История мавзолея в галикарнасе. Мавзолей в Галикарнасе Музей в галикарнасе


Пятое чудо света – это мавзолей в Галикарнасе . Если вы хотите побывать в этой исторической местности – поезжайте в турецкий город-курорт Бодрум. Именно там ученные обнаружили развалины чуда света Галикарнасского мавзолея.

Названо древнее сооружение по имени правителя Карии – Мавсола, так как это был его надгробный памятник. Собственно именно с того времени в древнем Риме мавзолеи получили такое широкое распространение. Чем же стал известен этот архитектурный шедевр?

В 4 веке до нашей эры царь Мавсол вместе со своей женой – царицей Артемисией, решили увековечить свою память по примеру египетских фараонов. Для этих целей и было возведено грандиозное строение, ставшее чудом света.

Работы по возведению мавзолея начались прежде, чем правитель Карии скончался, то есть в 359 году до нашей эры. Справедливости ради нужно сказать, что отвечала за грандиозную работу царица Артемисия. Уже в 350 году до н.э. Галикарнасский мавзолей был представлен народу.

Интересные факты про Мавзолей в Галикарнасе

Сохранилось описание постройки Плинием Старшим, а также Витрувием. В целом, здание состояло из трех ярусов. Первый исполнял роль мощного цоколя, построенного из кирпича с мраморной облицовкой.

По периметру его опоясывали статуи с представителями греческого эпоса. Основание было трёхуровневым, что делало мавзолей символом могущества и долговечности.

Второй ярус имел значение храма. Он был окружен 36 колонами, которые подпирали верхнюю часть Галикарнасского мавзолея – пирамиду. Сама пирамида состояла из 24 ступенек, которые вели к вершине. Именно там была размещена главная статуя: колесница с царем Мавсолом и царицей Артемисией.

Изначальная задумка была такой: в нижней части мавзолея была непосредственная гробница правителя Карии и его супруги, в средней же располагался храм со скульптурой Мавсола для поклонения усопшему царю.

Как это ни удивительно, но до теперешнего времени вполне прилично сохранились обе статуи: Мавсола и Артемисии. То же самое касается колесницы, некогда находившейся наверху пятого чуда света мавзолея в Галикарнасе. Все эти исторические артефакты хранятся в музее Британии.

Через 19 столетий, в XIII веке, архитектурный шедевр разрушился, вследствие масштабного . То, что от него осталось, было унесено рыцарями, чтобы начать строение башни святого Петра. В 1846 году Чарльз Томас Ньютон совершил научно-исследовательскую экспедицию, исследовав руины. Именно тогда были найдены выше приведенные артефакты.

Таким образом, чудо света Мавзолей в Галикарнасе вошел в историю и стал известен нам, как одно из самых выдающихся построек древности.

– был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов Малой Азии. Местом паломничества был огромный храм бога войны Ареса с величественной статуей из мрамора и золоченого дерева. Женщины стремились к храму Афродиты – богини любви и красоты, – возле которого бил чудесный фонтан, возвращающий любовь покинутым, дарящий счастье любящим и пробуждающий чувства у тех, чье сердце еще не ведало власти Афродиты. Но более всего манила в Галикарнас усыпальница царя Мавсола (умершего в 353 году до н. э.), считавшаяся одним из чудес света. Эта гробница сочетала в себе черты греческого храма и восточной пирамиды. Зовется эта усыпальница Галикарнасский мавзолей.

Царь Мавсол присоединил к Карии ряд близлежащих областей и островов. Все подвластное население было обложено многочисленными налогами, а полученные таким образом средства тратились на возведение великолепной усыпальницы, она одновременно должна была служить храмом, в котором и после смерти чтили бы царя. Для ее строительства Мавсол пригласил в Карию лучших архитекторов и скульпторов того времени: Сатира, Пифея, Скопаса, Лeoxapa, Тимофея и Бриаксида.

Проект мавзолея

Согласно проекту, мавзолей должен был представлять собой прямоугольник 66 метров шириной, 77 метров длиной и 46 метров высотой. По композиции он делился на три части:

  • Прямоугольный постамент в виде ступенчатой пирамиды – собственно усыпальница царя и царицы – должен быть увенчан опоясывавшей его лентой мраморных рельефов.
  • Второй этаж предполагалось выполнить в виде колоннады, окружавшей помещение храма.
  • Крышей ему должна была служить пирамида из 24 ступеней. А на вершине пирамиды собирались разместить мраморную скульптурную квадригу – запряженную четырьмя конями колесницу.

