Японские подводные лодки второй мировой войны. Обитаемость японских подводных лодок вмв


Американские военные корабли, потопленные японскими подводными лодками

Краткие сведения о результатах боевых действий подводных лодок японского флота против морских сообщений

По американским данным, за время Второй Мировой войны подводные лодки японского флота потопили 147 торговых судов союзных и нейтральных стран водоизмещением свыше 500 т и общим тоннажем 776000 бр. per. т

Французские источники приводят сведения, согласно которым японские подводные лодки потопили за время войны 170 союзных и нейтральных судов, из них в северной и нейтральной частях Тихого океана - 18, в юго-западной части Тихого океана - 33 и в Индийском океане - 119 судов

По японским данным, результаты боевых действий японских подводных лодок против морских сообщений в 1942–1943 годах выражались следующими цифрами.

Список иллюстраций

Капитан-лейтенант Мотицура Хасимото

Подводная лодка I-58 в Сасэбо

Торпедный отсек подводной лодки I-58

Японские подводные лодки в Куре: 9 лодок типа I и 2 лодки типа На

I-401 вернулась в Японию после капитуляции

I-14, подходящая к борту 1-400

I-58, переоборудованная для транспортировки кайтэн

Одна из транспортных лодок типа На

Транспортная лодка I-352 в доке во время разборки на металл

Две лодки типа На-201 в Куре

Армейская транспортная лодка «Мару-ю» № 1013

Катапульта подводной лодки

Подводная лодка I-53

Подводная лодка I-57

Подводная лодка I-19

Подводная лодка I-5

Подводная лодка I-121

Подводная лодка I-1

I-53 и I-36 в Сасэбо

Японские подводные лодки в Йокосуке

Подводные лодки Ro-58 и I-369 в Йокосуке

Подводные лодки I-400, I-401, I-14

Подводная лодка I-14 после капитуляции

Подводные лодки типа На

Подводная лодка I-52

Подводная лодка I-61

Подводная лодка I-176

Спуск подводной лодки на воду

Подводная лодка I-55 в доке

Недостроенная сверхмалая лодка «Корю» на верфи в Куре

Подводная лодка I-370 с человеко-торпедами на палубе

Подводная лодка типа STO (I-400). Водоизмещение: 5223 t/6560 t. Размеры: 122 х 12 х 7,02 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 7700 shp/2400 shp = 18,7/6,5 узл… 30000 миль @ 16 узл./ 60 миль @ 3 узл… Вооружение: 8 ТА 533 мм (нос, 20 торпед), 1 - 140/50 мм, 10–25 мм (3 х 3 + 1 х 1), 3 гидросамолета. Экипаж: 144 человека.

Подводная лодка типа А1 (I-9). Водоизмещение: 2919 t/4149 t. Размеры: 113,7 х 9,55 х 5,36 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 2400 shp/ 1100 shp = 23,5/8 узл… 16000 миль @ 16 узл./60 миль @ 3 узл… Вооружение: 6 ТА 533 мм (нос, 18 торпед), 1 - 140/40 мм, 2 - 25 мм зен., 1 гидросамолет. Экипаж: 114 человек.

Подводная лодка типа KD3a (I-153). Водоизмещение: 1800 t/2300 t. Размеры: 100,58 х 7,98 х 4,83 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 6800 shp/ 1800 shp = 20/8 узл… 10000 миль @ 10 узл./90 миль @ 3 узл… Вооружение: 8 ТА 533 мм (6 нос, 2 корма, 16 торпед), 1 - 120/45 мм. Экипаж: 64 человека.

Подводная лодка типа KS (Ro-100). Водоизмещение: 601 t/782 t. Размеры: 60,9 х 6,0 х 3,51 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 1100 shp/ 760 shp = 14,2/8 узл… 3500 миль @ 12 узл./60 миль @ 3 узл… Вооружение: 4 ТА 533 мм (нос, 8 торпед), 2 - 25 мм зен… Экипаж: 38 человек.

Подводная лодка типа Dl (1-361). Водоизмещение: 17791/2215 t. Размеры: 73,5 x 8,9 x 4,76 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 1850 shp/ 1200 shp = 13/6,5 узл… 15000 миль @ 10 узл./120 миль @ 3 узл… Вооружение: 1 - 140/40 мм, 2 - 25 мм, 2 десантные баржи (после модернизации сняты). Экипаж: 60 человек.

Подводная лодка типа Maru-yu (Yu-1). Водоизмещение: 273 t/3701. Размеры: 40,9 x 3,9 x 2,95 м. Машины: 1-вальный дизель + электромоторы 400 shp/ 75 shp = 10/5 узл… 1500 миль @ 8 узл… Вооружение: 1-37 мм. Экипаж: 13 человек. Транспортные лодки, спроектированы армией для снабжения изолированных островных гарнизонов.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге


Зарядка батарей, подкачка воздуха.

По американским данным, американский тральщик «Кондор», производивший обычное контрольное траление входа в Пирл-Харбор, донес об обнаружении перископа подводной лодки. Самолет типа «Каталина» также обнаружил сверхмалую подводную лодку, следовавшую за американским кораблем «Антарес», вероятно, надеясь пройти вслед за ним в гавань. Эскадренный миноносец «Уорд» потопил эту лодку артиллерийским огнем и глубинными бомбами. Сверхмалая лодка, которая проникла в гавань через открытый проход в противолодочном сетевом заграждении, была потоплена в гавани эскадренным миноносцем «Монагэн».

Дуглас SBD-6. - Прим. ред.

По американским данным, «1-170» была потоплена приблизительно в 200 милях северо-восточнее о. Оаху.

Одно торпедное попадание получил английский линейный корабль «Рэмиллис». Он вернулся в Дурбан с затопленным отсеком. Другая подводная лодка потопила большой танкер. (Сноска автора английского перевода. - Прим. ред. )

Американские источники сообщали, что из четырех спущенных лодок одна запуталась в противолодочных сетях при входе в гавань. 3 лодки прорвались в гавань. Одна из них выпустила торпеду, которая прошла мимо американских кораблей «Чикаго» и «Перкинс». Полагают, что «Чикаго» потопил одну из лодок перед тем, как он и «Перкинс» вышли из гавани в открытое море. Австралийский крейсер «Канберра» стоял у причала и поврежден не был. Еще одна лодка была потоплена кораблями охранения, а последняя, четвертая, погибла от взрыва собственной торпеды, произошедшего во время выстрела.

Эти данные не подтверждены союзниками.

По англо-американским данным, подводная лодка «1-52» была фактически потоплена самолетом с американского авианосца «Боуг» в узкой части Атлантического океана, в районе 15°16 с. ш. и 39°55 з. д.

Подводная лодка «1-164» в выполнении данного задания участие не принимала. Она была потоплена 17 мая у о. Кюсю.

Это был авианосец «Саратога». Выпустив 6 торпед, подводная лодка «1-26» всплыла до перископной глубины, оказавшись в 9 м от эскадренного миноносца «Макдонаф». Срочное погружение спасло лодку, несмотря на то, что, погружаясь, она попала под таран. В конце года «1-26» потопила американский крейсер «Джюно».

«Ro-34», обнаруженная противником при помощи радиолокатора на рассвете 5 апреля (лодка находилась в надводном положении), была обстреляна из 5-дюймовых орудий американским эскадренным миноносцем «Бэннон». Приблизившись к лодке, миноносец открыл по ней пулеметный огонь, а затем забросал ее глубинными бомбами. В результате лодка затонула.

