Кладбища франции. Русское кладбище в париже


Столица Франции известна как место романтическое, с веселой и беззаботной атмосферой. Между тем, есть в Париже места совсем не располагающие к веселью, связанные с памятью о мертвых. Однако парижские кладбища совсем не похожи на отечественные погосты: они выглядят иначе и воспринимаются скорее как .

Кладбище Пер-Лашез

Особенно присуще сходство с парком кладбищу Пер-Лашез, куда ежедневно приходит великое множество туристов.

Здесь скорбящих родственников за оградой куда меньше, чем людей с фотоаппаратами, а ощущение, что ты в музее, дополнительно усиливается художественным оформлением многих надгробий. Выразительные памятники насчитываются десятками, их фотографии смотрятся очень выигрышно.

Историки полагают, что на кладбище Пер-Лашез захоронено никак не меньше пятисот тысяч человек, среди которых многие деятели искусства и культуры. Среди прочих выделяются музыкант Джим Моррисон, чья могила считается самой посещаемой, и писатель Оскар Уайльд, надгробье которого буквально усеяно сотнями поцелуев от поклонниц. Романтические особы не могут также пропустить место погребения знаменитой пары влюбленных, Элоизы и Абеляра. Также надо отметить могилы художника Модильяни, актрисы Сары Бернар и шансонье Ива Монтана, певицы Эдит Пиаф и танцовщицы Айседоры Дункан.

Тем, кто отправится осматривать кладбище Пер-Лашез, лучше запастись заранее картой округи, иначе найти нужное захоронение будет проблематично, на аллеях указателей нет вообще.

Кладбище Монмартра

Другое место, где захоронено множество знаменитостей, находится на Монмартре. Правда, туристы, добравшиеся до этого района, предпочитают осматривать базилику Сакре-Кёр и любоваться живописными улочками, на само кладбище Монмартра мало кто заходит. А ведь там обрели вечный покой такие выдающиеся фигуры мировой культуры, как писатель Стендаль, композитор Жак Оффенбах, балетный танцовщик Вацлав Нижинский, певица Далида, режиссер Франсуа Трюффо.

Могила писателя Эмиля Золя тоже до недавнего времени была на кладбище Монмартра, однако правительство Франции все же решило его перезахоронить в Пантеоне, вместе с другими деятелями национального масштаба.

Национальный Пантеон

Парижский Пантеон в свое время был церковью, здание в стиле классицизма построили по распоряжению короля Людовика XV - тот дал обет выстроить храм, если удастся излечиться от тяжелой болезни. Церковь была посвящена покровительнице , святой Женевьеве, но во время Великой Французской революции рьяные борцы с религией решили отдать постройку под мавзолей; хоронить в нем предполагалось самых выдающихся французов. Окончательный статус Национальный Пантеон получил во второй четверти XIX века. Надпись над входом в здание гласит, что великим людям отчизна возносит благодарности.

Под сводами Пантеона устроено больше 70 могил. Часть имен мало известна за пределами Франции, но есть и такие, мимо которых никак нельзя пройти равнодушно. Речь идет про захоронения философов Вольтера и Жан-Жака Руссо, писателей Виктора Гюго и Эмиля Золя, ученых Пьера и Марии Кюри; последняя, кстати, является единственной женщиной, похороненной в Пантеоне за свои собственные заслуги. В 2002 году состоялась торжественная церемония перезахоронения праха известнейшего писателя Александра Дюма, обретшего официальное признание более чем через 130 лет после смерти. Впрочем, он не одинок: прах Луи Брайля, изобретателя азбуки для слепых, тоже перенесли в Пантеон не сразу, только спустя столетие после его кончины.

Кладбище Монпарнас

Кладбище Монпарнас раньше называлось Южным. Его устроили в 1824 году, и оно сразу обрело статус места, где хоронят в основном деятелей искусства и культуры. К числу наиболее известных фигур принадлежат драматург Эжен Ионеско, поэт Шарль Бодлер, архитектор Шарль Гарнье, выстроивший парижскую Оперу.

Туристам из наверняка будет интересно посетить могилу умершего в эмиграции гроссмейстера Александра Алехина, первого из отечественных чемпионов мира по шахматам.

Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа

Чтобы посетить могилы других выдающихся соотечественников, умерших на чужбине, надо будет поехать в юго-восточный пригород Парижа, где находится знаменитое кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его устроили после того, как в городке появилась большая колония русских эмигрантов. Всего на кладбище похоронено более 15 тысяч человек, а по могилам можно проследить историю Белого движения и все волны эмиграции из России.

Среди других выделяется надгробье Рудольфа Нуриева, словно застланное ковром.

Больше других посещаются могилы писателей Ивана Бунина и Виктора Некрасова, поэтессы Зинаиды Гиппиус, кинорежиссера Андрея Тарковского. К сожалению, карты захоронений при входе нет, посетителям приходится разыскивать нужное место практически наобум. Что ж, зато они могут увидеть многие другие памятники.

Уверяем вас, посещение кладбищ Парижа может открыть с неожиданной стороны. Поэтому рекомендуем непременно прогуляться хотя бы по самым знаменитым из них.

Контакты

Адрес: 16 Rue du Repos, 75020 Paris, Франция

Телефон: +33 1 55 25 82 10

С 16 марта — 5 ноября: Пн-Пт с 8:00 до 18:00; Сб с 8:30 до 18:00; Вс с 9:00 до 18:00

С 6 ноября — 15 марта Пн-Пт с 8:00 до 17:30; Сб с 8:30 до 17:30; Вс с 9:00 до 17:30

Вход: бесплатный

Официальный сайт: www.pere-lachaise.com

Париж, город влюбленных и блистательной истории, запечатленной во многочисленных памятниках архитектуры. Сюда едут со всего мира, чтобы вдохнуть чарующий воздух королевского великолепия и современного духа свободы.

Париж богат достопримечательностями. Столице Франции есть чем удивить и вдохновить туристов.

Легендарные и , и, конечно же, — названия этих мест знают во всем мире.

А ведь есть еще сказочной красоты частный сад под названием Альбер-Кан, раскинувший свои дорожки и мостки, целые гущи зеленых насаждений и уютные искусственные озерца в одной из северо-западных частей Парижа, в районе живописных старинных особняков, которые сами по себе уже достойны внимания. И, конечно же, парижский Диснейленд — мечта и любого ребенка, и взрослого. Одним из сокровищ Парижа является и легендарное кладбище Пер Лашез в Париже — место последнего упокоения многих знаменитых людей.

Кладбище Пер Лашез в Париже и его история

Возникло кладбище Пер Лашез еще в средние века на месте бедняцкого квартала на заброшенной о

Краине Парижа, что на Шарронском холме. В этом прибежище воров и преступников всех мастей по какой-то загадочной прихоти построил себе роскошный особняк в 1430 году один зажиточный парижский купец .

Свой век он прожил в особняке довольно счастливо. Но ничто не вечно — после смерти купца и особняк, и земля, на которой он располагался, отошли к могущественному в то время ордену иезуитов .