В верхнем и нижнем помещении намеревались установить по 15 колонн. В нижнем они должны быть дорийские – более массивные, в верхнем – более легкие, коринфские. Наружную колоннаду должны составлять 36 ионийских колонн. Таким образом, при строительстве мавзолея собирались использовать все три архитектурных ордера.

Возвести мавзолей предполагалось в центре города, на одной из самых широких его улиц, и по замыслу он должен был стать главной достопримечательностью Галикарнаса.

Галикарнасский мавзолей (реконструкция)

Строительство мавзолея

Мрамор для строительства мавзолея добывали в каменоломнях. Глыбы вырубали и выпиливали особой пилой и на специальных деревянных тележках спускали вниз. Здесь производилась первичная обработка мрамора, для того чтобы уменьшить его вес при перевозке. Затем на телегах, запряженных волами, глыбы перевозили в каменотесные мастерские.

Когда отдельные детали были готовы, а мраморные глыбы отполированы, началось возведение стен постамента и установка колонн на втором этаже. Для того чтобы поднять колонны наверх, были построены деревянные платформы на подпорках и особые наклонные плоскости, тоже из дерева. На колонны был установлен массивный, богато украшенный карниз.

В разгар работ внезапно умер царь Мавсол. Его вдова, царица Артемисия, продолжила начатое мужем дело. Архитектору и скульптору Пифею надлежало изваять из мрамора огромную статую царя. Статуя царицы, по всей видимости, была создана знаменитым скульптором Скопасом, хотя ряд ученых подвергает сомнению его авторство. Им же, вероятно, была выполнена и часть рельефного фриза, украсившая западную стену гробницы. На этом фризе запечатлен очень популярный мифологический сюжет амазономахии: битвы греческих героев с женщинами-воительницами.

Царь Мавсол. Мраморная статуя из Галикарнасского мавзолея (высота 3 м)

Внизу : Битва греков с амазонками. Фриз Галикарнасского мавзолея

Фризы южной и восточной сторон были созданы скульпторами Бриаксидом, Тимофеем и Лeoxaром и изображали битву лапифов с кентаврами. И хотя строительство еще не было завершено, в Галикарнас стали стекаться толпы любопытных путешественников.

Авторы проекта не увидели его завершение

Царица Артемисия не дожила до окончания строительства. Работы продолжились при их с Мавсолом сыне (ставшем правителем Галикарнаса), а закончились при внуке. Усыпальница вызывала восхищение и почиталась как чудо света.

После разгрома персов войском Александра Македонского Галикарнас был разграблен и разрушен македонскими воинами. Но Галикарнасский мавзолей, как ни странно, не тронули. Он простоял в опустевшем городе 1800 лет, до XV века, и, несмотря на частые землетрясения, остался невредимым. В XV веке побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые разобрали мавзолей и построили на развалинах Галикарнаса опорную крепость – замок Святого Петра. Творения великих мастеров древности использовали для сооружения стен крепости. После того как крестоносцы были изгнаны из Малой Азии турками, на месте древнего Галикарнаса появилась турецкая крепость Будрун.

В середине XIX века путешественники обратили внимание на то, что в стенах турецкой крепости встречаются плиты с античными барельефами, изображающими битву героев с амазонками. Всего насчитали 12 таких плит. Английский посол в Османской империи добился разрешения выломать их из стены и отправить на экспертизу в Британский музей. Ученые узнали знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший стены одного из прославленных чудес света – усыпальницы царя Мавсола

Галикарнасский мавзолей. Новая жизнь развалин

В Будрун отправился известный ученый-археолог, хранитель Британского музея Чарльз Ньютон. После того как он обнаружил в стенах крепости две мраморные статуи львов, когда-то стоявших у подножия мавзолея, у него исчезли последние сомнения.

В течение девяти месяцев, пока решался вопрос с разрешением на выемку фрагментов усыпальницы из стен крепости, Ньютон искал место, на котором когда-то стояла гробница. За это время из толщи ила и строительного мусора были извлечены фрагменты мраморной колесницы, обломки статуй людей, лошадей и львов. В результате настойчивой и кропотливой работы была почти целиком восстановлена статуя царя Мавсола, достигавшая 3 метров в высоту, а также статуя Артемисии – высотой более 2,5 метра.

