистов», свергла монархический режим и провозгласила Ливийскую Арабскую Республику (ЛАР). Временно верховную власть стал осуществлять Совет революционного командования (СРК), во главе которого стал 27-летний полковник Муаммар Каддафи.

Антиимпериалистическая направленность ливийской революции проявилась довольно отчетливо уже в первые месяцы существования нового режима. 7 октября 1969 года на 24-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН постоянный представитель Ливии заявил о намерении ливийцев ликвидировать на своей земле все иностранные базы.

Вслед за этим ливийское руководство информировало послов США и Англии о расторжении соответствующих договоров. Почти одновременно началось наступление и на позиции иностранного капитала в экономике страны.

Первые итоги и ближайшие задачи ливийской революции были закреплены в обнародованной 11 декабря 1969 года Временной конституционной декларации. Ислам объявлялся официальной государственной религией. Одной из главных целей революции провозглашалось построение социализма, основанного на «религии, морали и патриотизме». Добиться этого Каддафи и его соратники намеревались путем «обеспечения социальной справедливости, высокого уровня производства, ликвидации всех форм эксплуатации и справедливого распределения национальных богатств».

Совет революционного командования наделялся функциями главного звена политической организации общества с правом назначать кабинет министров, объявлять войну и заключать договоры, издавать имевшие силу законов декреты, которые касались основных аспектов внутренней жизни и внешней политики государства. Председатель СРК Каддафи был назначен главой Ливийской Арабской Республики.

В 1973 Каддафи организовал Арабский социалистический союз (АСС), ставший единственной легальной политической организацией в стране. В 1977 Всеобщий народный конгресс (ВНК), представляющий многочисленные народные комитеты, принят декрет («Декларацию Себхи») об установлении в Ливии «режима народной власти» (т. н. прямая народная демократия); страна была переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Был также переименован и СРК, трансформированный в Генеральный секретариат Конгресса. АСС фактически слился с аппаратом ВНК. В генеральный секретариат ВНК были избраны Каддафи (генеральный секретарь) и четверо его ближайших соратников - майор Абдель Салам Ахмед Джеллуд, генералы Абу Бакр Юнес Джабер, Мустафа аль-Харруби и Хувейлди аль-Хмейди.

Ровно через два года пятерка лидеров ушла в отставку с государственных постов, уступив их профессиональным управленцам. С тех пор Каддафи официально именуется Лидером ливийской революции, а вся пятерка вождей - Революционным руководством. В политической структуре Ливии появились Революционные комитеты, призванные проводить через систему народных конгрессов политическую линию революционного руководства.

Государственное устройство Ливии

В Ливии был установлен военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама. Высшим государственным органом является ВНК, в состав которого входят представители народных комитетов. Фактически ВНК обладает функциями парламента. Его члены избираются на местном и региональном уровнях, часть их назначается лично Каддафи. Из числа членов ВНК Каддафи назначает и министров своего кабинета. Хотя сам Каддафи не занимает никаких официальных постов, он остается ведущим политическим деятелем Ливии.

Ислам в Ливии - государственная религия, при этом влияние мусульманского духовенства ограничено. В стране провозглашено прямое народовластие, доходы от продажи нефти позволяют поддерживать высокий уровень жизни ливийцев. В Ливии сокращено присутствие иностранного капитала, национализированы предприятия крупной и средней промышленности.

Основой судопроизводства является Коран. Судопроизводство осуществляется иерархически выстроенной системой судов. В судах магистратов рассматриваются мелкие дела. Далее идут суды первой ступени, апелляционные суды и Верховный суд. Главный принцип государственного устройства Ливии: «Власть, богатство и оружие - в руки народа».

Доктрина

Официальной идеологической доктриной является «Третья Всемирная теория» М. Каддафи, основные положения которой изложены им в «Зеленой книге» (1976-1979 гг.) - его главном программном труде. В соответствии с нею введена система «прямой народной демократии» - «джамахирия», созданной по образцу античной демократии.

В каждом магазине в Ливии в продаже всегда найдется «Зеленая Книга» и в большинстве случаев на разных языках, в том числе и на русском. Прочтение данного труда немного начинает проливать свет на то, почему ливийцы живут именно так, а не иначе.

Книга представляет собой цитатник ливийского лидера, разделенный на три части, и охватывает следующие жизненно важные аспекты существования:
решение проблемы демократии (Власть народа);
решение экономической проблемы (Социализм);
общественный аспект «Третьей Всемирной Теории».

Первая часть «Зелёной книги» - "Решение проблемы демократии (Власть народа). Политический аспект «Третьей Всемирной Теории» (вышла в январе 1976) - отрицает традиционные формы демократии, такие как парламент, партии, референдумы, и излагает основные принципы прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. Хоть здесь изложены и вполне очевидные вещи, только, скорее всего не многие задумывались о том, что демократия и прочие свободы в действительности являются ничем иным, как разновидностью диктатуры. В данной части это весьма наглядно отражено и раскрыто.

Согласно «Зеленой Книге», победителем в борьбе за власть всегда выходит орудие правления - отдельная личность, партия, класс, а побеждённым всегда оказывается народ, то есть, по мнению Каддафи, подлинная демократия. Политическая борьба нередко приводит к приходу к власти того орудия правления, которое представляет собой меньшинство, « к тому же законным демократическим путём». То есть все, существующие политические режимы фальсифицируют подлинную демократию и являются диктаторскими режимами.

Парламентаризм, по мнению Каддафи, - порочное решение проблемы демократии. Парламент не может выступать от имени народа, потому что демократия означает власть самого народа, а не тех, кто выступает от его имени. Методы избирания парламента не могут считаться демократическими, потому что массы становятся полностью оторваны от депутата. Депутат монополизирует власть масс и право решать за них их дела. Парламент, по сути, представляет не народ, а победившую на выборах партию. Фактически, народ используется политическими силами в борьбе за власть. Система выборных парламентов является демагогической системой, ибо голоса можно покупать и подтасовывать; то есть, парламентское представительство - обман. В целом, теория представительского правления - устаревшая и изжившая себя практика, придуманная философами и мыслителями в ту пору, когда народом помыкали правители, как бессловесным скотом.