Спустя два века на этой земле уже существовало не только обширное кладбище, но и великолепный монашеский сад с роскошной по тем временам оранжереей с диковинными растениями. Сад был причудливо изукрашен портиками, фонтанами, уютными гротами и великолепными водопадами и являл собою поистине потрясающее зрелище. Уже в те далекие времена самое знаменитое кладбище Парижа Пер Лашез привлекало толпы знати, жаждущей красоты и уединения. Изнеженные аристократы даже устраивали здесь романтические свидания и признавались под сенью деревьев в любви.

Однако, кладбище Пер Лашез знало и тяжелые времена. В 18-ом веке могущественный когда-то иезуитский орден обанкротился. Все имущество пошло с молотка. Такая же печальная участь постигла и Пер Лашез. Великолепный сад был полностью разорен. Новые владельцы решили перепланировать его в новомодном английском стиле. Наконец в 1804 году кладбище было выкуплено за баснословную сумму у предыдущих владельцев и стало собственностью города .

Здесь живет легенда…

Чтобы сделать это место популярным и «отбить» вложенные в дорогостоящую покупку деньги, власти Парижа перенесли сюда могилы таких знаменитых людей, как Жан-Батист Поклен , известный по своему литературному псевдониму — Мольер, и любимый французский баснописец, мастер острого слова и меткой шутки, Жан де Лафонтен .

Уже одни эти имена гарантировали кладбищу Пер Лашез приток благодарных поклонников двух гениев. Однако, власти Парижа на этом не остановились. Еще через несколько лет здесь обрели покой останки знаменитых литературных героев и реально существовавших людей — влюбленной пары, чья нежная романтическая переписка облетела весь мир, — Пьера Абеляра и его юной прекрасной ученицы и тайной супруги Элоизы.

Действия парижских властей по популяризации кладбища Пер-Лашез принесли свои плоды: в течение двухсот лет на нем было похоронено более миллиона человек. Огромную долю из этого количества составили:

  • аристократы,
  • деятели культуры,
  • писатели и поэты,
  • известные в свое время политики
  • и даже государственные деятели.

Парижанам удалось превратить кладбище Пер-Лашез в «престижное» место захоронения. Многие сильные мира сего оставляли в своем завещании упоминание о том, что хотят обрести покой именно в этом месте.

Посещение кладбища Пер Лашез в Париже само по себе является исключительным событием, ведь на нем расположены могилы :

  • Фредерика Шопена,
  • Оскара Уайльда,
  • Оноре де Бальзака,
  • Модильяни,
  • Эдит Пиаф,
  • Марселя Пруста
  • и многих других великих людей.

Во второй половине 20-го века здесь был погребен культовый певец свободной любви и наркотиков Джим Моррисон . Интересно, что фанаты его творчества по-своему почитают своего идола: расписывают надгробие граффити и возлагают на него целые венки из листьев марихуаны. Официальные власти пытаются бороться с таким непотребством, но безрезультатно. «Дух свободы» возрождается на Пер Лашез каждый раз с новой силой.

Посещение кладбища Пер Лашез в Париже

Следует отметить, что знаменитое кладбище занимает огромную территорию в 47 гектаров . Чтобы посетить интересующие могилы и почтить память погребенных здесь великих людей, да и просто не заблудиться в этом «городе» величественных памятников и надгробий, желательно купить карту Пер Лашез. Стоит она всего 2 евро и продается в киоске прямо у главного входа.

Само же кладбище расположено в восточной части Парижа , в 20-м муниципальном округе. Центральный вход — с бульвара Менильмонтан. Доехать до Пер Лашез можно на метро (станция Philippe Auguste).

Пер Лашез знаменито не только громкими именами захороненных здесь людей, но и великолепной архитектурой часовен, надгробий и усыпальниц. Причудливое хитросплетение стилей разных эпох, обрамленное пышной зеленью, само по себе уже является незабываемым зрелищем.

Кладбище Пер Лашез на карте Парижа:


РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ

СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА (Франция)

Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа является общественным и расположено в нескольких километрах к югу от Парижа. В 1927 году княгиней Верой Кирилловной Мещерской (1876-1949) часть кладбища была зарезервирована для захоронения русских, эмигрировавших во Францию после революции 1917 года.
На кладбище погребены многие военные и казаки Белой Армии, в частности полковник Николай Иванович Алабовский (1883-1974), командир Марковского полка Абрам Михайлович Драгомиров (1868-1955), генерал Пётр Петрович Калинин (1853-1927), генерал Николай Николаевич Головин (1875-1944), генерал Александр Павлович Кутепов (1882—1930), генерал Николай Александрович Лохвитский (1867-1933), казачий генерал Сергей Георгиевич Улагай (1875(77)-1944)…
Здесь также находится несколько памятников, воздвигнутых во славу Белой Армии: памятник русских ветеранов Галлиполи, в память о генерале Михаиле Гордеевиче Дроздовском, в честь дивизии Алексеева, монумент Донским казакам.
Кладбище оформлено в русских традициях (православные кресты, сосны и большие берёзы на территории). Здесь, под 5 220 могильными плитами, покоятся примерно 15000 русских и французов русского происхождения.
На территории кладбища располагается русская православная церковь Успения Божьей Матери (Нотр-Дам-де-ля-Дормисьон), которая была освящена 14 октября 1939 года Митрополитом Euloge, который в настоящее время покоится в церковном склепе.

Альберт Бенуа - здание церкви Успения Пресвятой Богородицы на русском Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем (он же со своей женой М. А. Бенуа и расписал этот храм)

Храм был построен в стиле Новгородских церквей 15-16 века. Внутри, справа от иконостаса, находится мемориальная табличка в память о 37 генералах, 2605 офицерах и 29000 казаках, являвшихся британскими военнопленными весной 1945 года и замученных во время «резни казаков в Лиенце», в Австрии. Англичане решили доставить Сталину своих военнопленных и убили 300 непокорных пленных, в том числе женщин и детей. Множество казаков решило покончить жизнь самоубийством со своей семьёй и лошадью, другие были отданы Советскому Союзу и практически все уничтожены. Несколько выживших казаков были амнистированы Хрущёвым в 1955году.
После визита Владимира Путина в 2000 году, Российская Федерация вместе с Францией участвует в обслуживании кладбища Сент-Женевьев-де-Буа.

Официальный представитель,
специальный корреспондент
Оренбургского войскового
казачьего общества во Франции
Паскаль Жерар
Париж, 29 мая 2014 г.

16 июля 1921 года
торжественно был открыт Галлиполийский обелиск, он напоминал одновременно и древний курган, и шапку Мономаха, увенчанную крестом. На мраморной доске под двуглавым российским орлом было написано: «Упокой, Господи, души усопших. 1-й Корпус Русской Армии своим братьям-воинам, в борьбе за честь родины нашедшим вечный покой на чужбине в 1920-21 годах и в 1854-55 г.г., и памяти своих предков-запорожцев, умерших в турецком плену».
Галлиполийский памятник был разрушен землетрясением 23 июля 1949 года. Его уменьшенную копию как дань памяти всем участникам Белого движения в России к сорокалетию со дня открытия было решено установить на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где к тому времени нашли последний приют многие участники движения. И как когда-то камни, теперь — деньги на сооружение памятника были собраны русскими людьми, уже рассеянными по всему миру.

