Самая большая подводная лодка в мире: когда размер имеет значение. Подводная лодка акула - самая большая субмарина в мире Лодка акула новая


Две крупнейшие в мире атомные подлодки (АПЛ) проекта "Акула" будут находиться в составе российского военно-морского флота до 2019 года, сообщил журналистам главком ВМФ Владимир Высоцкий.

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" ("Тайфун" по классификации НАТО) - самые большие в мире атомные стратегические подводные лодки.

19 декабря 1973 года правительство СССР приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца, создаваемого в противовес американской атомной подводной лодке "Огайо".

Проект разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" (Санкт-Петербург), возглавляемом генеральным конструктором Игорем Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора Сергея Ковалева.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех.

30 июня 1976 года на стапеле Северодвинского судостроительного завода был заложен головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 941.

Пока вы читаете эти строчки, где-то далеко (а может и не столь далеко) от вас бороздят моря бесшумные убийцы, скрывающиеся под толщей воды. Они огромные, мощные и смертоносные, способные месяцами таиться в глубине, чтобы однажды нанести решающий удар.

Нет, речь не о новом фильме ужасов и не о документальном видео «из жизни акул». В этой статье вы, уважаемые читатели, найдете ответ на вопрос о том, какая подлодка достойна носить титул самой большой в мире , и какие страны могут себе позволить сооружать таких стальных гигантов.

А совсем недавно мы знакомили читателей с 10 в мире.

10. «Астьют» – длина: 97 м., ширина 11,3 м

Десятая по величине подводная лодка в мире — это самая большая, самая передовая и самая мощная из подводных лодок, когда-либо эксплуатируемых Королевским флотом Великобритании. Ее размер — 97 метров в длину и 11,3 метра в ширину.

В класс «Астьют» входят три субмарины, а строительство еще четырех ведется. На случай если придется вступить в бой, субмарина вооружена шестью 48 ракетами или торпедами, крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» и торпедными аппаратами (ТА) 533 мм.

В 2012 году «Астьюты» доказали свою способность запускать ракеты «Томагавк», успешно выстрелив двумя ракетами с территории Мексиканского залива и точно поразив цели на испытательном полигоне в Северной Флориде.

9. «Сивулф» – 107,6 х 12.2 м

Эта серия атомных подводных лодок была построена по заказу ВМС США в 1989-1998 годах. «Сивулфы» явились ответом на постройку в Советском Союзе субмарин по проекту 971 «Щука-Б». Всего было построено три корабля, хотя изначально планировалось, что в серию будут входить 12 субмарин.

Длина и ширина корпуса «Сивулфов» составляют 107,6 метра и 12,2 метра соответственно. Эти подводные лодки оснащены одним ядерным реактором, а их скорость составляет 18 узлов.

Вооружение, установленное на американской подводной лодке, включает восемь 660-мм торпедных аппаратов, 50 торпед или ракет и 50 крылатых ракет «Томагавк».

8. Проект 945А «Кондор» – 110,5 х 12,2 м

Первая, но не единственная среди самых больших подводных лодок в России. На сегодняшний день в эксплуатации находятся два «Кондора», длиной 110,5 метра, и шириной 12,2 метра.

Корпус подводных лодок класса «Кондор» выполнен из легкого и прочного титана, что позволяет субмарине достигать большей глубины и снижает уровень издаваемого шума. Из вооружения «Кондоры» могут похвастаться шестью торпедными аппаратами 533 мм, 40 торпедами, крылатыми ракетами С-10 «Гранат» и 8 ПУ ПЗРК «Игла-1» и «Игла».

7. Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м

За многое можно критиковать Советский Союз, но только не за слабую армию и военно-морской флот. Именно в СССР велось строительство одной из самых крупных атомных субмарин в мире — «Щуки-Б». В отличие от «Кондоров» корпус этой подлодки выполнен из легированной стали. Длина грозной стальной «рыбы» составляет чуть более 110 метров, а ширина — свыше 13 метров.

Проект «Щуки-Б» (1983-2001 годы) осуществлялся на машиностроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске и был пересмотрен несколько раз. Усовершенствованные лодки были названы западными военными «Improved Akula» («Улучшенная Акула»), или «Akula-II». А самую модернизированную подлодку — К-335 «Гепард» — на Западе назвали «Akula-III». На вооружении ВМС Индии тоже находится одна из модернизированных «Щук-Б» (К-152 «Нерпа»). На ней отсутствуют система СОКС и возможность запуска средств акустического противодействия.

В 2017 году в строю оставались четыре подлодки класса «Щука-Б». Каждая из них оснащена четырьмя торпедными аппаратами 650-мм, четырьмя ТА 533 мм, ИРС Калибр-ПЛ и ПЗРК «Стрела-3М».

6. «Триумфан» – 138 х 12,5 м

Солнечная Франция — одна из немногих европейских стран, способных себе позволить строительство огромной, тяжелой и дорогостоящей подводной лодки. С 1989 по 2009 годы были построены четыре субмарины класса «Триумфан» длиной 138 и шириной 12,5 метра. Изначально планировалось сооружение шести единиц, но планы ВМФ Франции изменились из-за развала Советского Союза.

«Триумфаны» вооружены четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм, 10 торпедами, 8 крылатыми ракетами Exocet SM39, запуск которых осуществляется из ТА и ракетами типа M45 и M51.

5. «Вэнгард» – 149,9 х 12,8 м

Гордость британского флота, длиной свыше 149 метров и шириной более 12 метров. В серию «Вэнгард» входят четыре атомные подлодки, история которых началась в 90-х годах двадцатого века. Строили их в огромном крытом эллинге (цех для строительства или ремонта) длиной 260 и шириной 58 метров. Его размеры позволяют строить не только атомные субмарины, но и эсминцы с управляемым ракетным оружием.

Изначально планировалось собрать 6 или даже 7 подлодок, но с распадом СССР у Великобритании и других стран НАТО отпала необходимость в большом количестве подлодок как одном из средств ядерного сдерживания.

На борту «Вэнгардов» находится четыре ТА калибра 533 мм, 16 баллистических ракет Trident II D5 и телеуправляемые торпеды Spearfish или Tigerfish.

4. «Дельта» – 167,4 х 11,7 м

Таково собирательное обозначение сразу четырех типов стратегических атомных подлодок, собранных в СССР. Кодовые названия проектов:

  1. «Мурена».
  2. «Мурена-М».
  3. «Кальмар».
  4. «Дельфин».

Длина последней модификации — «Дельфина» — составляет 167,4 метра, а ширина — 11,7 метра. Эта великая стальная рыба была введена в строй в декабре 1984 года. Из семи построенных «Дельфинов» пять до сих пор числятся в ВМФ РФ.