Партия, согласно «Зеленой Книге», это современное диктаторское орудие правления - это власть части над целым. Партии создаются группами людей для осуществления своих интересов или навязыванию обществу своих взглядов и установлении господства в нём своей идеологии. Количество партий не меняет существа дела. Более того, чем больше партий, тем острее между ними борьба за власть, что подрывает программу, направленную на благо всего общества. Интересы общества и общественного развития приносятся в жертву межпартийной борьбе за власть. Кроме того, партии могут быть продажны и могут быть подкуплены извне и изнутри. Оппозиция - это не орган контроля народа за деятельностью правящей партии, она лишь выжидает подходящий момент, чтобы занять место правящей партии у кормушки власти. Контроль находится в руках партии, стоящей у власти (посредством парламента), а власть - в руках партии, осуществляющей контроль. Отсюда ясно, как лживы, фальшивы и несостоятельны существующие в современном мире политические теории.

Каддафи сравнивает партию и клан. По его мнению, борьба партии за власть ничем не отличается от борьбы за власть между племенами и кланами. Оба этих вида борьбы оказывают на общество негативное и разрубающее воздействие.

Референдум - это фальсификация демократии. Голосующие могут сказать всего лишь одно слово либо «да» либо «нет». М. Каддафи считает, каждый должен иметь возможность обосновать своё желание, причину, одобрения либо неодобрения. Поэтому, чтобы быть до конца демократичными, надо создать такое орудие правления, которое являло бы собой весь народ в целом, а не представительство от его имени.

Каддафи предлагает создать особую иерархическую структуру народных конгрессов и комитетов, в результате которой «управление становится народным, народным становится контроль, утрачивается определение: демократия - это контроль народа над правительством, и на его место приходит новое: демократия - это народный самоконтроль».

«Единственным средством осуществления народной демократии являются народные конгрессы. Всякие иные системы правления недемократичны. Все существующие ныне в мире системы правления недемократичны, если они не придерживаются этого метода правления. Народные конгрессы являются конечной целью движения народов на пути к демократии. Народные конгрессы и народные комитеты представляют собой конечный результат борьбы народов за демократию».

Подобная система работает достаточно эффективно: в Джамахирии все население страны разбивается на народные конгрессы, которые избирают народные комитеты, которые в свою очередь формируют второй круг народных конгрессов, а уже те избирают административные комитеты, заменяющие собой госадминистрацию. Вопросы, рассматриваемые на народных конгрессах, окончательно формулируются каждый год на Всеобщем народном конгрессе. Соответственно, итоги и решения Всеобщего конгресса доводятся до нижестоящего звена в обратном порядке.

На Всеобщем народном конгрессе, где совместно собираются руководящие органы народных конгрессов, народных комитетов, профсоюзов и профессиональных объединений, обсуждаются важнейшие общественные вопросы и выносятся окончательные законодательные решения.

В первой части «Зеленой Книги» М. Каддафи также изложил и свои воззрения на свободу слова. По его мнению, «человек, как физическое лицо, должен иметь свободу самовыражения, и даже будучи умалишенным иметь право свободно выражать свое безумие». Человек, как юридическое лицо, также свободен в выражении себя как такового. В первом случае человек представляет только самого себя, во втором - лишь группу физических лиц, образующих юридическое лицо.

«Общество состоит из множества физических и юридических лиц. Поэтому, если физическое лицо является безумным, это не означает, что остальные члены общества также умалишенные. Пресса - это способ самовыражения общества, а не отдельного физического или юридического лица. Газета, являющаяся собственностью индивидуума, выражает только точку зрения ее владельца. Утверждение, что она представляет общественное мнение, несостоятельно, и не имеет никаких оснований, ибо на деле она выражает точку зрения физического лица, а с точки зрения подлинной демократии недопустимо, чтобы отдельная личность владела публичными средствами печати и информации».

Во второй части «Зеленой книги» - «Решение экономической проблемы (Социализм)» - изложен экономический аспект «Третьей Всемирной Теории» (вышла 2 февраля 1978).

В данной части разоблачает рабский характер наёмного труда и провозглашает право работника на произведенный им продукт. Человек обязан трудиться в меру своих сил и должен при этом иметь достаток, удовлетворяющий потребности, а все излишки должны направляться на накопление общественного богатства. Накопление излишков одним человеком приводит к уменьшению потребностей другого человека, а, следовательно, является недопустимым.

В сентябре 1977 года Каддафи выдвинул в качестве основы развития хозяйственной жизни принцип «самоуправления в экономике». В соответствие с этим принципом предусматривался переход предприятий в коллективное управление тех, кто там работает. Провозглашенный им впоследствии лозунг «Партнеры, а не наемные работники», нашел теоретическое обоснование во второй части «Зеленой книги» и с ноября того же года начал внедряться на ряде производственных предприятий.

В ходе развития своих экономических идей Каддафи выдвинул новый лозунг: «Жилище - собственность его обитателя». То есть, человек, живущий в доме, хозяин, а не его арендатор. В мае 1978 года был принят закон, в соответствии с которым сдача жилых помещений в аренду запрещалась, а бывшие арендаторы становились собственниками арендуемых квартир и домов.

Проводя в жизнь лозунг «Партнеры, а не наемные работники», рабочие и служащие под руководством народных комитетов захватывали предприятия и учреждения в сфере не только производства, но и торговли, а также различных служб обслуживания. Бывшие владельцы получали вместе с компенсацией и возможность участвовать в управлении этими предприятиями, но на правах «равного партнерства с производителями». Эта кампания «народного захвата», как ее назвали в Ливии, стала своеобразной формой ликвидации частной собственности крупной и средней буржуазии.