После того как Галикарнасский мавзолей был найден, началось тщательное изучение его остатков. Были собраны все упоминания древних авторов о мавзолее. На основе этого материала ученые совместно с архитекторами попытались восстановить внешний облик усыпальницы царя Карии. И тут не обошлось без разногласий.

Исследования

По одному варианту Галикарнасский мавзолей представлял собой храм с крышей в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которой возвышалась квадрига в виде колесницы и четверки лошадей, в которой находились огромные статуи Мавсола и Артемисии. Сам храм, по мнению этих исследователей, стоял на высоком постаменте, в зале которого и помещались саркофаги царя и царицы. А вокруг постамента, являвшегося первым этажом, находились статуи львов и всадников. Но такой вариант встретил серьезные возражения авторитетных ученых, тщательно изучивших все письменные источники и археологические материалы по данной проблеме и осуществивших математические расчеты.

Они предложили свой вариант, согласно которому мавзолей состоял из двух пирамид (верхней и нижней) и храма с колоннадой. Нижняя пирамида служила основанием храма, а верхняя являлась крышей всего сооружения. Сверху она была увенчана квадригой, но статуй царя и царицы в ней не было. Это, по мнению ученых, вполне соответствует греческой традиции, согласно которой было принято ставить на погребальных сооружениях пустую колесницу, которая символизировала смерть хозяина.

Но главным аргументом в пользу того, что статуи были помещены не на колесницу, а стояли на невысоком постаменте, является манера их исполнения. Особенно это бросается в глаза при сравнении их с фигурой лошади из квадриги. Лошадь выполнена с учетом того, что на нее будут смотреть снизу с большого расстояния. А статуи царской четы созданы в обычном ракурсе, без учета особенностей местоположения.

После того как по фрагментам колесницы были вычислены ее размеры, стало ясно, что для нее статуи слишком тяжелы и массивны. Кроме того, у статуй тщательно разработаны черты лица, детали одежды и даже обувь, что было бы совершенно ненужным, если бы они размещались в квадриге на большой высоте. А отделывать нижнюю часть статуй тогда вообще не имело бы смысла, так как борта колесницы скрывали бы ее до линии бедер.

Все это свидетельствует о том, что статуи царя и царицы помещались не в колеснице, а стояли на пьедестале где-то на нижней площадке, среди множества других статуй, обломки которых были обнаружены в толще ила и строительного мусора, скрывшей то место, на котором когда-то возвышалось одно из величайших чудес Древнего мира. Данная точка зрения признается на сегодняшний день наиболее верной.

ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ. July 10th, 2013

О, сизые и розовые плиты!
Каррасский мрамор, кованый гранит!
Вы безупречны, вечны, знамениты.

Маргарита Алигер

Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола или Мавзола II (греч. Μαύσωλος), сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция), одно из античных чудес света.


Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики была великолепная гробница в Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства - Галикарнасе. Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был хороший порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдоль гавани находилась рыночная площадь, далее вверх через центр излучины и её окаймления была проложена широко развернутая улица, “посредине которой был, воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что он числился среди семи чудес света”, - записал Витрувий.

Проспер Мериме: «Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог… Он ввeл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света». Сооружение мавзолея началось ещё до погибели Мавсола в 353 г. до н.э.

Гробница была воздвигнута в IV веке до нашей эры царицей Артемисией - женой и родной сестрой царя Мавсола. По словам римского историка Авла Геллия, "царица питала к своему супругу необыкновенную любовь, не поддающуюся описанию" и невероятную скорбь по умершему. Говорили, что она подмешивала его прах в свое питьё, тем самым понемногу доведя себя до смерти. Артемисия призвала самых знаменитых риторов своего времени (Навкрата, Исократа, Теодекта и Феопомпа) для произнесения хвалебной эпитафии своему усопшему мужу.


Франческо Фурини(?). Артемисия, готовящаяся выпить прах своего мужа Мавсола.

В архитектуре Галикарнасского Мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались все три знаменитых ордера, греческий, ионический, коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В Мавзолее сочетались строгая геометричность, массивная простота, исполненная внутренней силы, и стремление к декоративности, к легкости форм, плавности линий. Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес, таких как храм Артемиды в Эфесе, илистатуя Зевса в Олимпии. являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных — мавзолей не был посвящен греческим богам.