Врагам «Дельфинов» не поздоровится, ведь они оснащены четырьмя ТА калибра 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и от 4 до 8 ПЗРК «Игла» и «Игла-1».

3. «Огайо» – 170,7 х 12,8 м

Эти великаны — самые крупные подлодки в США и основа американских стратегических наступательных ядерных сил. Им регулярно приходится нести боевое патрулирование, проводя в море 60% времени. Размер «Огайо» составляет 170,7 метра и 12,8 метра (длина и ширина соответственно).

Первая субмарина этой серии была введена в эксплуатацию в ноябре 1981 года. Все остальные подводные лодки получили имена в честь американских штатов, за исключением USS Henry M. Jackson, которая была названа в честь одного из сенаторов.

Эти подводные громадины способны перевозить свыше двадцати ракет Трайдент II и свыше 150 крылатых ракет «Томагавк». Их вооружение также включает в себя четыре 533 мм торпедных аппарата.

2. Проект 955 «Борей» – 170 х 13,5 м

Вторым номером в списке крупнейших субмарин вновь идет российская разработка, одна из самых передовых в мире. Проект «Борей» начал осуществляться в 2011 году, и в мае 2018 года стало известно, что до 2027 года планируется построить 14 кораблей этого типа.

В перспективе именно «Борей» придет на смену первому и четвертому номерам в нашем списке.

Размеры подлодки составляют 170 метров в длину и 13,5 метра в ширину. Эта фигуристая смертоносная красавица может идти под водой со скоростью 29 узлов, и оснащена шестью торпедными аппаратами 533 мм, шестью средствами гидроакустического противодействия 324 мм, торпедами, торпедоракетами и крылатыми ракетами (в том числе «Ониксами» и «Калибрами»), а также 16 ПУ комплекса «Булава».

1. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м

Известные Западу как класс «Тайфун», а русским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны.

Будучи 172,8 метра в длину и 23,3 метра в ширину эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома.

По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.

Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.

Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать.

Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов под водой.

Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».

Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».

Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.

В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»).

Документальное видео – Проект 941 «Акула»

В современном мире большое значение в обеспечении безопасности государств играет подводный флот. Особенно, если это подводные лодки, несущие на себе стратегическое атомное вооружение. Именно они сдерживают крупные державы от открытого военного противостояния, которое может стать последним в истории человечества. А чем больше и мощнее подводный корабль, тем больше оружия он может нести и совершать более продолжительные автономные плавания у берегов потенциального противника.

Проект 941 «Акула»

На сегодняшний день самая большая подводная лодка в мире - это творение советских корабелов, подводный атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Размеры его колоссальны, подводное водоизмещение равно 48 тыс. тонн. Длина гиганта - 172 м, а ширина 23,3м, в высоту боевой корабль сравним с 9 этажным домом. В движение подлодка приводится двумя водо-водяными атомными реакторами с двумя паротурбинными установками, расположенными по отдельности в прочных корпусах. Суммарная мощность энергетической установки - 100 тыс. л.с.

Мощная машина под водой может развивать скорость до 25 узлов, в надводном положении - 12 узлов. Погружаться она может почти на полкилометра, а обычная рабочая глубина - 380 м. Подводная лодка управляется экипажем из 160 человек и может находиться в автономном плавании целых четыре месяца. Причем для спасения всего экипажа большая подводная машина оснащена всплывающей спасательной капсулой. Вооружение «Акулы» состоит из:

  • ракетного комплекса из 20 баллистических ракет, каждая из которых может нести 10 боеголовок по 100 килотонн с индивидуальным наведением (конструктивно была возможность нести 24 ракеты). Стартовая масса ракет Р-39 - 90 тонн, а боевая дальность - 8,3 тыс.км. Весь боекомплект ракет может быть выпущен одним залпом как с надводного, так и с подводного положения в любых погодных условиях.
  • 6 торпедных аппаратов для пуска ракето-торпед и торпед калибра 533 мм и установки заграждений из мин;
  • 8 комплектов ПЗРК «Игла-1» для противовоздушной обороны;
  • радиоэлектронного вооружения.

Свое рождение большие «Акулы» получили на заводе «Севмаш», для этого был сооружен самый большой на планете крытый эллинг. Благодаря прочной рубке и серьезному запасу плавучести подлодка может проламывать толстый лед (до 2,5 м), что позволяет ей осуществлять боевое дежурство даже на северном полюсе.

Довольно много пространства лодки выделено для обеспечения комфорта экипажа:

  • просторные двух- и четырехместные каюты для офицеров;
  • маломестные кубрики для старшин и матросов;
  • система кондиционирования воздуха;
  • телевизоры и умывальники в каютах;
  • спортзал, сауна, солярий, бассейн;
  • живой уголок и салон для отдыха и т.п.

Подводные лодки типа «Огайо»

В свое время после лодок проекта «Акула» это были вторые по счету самые крупные подводные корабли в мире. Их подводное водоизмещение - 18, 75 тыс. тонн, надводное - 16,75 тонн. Длина махины - 170 м, а ширина ее корпуса - почти 13 м. Всего было выпущено 18 машин этого типа, каждая из которых получила вооружение в виде 24 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющейся боевой частью. Экипаж судна - 155 человек. Скорость в подводном положении - до 25 узлов, в надводном - до 17 узлов.

Эти военные корабли имеют прочный корпус, разделенный на четыре отсека и отдельную выгородку:

  • носовой, в который входят помещения боевого, обеспечивающего и бытового назначения;
  • ракетный;
  • реакторный;
  • турбинный;
  • выгородка с электрощитами, дифферентовочными и осушительными насосами, установкой для регенерации воздуха.

Проект 955 «Борей»

По длине этот ракетный подводный крейсер почти такой же, как и два предыдущих корабля - 170 м. Но это атомная подлодка четвертого поколения обладает подводным водоизмещением в 24 тыс. тонн, а надводным - 14,7 тыс.тонн. Поэтому по этому параметру она может смело находиться на втором месте после лодок проекта проекта 941 «Акула». К 2020 году планируется построить 20 подводных крейсеров этой серии. В настоящее время в строю находится уже три гиганта проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».

Экипаж подводного судна - 107 человек, причем большая его половина - офицеры. Скорость его в подводном положении достигает 29 узлов, в надводном 15 узлов. В автономном плавании подводный корабль может находиться три месяца. Подводные лодки типа «Борей» разработаны в качестве замены атомных подводных лодок проектов «Акула» и «Дельфин». Подводные крейсеры этого проекта считаются первыми отечественными АПЛ, приводимыми в движение одновальным водометным комплексом. Основное вооружение - 16 твердотопливных баллистических ракет типа «Булава» с боевой дальностью 8 тыс.км.