На этом кладбище похоронено 15 тысяч русских в 5220 могилах, что даёт основание называть всё кладбище «русским». Среди эмигрантов, похороненных на кладбище, значатся многие русские военные, представители духовенства, писатели, художники, артисты... Глядя на надгробные плиты с русскими именами, я почувствовал, как к горлу подкатил ком...
Летом 1993 года, на могиле Андрея Тарковского был установлен лишь большой деревянный крест. Напротив этого креста - холм, покрытый настоящим ковром-килимом - могила похороненного шесть месяцев назад Рудольфа Нуреева. Уже позже, в 1996 году, этот тканный ковер на его могиле будет заменен шикарным мозаичным ковром.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа похоронены:
Булгаков Сергей Николаевич , русский философ, теолог, экономист, священник Православной Церкви,
Бунин Иван Алексеевич , писатель, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе,

22 октября родился ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (22 октября 1870 — 8 ноября 1953), первый русский писатель - лауреат Нобелевской премии,1933 год.Родился писатель в Воронеже. Детство его прошло в семейном имении Озерки. С 1881 по 1885 годы Иван Бунин учился в Елецкой уездной гимназии, а спустя четыре года опубликовал первые стихи. В 1889 году Бунин работает корректором газеты «Орловский вестник», где знакомится с Варварой Пащенко. Родители не в восторге от их отношений - влюбленные Варвара и Иван в 1892 году вынуждены уехать в Полтаву. В 1895 году после долгой переписки Бунин знакомится с Чеховым. Творениями этого периода являются собрание «Стихотворения», «Под открытым небом», «Листопад». В 1890-х годах Бунин путешествовал на пароходе «Чайка» по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко, творчество которого любил и впоследствии много переводил. Спустя несколько лет он напишет об этом путешествии очерк «На «Чайке», который опубликуют в детском иллюстрированном журнале «Всходы» 1 ноября 1898 года. В 1899 году Бунин женится на дочери греческого революционера Анне Цакни, но брак не сложился. Через некоторое время они расстаются, и с 1906 года Бунин живет в гражданском браке с Верой Муромцевой. Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. В 1909 году он был избран академиком по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии. В феврале 1920 года Бунин покидает Россию и эмигрирует во Францию. В эмиграции Бунин создает свои лучшие вещи: «Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина» и, наконец, «Жизнь Арсеньева». Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. В 1933 году Бунин стал первым русским писателем - лауреатом Нобелевской премии. Умер Иван Бунин во сне, в ночь на 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище во Франции Сент-Женевьев-де-Буа.

Галич Александр Аркадьевич , драматург, поэт, бард,

Александр Аркадьевич Галич (Гинзбург) (19.10.1918 — 15.12.1977), родился в Екатеринославле (ныне — Днепропетровск), детство провел в Севастополе, до эмиграции жил в Москве.
Окончил театральную студию им. К.С.Станиславского (1938). Актер, поэт, драматург. Автор около 20 пьес и сценариев фильмов. Лауреат нескольких отечественных и международных премий, лауреат Сталинской премии, Гос. премии СССР (1987). С 1955 г. член Союза писателей СССР, исключен из СП и из Литфонда в 1971, восстановлен в 1988. С 1958 г. член Союза кинематографистов (исключен в 1972 г., восстановлен в 1988 г.) С 1972 г. — православный.
В июне 1974 г. вынужден был покинуть Родину. Год жил в Осло, где записал диск "Крик шепотом". Вступил в НТС (Народный Трудовой Союз), работал на радиостанции "Свобода" с 1975 г. в Мюнхене, в конце 1976 г. в Париже руководил секцией культуры.
В конце 1976 г. снял докум. фильм "Беженцы XX века". Хотел написать книгу об НТС.
Выступал в Израиле, США, Западной Европе.
3 декабря 1977 г. дал последний концерт в Венеции.
Скончался в Париже, похоронен на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Буа близ Парижа.
В 1988 г. отменены решения об исключении Галича из СК и СП, образована комиссия по литературному наследию.

Гиппиус Зинаида Николаевна , поэтесса,

Зинаида Гиппиус - русская поэтесса и писательница эпохи «серебряного века»
20 ноября 1869 — 9 сентября 1945

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в Белёве Тульской области, в немецкой дворянской семье юриста. Из-за работы отца семья часто меняла место жительства, и девочка училась во многих школах.
С детства Зина увлекалась поэзией и живописью, любила прогулки верхом. В 1888 году Гиппиус встретила своего будущего мужа Дмитрия Мережковского. В этом же году она начала печатать в «Северном вестнике» свои стихи и романы.
Гиппиус стояла у истоков русского символизма. Вместе с мужем они основали Религиозно-Философское Общество в Петербурге.
Позже выходят сборники рассказов Гиппиус на философские темы - «Алый меч», «Лунные муравьи». В 1911 году был написан роман «Чёртова кукла».
Пишет поэтесса и эссе, чаще всего под псевдонимом Антон Крайний, хотя использует и другие имена Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер.
После Октябрьской революции 1917 года Гиппиус с мужем эмигрирует в Париж и в последующем сборнике стихов резко осуждает новый строй России. В эмиграции она продолжает заниматься творчеством, а также активной общественной деятельностью.
Зинаида Гиппиус умерла в Париже 9 сентября 1945 года. Похоронена рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна , актриса,
Зайцев Борис Константинович , писатель,