Функционирование политической системы

«Джамахирии» на местах и, особенно на производстве затруднялось как из-за саботажа буржуазных слоев, так и по причине недостаточной подготовленности осуществляемых мероприятий, неспособности нового управленческого аппарата руководить хозяйством. Все это вызвало недовольство и брожение среди части населения. Против политических и экономических новаций ливийского руководства выступила и некоторая часть мусульманского духовенства. Она обвинила Каддафи в «отступлении от положений Корана».

В ответ власти пошли на серьезные меры, направленные на ограничение влияния духовенства. Оппозиционно настроенным «хранителям чистоты ислама» Каддафи устроил по телевидению публичный экзамен на знание Корана. Богословы не смогли ответить на вопросы лидера ливийской революции, и были скомпрометированы в глазах верующего населения. Это дало Каддафи основание лишить впоследствии некоторых из них права вести религиозную службу.

Завершающим итогом всех экономических реформ в Джамахирии должно стать «достижение новым социалистическим обществом стадии, на которой окончательно исчезнут прибыль и деньги, когда общество станет целиком производительным, а производство будет полностью удовлетворять материальные потребности всех членов общества. На этом заключительном этапе прибыль исчезнет сама собой, и, значит, перестанут существовать и деньги». В настоящее же время, каждый в Ливии получает столько, сколько хватает для удовлетворения его физиологических потребностей: хлеб и прочие продукты питания стоят дешево; транспорт и бензин практически бесплатные; все жители Ливии обеспечены бесплатным жильем.

Благодаря начавшейся с 1961 эксплуатации богатых нефтяных ресурсов некогда полунищая Ливия превратилась в процветающее государство с самым высоким в Африке доходом на душу населения. В 1970-е годы цены на нефть на мировых рынках значительно повысились, что привело к накоплению значительных средств в Ливии, являвшейся поставщиком нефти в западные страны. Государственные поступления от экспорта нефти шли на финансирование градостроительства и создание современной системы социального обеспечения населения. Вместе с тем для повышения международного престижа Ливии огромные суммы расходовались на создание хорошо вооруженной современной армии. На Ближнем Востоке и в Северной Африке Ливия выступала в роли носителя идей арабского национализма и бескомпромиссного противника Израиля и США. Резкое падение цен на нефть в середине 1980-х годов и санкции ООН за укрывательство палестинских сепаратистов (от 1992 года) привели к значительному ослаблению Ливии. 12 сентября 2003 года Совет Безопасности ООН отменил санкции против Ливии введенные 1992 году.

Третья часть - «Общественный аспект Третьей Всемирной Теории» (вышла 1 июня 1979) - касается многих сторон жизни, в том числе положения женщин, системы образования, слияния языков мира, спорта. Именно в этой части представлено глобальное видение правильного сосуществования. Основополагающие принципы сводятся к тому, что: каждый народ должен иметь свою религию; признать значимость непрерывной общественной цепочки («семья - племя - нация - мир»; «от малого к великому»).

Согласно «Зелёной Книге»: «если национальный дух оказывается сильнее религиозного духа, то борьба между различными нациями, до этого объединенными одной религией, усиливается, и каждая из этих наций добивается независимости, возвращаясь к свойственной ей общественной структуре»; «племя - это та же семья, но увеличившаяся вследствие роста потомства, то есть племя - это большая семья. Нация - это племя, но племя, разросшееся в результате увеличения потомства, то есть нация - это большое племя. Мир - это нация, но нация, разделившаяся на множество наций в результате роста населения, то есть мир - это большая нация».

«Племя - это естественная социальная защита человека, обеспечивающая его социальные потребности». В Ливии, соответствии с принятыми социальными традициями, племя коллективно обеспечивает выкуп своих членов, сообща платит за них штраф, совместно мстит за них, коллективно их защищает. Особое место в Зеленой Книге отведено женщине, ее физическому строению и социальной роли в обществе:
Во-первых - «женщина - человек, равно как и мужчина»;
Во-вторых - женщина - особь женского пола, а мужчина - особь мужского пола. В силу этого женщина «имеет регулярное заболевание в виде ежемесячных кровотечений, если же этого не происходит, значит, у нее наступила беременность».
В-третьих - тенденция лишить женщину ее естественной роли матери и заменить ее как мать яслями кладет начало отказу от гуманного, человеческого общества и превращению его в биологическое общество, живущее искусственной жизнью (вследствие этого в Ливии отсутствуют детские сады, а женщина, родив ребенка, уже никогда не выходит на работу).
В-четвёртых - мужские особи в мире растений и животных по природе своей сильные и грубые, тогда как женские и в мире растений, и в мире животных, и в мире людей по природе своей красивые и нежные.

Исходя из этого, М. Каддафи делает вывод, что "человеческие права равны для всех - мужчин и женщин, однако обязанности далеко не равны.

Упоминает в своем труде М. Каддафи и о черной расе: «править миром будут черные». По его мнению, данное событие неминуемо вследствие демографических и социальных закономерностей. Вот почему, в последние десятилетия Ливия ассоциирует себя все больше не с арабским миром, а с Африканским континентом, пытаясь занять в нем лидирующие позиции.

Языковая проблема также поднята в третьей части «Зеленой книги»: «Люди будут отсталыми, пока не смогут объясняться на одном языке». Однако вопрос этот будет решен лишь когда процесс слияния языков пройдет ряд стадий, на что уйдет жизнь не одного поколения при условии, что со временем эти поколения утратят фактор наследственности: «чувственные восприятия, вкус и темперамент дедов и отцов».

Оригинальным является взгляд «Зеленой книги» на спорт и зрелища:
«спорт может быть только индивидуальным, подобно молитве»;
«массовый спорт - это социальная потребность людей, поэтому недопустимо как со спортивной и демократической точек зрения передоверять занятия спортом другим лицам»;
«коллективный спорт - дело масс»;
«трибуны стадионов существуют лишь для того, чтобы закрыть массам доступ на спортивные поля»;
«бокс и разные виды борьбы свидетельствуют, что человечество еще не окончательно избавилось от пережитков варварства».