Согласно данным военно-морского командования США, японская лодка «Ro-101» ночью 1 июля была захвачена врасплох в надводном положении и потоплена американским эскадренным миноносцем «Редфорд», а потому не могла участвовать в сентябрьском сражении.

Согласно официальным данным союзников, подводная лодка «Ro-100» не была потоплена до ноября 1944 года. См. также «Приложение В».

15 сентября 1942 года подводная лодка «1-19» торпедировала авианосец «Уосп», из 4 выпущенных по нему торпед 3 попали в цель. Несколько позже подводная лодка «1-15» торпедировала линейный корабль «Норт Каролина».

По английским данным, линейный корабль «Норт Каролина», так же, как и авианосец «Уосп», был поражен торпедами, выпущенными с подводной лодки «1-19», которая, как полагают, произвела не 4-торпедный, а 6-торпедный залп.

По американским данным, «1–1» была атакована в 21 час 05 мин. двумя сторожевыми кораблями (корветами) «Киви» и «Моа». «Киви» трижды таранил «1–1» и продолжал стрелять в нее, пока не раскалились орудия. Затем бой продолжал «Моа» и принудил лодку выброситься на мель.

По американским данным, несмотря на эти меры предосторожности, американцам фактически удалось захватить значительную часть документов с потопленной лодки «1–1».

Согласно американским данным, 20 октября был торпедирован подводной лодкой «1-176» американский крейсер «Честер» на полпути между о-вами Эспириту-Санто и Сан-Кристобаль. При этом у крейсера было повреждено машинное отделение № 1, но корабль смог дойти до Норфолка, где его отремонтировали. Крейсер возвратился в состав Тихоокеанского флота к моменту начала действий у о-вов Гилберта.

Японская лодка «1-31» была потоплена 13 июня 1943 года в районе о. Кыска артиллерийским огнем американского эскадренного миноносца «Фрэзьер». - Прим. ам. перев.

Согласно американским данным, подводная лодка «1-24» была потоплена 27 июня у о-вов Адмиралтейства.

Согласно американским данным, охотник за подводными лодками «RC-487» обнаружил при помощи гидро- и радиолокаторов подводную лодку «1–9». На лодку было сброшено 5 глубинных бомб, которые выбросили ее на поверхность. После двукратного тарана охотника лодка затонула.

По американским данным, подводная лодка «1–7» первоначально была повреждена эскадренным миноносцем «Монагхэм» и села на мель. Снявшись с мели, она пыталась уйти, однако встретилась с тремя американскими патрульными кораблями, которые атаковали ее и вынудили снова сесть на мель, где она и погибла вместе с большей частью своего экипажа.

По американским данным, подводные лодки на о. Кыска находились в укрытии, которое просматривалось американской разведывательной авиацией.

Рисовая водка. - Прим. ред.

Морисон С.Э., История военно-морских операций флота США во Второй Мировой войне, т. 2.

United States submarine in action 1900–1952. Washington, 1952, «La Revue Maritime, Juillet, 1956, № 123, p. 891.

Как видно, число судов, потопленных японскими подводными лодками, на 23 единицы превышает цифру, приводимую в американских источниках. Не исключено, что французские данные включают суда всех размеров, в том числе и менее 500 т. В этом случае расхождение будет менее значительным.

С конца 1941 года японский Императорский флот регулярно пытался использовать в боях сверхмалые подводные лодки нескольких типов. Результаты боевой работы такой техники нельзя было назвать успешными: до конца войны подводники смогли потопить или повредить лишь несколько вражеских судов. При этом было потеряно несколько десятков субмарин, а почти все их экипажи погибли. Тем не менее, командование флота не теряло надежды. В начале 1944 года была предпринята очередная попытка создать сверхмалую лодку, способную скрытно атаковать противника. Новый проект получил обозначения тип «D», «Тэй-Гата» и «Корю».

Общие идеи


К началу 1944 года ситуация на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой серьезно изменилась. Японское командование все еще могло планировать диверсии в портах и на базах противника, но ситуация заставляла его начинать подготовку к защите собственного побережья. При сохранении существующих тенденций в обозримом будущем становился актуальным вопрос защиты берегов Японии от американских кораблей и десанта. Именно необходимость защиты побережья и прибрежных акваторий стала главной причиной появления проекта «D».

Недостроенная подлодка типа "D" на одном из заводов. Фото Ibiblio.org

Разрабатывая проект «Тэй-Гата», японские инженеры решили отказаться от подхода, использовавшегося ранее. Сверхмалые подлодки типов «А», «B» и «C» представляли собой последовательное развитие одной и той же конструкции, осуществлявшееся с использованием разных узлов и агрегатов. Несмотря на многочисленные доработки, более новые лодки сохраняли старый корпус, что далеко не всегда положительным образом сказывалось на характеристиках. В новом проекте «D» предлагалось использовать некоторые существующие идеи, но разработать подлодку заново.

Отказ от старого корпуса был связан с некоторыми новыми требованиями и с невозможностью вписать необходимые агрегаты в имеющийся объем. Увеличение габаритов лодки в разумных пределах, в свою очередь, позволяло использовать новые комплектующие с требуемыми характеристиками. Таким образом, рост размеров и веса сопровождался повышением ряда важных параметров. Так, удалось увеличить объем топливных баков и тем самым обеспечить новый прирост дальности плавания.

Конструкция

Подлодка типа «D» имела общую длину более 26 м, максимальный диаметр прочного корпуса превышал 2 м, высота конструкции (с рубкой) достигала 3 м. Рост габаритов в сравнении с предыдущими субмаринами привел к увеличению водоизмещения до 60 т в подводном положении. Ожидалось, что более крупная и тяжелая подлодка при помощи новых агрегатов силовой установки сможет сохранить требуемые характеристики.


Схема подлодки типа "D". Рисунок Ibiblio.org

По результатам испытаний и эксплуатации сверхмалых подлодок предыдущих типов было решено серьезно переработать конструкцию корпуса. Для повышения основных характеристик изменили как саму конструкцию, так и компоновку прочного корпуса. Теперь он начинался на небольшом расстоянии от носовой оконечности, а на его корме размещался гребной винт и рулевые устройства. Носовая часть прочного корпуса имела форму усеченного конуса, средняя – цилиндра. Несколько хвостовых отсеков также были выполнены в виде конусов разной высоты и диаметра. В средней части корпуса находилась рубка. Для улучшения мореходности на верхней поверхности прочного корпуса закреплялась узкая и длинная надстройка, образовывавшая характерный вертикальный нос.

В носовой стенке прочного корпуса предусматривались крупные отверстия для установки торпедных аппаратов. Два таких устройства размещались одно над другим, их задние части располагались внутри прочного корпуса. Для упрощения обслуживания техники экипаж имел доступ в носовой торпедный отсек и мог оттуда управлять работой вооружения. Позади отсека с торпедными аппаратами располагался еще один обитаемый объем, под полом которого находились аккумуляторные батареи. Под рубкой предусмотрели сравнительно крупный центральный пост. Экипаж подлодки типа «Корю» должен был состоять из пяти человек, из-за чего пришлось заметно изменить компоновку и размеры обитаемых отсеков.

Непосредственно за центральным постом находился дизельный двигатель с генератором. Позади этого отсека предусматривался свободный объем с частью аккумуляторов. Ходовой электромотор, связанный с гребным валом, находился в кормовом отсеке. Лодка типа «D» имела один гребной винт, помещенный на кормовом обтекателе корпуса. На корпусе перед винтом имелись рули направления и рули глубины.