Бори́с Константи́нович За́йцев (29 января 1881, Орёл — 28 января 1972, Париж) — русский писатель и переводчик, одна из последних крупных фигур Серебряного века.
Отец Константин Николаевич Зайцев — директор Московского бумажного завода Гужона, из дворян Симбирской губернии. Детство провёл в селе Усты Жиздринского уезда Калужской губернии (ныне Думиничский район Калужской области). Первоначальное образование получил под руководством гувернанток. В Калуге учился в классической гимназии (1892—1894; не окончил, в 1902 экстерном сдавал экзамен по древним языкам в 6-й московской гимназии). Окончил Калужское реальное училище (1894—1897, дополнительный класс — 1898). Учился на химическом отделении Московского технического училища (1898—1899, исключён за участие в студенческих беспорядках), в Горном институте в Санкт-Петербурге (1899—1901; не окончил), на юридическом факультете Московского университета (1902—1906; не окончил).
Писать начал с 17 лет. Осенью 1900-го в Ялте познакомился с А. П. Чеховым. В начале 1901 послал рукопись повести «Неинтересная история» Чехову и В. Г. Короленко. В том же году познакомился с Л. Н. Андреевым, который помогал ему в начале литературной деятельности, ввёл его в литературный кружок «Среда», руководимый Н. Телешовым. В июле 1901 дебютировал рассказом «В дороге» в «Курьере». В 1902 или 1903 познакомился с И. А. Буниным, с которым долгие годы поддерживал дружеские отношения.
Жил в Москве, часто бывая в Санкт-Петербурге. Член московского Литературно-художественного кружка (1902), участвовал в издании просуществовавшего несколько месяцев журнала «Зори» (1906), с 1907 действительный член Общества любителей российской словесности, также член Общества деятелей периодической печати и литературы.
В 1904 побывал в Италии, неоднократно жил там в 1907—1911. Во время Первой мировой войны вместе с женой и дочерью Натальей жил в Притыкине. В декабре 1916 поступил в Александровское военное училище, в марте 1917 был произведён в офицеры. В брошюре «Беседа о войне» (Москва, 1917) писал об агрессивности Германии, проводил идею войны до победного конца. В августе 1917 заболел воспалением лёгких и уехал на отдых в Притыкино, где жил до 1921, периодически бывая в Москве. В 1922 избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Работал в Кооперативной лавке писателей.
После трагически воспринятой им революции и последующей гражданской войны, когда были убиты племянник и пасынок писателя, он был арестован за активное участие в Помголе (организации помощи голодающим), затем едва не умер от сыпного тифа, Зайцев вместе с женой навсегда уехал из России.
В июне 1922 г. Зайцев вместе с семьёй переехал в Берлин. Активную работу вёл в журналах «Современные записки» и «Звено». В сентябре 1923 г. Зайцев с семьёй переезжает в Италию, в декабре они уезжают в Париж, здесь он впоследствии проживёт около полувека. В октябре 1925 г. стал редактором рижского журнала «Перезвоны», в 1927 г. опубликовывал свои произведения в парижской газете «Возрождение».
Весна 1927 г. была ознаменована поездкой на гору Афон, результатом которой было появление путевых очерков под одноимённым названием «Афон».
С 1925 по 1929 гг. в газете «Возрождение» и «Дни» была опубликована первая часть дневниковых записей «Странник». Данные записи посвящены жизни во Франции.
Помимо этого Зайцев занимался подборкой материалов для литературной биографии И. С. Тургенева, А. П. Чехова, В. А. Жуковского, которые впоследствии были опубликованы.
Зайцев очень много путешествовал по Франции, эти путешествия нашли свое отражение в очерках о таких французских городах, как Грас, Ницца, Авиньон.
В первые годы Второй мировой войны Зайцев вновь обратился к публикации дневниковых записей. Серия новых дневниковых записей «Дни» публиковалась в газете «Возрождение». После того, как Франция была оккупирована Германией в 1940 г. публикаций Зайцева в русских изданиях не было. В эти годы Зайцев всячески отказывался делать свои выводы о политических неурядицах. Но продолжает работать, так в 1945 г. выходит в свет повесть «Царь Давид».
В 1947 г. Зайцев работает в парижской газете «Русская мысль», в этом же году его избирают председателем Союза русских писателей во Франции. Данная должность остается до конца жизни.
В 1959 г. начинает сотрудничать с альманахом «Мосты» в Мюнхене, ведет переписку с Б. Л. Пастернаком.
1957 г. — тяжелый год в личной жизни Зайцева, жена писателя переносит инсульт, Зайцев все дни проводит возле кровати супруги, продолжая работать над жанром дневниковых записей бытового характера.
Годы эмиграции были плодотворными годами творчества Зайцева, опубликовано более 30 книг на русском языке, около 800 текстов в периодических изданиях.
За границей сотрудничал в эмигрантских изданиях («Современные записки», «Возрождение», «Русская мысль», «Новый журнал» и другие). Долгие годы был председателем Союза русских писателей и журналистов. Один из учредителей и член общества «Икона» в Париже (1927). В 1950-х гг. был членом Комиссии по переводу на русский язык Нового Завета в Париже. В 1962 г. был номинирован Р.В.Плетнёвым на Нобелевскую премию по литературе.
Книги:
Дальний край, 1915
Путники, Paris, «Русская земля», 1921
Улица св. Николая, Berlin, «Слово», 1923
Преподобный Сергий Радонежский, Paris, 1925
Золотой узор, Praha, 1926
Афон. Путевой очерк, Paris, 1928
Анна, Paris, 1929
Жизнь Тургенева. Биография, Paris, 1932
Дом в Пасси, Berlin, 1935
Путешествие Глеба. Тетралогия:
1. Заря, Berlin, 1937
2. Тишина, Paris, 1948
3. Юность, Paris, 1950
4. Древо жизни, New York, 1953
Москва, Paris, 1939, München, 1960, 1973
Жуковский. Биография, Paris, 1951
Чехов. Биография, New York, 1954
Тихие зори, München, 1973
Далекое. Статьи, Washington, 1965
Река времен, New York, 1968
Мои современники. Эссе, London, 1988
Житиё Сергия Радонежского
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Иванов Георгий Владимирович , русский поэт, прозаик, переводчик,
Извольский Пётр Петрович , русский общественный и государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода,
Коковцов, Владимир Николаевич , граф, министр финансов, председатель Совета Министров Российской империи,
Колчак Софья Федоровна , вдова А. В. Колчака, адмирала Российского флота, Верховного правителя России, предводителя Белого движения,
Коровин Константин Алексеевич , художник,
Кутепов, Александр Павлович , генерал, один из руководителей Белого

движения,

«На жизнеописании Кутепова наши дети и внуки будут учиться, как надо служить Отечеству. Кем бы ни был Кутепов - младшим ли офицером в мирное время и на войне, командиром ли полка в период революции и анархии, командиром ли корпуса или командующим армией в гражданской войне, - он всегда и везде являл собой образец офицера, начальника и верного слуги России»
Генерал Е. К. Миллер

Кшесинская Матильда Феликсовна , балерина,
Лифарь Серж , балетмейстер,
Львов Георгий Евгеньевич , князь, глава и министр Временного правительства,
Мережковский Дмитрий Сергеевич , поэт,
Мозжухин Иван Ильич , актёр кино,
Некрасов Виктор Платонович , писатель,
Нуреев Рудольф Хаметович , танцор балета,
Оболенская Вера Аполлоновна , княгиня, участница движения сопротивления во Франции, обезглавленная в берлинской тюрьме Плотцензее,
Преображенская Ольга Иосифовна , балерина,
Прокудин-Горский Сергей Михайлович , фотограф, химик, изобретатель,
Ремизов Алексей Михайлович , писатель,
Романов Гавриил Константинович , князь императорской крови, правнук императора Николая I,
Романова Ирина Александровна , великая княжна,
Серебрякова Зинаида Евгеньевна , русская художница,
Сомов Константин Андреевич , художник,
Столыпина Ольга Борисовна, супруга П. А. Столыпина , премьер-министра России, убитого в 1911,
Тарковский Андрей Арсеньевич , кинорежиссёр,

«Пугает ли меня смерть? — размышлял он в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать.»
Сегодня - День Памяти режиссёра, ставшего легендой - Андрея ТАРКОВСКОГО!

«Искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен», - говорил он…. Нет, не задуман, не создан плохо, а устроен именно сейчас, когда мы сами взялись за его устройство…. И задача искусства -считал он - возврат к истокам, к истинной гармонии…Своими фильмами - которые были РАЗМЫШЛЕНИЯМИ О ВЫСОКОМ - он пытался постичь эту гармонию… Каждый из его фильмов стал шедевром, образцом настоящей, чистой философии - стремлением к Мудрости…
Он умер в Париже 29 декабря 1986 года. Похороны режиссёра состоялись на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.
Сотни людей пришли во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея Тарковского. На церковных ступенях Мстислав Растропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» Баха. На его надгробный памятнике, выполненном Эрнстом Неизвестным, сделана надпись - "ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ВИДЕЛ АНГЕЛА" .
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУ РЕЖИССЁРУ!

Тэффи (Надежда Лохвицкая) , писательница,
Шереметев Александр Дмитриевич , российский меценат и музыкант, внук Николая Шереметева и певицы Прасковьи Жемчуговой,
Феликс Феликсович Юсупов , князь, организатор убийства Распутина. Похоронен с супругой Юсуповой Ириной Александровной, русской великой княжной, правнучкой царя Николая I и племянницей Николая II,
и многие-многие другие...

Надгробие Александра Галича

Могила Андрея Тарковского и его жены Ларисы

Надгробие на могиле Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус

Надгробие на могиле Рудольфа Нуреева. С первого взгляда это напоминает настоящий ковер, но на самом деле он выполнен из мозаики... Рудольф коллекционировал ковры. А рисунок ковра на могиле повторяет рисунок одного из его любимых ковров.

Надгробия генералу Дроздовскому и его дроздовцам

Надгробия на могилах казаков.

Правительство России выделило почти 610 тыс. евро на погашение задолженности за аренду участков на русском кладбище во французском Сент-Женевьев-де- Буа. Соответствующее распоряжение опубликовано 1 октября на официальном портале правовой информации, сообщает ИТАР-ТАСС. Речь идет о перечислении добровольного взноса России государственному казначейству Французской республики на счет муниципалитета (мэрии) города Сент-Женевьев-де-Буа (департамент Эссон) в размере указанной суммы.
Эти средства будут направлены в счет погашения задолженности за аренду 480 участков на кладбище «А» (русский сектор) в целях возобновления истекших концессий на аренду в пользу родственников тех, кто там захоронен.
Минфину поручено выделить необходимые средства из бюджета на текущий год, а МИД РФ — оформить необходимые документы и осуществить перечисление денег.
Кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа называют самым русским местом «большого» Парижа. В 1920-х годах в этом предместью французской столицы на средства княгини Веры Мещерской был открыт Русский дом для престарелых русских дворян, бежавших от революции и лишенных средств к существованию. Тогда же на местном кладбище появились и первые могилы с православными крестами, чуть позже была построена небольшая церковь. Со временем Сент-Женевьев-де-Буа стал средоточием русской эмиграции.
Среди эмигрантов, похороненных на кладбище, — многие видные военные, духовные лица, писатели, художники, артисты. В частности, здесь покоится писатель Иван Бунин, фотограф Сергей Проскудин-Горский, премьер Временного правительства князь Георгий Львов, вдова и сын адмирала Александра Колчака, многие другие участники Белого движения. Уже в более позднюю эпоху на русском кладбище были захоронены бард Александр Галич, режиссер Андрей Тарковский.
В 2008 году правительство России уже выделяло более 600 тыс. евро на погашение задолженности перед Францией за аренду участков, чтобы предотвратить снос кладбища. И это весьма отрадно: присущая советской эпохе манера уничтожения кладбищ и дореволюционных мемориалов постепенно заменяется традиционным подходом к почитанию могил наших предков. Ведь недаром писал великий Пушкин:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Русская линия

Русский уголок кладбища Сент-Женевьев-де-Буа этой осенью:

Для парижан оно, как la cite des morts – город мертвых, а для туристов всего мира больше известно как Пер-Лашез. Это, по сути, целый город. На правильно спланированных улицах, аллеях − дворцы (усыпальницы со сложными скульптурными композициями), коттеджи (фамильные склепы со скромными или величественными надгробиями) и многоквартирные дома – колумбарии. На железных кованых указателях − номера участков и более 6 тысяч деревьев. Некрополь стал известным всему миру как музей надгробной скульптуры под открытым небом.

Кладбище-парк

Знаменитые могилы Пер-Лашез

Некрополь занимает площадь 48 гектаров. История его создания уходит в далекий 1804 год. Именно тогда кладбище было основано и названо в честь Франсуа де ля Шеза, исповедника короля Людовика ХIV. На момент открытия оно находилось далеко за чертой города. Сначала парижане не хотели хоронить там своих родственников. Поэтому для большей популярности на новое кладбище были перенесены останки великих Мольера и Лафонтена, а в 1817 году перезахоронены останки Пьера Абелара и Элоизы (практически французских Ромео и Джульетты), чья романтическая любовь потрясла многих до глубины души.

И тогда уже парижане захотели, чтобы после смерти их похоронили в окружении знаменитых людей. По записям, число похороненных на этом кладбище в течение нескольких лет увеличилось от нескольких десятков до 30 тысяч человек. На сегодня захоронений − более миллиона, не считая колумбария. Быть погребенными на кладбище имеют право только парижане или умершие в Париже.

Кладбище дало вечный приют многим знаменитым писателям, художникам, актерам, политическим деятелям. К их могилам приходят, чтобы почтить память умерших. Это могилы Оноре де Бальзака (участок № 48), Модильяни (уч. №96), Эдит Пиаф (уч. № 97), Сары Бернар (уч. № 44). Но это всего лишь капля в море всех известных людей, которые нашли здесь свой вечный покой.

Одна из часто посещаемых могила Ф.Шопена − композитора, написавшего «Похоронный марш», под звуки которого были погребены большинство людей на этом кладбище, да и сам автор.

Бальзак описал это кладбище в последней части своего романа «Отец Горио». Последнее пристанище писателя – тоже здесь.

Впечатляют погребения, связанные с гибелью большого числа людей. Это Мемориал жертвам нацистских концлагерей (№ 97), памятник русским участникам движения Сопротивления во Франции.

Среди известных мест Пер-Лашеза – Стена коммунаров (уч. № 76), у которой казнили весной 1871 года 147 участников Парижской коммуны. По иронии судьбы, Адольф Тьер − человек, отдавший приказ о расстреле защитников Парижской коммуны, тоже похоронен в этом месте (уч.№ 55).

Легенды кладбища Пер-Лашез

Некоторые могилы привлекают к себе внимание благодаря тайнам и легендам, манят многих посетителей рассказами о чудесных случаях исцеления. Существует определенный ритуал, которого необходимо придерживаться, чтобы добиться желаемого результата.