Галикарнасский Мавзолей - трёхъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойный храм площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, а третий - пирамидальная кровля, тоже мраморная. Во внутреннем дворе располагалась каменная платформа, на которой располагалась могила. К вершине платформы вела каменная лестница, со скульптурами львов по бокам, а также со статуями богов и богинь. По углам располагались каменные воины, охраняющие покой внутри мавзолея.

Могила была построена в виде квадратного конического блока, в высоту составлявшего треть от общей высоты мавзолея (45 метров). Могила была покрыта барельефами со знаменитыми боевыми сценами, включая битву греков с амазонками. Венчала здание четырёх конная колесница (квадрига), которой правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 40 - 50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников. Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его скульптурное устройство было поручено нескольким мастерам, в том числе великому Скопасу и Леохару.

Плиний Старший так описывает это сооружение: «С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже, общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга - Тимофей, с запада — Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов .»

Девятнадцать веков стоял Мавзолей. О разрушении Галикарнасского Мавзолея известно из средневековой хроники. Нехватка камня привела к гибели целого ряда ценнейших памятников. Такая же участь постигла Мавзолей в Галикарнасе. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра в Бодруме.


Развалины мавзолея (Будрун, Турция).

Большая часть старинного мрамора превратилась в известь, а подземные палаты были разграблены. Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса.

В 1846 году развалины исследовала экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса Ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Сохранились обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битву греков с амазонками “Амазономахия”. Учёные считают, что это работа Скопаса или его мастерской.

Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице.


Восточный фриз Галикарнасского мавзолея.

По итогам исследований было составлено несколько вариантов реконструкции первоначального облика, один из которых был положен в основу мавзолея Гранта на Манхэттене.

Статуи Мавсола и Артемисии, а так же другие украшения Мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне. Память о Галикарнасском Мавзолее осталась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в слове “мавзолей”. По образцу галикарнасского мавзолея построено множество зданий по всему миру.


Мавзолей Гранта на Манхэттене, Нью-йорк.


Массонский храм в Вашингтоне.


Мемориальный комплекс в Мельбурне, построенный по подобию Галикарнасского мавзолея.liveinternet.ru/users/lviza_neo/p ost225552157/#

Мавзолей в Галикарнасе – чудесный памятник древнегреческого архитектурного искусства, вошедший в историю античной культуры как одно из семи чудес Древнего мира . Нашими современниками принято считать, что мавзолей является усыпальницей великих вождей.

Почему же эту уникальную конструкцию назвали именно мавзолеем? Чтобы понять, откуда берет корни это название, следует окунуться в историю Карии, столицей которой был Галикарнас (ныне – турецкий Бодрум). В IV веке до н.э. в стольном граде Карии была возведена усыпальница для супружеской четы – самого правителя Карии Мавсола и его жены, носившей имя Артемисия. Поэтому со временем сооружение и получило такое название – мавзолей (от греч. слова Mausoleion).

Возведение усыпальницы было начато при жизни Мавсола, однако правитель так и не дождался окончания ее строительства – он умер. По некоторым историческим данным, процессом строительства продолжала руководить вдова Артемисия, которая действительно любила своего мужа и хотела таким способом увековечить его память. На основании этих великих чувств мавзолей в Галикарнасе впоследствии был признан памятником любви.

Однако мавзолей в Галикарнасе строился не только как усыпальница – Мавсол и Артемисия желали, чтобы он был одновременно и усыпальницей, и храмом. Для воплощения их задумок в реальность были приглашены именитые архитекторы Греции Пифей и Сатир и скульпторы Леохар, Тимофей, Скопас и Брикасид – лучшие мастера того времени. Их плодотворное сотрудничество окончилось смешением архитектурных стилей, однако оно не испортило мавзолей. Наоборот, сооружение получилось настолько необычным, что строений, подобных ему, греки еще не видели, поскольку это было соединение красивейших стилей того времени – дорического, коринфского и ионического.