Вид на торпедные аппараты. Фото Ww2db.com

Отсеки прочного корпуса разделялись несколькими переборками. Для перехода из отсека в отсек экипаж должен был использовать проемы-люки. Крышки люков, с целью экономии места, не предусматривались. Таким образом, затопление одного из отсеков могло привести к попаданию воды в соседние.

Внутри легкой надстройки, а также внутри прочного корпуса имелись несколько балластных цистерн, позволявших погружаться на нужную глубину и выполнять балансировку. Баллоны со сжатым воздухом для продувки цистерн были распределены по свободным объемам корпуса. К примеру, две такие емкости находились рядом с торпедными аппаратами.

Увеличение размеров корпуса позволило использовать дизельный двигатель мощностью 150 л.с. Следствием этого стало сокращение времени, необходимого на полную зарядку имеющихся батарей. Теперь этот процесс занимал не более 7-8 часов. За движение отвечал электрический мотор мощностью 500 л.с. По-видимому, расчеты показали, что сохранение старого 600-сильного двигателя не даст никаких особых преимуществ, хотя и скажется на размерах и весе всей конструкции.

При движении в надводном положении подлодка типа «D» могла развивать скорость не более 10-12 узлов. Максимальная скорость под водой не превышала 16-18 узлов. Таким образом, по максимальной скорости новые подлодки заметно уступали своим предшественницам. Тем не менее, японским инженерам удалось значительно повысить дальность плавания. При использовании дизельного двигателя и скорости не более 8 узлов на одной заправке топливом можно было пройти до 1000 морских миль. На 16 узлах под водой аккумуляторы обеспечивали дальность на уровне 125 миль. Прочности корпуса хватало для погружения на глубину до 100 м.

Вооружение новой подлодки было заимствовано у старых. В носовой части субмарины располагались два торпедных аппарата калибра 450 мм. Основным вооружением лодок «Корю» были торпеды «Тип 97». Такое могло развивать скорость до 45 узлов и доставлять на дальность до 5,5 км боевую часть весом 350 кг. Торпедные аппараты сверхмалой подлодки были выполнены дульнозарядными. Из-за этого боекомплект субмарины состоял всего из двух торпед. Для перезарядки перед атакой новых целей следовало возвращаться на базу.


Интерьер центрального поста. Фото Ww2db.com

По имеющимся данным, экипаж подлодки «Тэй-Гата» состоял из пяти человек. К командиру, рулевому и мотористу добавили штурмана и торпедиста. Увеличение экипажа привело к необходимости доработок обитаемых объемов, но позволило снизить нагрузку на отдельного подводника. Предполагалось, что пять человек смогут без особого труда работать в течение нескольких суток, время от времени сменяя друг друга. Предполагаемая дальность хода в сочетании с максимальным расчетным временем патрулирования заставила конструкторов обратить особое внимание на физические возможности экипажей.

Центральный пост подлодки типа «D» оснащался всем необходимым оборудованием. Подводники имели возможность следить за обстановкой над водой и в подводном положении при помощи перископа и гидрофонов. Для навигации использовался компас и ряд другого оборудования. На нескольких приборных досках имелся набор различных стрелочных приборов и указателей иных типов. Экипаж мог следить за работой всех систем как по приборам, так и визуально. К примеру, моторист имел доступ к обоим двигателям и мог выполнять все операции по их обслуживанию.

Серийное производство

Несмотря на необходимость проведения массы сложных проектных работ, проект «D» был разработан всего за несколько месяцев. В начале весны 1944 года удалось начать строительство опытной лодки нового типа. Продолжая сложившуюся «традицию», первая лодка типа «Тэй-Гата» получила собственное обозначение «Ха-101». Таким образом, серийная техника должна была получать названия от «Ха-102» и далее. Строительство прототипа продолжалось до мая, после чего его передали заказчику для проведения испытаний.


Недостроенные лодки на одном из заводов. Фото Ww2db.com

Проигрывая предшественницам в максимальной скорости на всех режимах, подлодка «Ха-101» имела ряд важнейших преимуществ. Главным плюсом посчитали значительно выросшую дальность плавания. Возможность преодолевать до 1000 морских миль на одной заправке топливом позволяла выполнять длительное патрулирование прибрежных районов. Кроме того, при правильной организации, новые лодки могли участвовать в вылазках к базам противника. Мощь вооружения в виде двух торпед «Тип 97» еще на стадии предварительных работ посчитали достаточной, из-за чего торпедные аппараты не подверглись доработке.

В силу разных причин испытания первой подлодки затянулись. По имеющимся данным, ее эксплуатация в составе флота началась только в конце мая 1945 года. Тем не менее, могла иметь место передача строевому подразделению опытной лодки, изначально не предназначавшейся для участия в боях. Иными словами, прототип, ввиду дефицита техники, могли в срочном порядке сделать боевой подлодкой.

Серийное строительство подлодок «Тэй-Гата» стартовало летом 1944 года. В программе производства новой техники были задействованы несколько предприятий, но основная масса субмарин строилась на заводе «Мицубиси» в г. Нагасаки и на арсенале в г. Куре. Привлечение нескольких предприятий было связано с объемом заказа. По подсчетам адмиралов, Императорский флот нуждался в нескольких сотнях новых сверхмалых субмарин. По этой причине в рамках заказа новой техники были заключены несколько контрактов с разными заводами.


Подлодка на стапеле. Фото Ww2db.com

До начала сентября 1945 года несколько судостроительных заводов успели изготовить и передать заказчику 115 лодок «Корю». После подписания акта о капитуляции Японии американские военные получили доступ к оборонным предприятиям, где, среди прочего, смогли оценить масштабы строительства сверхмалых подлодок. На момент капитуляции на заводах имелось 496 субмарин типа «D», находившихся на разных стадиях строительства. Таким образом, только при выполнении имеющихся заказов японский флот мог получить более шести сотен единиц новой техники.

Следует отметить, далеко не все обнаруженные на верфях подлодки могли быть достроены. На заключительном этапе войны американская авиация регулярно бомбила японские военные заводы, в том числе и относившиеся к судостроительной отрасли. Некоторое количество бомб «досталось» и сверхмалым подлодкам. Также необходимо вспомнить атомную бомбардировку г. Нагасаки, в ходе которой серьезно пострадал весь город, в том числе и завод, строивший субмарины. Тем не менее, позже на этом предприятии было найдено немалое число вполне целых и пригодных для достройки лодок.

Эксплуатация

Насколько известно, подлодкам типа «D» удалось принять участие только в боях у о. Окинава. По разным причинам Императорский флот так и не получил возможность начать полноценную эксплуатацию подобной техники с целью патрулирования заданных акваторий и атаки кораблей противника. Во время боевой работы у Окинавы подводники понесли заметные потери. В течение некоторого времени подлодки «Тэй-Гата» использовались параллельно с субмаринами типа «C».

В конце января 1945 года шесть подлодок типа «Корю», в том числе «Ха-204», «Ха-207» и «Ха-208», были отправлены на базу, располагавшуюся в гавани Унтен (западное побережье о. Окинава). Было решено отправить субмарины своим ходом, поскольку их дальность плавания позволяла добраться до новой базы. Лодки сопровождались двумя судами, которые при необходимости должны были оказать поддержку. На пути к новой базе произошло столкновение одной из подлодок (предположительно «Ха-208») с судном сопровождения. «Тэй-Гата» повредила оба торпедных аппарата и балластные цистерны. Поврежденную лодку оставили в порту Сасебо, куда флотилия должна была зайти по пути на Окинаву. В феврале ее отремонтировали и в начале марта отправили к месту службы.