Проект 667БДРМ «Дельфин»

Это еще один российский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, который может похвастать большими размерами. В современном военно-морском флоте РФ это пока что самый массовый подводный крейсер стратегического назначения. Длина судна - 167 м. Подводное водоизмещение 18,2 тыс.тонн, надводное - 11,74 тыс.тонн. Экипаж корабля около 140 человек. Вооружение стратегических АПЛ состоит из:

  • межконтинентальных баллистических ракет на жидком топливе Р-29РМ и Р-29РМУ «Синева» с боевой дальностью более 8,3 тыс.км. Все ракеты могут выпускаться одним залпом. При движении под водой на глубине до 55 метров запуск ракет возможен даже на скорости в 6-7 узлов;
  • 4 носовых торпедных аппаратов;
  • до 8 ПЗРК «Игла».

В движение «Дельфины» приводятся двумя реакторными установками общей мощностью в 180 МВт.

Подлодки типа «Вэнгард»

Конечно, Великобритания не могла не поучаствовать в конкурсе самых больших подводных атомных ракетных крейсеров. Лодки серии «Вэнгард» имеют подводное водоизмещение 15,9 тыс. тонн, надводное - 15,1 тыс.тонн. Длина судна - почти 150 метров. Чтобы начать постройку лодок «Вэнгард» была расширена и модернизирована судоверфь корпорации Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. В результате реконструкции она получила эллинг шириной 58 м и длиной 260 м, высота эллинга позволяет возводить не только АПЛ, но и даже эсминцы. Также был построен вертикальный судоподъемник грузоподъемность 24,3 тыс. тонн. Основное вооружение подводного крейсера - 16 баллистических ракет Трайдент II.

Лодки типа «Триумфан»

На последнем месте среди самых крупных подводных лодок находятся судна, изготовленные французскими кораблестроителями. Лодки типа «Триумфан» имеют подводное водоизмещение 14,3 тыс. тонн, надводное - 12,6 тыс. тонн. Длина ракетного крейсера - 138 метров. Силовая установка подводной машины - водо-водяной реактор мощностью 150 МВт, он обеспечивает скорость подводном положении до 25 узлов, в надводном - до 12 узлов. На вооружении у лодок типа «Триумфан» 16 баллистических ракет, 10 торпед и 8 крылатых ракет для запуска которых используются торпедные аппараты.

Как видно, в список самых больших подводных кораблей попали боевые машины, сконструированные ведущими мировыми державами, обладающими одновременно как стратегическими ядерными вооружениями, так и мощными военно-морскими силами.

Первые случаи применения подводных лодок в боевых целях относятся к середине 19-го века. Однако из-за своего технического несовершенства субмарины долгое время играли только вспомогательную роль в военно-морских силах. Ситуация полностью изменилась после открытия атомной энергии и изобретения баллистических ракет.

Цели и размеры

Субмарины имеют разное предназначение. Размеры подводных лодок мира варьируются в зависимости от их целей. Одни рассчитаны на экипаж, состоящий всего лишь из двух человек, другие способны нести на борту десятки межконтинентальных ракет. Какие задачи выполняют самые большие в мире субмарины?

"Триумфан"

Французская стратегическая атомная подводная лодка. Её название в переводе означает "триумфатор". Длина лодки составляет 138 метров, водоизмещение - 14 тысяч тонн. Судно вооружено трёхступенчатыми баллистическими ракетами М45 с разделяющимися боеголовками, оснащёнными системами индивидуального наведения. Они способны поражать цели на расстоянии до 5300 километров. На стадии проектирования перед конструкторами были поставлены задачи сделать субмарину максимально незаметной для противника и снабдить её эффективной системой раннего обнаружения вражеских средств противолодочной обороны. Тщательное изучение и многочисленные эксперименты показали, что основной причиной раскрытия местонахождения подводного судна является его акустический след.

При проектировании "Триумфана" были использованы все известные методы понижения шумности. Несмотря на впечатляющие размеры подводной лодки, она представляет собой достаточно сложный для акустического обнаружения объект. Специфическая форма субмарины способствует уменьшению гидродинамического шума. Уровень звука, производимого при работе главной энергетической установки судна, существенно снижен благодаря ряду нестандартных технологических решений. "Триумфан" имеет на борту ультрасовременный гидроакустический комплекс, предназначенный для раннего обнаружения противолодочных средств неприятеля.

"Цзинь"

Стратегический атомный ракетный подводный крейсер, построенный для военно-морского флота Китая. Из-за повышенного уровня секретности значительная часть данных об этом судне исходит не от средств массовой информации, а от разведывательных служб США и других стран НАТО. Размеры подводной лодки определены на основе фотографии, сделанной в 2006 году коммерческим спутником, созданным для получения цифровых изображений земной поверхности. Длина судна составляет 140 метров, водоизмещение - 11 тысяч тонн.

Эксперты отмечают, что размеры атомной подводной лодки "Цзинь" больше, чем габариты предыдущих, технически и морально устаревших китайских субмарин класса "Ся". Судно нового поколения приспособлено для запуска межконтинентальных баллистических ракет "Цзюйлан-2", оснащённых разделяющимися атомными боеголовками. Максимальная дальность их полёта составляет 12 тысяч километров. Ракеты "Цзюйлан-2" являются эксклюзивной разработкой. При их конструировании были учтены размеры подводных лодок класса "Цзинь", предназначенных стать носителями этого грозного оружия. По мнению специалистов, наличие у Китая таких баллистических ракет и субмарин ощутимо меняет расстановку сил в мире. Примерно три четверти территории Соединённых Штатов оказываются в зоне поражения лодок "Цзинь", находящихся в районе Курильских островов. Однако по информации, имеющейся у американских военных, испытательные запуски ракет "Цзюйлан" часто заканчиваются неудачей.

"Вэнгард"

Британская стратегическая атомная подводная лодка, размеры которой позволяют соперничать с самыми большими субмаринами в мире. Длина судна составляет 150 метров, водоизмещение - 15 тысяч тонн. Лодки этого типа стоят на вооружении Королевского флота с 1994 года. На сегодняшний день субмарины класса "Вэнгард" являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании. На них устанавливаются баллистические ракеты "Трайдент-2". Это оружие заслуживает отдельного упоминания. Его производит знаменитая американская компания для военно-морского флота США. Правительство Великобритании взяло на себя 5% стоимости разработки ракет, которые по замыслу конструкторов должны были превзойти всех своих предшественников. Зона поражения "Трайдент-2" составляет 11 тысяч километров, точность попадания достигает нескольких футов. Наведение ракет не зависит от американской системы глобального позиционирования. "Трайдент-2" доставляют до цели атомные боеголовки со скоростью 21 тысяча километров в час. На четырёх лодках "Вэнгард" размещены в общей сложности 58 таких ракет, представляющих собой "ядерный щит" Великобритании.