Такой подход к спорту привел к тому, что большинство стадионов страны открываются в Ливии лишь во время проведения военных парадов, а любые виды борьбы находятся под строжайшим запретом.

Не находя в так называемом «исламском социализме» конкретных рецептов преобразования общества, М. Каддафи постоянно вносил поправки в свою теорию. Если до «Зеленой книги» ислам считался одним из идейных источников официальной идеологии, то в вышедшей летом 1979 года третьей части этой книги «истинность» Третьей Всемирной теории уже не измерялась постулатами ислама.

Напротив, «истинность» самих исламских положений стала оцениваться с точки зрения их соответствия самой этой теории. Движущей силой истории объявлялась национальная и общественная борьба. Вместе с тем, уточнял М. Каддафи, «если бы мы ограничились только поддержкой мусульман, то показали бы пример фанатизма и эгоизма: Истинный ислам - тот, который выступает в защиту слабых, даже если они не мусульмане».

В последующих пояснениях и комментариях к «Зеленой книге» многие ее положения подвергались значительной корректировке. Но эта книга по-прежнему остается как бы основополагающим катехизисом официальной идеологии в Ливии.

Продолжение преобразований в Ливии

Трансформация ливийского общества в современную политическую систему, названную Джамахирией, сопровождается многими зигзагами и проходит медленнее, чем того хотел бы М. Каддафи. Но созданная им система, несомненно, пробудила ливийский народ к политической активности. Однако, как он вынужден был признать, «участие народа в управлении страной было не полным».

Поэтому на состоявшейся 18 ноября 1992 года в городе Сирт сессии ВНК было принято решение о создании в Ливии новой политической структуры. Она предполагала переход страны на высшую ступень народовластия - образцовой Джамахирии. Речь идет о создании вместо первичных народных собраний полутора тысяч коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств.

Необходимость реорганизации прежней политической системы, как пояснил М. Каддафи, объяснялась, прежде всего, тем, что она «не смогла обеспечить подлинного народовластия в силу сложности структуры, что создало разрыв между массами и руководством, страдала излишней централизацией». В целом Джамахирия продолжает курс на построение «исламского социалистического общества», где господствует лозунг - «Власть, богатство и оружие - в руках народа!».

В 2011 году империалистами была атакована и разгромлена Ливия. Сам лидер её (родился 7 июня 1942 года) и несколько его соратников, согласно одним сведениям, были убиты, согласно другим, в том числе официальным, пропали без вести, но гибель их не доказана (по словам одного из российских разведчиков, Муаммар Каддафи «жив и ждёт своего часа»). Всё это сейчас не важно, а важно то, что Каддафи как политическая фигура снят с доски.

Причём, особенно в левой среде, Ливия описывается как образцовое государство, разрушенное извне, появилось множество сайтов, восхваляющих страну, тогда как у населения, мол, причин для бунтов, для недовольства не было. Классическая теория заговора, махровейший идеализм, в чём мы сейчас и убедимся.

Для исследования используем материалы профессора Института востоковедения РАН А. Е. Егорина, работавшего в Ливии в 1974-1980 гг. советником посольства СССР, работу самого Каддафи под названием «Зелёная книга» (интересная работа – автобиография, сборник статей и конституция в одном) и сведения из Большой Советской Энциклопедии времён Брежнева.

С середины XVI века до 1911–1912 гг. земли Ливии являлись частью Османской империи, с 1911–1912 по 1942–1943 колонией Италии. Во Второй Мировой войне были оккупированы Великобританией и Францией.

24 декабря 1951 года было провозглашено независимое Королевство Ливия. Но, несмотря на формальную независимость, страна являлась по-прежнему западной колонией.

Ещё в первой половине XX века Ливия стремилась к освобождению. Сопротивление итальянским захватчикам в 1923–1931 годах возглавлял Омар Мухтар. Во многом Омар Мухтар являлся образцом для Каддафи. А ещё ранее в 1911 итальянским колонизатором был убит дед Муаммара Каддафи, возглавлявший сопротивление. Так что Муаммар Каддафи является потомственным революционером.

1 сентября 1969 года армейская организация «Свободные офицеры юнионисты-социалисты» под руководством Муаммара Каддафи произвела военный переворот, официально называющийся Революцией Аль-Фатех.

Была провозглашена Ливийская Арабская Республика. С 1977 года, Ливия переименовывается в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию («джамахирия» – «государство, управление, организация масс», «народоправство», «народная демократия», от «джумхурия» – республика), а с 1986 в Великую Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. В результате государственного переворота свергнута, сторонники и соратники либо бежали из страны, либо в самой Ливии ушли в партизанское сопротивление.

Итак, мы видим, что Каддафи стремился к строительству социализма.

Являлся Каддафи и интернационалистом: поддерживал контакты с различными революционными и национально-освободительными движениями (африканскими, латиноамериканскими, Ирландской Республиканской Армией), стремился к созданию государственных союзов. Например, с 1972 по 1977 год Ливия участвовала в конфедеративном государственном образовании Федерация Арабских Республик (Ливия, Египет, Сирия, а также предлагались Судан и Тунис – все эти страны были затронуты феноменом арабского социализма). Предполагалась также в 1972–1977 Арабская Исламская Республика (Ливия, Тунис, Алжир).

Безвозмездной помощью в деколонизации стран Африки являлась и Великая Рукотворная река.

В то же время – политика Каддафи на внутреннем уровне представляла собой крайне причудливую смесь анархизма, госкапитализма, национализма (панарабизма) и умеренного исламизма.

Революция 1969 года по факту являлась буржуазной – позволила сформироваться национальной буржуазии. Были национализированы все предприятия.