Всегда много посетителей возле надгробия французского журналиста Виктора Нуара , застреленного племянником императора во время спора. Мужчины приходят, чтобы попросить для себя мужской силы, женщины – чтобы познать счастье материнства. Молва гласит, что когда тело убиенного привезли в морг, случилось необыкновенное: ожил его детородный орган. Это событие послужило причиной необычайной популярности.

К могиле Оскара Уайльда приходят те, кто мечтает о вечной любви. Говорят, что если прошептать желание и поцеловать сфинкса, высеченного на надгробии писателя, желание сбудется. Дух ироничного Уайльда устраивает сердечные дела только самых старательных. Поэтому надгробие целуют, пишут губной помадой признания в любви, как и показано в фильме «Париж, я тебя люблю». Кроме того, могила пользуется популярностью у людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Ходят слухи, что они приходят к своему кумиру по ночам. Хотя кладбище в это время суток и закрыто, а окружает некрополь высокая стена.

«Победи демона внутри себя», − эпитафия на надгробном камне культового певца Джима Моррисона. Его фанаты особо выделяются среди туристов: они громко разговаривают, курят марихуану, разбрасывают окурки. Из-за этого прах певца даже хотели перенести в другое место, но его могила по посещаемости на пятом месте.

Рассказывают, что кладбище Пер-Лашез имеет магическую силу. Ведьмы, черные маги и прочие представители «профессии» не раз устраивали здесь свои шабаши. Однако вряд ли вам удастся заметить мрачные нотки в прогулках по Пер-Лашезу.

В колумбарии нашли, среди многих других, последнее пристанище Нестор Махно, умерший в нищете, и Айседора Дункан, которая погибла от нелепой случайности.

Кладбище Пер-Лашез – полезная информация

Адрес кладбища:16 Rue du Repos, 75020, Paris Pere Lachaise Gambetta

Сайт www.pere-lachaise.com

Станция метро Pere Lashaise находится на расстоянии 500 м от бокового входа, станция Philippe Auguste – непосредственно возле центрального входа, а станция Gambetta - недалеко от могилы Оскара Уайльда, откуда уже можно пройтись по обширной территории некрополя.

Вход на кладбище свободный, часы работы – ежедневно с 8.00 до 18.00.

Карта кладбища Пер-Лашез

1 - Сара Бернар (1844 - 1923): актриса. Отдел 91

2 - Гийом Аполлинер (1880 - 1918): поэт. Отдел 86

3 - Оноре де Бальзак (1799 - 1850): писатель. Отдел 48

4 - Бомарше (1732 - 1799): писатель. Отдел 28

5 - Фюльжанс Bienveüe (1852 - 1936): отец метро Парижа. Отдел 82

6 - Мария Каллас (1923 - 1977): оперная певеца. В колумбарии

7 - Фредерик Шопен (1810 - 1849): пианист и композитор. Отдел 11

8 - Огюст Конт (1798 - 1857): философ. Отдел 17

9 - Жорж Courteline (1858 - 1929): писатель. Отдел 89

10 - Эжен Делакруа (1798 – 1863): художник. Отдел 49

11 - Пьер DESPROGES (1939 - 1988): юморист. Отдел 10

12 - Поль Элюар (1895 - 1952): поэт. Раздел 97

13 - Теодор Жерико (1791 - 1824): художник. Отдел 12

14 - барон Осман (1809 - 1891): префект Парижа. Отдел 4

15 - Доминик Энгр (1780 – 1867): художник. Отдел 23

16 - Жан де Лафонтен (1621 - 1695): прозаик, поэт. Отдел 25

17 - Мольер (1622 - 1673): Писатель, актер. Отдел 25

18 - Амедео Модильяни (1884 - 1920): художник. Отдел 96

19 - Ив Монтан (1921 - 1991) : певец, актер / Симона Синьоре (1921 - 1985): актриса. Отдел 44

20 - Джим Моррисон (1943 - 1971): певец. Отдел 6

21 - Альфред де Мюссе (1810 - 1857): писатель. Отдел 4

22 - Антуан PARMENTIER (1737 - 1813): агроном. Отдел 39

23 - Эдит Пиаф (1915 - 1963): певица. Отдел 97

24 - Камиль Писсарро (1830 - 1903): художник. Отдел 7

25 - Марсель Пруст (1871 - 1922): писатель. Отдел 85

26 - Гертруда Стайн (1874 - 1946): искусствовед, писатель. Отдел 94

27 - Оскар Уайльд (1854 – 1900): писатель. Отдел 89

В приложении вы можете скачать более подробную карту кладбища Пер-Лашез на французском языке.

Говорят, есть любители кладбищенского туризма. Я к ним не принадлежу. Хотя древний совет "memento mori", конечно, справедлив, но обычно предпочитаю изучать достопримечательности, которые вызывают более позитивные эмоции. А когда заходит разговор о посещении таких печальных мест с культурно-познавательной целью, вспоминаю анекдот "Вася, где ты был?" - "на кладбище" - "что, кто-то умер?" - "ты не представляешь, они там ВСЕ умерли". Пусть черноватый, но юмор помогает не впадать в мрачное настроение.

Сначала я заметила, что в Париже используют кладбища - помимо их прямого назначения, конечно - не только как туристический объект. Они как нельзя лучше подходят для всяких богоугодных дел, например, чтобы накормить голодного. И не просто подать копейку (по словам знакомой служащей московского Донского кладбища, на такие копейки одна из старушек-попрошаек, сидящих у ворот, благополучно построила себе двухэтажную дачу), а реально накормить и конкретно помочь. Этим занимаются социальные службы и фонды.

А потом так случилось, что мы с группой приятелей собрались на Пер-Лашез, просто посмотреть. Я подумала: "Какая разница, где провести теплый сентябрьский денек с хорошими людьми?" и решила не откалываться. Накануне весело праздновали день рождения, и среди гостей оказался бывший наш земляк, давно уже парижанин, который, как выяснилось, знает это знаменитое кладбище вдоль и поперек. И не только помнит кучу исторических, биографических фактов и баек о тех, кто там похоронен, но и был знаком с бывшим директором тамошнего крематория. Собственно говоря, этот директор сам уже покоится на одном из участков, рядом с местом своей работы, а прежде, по словам нашего земляка, они любили с ним небольшой компанией собираться у могил, гулять и разговаривать, потягивая винцо, на всякие соответствующие темы. Сдружились так, что когда, похоронив директора, собирались грустно расходиться по домам, адвокат вдруг остановил всю компанию со словами, что каждый из них упомянут в завещании, и прямо там, на месте, зачитал текст. Покойный не забыл оставить на память о себе всякие приятные мелочи - кому книгу, кому сувенир. А про нашего приятеля там было сказано примерно следующее: "Зная большой интерес моего друга к литературе и также являясь ее любителем, оставляю ему уникальную ценность. Теперь могу признаться, что однажды я воспользовался своим служебным положением в личных целях: после кремации знаменитого писателя N отсыпал себе немного его праха. Завещаю своему другу капсулу с прахом нашего с ним любимого автора". Имя было произнесено, но здесь я называть его не буду, чтобы пощадить чувства других почитателей, в России с творчеством этого писателя знакомы.