Аэрофотоснимок базы в гавани Унтен. Фото Combinedfleet.com

14 марта американские разведчики, базировавшиеся в Австралии, перехватили шифровку японского флота, из которой стало известно о планах по развертыванию сверхмалых подводных лодок. До конца марта из Куре на Окинаву должно было прийти транспортное судно с четырьмя подлодками типа «D» и двумя типа «C». После этого на Окинаве должно было базироваться 18 подлодок двух типов. Еще шесть лодок типа «C» планировалось переправить на новую базу в первой половине апреля.

23 марта самолеты-разведчики с авианосца USS Essex (CV-9) сфотографировали секретную базу японских подлодок в гавани Унтен. В тот же день летчики 83-й авиагруппы атаковали базу и затопили все стоявшие там подлодки. В ходе этого налета были уничтожены только подлодки типа «C». Информация о потерях «Тэй-Гата» отсутствует.

Вечером 25 марта подлодки «Ха-209» и «Ха-210» уходят с базы в гавани Унтен с задачей искать и атаковать корабли противника. На базу они больше не вернулись. Точная судьба этих лодок остается неизвестной. По-видимому, их обнаружили и потопили американские корабли. На следующий день с базы ушла подлодка «Ха-208», однако вскоре ей пришлось вернуться обратно. Вскоре после выхода в море произошла поломка силовой установки, которая не позволяла продолжить выполнение задачи.

1 апреля началась битва за Окинаву, продолжавшаяся почти три месяца. В ходе этого сражения японские подводники несколько раз предпринимали попытки атаковать противника, но им не удалось достичь заметных успехов. При этом несколько рейдов завершились гибелью субмарин. По разным данным, в ходе битвы за Окинаву Императорский флот потерял не менее пяти подлодок типа «Корю». Какие-либо успехи отсутствовали.

Битва за Окинаву оказалась первым и последним крупным сражением, в котором смогли принять участие сверхмалые подлодки типа «D». Ввиду количественного и качественного превосходства сил противника, в первую очередь противолодочной обороны, японские подводники, входившие в экипажи лодок «Тэй-Гата», не смогли в полной мере использовать преимущества, связанные с техническими характеристиками новой техники.


Недостроенные подлодки, осень 1945 года. Фото Ww2db.com

В результате подлодки, которые, как ожидалось, смогут защитить побережье Японии от нападения, не смогли выполнить возложенную на них задачу. Большая часть построенных и переданных флоту субмарин так и не успела принять участие в боях. Некоторое количество этой техники было уничтожено во время бомбардировок и обстрелов баз, на которых они находились. Кроме того, почти полтысячи новых субмарин так и остались в цехах нескольких заводов в недостроенном состоянии. Остававшиеся в строю «Корю» и недостроенные лодки в итоге стали трофеями американцев. Специалисты из США проявили интерес к этой технике, но в итоге дали добро на утилизацию всех захваченных сверхмалых подлодок.

Итоги проекта

С точки зрения успешности проект «D» был весьма похож на предыдущий «C». Целью этих двух разработок было обновление конструкции и оборудования подлодки, направленное на повышение ее характеристик. Действительно, конструкторам удалось выполнить поставленную задачу. В ходе проектных работ они смогли улучшить некоторые параметры и тем самым повысить общий потенциал лодок.

Дальность плавания до 1000 морских миль делала лодки типа «Корю» уникальным типом техники, пригодным для использования в самых разных операциях. Тем не менее, обстановка на фронтах уже складывалась не самым хорошим для Японии образом, из-за чего сверхмалые субмарины приходилось использовать не по прямому назначению. Как результат, результаты боевого применения нельзя назвать выдающимися. За несколько месяцев службы подлодки типа «D» не потопили ни одного вражеского судна. Собственные потери в ходе боев при этом составили не менее 5-7 субмарин. Еще несколько лодок были потеряны в результате бомбардировок.

Нетрудно заметить, что подлодки «Тэй-Гата», появившиеся к середине 1944 года, просто опоздали на войну. Более раннее появление подобной техники в теории могло изменить ситуацию, однако практика оказалась менее приятной для японского командования. Проект сверхмалой подводной лодки «D» пополнил и без того длинный список перспективной техники, которая могла бы изменить ход войны, но не сделала этого.

По материалам сайтов:
http://combinedfleet.com/
http://ww2db.com/
http://ibiblio.org/
http://modelist-konstruktor.com/
http://arsenal-info.ru/
http://navypedia.org/

Японская подводная лодка «I-18». Фото 1941 года

Во время нападения на американскую базу в Перл-Харбор в боевом составе ВМС Японии было 60 подводных лодок. Естественно, что большая часть операций японских ПЛ проводилась в Тихом океане, но действиям в Индийском океане также отводилась важная роль. Японские лодки имели скорость хода и дальность плавания, позволявшие им покрывать обширные расстояния, однако несли минимально необходимое оборудование, к примеру, РЛС на них не стояли.

С другой стороны, они были вооружены надежными торпедами, имевшими высокую скорость и большую дальность стрельбы; кроме того, все лодки имели палубные артиллерийские установки, а многие из них к тому же несли на себе легкие самолеты, которые использовались для разведки. Малоизвестным эпизодам боевых действий японских субмарин в Индийском океане посвящен данный материал, подготовленный по материалам зарубежной военной печати и книги М. Уилсона «Война подводников. Индийский океан - 1939–1945 гг.». При этом в статье приводятся географические названия, которые были в ходу в описываемый период времени.

ЖЕСТКИЙ КОНТРОЛЬ

Японские ВМС имели три класса лодок – большие океанские лодки, чьим номерам предшествовала буква «I»; подлодки класса «RO», имевшие значительно меньшие размеры, и субмарины класса «HA» – прибрежного действия и мини-лодки.

Японская военно-морская доктрина требовала, чтобы лодки действовали под жестким контролем, поэтому некоторые лодки были оборудованы для того, чтобы на них мог размещаться старший морской начальник, который руководил бы действиями нескольких ПЛ в удаленных районах. Но в этом случае находившийся на борту лодки начальник обладал заведомо ограниченной информацией об обстановке, что являлось большим минусом. Более того, каждая ПЛ должна была всплывать каждую ночь для передачи и приема информации от своего командира. Разумеется, радиопередачи подвергались перехвату и дешифровке противником.

Как пишет М. Уилсон, «… жесткая тактика, которую применяли японские лодки, является базовым примером отсутствия гибкости в стратегическом и тактическом планировании японцев. Даже обильный урожай разрушительных побед, собранный немецкими подводными лодками, не вдохновил японский Императорский флот изменить свои методы и атаковать протяженные линии снабжения американцев…».

В январе 1942 года подлодкам 5-й эскадры ПЛ японского Императорского флота было приказано убыть с их базы в Камрань-Бей (Индокитай) и прибыть на новую базу в только что захваченном японцами малайском порту Пенанг. Две ПЛ из состава эскадры, «I-59» и «I-60», получили инструкции следовать прямо в Пенанг с проходом вблизи острова Рождества и вдоль западного побережья Суматры. 17 января вблизи южного входа в пролив Сунда «I-60» была обнаружена английским эсминцем «Jupiter» и атакована глубинными бомбами; вынужденная всплыть лодка была уничтожена огнем артиллерии эсминца. «I-59», в свою очередь, во время прохода вдоль побережья Суматры потопила торговое судно противника. Другие две лодки эскадры, «I-62» и «I-64», направились к Цейлону и действовали вдоль индийского побережья между Мадрасом и Кочином; эти лодки пришли в Пенанг в начале февраля, потопив в общей сложности 7 судов противника. «I-65» и «I-66» прошли вдоль западного побережья Суматры и находились в районе северного входа в Малаккские проливы, ошибочно полагая, что здесь появятся корабли британских королевских ВМС из Сингапура. Через некоторое время «I-65» направилась прямо в Пенанг, а «I-66» стала действовать в районе близ Рангуна, а потом также ушла на свою новую базу. Так японские подводные лодки появились в Индийском океане, потопив в январе 1942 года 10 судов противника, а в феврале – пять.