К 1980 году частная собственность на средства производства была ликвидирована, вместо неё создавались общественные и кооперативные магазины.

В 1973–1975 был разработан 3-летний план развития страны, далее до середины восьмидесятых были пятилетки. В военной сфере Ливия и СССР сотрудничали по пятилеткам. Плановая экономика сохранилась даже после контрреволюции 2011 года.

К концу XX века пережитки феодальных отношений были ликвидированы полностью.

На основании всего выше сказанного напрашивается вывод такой – в Ливии при Каддафи был государственно-монополистический капитализм.

Вместе с тем, идеологически ливийские руководители изначально отступили от марксизма. Не отказываясь от реализации на практике отдельных установок в соответствии с марксизмом, они также проявляли интерес к российским анархистам Бакунину и Кропоткину, Льву Толстому, а также Достоевскому, Сартру, Руссо. Изучение марксизма было возможно в принципе, однако сама деятельность компартий и оппозиционных движений вообще была объявлена вне закона. Единственность легальной политической партией в 1971–1977 годах являлся Арабский социалистический союз. Арабский социалистический союз и Совет революционного командования были также упразднены в 1977 и заменены Всеобщим народным (народным) конгрессом. Именно это преобразование и было определено как «джамахирия», «подлинное народовластие».

Официально была запрещена деятельность всех политических партий – фактически же Всеобщий конгресс и являлся правящей партией (именно из-за этого возникает ощущение, что Каддафи использовал практически фашистские методы для удержания власти).

55.614381 37.473518

Джамахирия - особая форма общественного устройства, господствующая в Ливии во времена правления Каддафи. Единственным источником которой является его "Зелёная книга", которая распространилась во всей Европе, Америке, Китае, Японии, Арабском мире. В СССР вышла к 20-летию ливийской революции. В 70-80 г.г в арабских странах был популярен национальный исламский социализм - третья мировая теория. Три части «Зелёной книги» были изданы в Триполи в 1976 – 1979 гг. Концепции Каддави, в настоящий момент, не имеет и не имела практических аналогов. Когда Каддафи писал одну из частей книги в палатке, среди пустыни, то ее пытались атаковать 170 американских самолётов, с целью сжечь её черновик.

Демократия (Власть народа)

Согласно Джамахирии, Главная политическая проблема человеческого общества – это проблема орудия власти. Даже семейные конфликты нередко порождены данной проблемой. Парламентская победа кандидата заканчивается победой того орудия правления, которое представляет меньшинство, что происходит в том случае, когда голоса распределяются между группой кандидатов, причем один из них получает голосов больше, чем каждый другой, отдельно взятый. Если же подытожить голоса, поданные за остальных кандидатов, то окажется, что они составляют подавляющее большинство. В парламенте сидят избранники народа и выступают от имени народа, вместо его самого. То есть, парламент - барьер для демократии. Потому, что если депутат избирается от округа, в котором могут быть сотни, тысячи, миллионы человек, которые не связаны с депутатом никакими узами. Места, занимаемые депутатами, представляют интересы своей партии или коалиции, но не народа. В парламентской гонке депутаты борются за голоса избирателей, раскалывая народ. Право наследования депутатских мест не вписывается ни в какую форму демократии. Система выборов в парламент демагогична потому, что голоса можно купить, подтасовать. Поэтому выборы в парламент выигрывают почти всегда богатые. Необходимость в парламентах возникла, когда монархи обращались с людьми, как со скотом, поэтому иметь своих представителей во власти, было заветной мечтой. Партия - орудие диктатуры, поскольку является властью части над целым. Партия отстаивает определённые интересы, а народ - это масса людей с множеством интересов. Относительно народа партия лишь меньшинство, желающее подчинить себе беспартийное меньшинство. Чем больше партий, тем яростнее борьба за власть между ними, подрывающая общественную жизнь. Победившая на выборах партия узурпирует власть. Разница между партией и кланом заключается в наличие кровного родства среди членом последнего. Джамахирия полностью отрицает классовую борьбу. Ставя понятие «класс» наряду с понятиями «партия» и «клан». То есть, если власть захватил рабочий класс, то со временем он приобретёт черты подавленного им класса буржуазии. «Класс, который отчуждает собственность другого класса и овладевает ею, чтобы удержать власть в своих руках, обнаруживает, что эта собственность оказывает на него такое же воздействие, какое она ранее оказывала на общество в целом.» Референдум признаётся пустой тратой времени и фальсификацией демократии, ибо на референдуме можно сказать только «да» или «нет», а человек должен иметь возможность промотивировать своё мнение. Референдумы были придуманы для того, чтоб завуалировать неудачные проблемы решения власти. Единственным средством осуществления народной демократии являются народные конгрессы. Прямая демократия стала утопией из-за большого количества людей. Неоднородность режимов, именующих себя демократическими, лишь указывает на их недемократичность, по причине указанной выше. Организуются народные конгрессы, избирающие народные комитеты, которые заменяют администрацию и берут на себя управление страной. Сами народные конгрессы контролируют их работу. Поскольку члены конгрессов пренадлежат к разным профессиям, то они создают народные профессиональные конгрессы. Вопросы, поставленные народными конгрессами и комитетами, формулируются на Всеобщем народном конгрессе, где совместно собираются руководящие органы народных конгрессов, народных комитетов. Законы формируются в Джамахирии на основе обычаев и религии. Законы в современных обществах же противоестественны человеческой природе и формируются на интересах господствующих верхушек. Закон не нуждается в выработке, а должен существовать под эгидой человеческой сути и быть переходящим наследием. Религия признаётся самым «гуманным и справедливым» источником права. По мнению Каддафи, обществу не нужно никакое вмешательство государства в собственные дела. Это должен осуществлять сам народ на конгрессах. Человек должен иметь право на свободовыражение, даже будучи умалишённым. Общество состоит из множества физических и юридических лиц. Поэтому, если физическое лицо является безумным, это не означает, что остальные члены общества также умалишенные. Поэтому пресса не может пренадлежать конкретному лицу. Но поскольку всё наоборот, то газета не является выразителем общественного мнения. Поэтому демократическая печать должна издаватся народным комитетом, ив частности по профессиональному признаку. Чтоб решить проблему печати, надо решить проблему демократии в целом. Третья Всемирная теория гласит, что демократическая система состоит из народных конгрессов, народных конгрессов и народных комитетов.