"Мурена-М"

Советская субмарина, построенная в период холодной войны. Основные цели создания лодки заключались в увеличении дальности действия ракет и преодолении американских систем гидроакустического обнаружения. Расширение зоны поражения потребовало изменения габаритов подводного судна по сравнению с предыдущими версиями. Пусковые шахты рассчитаны на ракеты Д-9, стартовая масса которых в два раза превышает обычную. Длина корабля составляет 155 метров, водоизмещение 15 - тысяч тонн. По оценкам специалистов, советским конструкторам удалось выполнить первоначально поставленную задачу. Дальность действия ракетного комплекса увеличилась примерно в 2,5 раза. Ради достижения этой цели субмарину "Мурена-М" пришлось сделать одной из самых больших подводных лодок в мире. Размеры ракетоносца не изменили в худшую сторону уровень его скрытности. В конструкции лодки была предусмотрена амортизация вибрации механизмов, поскольку в те времена система гидроакустического слежения США стала серьёзной проблемой для советских стратегических подводных судов.

"Огайо"

"Борей"

Разработка этого атомного подводного крейсера началась в Советском Союзе. Он был окончательно спроектирован и построен в Российской Федерации. Его название происходит от имени древнегреческого бога северного ветра. В соответствии с планами создателей лодка "Борей" в обозримой перспективе должна заменить субмарины классов "Акула" и "Дельфин". Длина крейсера составляет 170 метров, водоизмещение - 24 тысячи тонн. "Борей" стал первой стратегической субмариной, построенной в постсоветскую эпоху. В первую очередь новая российская лодка служит платформой для запуска баллистических ракет "Булава", оснащённых разделяющимися ядерными боеголовками. Дальность их полёта превышает 8 тысяч километров. Из-за проблем с финансированием и нарушения экономических связей с предприятиями, находящимися на территории бывших советских республик, сроки завершения постройки корабля неоднократно переносились. Лодка "Борей" была спущена на воду в 2008 году.

"Акула"

По классификации НАТО данное судно имеет обозначение "Тайфун". Размеры подводной лодки "Акула" превосходят всё, что было создано на протяжении истории существования субмарин. Её постройка стала ответом Советского Союза американскому проекту "Огайо". Огромные размеры тяжёлого подводного крейсера "Акула" были обусловлены необходимостью размещения на нём ракет Р-39, масса и длина которых значительно превышали аналогичные показатели американских "Трайдент". Советским конструкторам пришлось смириться с большими габаритами ради увеличения дальности полёта и веса боевой части. Приспособленная для запуска этих ракет лодка "Акула" имеет рекордную длину - 173 метра. Её водоизмещение составляет 48 тысяч тонн. На сегодняшний день "Акула" остаётся самой большой субмариной в мире.

Порождение эпохи

Первые строчки рейтинга занимают и СССР. Это вполне объяснимо: сверхдержавы, вовлечённые в холодную войну, верили в возможность нанесения опережающего удара. Свою основную задачу они видели в том, чтобы незаметно разместить ядерные ракеты максимально близко к противнику. Данная миссия была возложена на подводные лодки больших размеров, которые стали наследием той эпохи.


Подводная лодка Акула - железный хищник эпохи

Так уж сложилось в истории "холодной войны", что Советский Союз всегда делал второй шаг в развитии вооружения вслед за США.

Однако этот второй шаг в большинстве случаев всегда равнялся двум, что означало создание оружия не только уравнивающего ситуацию, но и превосходящего вооружение противника. Так случилось и с подводной лодкой "Акула".

Лодка Акула создавалась по проекту 941 и относилась к третьему поколению отечественных атомных подлодок. "Акула" была нашим опережающим ответом на принципиально новую систему ракетно-ядерных сил морского базирования "Огайо", разработанную США.

Эта подлодка – настоящая самостоятельная ракетная база - представляет собой особую веху и в научном, конструкторском и политическом отношении.

Уникальные особенности подводной лодки Акула

Подводная лодка Акула оказалась не только самой большой подводной лодкой, оснащенной таким большим количеством вооружения, но и самой бесшумной (двухкаскадная система амортизации), что значительно увеличивало ее потенциальную скрытность.

К тому же Акула была предназначена для несения боевого дежурства в северных широтах Арктики, т.е. приспособлена к автономной работе во льдах и под ними.

Это был уверенный козырь по условиям эксплуатации наших "Акул" по сравнению с "тепловодными" американскими субмаринами, для которых северные моря были изначально закрыты.

Несмотря на свои огромные размеры (2 футбольных поля в длину и девятиэтажный дом в высоту) и водоизмещение в 50 тыс. тонн (больше, чем у тяжелого авианесущего крейсера), "Акула" демонстрировала высокие показатели скорости и маневренности и могла производить боевые пуски ракет с более низких глубин (до 55 метров без всяких ограничений по погоде над поверхностью воды), а также с надводного положения.

Изображение: Размеры подводной лодки "Акула"

Свои выдающие показатели размеров подлодка "Акула" запечатлела в книге рекордов Гиннеса.

Смотреть видео - Подводная лодка Акула:

Субмарина Акула в гонке вооружения

Однако эти размеры были не самоцелью конструкторов. Ракетоносец-гигант создавался под новую царь-ракету, которая была сконструирована исходя из технических преимуществ ракеты Трайдент-1 американской системы "Огайо", и которой снова-таки удалось по некоторым показателям превзойти своего зарубежного "коллегу".

Краткие сроки, выделенные государством на создание "адекватного ответа" американцам вынужденно форсировали научные работы по разработку нового, до тех пор не использовавшегося у нас типа ракет – твердотопливного вида.

Все типы ракет, начиная с разработок Королева, в нашей стране были жидкостными, и никакими научными решениями и технологиями твердотопливных ракет наши военные не располагали.

Все предыдущие подводные ракетоносцы с жидкостными ракетами уже не справлялись с главной задачей подлодок - скрытностью, так как подготовка и запуск такой ракеты, в виду своих технических особенностей, создавали шумы, уже фиксируемые ПЛА противника, что означало демаскировку корабля, а в отдельных случаях и нанесение противником упреждающего удара по лодке.