ПАСХАЛЬНЫЙ СЮРПРИЗ

После нападения на Перл-Харбор авианосная ударная группа под командованием вице-адмирала Нагумо вернулась в Японию, чтобы подготовиться к выполнению новой задачи – ликвидации любой английской угрозы в Индийском океане путем поиска и уничтожения британского флота и удара по целям в Коломбо и Тринкомалли. Японцы направили в Индийский океан дополнительное количество подводных лодок, которые должны были вести разведку вокруг Цейлона и вдоль западного побережья Индии. Эти лодки «I-2», «I-3», «I-4»«I-5», «I-6» и «I-7» образовали 2-ю эскадру ПЛ, которой командовал контр-адмирал Ичиока. Все подлодки этой эскадры позднее пришли в Сингапур, так и не обнаружив британский флот и потопив в общей сложности около десятка торговых судов противника.

В свою очередь, удар авианосной группы адмирала Нагумо по Цейлону на Пасху 1942 года был гораздо более успешным: на берегу были серьезные разрушения, на острове практически не осталось английской авиации, были потоплены авианосец, два крейсера и повреждены несколько кораблей. Японские потери в этой эффективной операции составили не менее 17 самолетов.

Тем временем первоначальная группа ПЛ из Пенанга активно действовала в Бенгальском заливе, однако, к счастью для англичан, испытывавшим острый дефицит противолодочных кораблей в этом районе, потери в торговых судах были не очень серьезными.

За четыре месяца, прошедшие после атаки на Перл-Харбор, японцы достигли своей военной цели – они захватили Малайю, всю голландскую Ист-Индию и большую часть филиппинского архипелага, которым управляли американцы. Оставшимся на Филиппинах опорным точкам американцев не суждено было долго продержаться. Как отмечает М. Уилсон, «дополнительно успешный бросок на запад к Ближнему Востоку и соединение с немецкими силами поставили бы англо-американских союзников в положение, которое было бы нельзя спасти. Союзникам, должно быть, сильно повезло, поскольку глаза японцев были сфокусированы только на Тихом океане, где главным противником справедливо рассматривались американцы, а посему Индийский океан считался второстепенным делом; большее сотрудничество с немцами, как вероятная стратегическая возможность, не рассматривалось».

В ДЕЛО ИДУТ МИНИ-СУБМАРИНЫ

Следующий большой поход японских ПЛ в Индийский океан состоялся в июне-июле 1942 года, и в нем участвовали пять ПЛ – «I-10», «I-16», «I-18», «I-20» и «I-30», на каждой из которых имелось 140-мм орудие. «I-10» была несколько крупнее остальных лодок, чье надводное водоизмещение составляло 2544 тонны, а максимальная надводная скорость равнялась 23,5 узла. «I-10», на которой находился адмирал Ишизаки со своим штабом, перевозила на себе легкий самолет. Имелся легкий самолет и на «I-30», а остальные три лодки транспортировали на себе по мини-субмарине. При подводном водоизмещении в 46 тонн экипаж мини-ПЛ составлял два человека, дальность плавания при подводной скорости 19 узлов равнялась 18 милям, или 80 милям при подводной скорости 6 узлов, а вооружение включало два торпедных аппарата, имевших внешнее заряжание. Ранее, при нападении на Перл-Харбор, были использованы пять таких мини-ПЛ, но все они были утеряны, не достигнув ни одной победы. Частью группы адмирала Ишизаки также были шедшие отдельно два вооруженных торговых крейсера, которые предназначались для снабжения ПЛ топливом и действия как надводные рейдеры.

ПЛ «I-30» убыла в район предназначения на несколько дней ранее основной группы и вечером 7 мая 1942 года оказалась в районе Адена. Там с катапульты был запущен самолет, который в вечерних сумерках должен был произвести разведку акватории порта. Воздушная разведка была повторена на следующий день, в этот раз над французским портом Джибути. Разведка с воздуха была проведена и 19 мая над Дар-эс-Саламом; подходящей цели, а ею для японцев были военные корабли англичан, не было обнаружено ни в одном из названных портов. Самолет с другой ПЛ («I-10») 20 мая провел воздушную разведку порта Дурбана, и хотя в то время на рейде порта находилось около сорока торговых судов, «I-10» не выполнила ни одной атаки.

К вечеру 29 мая субмарина «I-10» находилась в районе занятого англичанами Диего-Суарец на Мадагаскаре и снова выслала на разведку свой самолет. Самолет был замечен англичанами, и линкор Ramillies в целях безопасности сменил причал, но сделано это было потому, что самолет посчитали французским, прилетевшим с южной части острова. Как и в предыдущие воздушные разведки над Аденом и Дурбаном, у англичан даже и мысли не было о том, что самолет мог быть японским. Ясная лунная ночь благоприятствовала воздушной разведке, и самолет доложил о стоявших на якоре в бухте линкоре, крейсере и других кораблях. Адмирал Ищизаки передал эту информацию на «I-16», «I-18» и «I-20» и приказал им «запереть» вход в бухту и начать атаку.

Примерно в 9 милях от входа в порт Диего-Суарец «I-20» спустила на воду свою мини-ПЛ (лейтенант Акиеда и старшина Такемото), в нескольких милях от них ушла в сторону порта еще одна мини-ПЛ, спущенная с «I-16». «I-18» испытывала проблемы с двигателями, что заставило ее находиться чересчур далеко от места проведения операции.

Тем временем линкор Ramillies бросил якорь близ своей первоначальной стоянки, рядом с ним находились эсминец и десантный корабль, у входа в порт стоял танкер, а у стенки был пришвартован транспорт с боеприпасами. В 8.15 вечера спокойствие громадной бухты было нарушено, потому что торпеда, выпущенная с мини-ПЛ лейтенанта Акиеда пробила левый борт линкора; часом позже другая торпеда с этой же мини-ПЛ взорвалась в машинном отделении танкера, который частично затонул. Линкор Ramillies был также выведен из строя и не участвовал в боях 12 месяцев. Японцы не знали о транспорте с боеприпасами, попадание в который могло иметь катастрофические последствия для англичан. После выполнения своей задачи мини-ПЛ лейтенанта Акиеда направилась в открытое море, но села на риф на выходе из бухты. Оба члена экипажа лодки попытались по суше добраться до условленного места, откуда их должны была забрать японская подлодка, однако были обнаружены патрулем английских коммандос. Японцы отказались сдаться в плен и были застрелены.

Вооруженные торговые крейсеры находились в 600 милях к юго-востоку от Мадагаскара в готовности передать на лодки топливо и припасы. Они парой прошли весь Индийский океан, но их единственной жертвой стал голландский танкер Genota, который с призовой командой был отправлен в Сингапур. Дозаправив лодки, торговые крейсеры направились в Мозамбикский пролив, потопив 5 июня английский грузопассажирский лайнер Elysia водоизмещением 6757 тонн. Месяцем позже, еще до убытия в Сингапур, крейсеры потопили свою следующую и последнюю жертву – английское моторное судно Hauraki.