Решение экономической проблемы (Социализм)

Вопрос о заработной плате, с точки зрения Джамахирии, неверен, ибо трудящиеся обменивают плоды своего труда на подачки, а должен быть принцип: «кто производит, тот и потребляет». Наемные работники, как бы ни был велик их заработок, – это те же рабы. В механизме ручного труда присутствует три элемента: рабочий, предприниматель, средство производства. Свобода человека неполна, если его потребностями управляют другие. Стремление к удовлетворению потребностей может вести к порабощению человека человеком, эксплуатация также порождается потребностями. Удовлетворение потребностей – реально существующая проблема, и, если не сам человек управляет своими потребностями, возникает борьба. Если человек имеет жилище большее, чем ему нужно для удовлетворения потребностей, то он будет сдавать его в аренду, ущемляя свободу квартиранта. Так, владелец одежды вправе снять её с человека на улице и оставить его голым, владелец средства передвижения, которым тот пользуется, может высадить его на перекрестке, а владелец дома, где он живет, может оставить его без крова. Ибо человек живущий в своём доме не является свободным. Земля признаётся общенародной, на которой человек сам удовлетворяет потребности. Накопление доли общественного богатства в размере, превышающем потребности одного человека, является уже посягательством на потребности другого человека. Например, работник производит десять яблок для общества; общество за его участие в производстве отдает ему одно яблоко, что полностью удовлетворяет его потребности. Излишки должны принадлежать всем членам общества. Нетрудоспособные и неполноценные от рождения люди должны получать ту же долю общественного богатства, что и здоровые. Итак, новое социалистическое общество не что иное, как закономерный итог, вытекающий из диалектики существующих в мире несправедливых отношений, естественно порождающих именно такое решение проблемы. Несерьёзно пытаться управлять удовлетворением первейших потребностей человека с помощью юридических, административных и прочих мер, поскольку удовлетворение их является незыблемой основой общества, определяемой его естественными законами. Прибыль и деньги могут исчезнуть при удовлетворении естественных потребностей человека. В конечном счете, к исчезновению прибыли ведёт труд во имя увеличения прибыли. Домашняя прислуга вредна социализму потому, что она занята обслуживанием другого человека, а не производством благ. В тех случаях, когда участие работников все же необходимо, домашняя работа должна выполняться не прислугой, работающей за плату или бесплатно, а работниками, пользующимися правом продвижения по службе и имеющими те же социальные и материальные гарантии, что и остальные работники сферы общественных услуг.

Общественный аспект Третьей Всемирной Теории

Общественный, фактор является двигателем истории человечества. Основой исторического развития является общественная связь, которая объединяет людей в общности, начиная с семьи и кончая племенем и нацией. Что же касается борьбы за власть происходит внутри общности на разных уровнях, вплоть до семьи. Религиозный фактор объединяет представителей разных наций. Государство – это искусственное политическое, экономическое, а иногда и военное устройство, никак не связанное с понятием человечества и не имеющее к нему никакого отношения. Равно как и культивирование растений не имеет отношения к исконной природной среде. Семья - общность людей, где человек чувствует себя комфортнее, чем в племени или нации. И поскольку в рамках племени человек является более свободным, то оно становится для него, своего рода, школой жизни. Нация обеспечивает человеку политическую защиту. Национальный фанатизм, применение национальной силы против слабых наций, а также прогресс одной нации в результате захвата достояния другой несут зло и вред всему человечеству. Однако сильная личность необходима для племени и семьи. Со временем политическая карта мира менялась. Государства распадались. Так произошло с известными мировыми империями, ибо все они представляли собой совокупность наций, каждая из которых в силу своих националистических устремлений стала добиваться независимости. Государства могут объединятся на основе общей религии, но и это не помогает, если национальный дух оказывается сильнее религиозного. Джамария выступает против посягательств на семейный ценности и сравнивает ясли с птицефермами. Если женщина больна, то часть её обязанностей должен возложить на себя мужчина. При уважительной причине женщина может не соблюдать пост. Любые попытки превратить женщину в мужчину - регресс для общества. Существует два типа меньшинств – меньшинство, слившееся с нацией и ставшее её социальной частью, и меньшинство, не имеющее своей нации. Последнее представляет собой самостоятельный общественный организм и является исторически сложившейся общностью. Посягательства на эти права со стороны любого большинства есть произвол. Общественная самобытность – свойство, присущее данному меньшинству, она не может быть ни дарована, ни отторгнута. Политические и экономические проблемы такого меньшинства могут быть решены только в условиях общества, которым правят массы, где власть, богатство и оружие принадлежат массам. Многочисленность чёрной расы Изучение наук в учебных аудиториях, обязательное обучение, принуждение к выбору профессии, по мнению джамахирии - диктат и насаждение невежества. Человек должен сам выбрать профессию по своей природе. Джамахирия предлагает отказаться от изучения инородных культур и монополизации знаний. Спорт Джамахирия сравнивает с молитвой: одиночный - с молитвой в комнате, а спорт на стадионе - с молитвой в храме. Поэтому стадионы нужно упразднить, ибо негоже смотреть на то, как молятся другие. Это всё равно, что ходить в ресторан, посмотреть как едят другие. Любые попытки монополизировать спорт должны быть пресечены. Пропагандировать спорт бесполезно, так как это притупляет сознание. Когда богатства и оружие принадлежат массам, спорт как один из видов социальной активности также принадлежит массам. Неправильно также превращать спорт в достояние одиночек, так как массовый спорт проще оплатить обществу. Тысячи аплодирующих и смеющихся зрителей, заполняющих трибуны стадионов, – это тысячи введенных в заблуждение людей, которые, не имея возможности заниматься спортом лично, праздно сидят на трибунах и аплодируют чемпионам, которые перехватили у них инициативу. Точно также, люди ходящие в театр, сторонниками Джамахирии считаются бездельниками. Например, человек, смотрящий на скачки лошадей, не хочет сам учится кататься верхом. Спортивные единоборства джамахирия приравнивает к пережиткам варварства.