Новое твердотопливное детище, создаваемое в сжатые сроки и без надлежащих проработок, вышло очень большим – 90 тонн веса при 16 метров "роста", чем сильно отличалось от американской Трайдент-1.

Теперь для такой богатырской ракеты создавали Акулу. А потом для соединения этих гигантских ракетоносцев Северного флота (всего "Акул" было задумано 6) надо было строить специальное плавучее тыловое обеспечение.

В 1977 году началось переоборудование базы (с учетом большой осадки корабля и его длины) по приему этих субмарин, было спланировано создание специальных пирсов для обслуживания "Акул" и снабжения всем необходимым, начиная с энергоресурсов.

Однако высокотехнологические пирсы, так же как и уникальная инфраструктура берега для стратегических подлодок 941 "Акула" достроены не были. Детище Советской оборонки "Акула" с распадом империи на некоторое время осталось безотцовщиной.

Больше того, эти ракетоносцы стали "заложниками" переговоров по ограничению стратегических вооружений. И сами подлежали распиливанию на деньги вероятного противника, т.е. на их утилизацию США выделяло России значительные суммы.

В живых остался только один корабль – "Дмитрий Донской", остальные ржавели на пристани, проиграв бой не на своей территории – в водных глубинах, а на политической арене.

Фото атомной подводной лодки "Дмитрий Донской"

Подводная лодка Акула - ракетоносец для Булавы

Спасением для субмарины Акулы стала уникальная возможность модернизации новой ракетой "Булава", этот потенциал был заложен в стратегии 941 проекта конструкторами "Акулы" изначально, и подразумевал уникальную операцию.

Так как отсек с ракетами расположен вне основных прочных конструкций машины, имелась возможность его легкого вырезания из субмарины, с дальнейшим устройством там новой шахты для новой ракеты. Это была сильная сторона комплекса 941, недостижимая на других ракетоносцах.

Таким образом, "Дмитрий Донской", единственный уникальный и безаналоговый атомный корабль стратегического назначения стал испытательной базой для создания ракет уже следующего, 4 поколения ракетоносцев.

Видео - Запуск с подводной лодки всего боекомплекта (из под воды):

Чем ещё удивит железный хищник?

В начале третьего тысячелетия для спасения "Акул", выведенных из ВМФ и подлежащих утилизации выдвигались различные проекты, в том числе и использование их в качестве огромных транспортировщиков грузов по полярным акваториям северных морей, благо демонтированный ракетный отсек мог принимать до 10 тонн грузов.

Но судьба выделила Акулам только четверть века. 9 февраля 1982 года – был датой рождения, т.е. вхождения в состав Северного флота самого большого подводного корабля.

Почти 10 лет конструкторы "Рубина" под руководством С.Ковалева выходили отечественного гиганта от чертежей до запуска первых ракет (декабрь 1972 г. – было дано задание на техническую разработку, а с 1973 г. в рамках стратегической ядерной программы морского базирования "Тайфун" начались работы по созданию ракетоносцев проекта 941).

Подводная лодка Акула впечатлила современников не только военной мощью:

  • 20 баллистических ракет с 10 боеголовками индивидуального наведения и возможностью единого старта всего боекомплекта ракет с малыми интервалами;
  • 6 торпедных аппаратов 533 калибра;
  • 8 комплектов ПЗРК "Игла-1" для противовоздушной обороны.

Поражала "Акула" и своими уникальными конструкторскими решениями компоновки лодки, когда под одним внешним легким корпусом располагаются два основных прочных, соединенных 3 модулями.

Такой "катамаран" обеспечивал повышение живучести подлодки, а размещение ракет вне основных корпусов и в отдельных прочных автономных корпусах в случае аварии гарантированно сохраняло оставшийся ракетный комплекс. 2 атомных реактора, дающих жизнь "Акуле", могли сами себя "заглушить" при возникновении чрезвычайных ситуаций, что также обеспечивало жизнестойкость субмарины.

Ну и, конечно, максимально комфортно был размещен весь огромный экипаж супергиганта – 170 человек несли службу на корабле с продуманными удобствами и комплексами восстановления и релаксации.

Посмотреть видеоролик - Устройство подводной лодки:

Первая Акула - начало лидерства среди субмарин

Интересно, что подлодка Акула уже встречалась в российском флоте на заре отечественного подводного кораблестроения. Это была одна из первых субмарин с водоизмещением в 400 тонн (что тоже делало ее самой большой на тот момент времени подлодкой).

Технический проект первой "Акулы" был одобрен в 1905 году, а спуск на воду состоялся в 1909 году.

Первая субмарина Акула стала классическим образцом русского типа подлодок – однокорпусного и с размещением балласта в оконечностях (на корме и на носу), который в дальнейшем и разрабатывался нашими конструкторами. На боевом счету первой "Акулы" 16 рейсов (она участвовала в Первой мировой войне).

Наша Акула начала прошлого века первая в мировой практике стала искать противника, а не ожидала его в засаде, как было принято при маневрах. 17 поход "Акулы" стал последним, в 1915 году она ушла ставить мины, и не вернулась, о причинах ее гибели с тех пор пока ничего неизвестно.

Самая большая атомная подводная лодка Акула

Щит и меч в одном титановом корпусе, гигантские ножны для мощнейшего оружия, колоссальный подводный корабль, нашпигованный электроникой и управляемый специально подготовленной командой – все это характеристики одной и той же серии атомных подводных крейсеров, этаких мастодонтов эпохи холодной войны.

Самая большая атомная подводная лодка класса "Акула" способна одна нанести колоссальное поражение любой стране мира, кроме, разве что Новой Зеландии и некоторых стран Южной Америки.

Что ожидает самые большие атомные подводные лодки?

Стоит ли рассматривать "Акулу" как мощное, но абсолютно не нужное сегодня оружие? Да и обслуживание этих стратегических крейсеров обходиться весьма недешево – 300 миллионов рублей ежегодно на каждую боевую единицу.

С тремя подводными гигантами из шести построенных поступили просто – их разрезали на куски, предварительно вынув ядерное топливо из реакторных блоков, герметизировав и захоронив их на севере России. В результате демонтированы ТК-202, ТК-12 и ТК-13 – их больше нет, но сэкономлены миллиарды рублей, которые пришлось бы затратить на содержание этих боевых кораблей.

Смотреть видеоролик - Самая большая АПЛ Акула:

Размышляя о судьбе стратегических ракетоносцев, стоит учесть один важный момент – ежегодно США расходуют на вооружение и модернизацию армии порядка 400 миллиардов долларов ежегодно!

Россия же – в десять раз меньше и здесь еще нужно учитывать ее большую, по сравнению со Штатами, территорию.