Вот под такие примерно байки мы двигались от метро Gambetta, чтобы пройти по кладбищу сверху вниз, мимо солидного здания того самого крематория, построенного в неовизантийском стиле в 1887 г., и потом выйти к метро Pere Lachaise или соседней станции Philippe-Auguste, рядом с которой и находится главный вход. Там в цветочных ларьках продают план кладбища, но если оттуда, снизу, подниматься, то просто не хватит сил обойти и треть территории. Пер-Лашез занимает 44 гектара и сейчас на нем примерно 77 тысяч участков.

Оно было основано 21 мая 1804 г. на территории сада иезуитов как новый тип кладбища, не церковного, а городского, в котором, по замыслу архитектора А.Броньяра, должны были сочетаться английский парк и место, где можно полностью отрешиться, погрузившись в свои мысли. Прежде в саду стоял дом одного из церковников - иезуита, отца де ля Шеза, приближенного к трону Людовика XIV. Название "Отец Лашез" закрепилось за Восточным кладбищем Парижа. Вначале Пер-Лашез не пользовалось особой популярностью, оно находилось в пригороде, и чтобы привлечь к нему внимание, был сделан успешный "маркетинговый ход": туда перезахоронили прах Мольера, Лафонтена, а также Абеляра и Элоизы. Имена знаменитого средневекового еретика, философа-богослова, оскопленного врагами, и его ученицы, после этого постригшейся в монахини, уже давно стали нарицательными, а их страсть и верность до сих пор питают воображение, могилу любят посещать влюбленные пары.

При всей своей специфике Пер-Лашез считается самым большим и самым красивым парком Парижа, там растет 5300 деревьев - клены, ясени, каштаны, платаны, кедры, бук, липа, акация, грецкий орех и другие виды. Но оно в не меньшей степени похоже на огромный город, с широкими проспектами-авеню, улицами, лабиринтами переулков и тупиками. И, как в городе, там есть постройки, только прекрасные дворцы - это усыпальницы, более скромные "коттеджи" - склепы, многоквартирные дома - колумбарии... Пожалуй, на Пер-Лашез можно встретить все архитектурные и декоративные стили, от готики до современности.


Мы начали знакомство со знаменитостями с колумбария. Он настолько высок, что вдоль его стены тянется железная лестница с галереей, чтобы можно было подняться к нишам, которые, даже задрав голову, не рассмотреть. Нас в первую очередь интересовали люди, чья жизнь была тесно связана с Россией. Например, Нестор Махно, выдающийся революционер-анархист, герой гражданской войны, неоднократно преданный бывшими соратниками-большевиками и умерший в Париже почти в нищете. Или Айседора Дункан, жена Есенина, великая танцовщица, попирательница устоев не только в искусстве, но и в личных отношениях. О ее нелепой смерти в Ницце от шарфа, намотавшегося на колеса автомобиля и удушившего ее, говорят до сих пор. Вокруг памятной плиты мы увидели написанные и нацарапанные слова любви и благодарности, в основном по-английски, - американцы помнят свою соотечественницу. Рядом ниши с прахом ее детей, Патрика и Дирдре, они погибли за 14 лет до этого вместе с няней, по злой воле случая - тоже в автомобиле, который упал в Сену.


Фамильный мраморный мавзолей русских князей Демидовых - одно из самых роскошных сооружений на Пер-Лашез, но мне что-то не верится, будто княгиня Елизавета завещала немалые деньги тому, кто переночует в ее склепе. Вообще славянские фамилии встречаются в разных концах кладбища. Трогательное сердечко из мелких камушков выложено на могиле Гийома Аполлинера де Костровицки, основателя современной поэзии, приверженца кубизма, автора эротической прозы и термина "сюрреализм". Легендами овеяна вся его жизнь, начиная с рождения: его нашли в Риме как подкидыша, и только спустя несколько месяцев мать-полька признала ребенка. Аполлинер постоянно мистифицировал свое происхождение, сразу после его смерти потянулась цепочка необъяснимых явлений и смертей близких ему людей, а сам он стал являться друзьям в виде призрака.

Кстати, о паранормальных явлениях: у одной из могил мы сначала не поняли, почему стоящая рядом женщина сосредоточенно прикладывает к надгробию какую-то бумажку. Но, приглядевшись, увидели, что она ее "заряжает", общаясь с духом покойного: на камне было высечено имя Алана Кардека, основателя спиритизма.


Наш земляк, добровольный гид, знал, что воспринимать подобные рассказы и вообще кладбищенскую атмосферу может быть непросто. Поэтому он предусмотрительно запасся бутылкой хорошего местного коньяка и серебряными рюмочками. А того, чтобы их помянуть из таких рюмочек, достойны были многие, перечисление великих имен заняло бы несколько страниц. Мы отдали дань Бальзаку, Делакруа, Альфонсу Доде, Бомарше, Жерико, Модильяни, Эдит Пиаф, Оскару Уайльду, супругам Симоне Синьоре и Иву Монтану, правозащитнику и советскому диссиденту Александру Гинзбургу, актрисе Саре Бернар, барону Осману - модернизатору Парижа, в общем, многим, пока хватало коньяка.

Но Пер-Лашез не всегда было таким мирным местом, среди могил не раз раздавались выстрелы. После отречения Наполеона в 1814 году студенты военных училищ заняли здесь оборону, чтобы отразить атаку русских отрядов, однако силы оказались неравны: нападавшие рубили деревья, которые служили им укрытием, и успешно вели оттуда огонь, а когда захватили холм, быстро закрепили позицию - стали лагерем, прямо среди могил. Еще более трагичными были события 1871 года, Парижская коммуна. Именно здесь шли последние бои гражданской войны. Все коммунары были убиты правительственными войсками (версальцами), их трупы сбросили в общую могилу, часть была расстреляна у стены, которая сейчас называется Стеной коммунаров, а часть убитых привезли сюда с улиц Парижа - всего 1018 тел обрели вечный покой на этом кладбище.

Вопреки моим представлениям, многофигурный барельеф "Стена жертв Революции", открытый в 1909 г., находится совсем не на этой стене, а неподалеку от Пер-Лашез, в сквере. По местной легенде, его соорудили там, за оградой, специально для того, чтобы "паломники" (в том числе большевики, полюбившие устраивать у стены маевки) не шумели, не пели в месте упокоения революционные песни и не вытаптывали траву на ближайшем газоне. Со временем рядом с местом расстрела на кладбище вырос целый участок могил революционеров, социалистов и коммунистов. В одной из них похоронен Жан-Батист Клеман, в 1867 году написавший знаменитую и дивно-прекрасную песню "Время вишен", у которой (не знаешь - не догадаешься!) социалистический подтекст. Приятели мои ее не слышали, поэтому пришлось, уподобившись большевичке, спеть им один куплет и припев прямо у памятника автору. Наверное, хорошо, что я больше не помнила, все-таки, неловко оглашать пением такое место.