«ФРАНЦУЗСКИЙ ЭКСПРЕСС»

Адмирал Ишизаки, давший своим подводникам возможность почувствовать вкус крови на настоящем английском линкоре и убедившись, что его лодки заправлены топливом под завязку, направил «I-10» и «I-18» к южному входу в Мозамбискский пролив, а «I-16» и «I-20» – к северному с задачей атаковать торговые суда. «I-30» было приказано отправляться во Францию, куда она и прибыла 5 августа. К 9 июля, когда лодки получили приказ возвращаться в Пенанг, первая пара лодок потопила 11 торговых судов, а вторая – 10.

Во Франции «I-30» была загружена оборудованием и образцами новейшего вооружения (РЛС, ракета и планирующая бомба) и вернулась в Сингапур, откуда 13 октября ушла в Японию, но подорвалась на мине и затонула.

Следующей лодкой, которая ушла во Францию 6 июля 1943 года, была «I-8». Помимо экипажа самой лодки, на ней находился японский экипаж для немецкой ПЛ «U-1224», которая по приказу Гитлера передавалась японцам в качестве образца немецких подводных лодок «Тип IXC» с надводным водоизмещением 1120 тонн. В японских ВМС эта лодка получила обозначение «RO-501». «I-8», загруженная элементами конструкций немецких торпед и артиллерийских систем, 5 октября 1943 года убыла из Франции домой и благополучно добралась до Японии, став единственной японской лодкой, удачно сходившей в Европу и обратно. Японскому экипажу «RO-501» потребовалось время, чтобы освоиться на лодке немецкой постройки, поэтому она вышла из Гамбурга в Японию только в мае 1944 года. Впрочем, в центре Атлантики лодка была обнаружена и потоплена американским эсминцем, спасшихся не было.

В ноябре 1943 года из Пенанга в Европу ушла «I-29». Англичане и американцы, используя раскодированные материалы шифроперехвата, в деталях знали о перемещении этой лодки, однако не решались действовать на основе имеющейся информации из опасения скомпрометировать ценный источник. Лодка благополучно доставила в оккупированную немцами Францию японских ученых, специалистов и груз стратегического сырья. В обратную дорогу лодка была загружена ценным немецким научным оборудованием и чертежами нового и секретного оружия, включая новейшие самолеты «Ме-163» и «Ме-262». Лодка без особых проблем добралась до Сингапура, произвела там дозаправку и вышла на финальный отрезок маршрута – в Японию, однако 26 июля 1944 года, когда субмарина находилась южнее Формозы (ныне Тайвань), ее обнаружили и отправили на дно корабли ВМС США.

Примечательно, что в конце апреля 1943 года «I-29» участвовала в операции, которую можно считать редким примером германо-японского сотрудничества. В 600 милях от Дурбана эта лодка встретилась с немецкой ПЛ «U-180». В погодных условиях, которые сделали шлюпочное сообщение между двумя лодками трудным и опасным, немцы передали японцам лидера индийских националистов С. Босе и ненавидевшего англичан арабского фанатика А. Хасана. Кроме того, японцы получили от немцев их планы по новому оружию и образец химического устройства, которое, будучи выпущенным подводной лодкой, производило массу пузырьков воздуха, сбивавших с толку гидролокаторы противника. Немцы, в свою очередь, приняли на борт лодки три новейших японских торпеды, два ящика с золотом и некоторое количество хины, а также двух японских офицеров. Вся операция заняла несколько дней. После этого «U-180» благополучно вернулась во Францию, а «I-29» высадила С. Босе в Сингапуре (впоследствии он стал лидером Индийской национальной армии, в которую набирали добровольцев из числа индийских военнопленных).

В ноябре 1943 года, вскоре после убытия «I-29», в Европу из Сингапура ушла другая японская лодка «I-34», которая в районе Пенанга была торпедирована и потоплена английской ПЛ Taurus. Последней японской субмариной, сделавшей попытку сходить с грузом в Европу и обратно, была «I-52». 22 июня 1944 года, когда лодка находилась на обратном маршруте из Европы в Японию близ Азорских островов, ее обнаружил и потопил палубный самолет с американского авианосца Bogue.

ЯПОНСКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ

Говоря о действиях японских подводных лодок, нельзя не упомянуть о случаях сознательной жестокости японских подводников в отношении экипажей торпедированных ими торговых судов. В этой связи часто говорят о приказе, отданном командиром 1-й дивизии ПЛ контр-адмиралом Такеро Каута 29 марта 1943 года, который, в частности, включал следующее указание командирам ПЛ: «… не останавливаться в деле потопления кораблей и торговых судов противника. Одновременно производить полное уничтожение экипажей кораблей противника». Многовековой закон моря, известный во всем мире и требовавший от моряков оказывать помощь всем, кто оказался в беде, умышленно игнорировался.

Пожалуй, наиболее дурную известность среди командиров японских подводных лодок заслужил Т. Ариизуми, который вступил в командование ПЛ «I-8» после ее успешного возвращения из Франции. 26 марта 1944 года его первой жертвой стал голландский пароход Tjisalak водоизмещением 5787 тонн, в одиночку шедший по маршруту Мельбурн–Коломбо. В 500 милях от места назначения в судно попали две торпеды, выпущенные «I-8». Объятое огнем и явно тонущее судно было покинуто экипажем. От взрыва торпед погибли только три человека, но остальным удалось добраться до спасательных шлюпок и плотов. «I-8» всплыла в 100 ярдах (около 91,5 м) от спасшихся пассажиров и членов экипажа голландского парохода. Жестами японцы заставили шлюпки приблизиться, и капитану погибшего парохода и еще восьми пассажирам первой шлюпки было предложено подняться на лодку и пройти к рубке. После этого всем остальным также было приказано подняться на лодку, у них отобрали спасательные пояса, ценные вещи и собрали на носу лодки. Потом пленников по одному выводили на корму, били молотками и стреляли. Таким образом были убиты 98 пассажиров и членов экипажа. На удивление, пятерым удалось избежать бойни и добраться до одной из спасательных шлюпок – это случилось после того, как Т. Ариизуми повел лодку на поиск новой цели. Через пару дней эта пятерка была спасена американским торговым судном.

30 марта «I-8» торпедами и артиллерийским огнем пустила на дно другое торговое судно, однако в этот раз Т. Ариизуми не тронул спасшихся членов экипажа и пассажиров этого судна. Аналогичная история произошла и 29 июня 1944 года, когда Т. Ариизуми пощадил примерно 150 человек, спасшихся с торпедированного им судна.

2 июля «I-8» торпедами и артиллерийским огнем потопила судно Jean Nicolet водоизмещением 7176 тонн, однако все сто человек, находившиеся на борту погибающего судна, сумели добраться до спущенных на воду спасательных шлюпок и плотов. Спасшимся было приказано подняться на лодку, где у них отобрали спасательные жилеты, личные вещи и связали руки за спиной. Потом пленников провели на корму лодки, где их заставили «пройти через строй»; во время этой «процедуры» их били молотками и другими предметами, после чего в них стреляли и сталкивали в воду. Японцы не успели прикончить всех пленников, поскольку на лодке прозвучал сигнал тревоги, и она стала выполнять погружение. Позднее корабль британских ВМС подобрал не менее 27 спасшихся в этой бойне. Примечательна судьба Т. Ариизуми, который не был судим за военные преступления, а погиб от своей собственной руки. В конце войны он командовал громадной ПЛ «I-400» (надводное водоизмещение 3530 тонн, подводное – 6560 тонн), которая транспортировала на себе три самолета и была способна достичь Панамского канала. Лодка ушла в свой первый боевой поход незадолго до окончания войны, и с капитуляцией Японии ей было приказано возвращаться на базу. Когда лодка входила в токийский залив, Т. Ариизуми застрелился.