"Холодная война" в прошлом уравнивала баланс сил в мире и самая большая атомная подводная лодка "Акула" была далеко не самым ее дорогостоящим проектом. Хаос, возникший после краха СССР, нарушил многие перспективные планы перевооружения, сменились руководители, цели и задачи.

Были потеряны четыре "Акулы" из семи – последняя субмарина (ТК-201) была разобрана еще в стадии корпусных работ.

Между тем уникальность этих судов очевидна: неожиданная для таких гигантов бесшумность и высокая скорость хода; способность к многомесячному подледному плаванию в ледяных водах Антарктики; всплытие в любом месте, независимо от толщины льдов; эффективная система обнаружения противолодочных субмарин противника; отличная плавучесть.

АПЛ класса Акула - самые опасные из всех субмарин

Самая большая атомная подводная лодка класса "Акула" - единственная субмарина в мире, способная, несмотря на свои внушительные размеры, передвигаться на мелководном шельфе под толщей льда. На такой поступок не отважится ни один из капитанов атомных субмарин стран НАТО – высока угроза повреждения подлодки.

С точки зрения современной военной стратегии, стационарные баллистические ракеты неэффективны – их можно засечь из космоса и нанести ракетный удар по ним прежде, чем те покинут пусковые шахты.

С другой стороны, независимая и свободно перемещающаяся стратегическая ракетная установка, которой, по большому счету, и является каждая субмарина проекта 941, становится основным джокером в рукаве Генштаба РФ.

Смотреть видео - Подводная лодка Акула в действии:

Атомные подводные лодки Акула всегда будут востребованы

Неоднократно поднимался вопрос о переводе "Акул" с военной службы на мирную деятельность, при этом расходы на их содержание значительно сократились бы.

К примеру, самая большая атомная подводная лодка "Акула" могла бы перевозить грузы – ее реконструкция в этих целях позволит перевозить до 10 000 тонн грузов.

Подводные транспортировки выгодны по ряду причин: более безопасны и не зависимы от штормов, никакие пираты и им подобные группировки не в состоянии захватить подводный транспорт, а, в случае с транспортировкой в северных морях, еще и наиболее быстрые.

Гражданским "Акулам" не требовалась бы открытая вода, на их борту груз поступал бы кратчайшим путем в северные порты Европы и Америки без каких-либо помех, связанных сегодня и на протяжении сотен прошлых лет с обледенением северных морей.

В мирных или военных целях "Акулы" могут послужить еще долгие годы – ведь они являют собой результат десятилетий напряженной работы ученых и конструкторов, инженеров и военных моряков.

Подводная лодка Акула - самая опасная субмарина

Внушительные размеры самой большой субмарины Земли, ее необычная компоновка – два параллельно расположенных внутренних корпуса, закрытые внешним – по меньшей мере, удивительны. Зачем требовалось создание такого гиганта, несомненно, обошедшегося в крупную сумму?

Основной причиной стало ее вооружение – 20 твердотопливных ракет, каждая из которых несла 10 ядерных боеголовок. Они были огромны даже по сравнению с "Трайдент", основной баллистической ракетой подводных ракетоносцев США 80-х годов.

Советские Р-39 обладали практически в два раза большей длиной, а их вес превышал американские ракеты троекратно.

Вместить 20 пусковых шахт для таких гигантов в классический сигарообразный корпус лодки было невозможно – так появилась подводная лодка "Акула", ракетоносец проекта 941.

Атомарины класса "Акула" оснащались самыми мощными баллистическими ракетами, когда-либо запускаемыми с борта подлодок: длина 16 метров; диаметр первых двух ступеней – 2,4 метра; вес – 90 тонн. Ракеты Р-39 несли боеголовки общим весом 2550 кг, забрасывая их на дистанцию до 10000 км.

Для сравнения – характеристики баллистической ракеты "Трайдент-I" (США): длина 10,3 метров; диаметр первых ступеней – 1,8 метра; вес – 32,3 тонны; дальность полета – 7400 км; максимальный вес боеголовок – 1360 кг.

Видеосюжет - Подводная лодка Акула:

Особенности проекта атомных лодок "Акула"

Главное оружие "Акул" могло стартовать как с надводного положения, так и с глубины, не превышающей 55 метров – после открытия внешних люков ракетных шахт, морская вода удалялась из них давлением пороховых газов (мини взрывом), т.е. баллистическая ракета вылетала из сухой шахты, даже если субмарина в момент запуска находилась под водой.

Второе название – Тайфун – подводная лодка "Акула" получила благодаря ракетному комплексу из 20 баллистических ракет, собственно, это было его название (Д-19 "Тайфун").

В середине 80-х конструкторы стратегических ракет компании "Локхид Мартин" (США) приступили к созданию ракеты четвертого класса – "Трайдент II". В это время работы над проектом новой баллистической ракеты начали и советские конструкторы – новый тип ракет должен был заменить ракеты Р-39.

Система "Тайфун" была крайне дорогой, к тому же она сильно отставала от показателей "Трайдента II": больший в два раза вес, в три раза меньшая мощность, а по точности попадания она уступала американской вдвойне.

Поэтому, еще до завершения первого ракетного крейсера проекта 941, советские конструкторы приступили к созданию новой стратегической ракеты, получившей название "Барк".

Новые требования и проблемы

В ближайшей перспективе каждая подводная лодка класса "Акула" должна была пройти модернизацию под новый ракетный комплекс.

Преимуществами новой ракеты были: система самостоятельного прохода через 2,5-метровый слой льда Ледовитого океана; большая дальность полета при сохранении числа ядерных зарядов; меньшие затраты по производству и хранению.

За время разработки "Барка" появились серьезные препятствия: скончался руководитель проекта В.П. Макеев, исчез Советский Союз, а вместе с ним прекратилось стабильное финансирование проекта.

Ракета Булава для подводной лодки

В 1998 году проект баллистической ракеты "Барк" был окончательно свернут, а начавшаяся было модернизация под него одной из "Акул" - прекращена. И в этом же 1998 стартовал новый проект стратегического комплекса, оснащенного ракетами Р-30 или "Булава".

Характеристики "Булавы": длина 12,1 метров; диаметр 2 метра; при массе в 36,8 тонн она способна выводить на цель ядерный заряд весом 1150 кг на максимальную дистанцию в 12000 км.

Фото: Булава Р-30 - межконтинентальная баллистическая ракета

Первый запуск "Булавы" с борта ракетоносца был произведен в конце сентября 2004 года: подводная лодка класса "Акула" - "Дмитрий Донской" (ТК-208), прошедший реконструкцию под этот комплекс, произвел пуск ракеты с учебной боеголовкой, находясь в подводном положении.