Революционные настроения того времени коснулись даже молодого журналиста Виктора Нуара, вовсе не оппозиционно настроенного, а просто известного скандалиста и сердцееда. Накануне своей свадьбы в 1870 году он повздорил, - говорят, что на почве литературы, а вовсе не политики, - с Пьером, племянником Наполеона Бонапарта, тоже отличавшимся неуемным нравом, и тот застрелил его. Но на похороны на кладбище Пер-Лашез пришли тысячи граждан, которых возмутил такой "произвол Второй империи", и убийство Нуара послужило дополнительным поводом к объединению сторонников коммуны. Однако настоящие легенды начались позже. Неизвестно, кому пришло в голову, что можно избавиться от бесплодия, импотенции, фригидности или неразделенной любви, если поцеловать надгробную фигуру в губы, положить в цилиндр цветок и потереть хорошо выдающееся причинное место. Видимо, более скромные трогают Виктора Нуара за ботинок, однако и отполированная руками ширинка сияет, и выступающие части лица, а в цилиндре я обнаружила фотографию некоей девы, формата как на документы. Власти уже отчаялись ставить вокруг памятника ограду, ее стабильно ломают.

Еще одну байку о журналистике и политике мы услышали, когда с удивлением обнаружили могилу... газеты. Прочитали на ней название "Юманите", но приятель наш поспешил уточнить, что бывшая центральная газета французской компартии, а теперь просто "близкая к ней" издается по-прежнему, и могила - такое специфическое отражение коммунистической идеи. Один из главных редакторов в свое время решил, что общее захоронение для сотрудников его издания с единым надгробием, без упоминания имен, чинов и званий, - это не только идейно верно, но еще и экономически выгодно: земля на Пер-Лашез дорогая. Была заказана серая гранитная плита. А остатков экономному главреду хватило на надгробный памятник для себя, его поставили ему на персональную могилу, когда настало время. Легенды, легенды...


В специальный список исторических памятников занесены многие могилы Пер-Лашез, в них похоронены поэты, писатели, художники, композиторы, актеры, военные, политики, ученые - многие из тех, кто составил славу Франции. Над созданием надгробий трудились известные скульпторы. Одно из них нас поразило своей оригинальностью: на постаменте была изображена корзина, полная картошки, и нечто, напоминающее самогонный аппарат. Оказалось, что это памятник Антуану-Огюсту Парментье, знаменитому агроному, химику и фармацевту. Он приложил немало усилий, чтобы в голодные годы убедить французов в пользе картофеля и доказать, что тот вовсе не вызывает проказу. Прогрессивный Людовик XIV поддержал ученого и на собственном примере внушал подданным, что невзрачные клубни годятся не только на корм свиньям: наряд "короля-солнце" украшал цветок картофеля. Среди многих достижений Парментье французы не смогли не отметить его вклад в развитие виноделия и даже на надгробии изобразили виноградную лозу. Мы тоже оценили этот значительный вклад - в очередной раз разлили французский коньяк по рюмочкам.

Мимо юго-западной стены кладбища проходит улица с романтическим названием Rue du Repos - улица Покоя (подобное соседство вызывает желание добавить слово "вечного"). Там высокая каменная стена обнесена поверху колючей проволокой. Такую меру вынуждены были принять городские власти, чтобы, оберегая этот самый вечный покой, помешать поклонникам поэта и музыканта Джима Моррисона, умершего в Париже в 1971 году, пробираться к его могиле в часы, когда вход закрыт. Бесконечные оргии хиппи и наркоманов, шприцы, соседние памятники, исписанные цитатами из песен знаменитой группы The Doors, - говорят, культ ее лидера доходил на Пер-Лашез до беспредела, в 1981 году даже была украдена с могилы скульптурная голова Моррисона. Особенно дико все это выглядело на территории кладбища, где похоронены Шопен, Бизе, Беллини, Россини, Крейцер и другие известные композиторы и музыканты. Но интерес к личности рок-звезды и причинам его таинственной смерти не утихает: на могиле мы увидели свежие цветы, свечки, листки с текстами песен, письма любви, адресованные кумиру, даже мелкие сувенирчики. Фанаты и просто интересующиеся вели себя спокойно, может быть, из-за установленных где-то поблизости видеокамер, но, похоже, это самое посещаемое место на всем Пер-Лашез.


Из более свежих захоронений не французов особенно выделяются помпезные и довольно безвкусные мраморные некрополи с надписями на китайском языке, они занимают целый квартал. Право быть погребенными на Пер-Лашез имеют только жители Парижа или умершие в Париже люди. Хотя китайцев в городе довольно много, обилие таких могил осталось для нас загадкой. Впрочем, купив место, можно захоранивать туда своих близких, если доказать родство, независимо от того, где они умерли. Кусок земли размером 2 кв.м стоит примерно 11 тысяч евро, но аренда на 10, 30 или 50 лет обойдется в меньшую сумму. Однако стоимость самих китайских домов-некрополей трудно представить.

Коньяк закончился, наши силы тоже были на исходе. Мы вышли через главные ворота и оказались на бульваре Менильмонтан, где ездили машины и происходила обычная, нормальная жизнь. Впечатление было такое, что я только что очень близко соприкоснулась с историей Франции, еще глубже оценила величие французской истории и культуры и лучше ощутила бунтарский дух этой страны, который всегда был двигателем творчества. Хотя все, кто лежат на Пер-Лашез, давно уже не бунтуют. О них осталась память и легенды.

Выбор редакции
Знойное лето – настоящее испытание для жителей больших городов. Пышущие жаром раскалённые камни и асфальт улиц и площадей заставляют...

Замок Эльц – прекрасный памятник архитектуры среди живописных холмов и густых лесов Германии. Он долгое время был резиденцией...

30.12.2016 17:34 На странице " " появились мини-игры. В этом разделе бойцы могут выиграть дополнительные призы. Список игр Лотерея...

Мы летим в разведывательном вертолете спецподразделения "Альфа". Кругом ни души... Но не надолго. Вертолет подбит, и Сэм Стоун...
Синий кит – самый крупный представитель отряда китообразных и всего класса млекопитающих. Синий кит (Balaenoptera musculus , голубой...
Ватикан - это самое маленькое государство в мире, как по площади, так и по количеству жителей. Но этот небольшой уголок, уютно...
Прага (чешск. Praha) - столица Чехии, один из красивейших городов Восточной Европы, сохранивший очарование Средневековья. На 31 декабря...
Здравствуйте, друзья! Во время нашего осеннего путешествия мы жили на курорте Горки Город . Пришла пора рассказать, чем отличается...
Человек рожден всеядным, но не многие готовы принять этот факт, как сигнал к действию и попробовать самые экзотичные и странные блюда....