Т. Ариизуми не был первым из числа тех, кто стал выполнять приказ адмирала Коута. Еще 14 декабря 1943 года находившееся на переходе Коломбо-Читтагонг судно Daisy Moller было торпедировано ПЛ «RO-110», которой командовал К. Эбато. Весь экипаж покинул гибнущее судно, до берега было всего три мили и спасшиеся тешили себя надеждой, что все обойдется, поскольку радист успел передать сигнал бедствия. Но Эбато поднял лодку на поверхность, протаранил спасательные шлюпки, расстрелял из пулемета находившихся в воде и боровшихся за свою жизнь людей. Из 71 человека, покинувшего судно, 55 человек остались лежать лицом вниз в запятнанной кровью воде; остальным удалось добраться до берега после того, как лодка повернула в море на поиск новых жертв.

Английское командование было озабочено возможным негативным воздействием этой жестокости на моральное состояние моряков своих торговых судов, может быть, именно на это и рассчитывали сами японцы. Англичане приняли меры по исключению огласки новостей о потоплении и последующих зверствах японцев. Однако многие моряки торгового флота все равно были в курсе происходящего, знали об этом и их коллеги с боевых кораблей. Англичане через правительство Швейцарии сделали официальный протест по поводу японских зверств. Протест был передан японцам, но был ими проигнорирован.

Март 1944 года был последним месяцем, когда от японских ПЛ в Индийском океане был более-менее значимый эффект. В конце ноября 1944 года в Пенанг после патрулирования вернулись субмарины «RO-113» и «RO-114», и это ознаменовало конец действий японских ПЛ в Индийском океане. Командованию японских Императорских ВМС для более серьезных операций в Тихом океане потребовались все имевшиеся подводные лодки.

Учитывая тот факт, что в Индийском океане ходило много судов, большая часть которых не имела охранения, вряд ли кампанию японских ПЛ в Индийском океане можно назвать успешной. Японские лодки подолгу были в море и не находили целей. На фоне достижений американских подводников, действовавших против японских коммуникаций, японцы просто провалились. Сравнивая же действия японских субмарин с операциями английских и голландских подлодок у малайского побережья, можно определенно сказать, что японские подводники не оказали того воздействия на войну, какое они могли бы сделать.

На протяжении Второй мировой войны каждая из стран-участниц разрабатывала собственное супероружие, которое бы так или иначе изменило расстановку сил. Немцы работали над «Фау-2», американцы проектировали атомную бомбу, Советы далеко не смотрели и остановились на «Катюше». Но японцы к этой идее подошли со всей изощренностью и невиданной изобретательностью.

Неудавшийся эксперимент с торпедами-кайтенами, о которым , был лишь частью большого плана по созданию японского супероружия. В 1943 году началась разработка и создание суперсубмарины I-400, самой большой подлодки за все время Второй мировой, опередившей время как минимум на два десятка лет.

Подводные авианосцы в Первую мировую войну

Первая мировая положила начало развитию привычных нам военных машин, усовершенствованные прототипы которых используются до сих пор. Самолеты той поры, вопреки расхожему мнению, не сразу стали военной единицей. Хрупкие конструкции еще неуверенно себя чувствовали в полете и служили чаще для разведки или логистики. Чего нельзя было сказать о субмаринах - в составе крупных флотов мира на вооружении их состояло более 250 единиц. Субмарины показали себя превосходным оружием, о чем свидетельствуют первые успехи германских подлодок U-26 и U-9. Вторая, даже добилась тройного успеха, потопив за одно сражение сразу три британских крейсера. Это сильно насторожило военные державы, так как угроза, исходящая из-под воды, стала новой проблемой.

Субмарина U-9

Совместить две стихии, подводную и воздушную, первыми попытались немцы: в 1915 году на подлодке U-12 решено было доставить гидроплан FF-28 до английского канала. Гидроплан взлетел, достигнул Темзы и благополучно вернулся на базу. Этот эксперимент показал, что с помощью транспортировки увеличивается боевой радиус самолета. Правда, подлодка шла в наводном положении, от чего становится не совсем понятно, в чем была хитрость, так как в таком положении субмарину было несложно обнаружить.

В 1917 году был объявлен конкурс на создание самолетов-разведчиков, в котором принял участие авиаконструктор Эрнест Хейнкель. Подлодка U-142 со специальными ангарами для бортовых самолетов не показала хороших результатов: в ходе испытаний была выявлена чрезвычайно низкая устойчивость и плохая управляемость в обоих положениях субмарины. При погружении лодка раскачивалась с борта на борт на угол 50 градусов и могла перевернуться. Испытания отложили в долгий ящик, а позднее прекратили вовсе из-за военных ограничений, полученных Германией. Свои варианты также разрабатывали американцы и французы, но особым успехом они не увенчались.

Эрнест Хейнкель

авиаконструктор


Подводный крейсер Surcouf

Японские разработки

После окончания войны Япония, получив колонии в Китае, на Каролинских и Маршалловых островах в Тихом Океане, продолжила вынашивать императорские планы полного доминирования в азиатском регионе. Если на воде и под водой японцы могли держать ситуацию под контролем, то с воздухом дела обстояли сложнее.

Вместо того чтобы развивать авиацию отдельно, в 1925 году японцы создали свой первый самолет для подлодок, Yokosho 1-GO, который использовался вместе с минным заградителем I-21. Для хранения самолета на заградителе оборудовали ангар, в котором транспортировали самолет. Но самолет мог стартовать только с воды. Подлодка транспортировала его только до места, откуда самолет взлетал, находясь в полете не более двух часов, после чего приземлялся на воду и с помощью крана перемещался снова в ангар на субмарине.

В 1929 году была заложена основа для подлодки I-5 - также для разведки. За основу взят тип субмарин Junyo Sensuikan (подводный крейсер). Самолет в разобранном состоянии размещался в двух ангарах: в одном - фюзеляж, в другом - крылья и поплавки. Части извлекались из ангаров с помощью крана и собирались на верхней палубе в течение получаса. Работала конструкция только в штиль: при небольшом волнении ангары заливало водой, и в таком случае даже извлечение оттуда гидроплана становилась невозможным. После сборки самолета на верхней палубе подлодки с помощью пневмокатапульты он понимался в воздух.

В разгар Второй мировой самолет E14Y1 впервые произвел воздушную бомбардировку территорий США. Самолет залетел вглубь материка и сбросил всего две зажигательные бомбы в лесном массиве штата Орегон. Практика таких мелких вылазок позволила Японии наносить незначительные удары по США, которые лишь раздражали американское командование. Но к 1943 году США частично оборудовали свои рубежи противовоздушным щитом, что в разы снизило успехи японцев. К концу года японцы практически полностью отказались от использования подобной практики, не хватало пилотов, плюс запуск каждого самолета требовал хорошей погоды и длительной подготовки. Так было решено создать подлодку, которая могла бы наносить полноценные бомбовые удары. В качестве цели был выбран Панамский канал, позволявший блокировать водную артерию из Атлантического океана в Тихий.