Ливийская «Джамахирия». Муамар Каддафи. Военный переворот, осуществленный 1 сентября 1969 года группой сподвижников заговорщической организации «Свободные офицеры», прошел удивительно спокойно и до сих пор считается самым бескровным в истории арабских стран. Свержение короля Идриса совершила небольшая группа молодых офицеров под руководством 27-летнего Муамара Каддафи. Впоследствии это событие руководители Ливии назовут «Резолюцией 1 сентября». Молодые заговорщики и Каддафи, которые были горячими сторонниками арабского социалиста Гамаля Абдель Насера, сделали на первых порах все возможное, чтобы повторить революцию Египта 1952 года, и это вначале им удавалось.
Муамар Каддафи, молодой капитан ливийской армии, в одночасье стал главнокомандующим и диктатором целого государства. Родился он в 1942 году в бедуинской палатке, которая и сегодня является местом поклонения ливийцев. Не случайно Каддафи называет себя «величайшим пролетарием мира». Биографы отмечают незаурядную начитанность и ораторские способности вождя («каида») революции. Он учился на историческом факультете Ливийского университета, но поступил в военный колледж, где создал подпольную организацию «Юнионистов-социалистов».
Формально власть перешла в рука Совега революционного командования (СРК), который в декабре 1969 г. издал текст временной конституции, з соответствии с которой Ливия объявлялась Ливийской арабской республикой (ЛАР), а Совет революционного командования принял функции законодательной власти. СРК назначал Совет министров - правительство ЛАР. Временная конституция выдвинула цели государственной политики, которые заключались в создании социалистического общества, «общества всеобщего благоденствия».
Конституция провозглашала необходимость единства арабов как важнейшую задачу государства. Идеи политического единства арабов легли в основу массовой политической партии - «Арабский социалистический союз», созданной по опыту революции Египта 1952 г. Декрет о создании партии был опубликован в июне 1971 г., вся другая политическая деятельность вне рамок Союза запрещалась. Главная задача партии состояла в привлечении основной массы народа к управлению государством и участию в широкомасштабных реформах, которые осуществлялись «каидом» ливийской резолюции.
Экономические реформы начались с национализации большинства предприятий, построенных еще при короле. Но важнейшим событием в стране стала национализация американской нефтяной компании. В 70-е годы революционеры сокрушали частную собственность на средства производства и землю, все «передавалось народу». На этом нововведения и реформы не закончились. У «каида» ливийской революции рождались новые идеи строительства ливийского общества. Ливия стала похожа на общественную лабораторию по проведению социальных экспериментов.
Главной идеологической основой осуществления всех преобразований стали идеи, изложенные М. Каддафи в его «Зеленой книге», изданной в нескольких томах. Первая книга была опубликована в 1976 г., затем издания продолжались до 1979 г. С выходом книги в Свет появилась «третья мировая теория», которая представлена «каидом» как собрание вечных общечеловеческих истин и может квалифицироваться как своеобразная «Библия современной эпохи». В разное время М. Каддафи подчеркивал свою приверженность к идеям Мао Цзэдуна, Сталина, и далее Гитлера, но «третья мировая теория» претендует на новое место в мире. Теория создавалась как противопоставление «капиталистическому материализму», так и «коммунистическому атеизму» и претендует на то, чтобы быть единственно приемлемой для всех развивающихся стран.
Основные отличия возникшей идеологии заключаются в следующем.
По утверждению самого Каддафи, его теория представляет собой особую форму социализма, которая наиболее полно соответствует исламской «умме» (сообществу мусульман). Ислам, особенно ранний, содержит идеалы равенства и социальной справедливости. Взятые за основу нового общества исламские догмы составляют базу нового идеологического направления. Кроме того, «каид» утверждает, что все режимы в мире несправедливы, поскольку строятся на основе господства одного класса или партии.
Именно отсюда выводится идея «Джамахирии» - общества народных масс. Это слово введено в оборот самим Муамаром Каддафи и означает, по существу, «прямое народное самоуправление», хотя во многом эти идеи, по мнению исследователей, перекликаются с анархистскими взглядами Прудона, Бакунина, Кропоткина.