Описание мавзолея в Галикарнасе

Строители расположили усыпальницу в периптере – здании, обрамленном колоннадой из 11-метровых колонн. Для поддержания крыши мавзолея понадобилось 36 колонн. Промежутки между колоннами были заполнены разнообразными статуями мифологических фигур, а крыша выглядела как ступенчатая пирамида, имеющая 24 ступени. Ее венцом была мраморная квадрига, то есть античная колесница с запряженными в нее четырьмя лошадьми.
В колесницу были помещены огромные изваяния Мавсола и Артемисии, исполнявшие роль возниц. Эта великолепная скульптура достигала в высоту 6 м. В помещении усыпальницы находились саркофаги из мрамора, предназначенные для царской четы. Подножие мавзолея украшали скульптуры всадников и мраморных львов.

Усыпальницу-храм нельзя было назвать обычным сооружением, ведь на самом деле это был целый архитектурный комплекс солидных размеров, который имел свой собственный внутренний двор. В его центре и была установлена прямоугольная платформа из камня размером 19 х 11 м. А чтобы добраться до вершины мавзолея, нужно было проделать путь по широкой лестнице, охранниками которой были каменные львы.

Изнутри здание было декорировано барельефами, на которых отражались сцены из легенд и сказаний древней Греции. Наружные стены мавзолея украшали скульптуры богов и богинь. По углам сооружения стояли огромные каменные изваяния стражей-воинов. В целом сооружение, именуемое и мавзолеем, и храмом, и усыпальницей одновременно, в высоту занимало 46 м (от самого его основания до вершины со скульптурой колесницы).

Судьба мавзолея, построенного в Галикарнасе

353 год до н.э. ознаменовался для Карии смертью Мавсола, труп которого кремировали. На тот момент строительство мавзолея еще не было завершено. Безутешная Артемисия, желающая поскорее соединиться с духом умершего супруга, выпила странную смесь, приготовленную из праха Мавсола, воды и ароматических веществ.
Но смерть после употребления такого напитка к ней не пришла – Артемисия прожила еще 2 года. Тело умершей царицы впоследствии было сожжено и захоронено рядом с ее мужем. Так супруги-правители и обрели свое последнее пристанище, и только после этого вход в гробницу был окончательно замурован камнями.

Мавзолей в Галикарнасе отличался такой высокой прочностью, что радовал глаз античного народа еще на протяжении 19 веков. А в XV веке уже нашей эры он незначительно пострадал от землетрясения. Но пережить нашествие крестоносцев мавзолею всё же не удалось – они разобрали его большую часть и добытые таким способом материалы использовали для строительства замка Святого Петра, причем здесь же – на месте разрушенной усыпальницы. Несколько позднее эти камни были использованы повторно, только уже для возведения крепости Бодрум.

В целом история галикарнасского мавзолея богата событиями. В свое время он пережил завоевание города Александром Македонским, и даже выдержал нападение пиратов, позарившихся на Галикарнас в начале I века. Однако после того как на мавзолей напали мальтийцы и забрали из него каменные и мраморные плиты, от величественного сооружения осталось только основание.


Какие исторические ценности остались от галикарнасского мавзолея?

К сожалению, некогда грандиозное сооружение не «дожило» до наших дней. Сегодня туристы могут увидеть только развалины, которые от него остались. Но даже в разрушенном состоянии мавзолей способен произвести неизгладимое впечатление на путешественников. Те люди, которым удалось побывать на экскурсии в Бодруме, удивлялись тому, что некоторые стены турецкой крепости состоят из идеально отполированных мраморных плит. А ведь они были привезены именно из древнего Галикарнаса. Части уникальных мифологических фресок и изваяний Мавсола и Артемисии сегодня можно увидеть в Стамбульском и Британском музеях.

Каким же образом Британский музей , расположенный в тысячах километров от древнегреческого Галикарнаса, пополнился этой удивительной находкой? Дело в том, что слухи о красоте остатков античного памятника культуры, ставших украшением Бодрума, дошли до человека из английского посольства в Турции . По приезду на историческое место он выкупил у властей разрешение на выемку из стен 12 плит для их транспортировки в музей Британии. Когда плиты предстали на обозрение английских ученых, те смогли сделать вывод о том, что перед ними не что иное, как частица фриза знаменитого Скопаса.