Видео - Запуск баллистической ракеты Булава:

Изначально каждая подводная лодка "Акула" задумывалась, как передвижная стартовая площадка для ядерных ракет – во время боевых дежурств "хищница" должна была залечь на дно Ледовитого океана и охранять границы России.

Фото: Запуск баллистической ракеты Булава Р-30

Раз в четыре месяца подводные крейсера заменяли бы друг друга – очередная "Акула" заступала в дежурство, а сменяемая субмарина возвращалась на базу для техосмотра и отдыха экипажа.

Теоретически срок подводного дежурства мог быть и большим, но, по заключению врачей, пребывание под водой более четырех месяцев нанесет человеческому организму серьезный урон.

Для полноценного графика ежегодных дежурств, необходимы, как минимум, восемь атомных крейсеров проекта 941, но создание и ежегодное обслуживание каждого из которых обходится в девятизначную сумму в долларах (США). Поэтому-то окончательного решения по "Акулам" еще не принято.

Подводная лодка класса Акула - русские хищники

Так уж повелось, что с самых первых лет прогресс человеческого общества напрямую зависел от военных разработок.

Если бы не потребность в защите своих территорий и ресурсов, не было бы сегодня не только космических программ, но даже компьютеров или, к примеру, микроволновых печей – военные заказы всегда были прибыльны, позволяли проводить длительные исследования и разносторонние разработки.

Первые атомные подводные лодки

Первые двигатели, работающие на ядерном топливе, создавались и устанавливались только на военной технике, по сей день не существует ни одной атомной подводной лодки, созданной в мирных целях. Причина этому неизменна уже тысячи лет – правители готовы расходовать значительные средства только на оружие.

В военных целях создавалась и подводная лодка класса "Акула", разработка и строительство субмарин этой серии обошлись СССР весьма недешево – порядка 400 миллиардов рублей в общей сложности.

Были построены 6,5 атомных "Акул", три из них и недостроенную седьмую впоследствии демонтировали, оставив три корабля в надежде, что их удастся модернизировать и поручить им охрану северных границ России.

Смотреть видео по теме - Лодка класса Акула:

Из всех "Акул" больше всего повезло, если можно так выразиться, ракетоносцу ТК-208, получившему в октябре 2002 название "Дмитрий Донской". Эта субмарина была первой из созданных по проекту 941, работы над ней были начаты в июне 1976 года, спуск на воду прошел в сентябре 1980 года.

Подводный крейсер ТК-208 нельзя назвать опытным образцом – это был полноценный боевой корабль, несший на своем борту 20 атомных ракет.

"Дмитрий Донской", помимо своего первенства, имеет еще одно важное отличие от прочих "Акул" - его скорость в подводном положении на 2 узла превышает скоростные характеристики "младших сестер".

30-летняя ТК-208 – подводная лодка класса "Акула", прошедшая несколько модернизаций, в промежутке между которыми стоявшая на приколе.

Главной проблемой для атомных субмарин стало больше не отсутствие денежных средств на их содержание (300 млн. рублей ежегодно на каждую субмарину), а снятие с вооружения баллистических ядерных ракет – их главного оружия.

Фото: Схема и вооружение атомной подлодки "Акула"

Ракета Булава для подводных лодок класса "Акула"

"Акулы" стали чем-то вроде ножен без меча, для них требовалось создание нового ракетного комплекса.

С 1999 года атомарина "Дмитрий Донской" стала испытательным стендом для новой баллистической ракеты "Булава" и, если испытания пройдут удачно, еще две "русские акулы" будут модернизированы под этот ракетный комплекс.

Смотреть видео: Булава - стратегическая ракета Р-30

Вторая подводная лодка класса "Акула" - ТК-17, спущенная на воду в декабре 1986 года (пятый ракетоносец в своей серии). В ноябре 2002 года атомарина получила название "Архангельск" - в честь одноименного российского города, чье шефство отныне закреплялось за этим боевым кораблем.

В 2004 году субмарина "Архангельск" выступила в роли командного поста Президента РФ Путина В.В., в память об этом событии командный состав подлодки был приглашен на юбилей Президента в октябре 2007 года.

Какое будущее ждёт подводные лодки класса "Акул"?

Последний атомный крейсер проекта 941 – ТК-20, спущенный на воду в апреле 1989 года (шестой в своей серии). В мае 2000 года кораблю присвоено имя "Северсталь", в честь одноименного металлургического комбината.

Стоит заметить, что ТК-20 – единственное судно ВМФ России, названное в честь промышленного предприятия. Об этом ракетоносце узнал весь мир в августе 1995 года, когда эта подводная лодка класса "Акула" всплыла в центре географического Северного полюса и произвела учебный запуск баллистической ракеты, нацеленной на полигон близ Архангельска.

С 2010 года "на ходу" лишь одна подводная лодка класса "Акула" - "Дмитрий Донской", две оставшиеся укомплектованы экипажами лишь на 1/3 в ожидании результатов полевых испытаний "Булавы" и решения Главкома РФ в части "останутся ли крейсера в составе флота или будут утилизованы".

Каким будет решение по трем "Акулам" неизвестно, т.к. нет однозначного мнения, нужны они или нет. Но тот факт, что "русские акулы" отличаются особенно крепкой и удачной конструкцией, очевиден и этому есть особенный пример: авария, произошедшая на одной из "Акул" в сентябре 1991 года.

Хищная субмарина - крепкий орешек среди всех подводных лодок

Ракетоносец всплыл для запуска учебной ракеты, начались предстартовые работы и неожиданно, еще до команды "старт", один за другим произошли два мощных взрыва, потрясших весь корабль.

Капитан атомной подлодки бросился к своему перископу и увидел, что снаружи корпус его судна объят пламенем – полыхающий ракетный порох создавал высокую температуру, что могло привести к повреждению внешнего корпуса.

Дав команду на погружение, капитан стал напряженно ждать докладов о течи и пожаре в отсеках, но их не было – внешний корпус был потушен, а осмотр повреждений выявил, что взрыв ракеты нанес незначительные повреждения пусковой шахте и малому участку корпуса.

Любая другая субмарина в аналогичной ситуации получила бы серьезные повреждения и не смогла бы вернуться в порт самостоятельно, как это сделала в 1991-м атомная "Акула".

История Акулы: первая подводная лодка в российском флоте

В начале XX века политическая обстановка в мире все более накалялась – для правителей многих стран, в том числе и России, перспектива разрешения конфликта вооруженным путем была очевидна. Мир был на грани войны, известной сейчас как Первая Мировая война.