Создание общества «Джамахирии» шло путем осуществления мероприятий в рамках «народной революции». В марте 1977 года на чрезвычайной сессии Всеобщего народного конгресса (ВПК) была провозглашена «Джамахирия» - общество народных масс, в котором законодательная власть принадлежит первичным народным собраниям, объединяющим все взрослое население страны. Исполнительной властью наделены народные комитеты, избираемые народными собраниями. Ливийский лидер считает, что новая государственная структура - высшее достижение демократии. Все взрослое население страны заседает в народных комитетах.
Ушли в небытие министерства и другие государственные учреждения. Правительство Ливии сменил Высший народный комитет (ВНКОМ), а министерства - секретариаты. Провозглашалось новое государство «Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия» (СНЛАД).
Экономика страны на первых порах заметно преображалась. Значительно вырос государственный сектор, он стал преобладающим. При осуществлении аграрной реформы в жизнь проводился принцип Каддафи: «Каждый верующий может обрабатывать столько земли, сколько ему под силу». Высокими темпами развивалось жилищное строительство, здравоохранение, образование, которые предоставлялись в Джамахирии бесплатно.
Эти преобразования М. Каддафи теоретически обобщил в одной из своих работ, в которой отметил, что «коммунизм не умер, он просто еще не родился», а родиться он мог, вероятно, только в Ливии.
Конечно, эти сферы экономики развивались не на пустом месте. Гарантом относительно безбедной жизни ливийцев стали богатейшие запасы нефти, перешедшие в руки государства. К тому же богатство страны создавалось благодаря использованию дешевой рабочей силы из-за рубежа. Иностранцы, принесшие с собой современные технологии, создавали условия роста экономики и ВНП.
Однако не все шло так гладко, как того хотел реформатор. Расходная часть была огромной. Миллиардные затраты на закупку вооружений и распространение в мире идей «третьей мировой теории» все больше негативно сказывались на экономике страны. К тому же десятки экстравагантных проектов Каддафи попросту проваливались, неся гигантские затраты. Достаточно вспомнить идею «великой рукотворной реки» через пустыню. На проект было истрачено 25 млрд долларов, но «река» так и не дала воды засушливым районам.
Когда в марте 1982 г. СН1А ввели эмбарго на закупку ливийской нефти, финансово-экономическое положение страны стало быстро ухудшаться. Получение экономической помощи из Советского Союза было проблематично, поскольку СССР вступал в полосу глубокого кризиса и распада. С этого времени «каид» начинает задумываться о необходимости изменения своей политики. Растущее недовольство в стране и сопротивление местной буржуазии заставили М. Каддафи пересмотреть многие постулаты своих взглядов.
С 1988 г. полковник совершает новую революцию, вноеь переходит к восстановлению капиталистической собственности. Полковник опять удивил весь мир: он вернул частным торговцам лавки и частную собственность. После многих лет строгого контроля над всеми видами хозяйственной деятельности стала поощряться частная инициатива, снова разрешено было открывать частные магазины и частный бизнес не только в сфере обслуживания, но и в обрабатывающей промышленности. Переход к некоторой либерализации экономики, провозглашение так называемой «зеленой перестройки» на деле означали отход от догматов джамахз-рийской модели. К концу 90-х годов в руководстве страной все больше усиливается тенденция и желание избавиться от утопических идей и построений «третьей мировой теории».
Однако курс на умеренную либерализацию экономики, возрождение малого и среднего бизнеса осуществлялся под контролем государства. Государство удерживало ключевые отрасли, прежде всего нефтегазовую промышленность, а также основные виды внешнеэкономической деятельности, включая экспортно-импортные, валютно-финансовые операции. Курс ливийского динара жестко фиксировался центральным банком. Менялось отношение к иностранному капиталу. Ливийское руководство в конце 90-х заявило о своей готовности открыть двери для иностранных капиталовложений. В 1997 году был принят «закон об иностранных инвестициях», который предусматривал создание специального бюро, занимающегося иностранными капиталовложениями в ливийскую экономику.
Стимулирование внутреннего рынка проводилось путем постепенной приватизации оптовой и розничной торговли. Начато учреждение акционерных обществ, принято решение о приватизации нерентабельных(госпредприятий. С вступлением в XXI век в Ливии, хотя и медленно, но довольно последовательно осуществляются рыночные реформы. Ливийское руководство демонстрирует способность извлекать уроки из собствепных ошибок и воспринимать многие достижения государств с рыночной экономикой.
Много своеобразного в аграрных преобразованиях ливийского государства. Государство окончательно ликвидировало землевладения племен и стало полновластным собственником всех территорий. Формально земельная собственность в Джа-махириии упразднена. Собственность заменена понятием «использование земли». Несмотря на провозглашение земли общенациональным достоянием, фактически равноправно сосуществуют государственная, кооперативная, частная собственности. Не допускается, однако, ни продажа земли, ни сдача ее в аренду. Владельцам разрешено лишь передавать свои участки по наследству. Но в новом десятилетии XXI века заметна тенденция ослабления государственного регулирования.
Конечно, экономический рост страны тормозят последствия прежней экстремистской политики и экспериментов. Необходима нормализация отношений с Западом и другими странами Ближнего Востока. Несмотря на объявленные США санкции во внешней торговле с Ливией, многие государства, такие как Италия, Япония, Южная Корея, а также многие немецкие и французские фирмы, не участвовали в экономических санкциях против ливийского государства. Это позволило сохранить экономику страны в стабильном состоянии. Основным источником всех богатств современной Лиеии по-прежнему является нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность, на долю которой приходится более 95% поступлений от экспорта. В целом добыча нефти и ее экспорт обеспечивали в 2003 г. достаточно высокий уровень жизни всем гражданам Джамахирии, при сохранении многих социальных программ и военных расходов.

Выбор редакции
Когда, как не после выхода на заслуженный отдых увлечься туризмом и отправиться в увлекательное путешествие? И не обязательно для этой...

Кухня Канарских островов и в частности Тенерифе достаточно самобытная, разнообразная и вкусная. Во время отдыха вы сможете попробовать...

Объявленный рейтинг «Десятка самых дорогих люксовых брендов в мире-2012» включает известные китайские марки водки «Маотай» и «Улянъе»....

Его я заприметил в самый первый день пребывания в городе во время первой прогулки по . Шествуя по земляным валам древнего кремля я увидел...
Джамахирия - это тип или форма политико-социального устройства государства, которая является нестандартной, поскольку отличается от...
Покрово-Тервенический монастырь не может похвастаться древней историей. Тем не менее в эту обитель отправляются не только паломнические...
Обзорывнешней торговли России Внешняя торговля России с КНДР (Северной Кореей) в 1 полугодии 2018 г. Подготовлен сайтом Внешняя...
Где ловить карпа, знает далеко не каждый рыбак. Рыбалка на карпа имеет свою специфику. В первую очередь, это неспешная затея, к которой...
Рыбаки, не имеющие достаточного опыта, стараются узнать у профессионалов, как ловить карпа, какие снасти для этого необходимо и какие...