Так сэр Ньютон – директор Британского музея, окончательно убедился в том, что на поиски остатков галикарнасского мавзолея следует отправляться в Бодрум, куда он и поспешил. И первое, с чем ему пришлось столкнуться по выходу на берег, - это два мраморных льва, замурованных в стену крепости.
За те 9 месяцев, которые Ньютон провел в Бодруме, ему удалось отыскать множество обломков мавзолея и 4 плиты, изготовленные древним скульптором Скопасом. Но самое интересное его ожидало впереди, ведь в конце археологических раскопок он обнаружил статуи Мавсола и Артемисии, которые когда-то стояли в колеснице на крыше мавзолея. Конечно, они были расколоты на множество частей, но находка все равно представляла немалую историческую ценность. Кроме того, упорным англичанином была найдена и мраморная голова лошади, украшенная подвесками и бронзовой уздечкой с позолотой. Все эти находки Ньютон и перевез в свой музей, а было это в 1857 году.

Раскопки загадочной гробницы проводились и под руководством Кристиана Джеппезена. Они закончились в 70-х годах прошлого столетия. Все найденные статуи, барельефы и разнообразные элементы старинной конструкции помогли ученым воссоздать облик усыпальницы. По ее проекту строились такие памятники архитектуры, как церковь Святого Джорджа в Лондоне, Мемориал Воинам в Индиане, Здание муниципалитета в Лос-Анджелесе и пр. Но как бы ни старались современные архитекторы, им не удалось передать всего величия, которое было присуще древнему мавзолею, построенному для упокоения праха правителей Карии.

Адрес: Тургут Рейс Кад (угол Хамама Сока)
Открыт с апреля по октябрь: с 8:00 до 19:00 вторник-воскресенье
Ноябрь-март: с 8 до 17 часов вторник-воскресенье

Колоссальный Мавзолей в Галикарнасе был одним из семи чудес Древнего Мира. Названный в честь царя Мавсола, правителя Карии, и предназначенный как его гробница. Мавсол был сатропом то есть по сути наместником под властью персов. Работа над этим зданием началась в 355 году до нашей эры и была завершена его вдовой, Артемисией III, единственной женщиной, управлявшей Карией. Мавзолей царя Мавсола достиг высоту 41 м (134 фута), с подиумом, колоннадой из 36 колонн и пирамидой, великолепно покрытой конной фигурой колесницы. Гробница стояла около 1500 лет, но была разрушена в 1402 году, когда рыцари ордена Святого Иоанна использовали многие из его камней для строительства замка Святого Петра. Когда вы входите, не пропустите оригинальные модели реконструкции слева.

История Мавзолея царя Мавсола в Галикарнасе

В 4 веке до н.э. Галикарнас был столицей небольшого регионального царства в империи Ахеменидов на западном побережье Малой Азии. В 377 г. до н.э. номинальный правитель области, Гекатомн Милас, умер и оставил контроль над королевством своему сыну Мавсолу или Мавсолусу. Гекатомнус, местный сатрап под властью персов, взял под контроль несколько соседних городов и районов. После Артемисии и Мавсола у него было несколько других дочерей и сыновей: Ада (приемная мать Александра Македонского), Идриеус и Пикадор. Мавсол расширил свою территорию до юго-западного побережья Анатолии. Артемисия и Мавсол правили от Галикарнаса над окружающей территорией в течение 24 лет. Мавсол, хотя и произошел от местных жителей, говорил по-гречески и восхищался греческим образом жизни и правительством. Он основал многие города по греческой городской планировке вдоль побережья и поощрял греческие демократические традиции.

Мавсол решил построить новую столицу, безопасную от вторжения врагов и великолепная по своему виду. Для этого он выбрал город Галикарнас. Артемисия и Мавсол потратили огромное количество налоговых денег, чтобы украсить город. Они заказали статуи, храмы и здания блестящего мрамора. В 353 году до н.э. Мавсол умер, оставив Артемисию править в одиночку. Как персидский сатрап, и как представитель могучей царской династии Гекатомнидов, Мавсол планировал для себя сложную гробницу. Когда он умер, проект был продолжен его братьями и сестрами. Могила стала настолько знаменитой, что имя Мавсола теперь является эпонимом для всех величественных гробниц.

Артемисия жила всего два года после смерти ее мужа. Урны с пеплом были помещены в еще незавершенную гробницу. В качестве ритуала жертвоприношения тела с большим количеством мертвых животных были помещены на лестницу, ведущую к гробнице, а затем лестницы были заполнены камнями и щебнем, закрывая доступ. По словам историка Плиния Старшего, мастера решили остаться и закончить работу после смерти своего покровителя «считая, что это был памятник его собственной славы и искусства скульптора». Плиний Старший так описал Мавзолей в Галикарнасе.