Подводная лодка I-400


Макс. глубина

100 метров

Состав команды

144 человека

СКОРОСТЬ

18,75 узлов на поверхности и 6,5
узлов под водой

Строительство шло достаточно быстро, так как на разработку были брошены все силы и максимум имеющихся средств. Сначала нужно было разработать корпус подлодки, способный устойчиво держаться на воде и осуществлять запуск самолетов даже при водной тряске. Был предложен конструктивный вариант: соединив две круглые цилиндрические конструкции, которые образовывали что-то похожее на перевернутую восьмерку. Чтобы решить проблему с длиной лодки, все четыре дизельных двигателя расположили рядом, разбив их по парам. Топливные танки и цистерны с авиатопливом разместили снаружи субмарины, тем самым освободив место внутри.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран». В качестве двигателя использовались четыре дизельных мотора по 7700 л. с. и четыре электромотора АД по 2400 л. с. Лодка уходила под воду за 70 секунд. Цилиндрический ангар (3,5 метра в диаметре и 37,5 в длину) для хранения трех самолетов находился над корпусом в центральной части лодки. Стартовые тележки для взлета были специально разработаны под новые самолеты. Тележка имела гидравлическую подвеску, это позволяло менять угол атаки в 3,5 градуса при запуски с катапульты, также с подвеской было проще опускать и наклонять самолет при закатывании в ангар.

Общая сборка самолета, в которой участвовали пять механиков, осуществлялась в течение шести минут, а полное время готовности самолета с момента всплытия составляла порядка 15 минут, разборка - две минуты. Чтобы быстро завести самолеты, японцы придумали поистине мастерскую идею - предварительно подогревать топливо в резервуарах и подавать его уже теплым.

Поплавки самолетов хранились под палубой. При сборе самолета поплавки подавались на палубу по рельсам. С левого борта находился 12-тонный подъемный кран, складывающийся в палубное углубление. Кран был по-прежнему необходим для приема самолетов после их приводнения.

Чтобы оставаться незамеченной и снизить радиолокационную и акустическую заметность, корпус гигантской субмарины был обит каучуковым составом, который не отражал звуковые волны сонара. Но все же, даже несмотря на все эти меры, шумность подложки оставалась достаточно высокой. Всего было построено три субмарины I-400 из запланированных 18-ти. Первая погрузилась уже 30 декабря 1944 года, вторая - через год, в 1945-м, третья достраивались вплоть до 1945-го, но так и не вышла в плавание. Была еще и четвертая, но в результате авиаударов США она была затоплена рядом с верфью.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран».


Операция «Хикари»

Изначальный план был таков: флотилия отплывает на юг от Японских островов, пройдя через Индийский океан, входит в Атлантику, после чего движется на север к Карибскому морю, чтобы нанести удар по Панамскому каналу с неожиданной стороны.

В последний момент операцию пересмотрели и направили флотилию, чтобы уничтожить американские авианосцы, находящиеся у атолла Улити. Операция «Хикари» не предполагала возвращения самолетов M6A1 Seiran. Все пилоты должны были стать камикадзе, чтобы сделать ущерб США максимальным. Для этого самолеты стартовали без поплавков, чтобы они не вернулись обратно ни при каких обстоятельствах.

Говорят, летчиков морально подготавливали к их последнему вылету. Адмирал подлодки вручил каждому пилоту персональный самурайский меч с дарственной гравировкой. И вот 27 июля 1945 года две субмарины I-400 и I-401 с шестью бомбардировщиками направились к атоллу Трук. Атака была назначена на 17 августа, но уже 15 августа по радио прозвучало объявление о полной капитуляции Японии. Подлодки получили приказ экстренно возвращаться в порт, подняв черные флаги, уничтожить всю документацию и затопить все шесть самолетов. В сложенном состоянии самолеты M6A1 Seiran были установлены на катапульты и выброшены в море.

25 августа американский эсминец «Вивер» перехватил подлодку, и команда высадилась на борт. Японцы не проявили военного героизма и сдались американцам; солдаты США блефанули, убедив японцев проследовать в порт, в противном случае они намеревались это сделать сами, хотя не имели ни малейшего представления, как управлять I-400. Размер и конструкция лодки поражала американцев, такого они никогда еще не видели.

В последний день лета, 31 августа, подлодка вошла в Токийский залив, а командир Рюносуке Аридзуми заперся в трюме и застрелился, заранее оставив предсмертную записку, в которой просил обернуть его тело военно-морским флагом и сбросить в океан. В сентябре 1945-го лодки отбуксировали на американскую военно-морскую базу на Гавайские острова, а через год после изучения затопили близ острова Охау. Вторую лодку взорвали чуть позже. Это было сделано для того, чтобы СССР не добрался до секретных разработок.

После войны

Уже в 1960-е годы становится понятно, зачем США затопили все подлодки. Ведь субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400. Только подлодки не запускали самолеты, которые несли боеголовки, а производили самостоятельный запуск ядерного снаряда после всплытия из моря.

Новое время перемололо все предыдущие разработки, и результатом стало то, что мы имеем сегодня - баллистические ракеты, которые способны поразить цель на очень большом расстоянии. Кто знает, каким бы был исход Второй мировой войны, если бы Япония создала свои подлодки хотя бы двумя годами раньше. Однако такие одиозные и фантастические разработки середины XX века открыли кардинально новые перспективы развития оружия и применения тактик.

Субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400.

Самое интересное, что к этому времени японцы уже имели наработки в области создания подводных лодок – самолетов. Около пятидесяти японских подлодок имели на своем борту легкие гидросамолеты. Правда, это не были в полной мере подводная лодка - самолет. Гидросамолет лишь перевозился на лодке, но взлетал и садился на воду самостоятельно. В основном такие самолеты использовали для разведки, в том числе и перед нападением на Перл-Харбор. Когда с помощью подобных гидросамолетов японцы попытались нанести бомбовый удар по побережью США, операция прошла успешно. Но во время нее, японское командование пришло к выводу, что гидросамолеты способны нести лишь легкие зажигательные бомбы. Для массированной бомбежки территории США были необходимы совсем другие тяжелые самолеты. Так появился план по созданию огромных подводных лодок авианосцев «Сентоку». Планировалось построить 9 подводных лодок, каждая из которых водоизмещением 6500 тонн имела в длину 121 метр. Двигаться лодки должны были бы со скоростью до 24 узлов на расстояние до 70 000 км. При их боевом применении японцы могли бы атаковать побережье США, как со стороны Тихого, так и Атлантического океанов. Из вооружения на лодках были установлены 8 торпедных аппаратов, 10 зенитных орудий и 140 миллиметровая пушка. Но главное, на верхней палубе в герметичном ангаре на подлодках базировалось по три бомбардировщика «Сериан». Поднимались в воздух они прямо с палубы подводной лодки при помощи катапульты. Вскоре три первые подводные лодки – авианосцы были спущены на воду.

Выбор редакции
В английском графстве Уилтшир излюбленным местом туристов является знаменитый – причудливое каменное сооружение. Глыбы стоят в форме...

«Столица Лондон» - Знакомство со столицей Великобритании. Буклет учителя: Был бы Лондон таким популярным если бы в нем не было Big Ben?...

Tax Free - система возврата налога на добавленную стоимость, которой активно пользуются путешественники. Еще бы, ведь таким образом при...

Елена Степанова На мой взгляд, ничего особенного там попробовать не получится. Шашлык в Армении ничем не отличается от шашлыка у нас....
Страховка в Китай 2019 — сколько стоит, где купить, брать ли с франшизой или без. Медицинская страховка в Китай продается в нескольких...
Знойное лето – настоящее испытание для жителей больших городов. Пышущие жаром раскалённые камни и асфальт улиц и площадей заставляют...
Замок Эльц – прекрасный памятник архитектуры среди живописных холмов и густых лесов Германии. Он долгое время был резиденцией...
30.12.2016 17:34 На странице " " появились мини-игры. В этом разделе бойцы могут выиграть дополнительные призы. Список игр Лотерея...
Мы летим в разведывательном вертолете спецподразделения "Альфа". Кругом ни души... Но не надолго. Вертолет подбит, и Сэм Стоун...