С юга и севера протяжение его - по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны - уже, общее протяжение - 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера - Бриаксид, с юга - Тимофеос, с запада - Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов

Вероятно, Мавсол начал планировать гробницу до своей смерти, как часть строительных работ в Галикарнасе. Артемисия лишь продолжила строительный проект. Артемисия не жалела средств для строительства гробницы. Она послала гонцов в Грецию, чтобы найти самых талантливых художников того времени. Это были Скопас, человек, который руководил восстановлением Храма Артемиды в Эфесе . Известные скульпторы были (в работах Витрувия и Плиния): Леохар, Бриасид, Скопас и Тимофеос или Тимофей, а также сотни других мастеров.

Мавзолей в Галикарнасе была возведена на холме с видом на город. Все здание располагалось в закрытом дворе. В центре двора была каменная платформа, на которой стояла гробница. Лестница, окруженная каменными львами, вела к верхней части платформы. Здесь вокруг внешних стен стояли статуи греческих богов и богинь. На каждом углу платформы стояли статуи каменных воинов на лошадях, которые охраняли гробницу. В центре платформы возвышалась мраморная гробница как квадратный сужающийся блок, состовляющий треть от общей высоты 45 метров (27 футов) мавзолея. Этот раздел был покрыт барельефами, показывающими боевые сцены, в том числе битву кентавров с лапитами и греков в бою с амазонами, раса женщин-воинов, жившие по убеждению греков в современых дельтах Кубани и Дона. Кстати курганы женщин воинов с оружием и доспехами действительно были найдены в южной России. Хотя изображение имеют классическую технику, нижняя треть Мазволея была посвящена культуре Ближнего Востока, особенно барельефы Асирии и Вавилона.

В верхней части этого раздела гробницы украшали тридцать шесть тонких колонн, по десять на каждую сторону, причем каждый угол разделяет одну колонну между двумя сторонами. Эта часть также составляла треть высоты. Между колоннами стояли статуи. За колоннами стоял сплошной блок из камней несущие вес массивной крыши гробницы Мавзолея Галикарнаса. Средняя треть Мавзолея был посвящен греческой культуре. Крыша, которая составляла большую часть последней трети высоты, была пирамидальной. По сути это была дань египетской архитектуре. Наверху стояла квадрига: четыре огромные лошади, тянущие колесницу, в которой находились изображения Мавсола и Артемисии.

Современные историки отмечают, что два года это не то время, которое хватило бы, чтобы украсить и построить такое экстравагантное здание. Поэтому считается, что строительство было начато царем Мавсолом до его смерти или продолжалось следующими правителем города. Мавзолей Галикарнаса напоминал храм, и единственный способ увидеть разницу - это его более высокие внешние стены. Мавзолей Галикарнаса был в доминирующим памятником в области Галикарнас, которая в 353 году была контролирована Империей Ахеменидов. Согласно римскому архитектору Витрувию, он был спроектирован Сатиросом и Питеем, который написал трактат об этом. Сам трактат теперь утрачен. Паусаниас добавляет, что римляне считали Мавзолей Галикарнаса одним из величайших чудес света, и именно по этой причине они назвали все свои великолепные гробницы мавзолеем.

Неизвестно, когда и как Мавзолей был разорен. Евстафий в 12-м веке писал в своем комментарии к Илиаде, говоря: «Это было и есть чудо». То есть на момент 12-ого века Мазволей в Галикарнасе все таки еще стоял. Из-за этого Фергюссон пришел к выводу, что здание было разрушено, вероятно, землетрясением, между этим периодом и 1402 годом, когда в эти земли прибыл рыцари ордена святого Иоанна Иерусалимского. Они записали, что Мазволей уже лежал в руинах. Луттрелл отмечает, что в то время у местных греков и турков не было имени - или легенд для объяснения колоссальных развалин и причин разрушения.

Многие из камней с развалин Мавзолея использовались рыцарями для укрепления своего замка в Бодруме ; они также восстановили барельефы, с которыми они украсили новое здание. Большая часть мрамора была сожжена для производства известки. В 1846 году лорд Стратфорд де Редклифф получил разрешение удалить эти рельефы из Бодрума.

На самом месте, где стоял Мавзолей Галикарнаса к 19-ому веку лежали лишь фрагменты камней, статуй и барельефов. Многие были увезены британскими учеными (такие как Чарльз Ньютон, Дональдсон и другие) и историками в Англию. В какой-то момент до или после этого, грабители ворвались в и разрушили подземную погребальную камеру, но в 1972 году все еще оставались следы достаточные, чтобы определить расположение камер, когда они были раскопаны.

Мавзолей Галикарнаса был назван седьмым чудом света древними, и не из-за его размера, но из-за красоты его дизайна и того, как он был украшен скульптурой или украшениями. Мавзолей был главным архитектурным памятником Галикарнасса, стоящим в центре города на возвышенности над гаванью.

Поздняя история Мавзолея

Мавзолей долгое время был главной достопримечательностью города Галикарнас (сегодня Бодрум). Он остался нетронутым, когда город был взят войсками Александра Великого в 334 году до нашей эры и оставался не поврежденным после нападений пиратов в 62 и 58 до н.э. Мавзолей стоял в центре города в течение шестнадцати веков. Затем ряд землетрясений разбил колонны, а бронзовая колесница упала на землю. К 1404 году до н. э. лишь фундамент Мавзолея Галикарнаса оставался на своем месте.

Рыцари Святого Иоанна Родосского вторглись в регион и построили замок Бодрум (замок Святого Петра). Когда они решили укрепить его в 1494 году, они использовали камни с руин Мавзолея. В 1522 году слухи о вторжении в Турцию заставили крестоносцев укрепить замок в Галикарнасе (который тогда был известен как Бодрум), и большая часть оставшихся частей гробницы была разбита и использовалась в стенах замка. Здесь можно увидеть участки из полированного мрамора из могилы. Сулейман Великолепный завоевал базу рыцарей на острове Родос, которые затем переселился на Сицилию, а позже на Мальту, оставив замок и Бодрум Османской империи.

Во время фортификационных работ в основание памятника вошла партия рыцарей и открыла комнату, в которой был большой гроб. Во многих историях Мавзолея можно найти следующую историю о том, что произошло. Партия, решив, что было слишком поздно открывать ее в тот день, вернулась на следующее утро, чтобы найти гробницу, и любое сокровище, которое оно, возможно, содержало, разграблено. Тела Мавсола и Артемисии тоже пропали без вести. Небольшое здание музея рядом с местом Мавзолея рассказывает эту историю. Исследования, проведенные археологами в 1960-х годах, показывают, что задолго до того, как пришли рыцари, грабители выкопали туннель под могильной камерой, украв его содержимое. Также в музее утверждается, что наиболее вероятно, что Мавсол и Артемисия были кремированы, поэтому в могильной комнате была помещена только урна с пеплом. Это объясняет, почему тела никогда не были найдены. Рыцари просто ничего не знали про погребальные традиции древних людей.

Перед тем, как измельчить и сжечь большую часть оставшейся скульптуры Мавзолея для производства известки для штукатурки, рыцари удалили несколько лучших работ и установили их в замке Бодрум. Там они пробыли три века.

Выбор редакции
Охота на зайца зимой считается наиболее простым и доступным видом охоты для начинающего. Хотя она интересна и для опытного охотника. На...

Ловля голавля относится к динамичным видам рыбалки независимо от применяемой снасти. Ведь шустрая и быстрая рыба, обнаруженная рыболовом...

Не каждый россиянин, наверное, слышал о таком государстве, как Бруней. Тем не менее данный султанат известен еще из китайских хроник XV...

Этнический колорит, ритуалы индейцев и зажигательные карнавалы – это не совсем то, с чем мгновенно ассоциируешь Чили. Тем не менее в...
У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет...
Полезная информация для туристов о Лейпциге в Германии - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные...
На нашей планете насчитывается более 250 государств, каждое из которых имеет свой национальный флаг. Как правило, он состоит из полос или...
Аргентина необъятна по своим пространствам и несравнима по удивительно разнообразной и сказочной природной красоте. Где находится...
Когда, как не после выхода на заслуженный отдых увлечься туризмом и отправиться в увлекательное путешествие? И не обязательно для этой...