Российский флот нужно было спешно перевооружать, особенно не хватало подводных судов – их создание было поручено русскому инженеру И.Г. Бубнову, другие заказы разместили на верфях США.

Сегодня на выцветших архивных фото лодка "Акула", спроектированная и построенная Бубновым, выглядит малюткой, если сравнивать ее с современными подводными крейсерами, но в 1905 году это был проект самой крупной подлодки царской России.

Фактическое строительство подводной лодки "Акула" длилось долгих шесть лет – бюрократические проволочки и отсутствие финансирования, доработки, вносимые Бубновым в ходе строительства, сбои в поставках зарубежными и отечественными подрядчиками, ряд повреждений, полученных судном при ходовых испытаниях – все это задерживало передачу судна российскому флоту.

Смотреть видеоролик - История подводной лодки:

История создания субмарины Акула

Проект "Акулы" был утвержден весной 1905 года, но деньги на строительство не были выделены.

Весной 1906 года финансирование строительства подлодки началось, но в крайне малых суммах – на строительство подводных лодок "Акула" и "Минога" была ассигнована сумма в 200 тысяч рублей, с условием, что субмарины будут завершены через 20 месяцев.

В начале осени 1906 года Бубнов обратился к Морскому техническому комитету с предложением заменить проектные бензиновые двигатели на двигатели Дизеля, после полуторамесячного рассмотрения такая замена была согласована.

Начались длительные переговоры с зарубежными производителями силовых установок и на первых фото лодка "Акула" появится лишь через четыре года.

Корпус подводной лодки на стапелях Балтийского судостроительного завода строился быстро, проблемы возникли с силовыми установками: заказ на дизельные двигатели был размещен не у германского завода "MAN", строившего дизеля для французских подлодок, а на российском заводе "Л. Нобель", прежде не выпускавшем такие двигатели.

Причина такого решения была проста – российский производитель назвал меньшую цену за свою работу.

В результате силовые установки для субмарины "Акула" были готовы лишь весной 1909 года, т.е. на год позже, чем это планировалось. Вдобавок сгорела аккумуляторная батарея, поставленная французским заводом "Матэ" - пришлось заказывать новую.

На фото первая Акула готовится стать железным хищником

Летом 1909 года двигатели все же были установлены, аккумуляторная батарея – заменена. Наступил долгожданный момент – фото, на котором подводная лодка "Акула" сходила со стапелей, было опубликовано в российской прессе.

Но спуск "Акулы" еще не означал ее готовность к боевым действиям. Корабль перенес серию конструктивных изменений: новые винты, поставленные взамен проектных, оказались неспособными развить достаточную скорость; восемь торпедных аппаратов оснастили волнорезами; требовалось устранить множество других недоделок.

Фотография: Первая подводная лодка "Акула" на стапелях

Несмотря на ряд несоответствий "Акулы" проектному заданию (в том числе: недостаток хода, низкая посадка в надводном положении), в сентябре 1911 года субмарина была введена в состав российского военного флота.

На фото подводная лодка "Акула" похожа больше на игрушку, чем на полноценный боевой корабль, которым она являлась – но эта субмарина была первой отечественной лодкой, способной вести боевые действия на территории противника, послужившая прототипом для целой серии подводных лодок царской России.

Дизель-электрическая торпедная субмарина Акула (1909 год):

Субмарина "Акула" находилась в строю флота Российской Империи четыре года, она выполняла боевые задания в Балтийском море, обороняя российские берега от флота кайзеровской Германии.

В 1915 году из-за нехватки минных заградителей, субмарину оборудовали системой погрузки и постановки мин. 14 ноября 1915 года "Акула" вышла в свой последний боевой поход – на постановку мин вдоль побережья между Мемелем (совр. Клайпеда) и Либавой (совр. Лиепая).

В ночь на 15 ноября 1915 года разыгрался шторм, береговые наблюдатели видели неподалеку от берега "Акулу", боровшуюся с волнами – больше субмарину никто не видел.

По сей день точное место, где затонула подлодка, как и причины ее гибели неизвестны. Архивные фото, на которых запечатлена подводная лодка "Акула" - вот все, что осталось от нее сегодня...

Лодка проекта 971 - бесшумный убийца

Двойной корпус, идеальная обтекаемость, сводящая с ума акустиков ВМФ НАТО – это самые общие характеристики, которые имеет лодка проекта 971 "Акула".

Работы над ними были начаты свыше 30 лет назад, но до сих пор превзойти результаты этих боевых субмарин не может ни один подводный флот мира.

Родословное древо боевых подводных лодок отводит российским субмаринам позицию третьего поколения, однако они с легкостью уходят от систем слежения самых совершенных подводных/надводных кораблей флота США, относящихся к четвертому поколению.

Но как это возможно, ведь подводная лодка проекта 971 "Акула" должна была неминуемо устареть после стольких лет прогресса? Прежде всего, стоит привести одну историю, произошедшую не так давно – в конце февраля 1996 года.

Фото: Атомный ракетный крейсер проекта 971

Как наша подводная лодка обсмеяла американцев?

В последний зимний месяц 1996 года страны НАТО проводили большое учение, в котором участвовали подводные лодки, авиация и противолодочные корабли.

Учебная задача заключалась в обнаружении и уничтожении подводных лодок условного противника – она, как водится на всех подобных учениях армий мира, была выполнена с успехом.

Под занавес учений, когда корабли намеревались перестроиться в походный строй и следовать на свои базы, радисты получили сообщение от неизвестного судна: командир российской подлодки просил оказать помощь матросу с его корабля – у того разыгрался приступ аппендицита.

Объединенное командование флота НАТО испытало состоянии глубокого шока – никаких посторонних военных судов, по данным акустиков и воздушной разведки, вблизи не должно было быть.

Ощущение шока возросло до критического предела, когда, в ответ на разрешение, практически в центре боевого строя судов НАТО всплыла русская субмарина!

Смотреть видео - Лодка проекта 971:

Матрос с борта подлодки был эвакуирован на эсминец ВМФ Великобритании "Глазго", оттуда вертолетом отправлен в военный госпиталь, где его благополучно прооперировали, а субмарина погрузилась под воду и через короткое время вновь исчезла с радаров.

Между тем военные эксперты НАТО, присутствующие на учениях и наблюдавшие российскую субмарину, совершили вторую ошибку: они посчитали, что это атомная лодка проекта 971 "Акула" - в действительности, это была АПЛ "Тамбов", выполненная по более раннему 671-му проекту.

Подводные лодки третьего поколения, шумность хода которых была снижена вчетверо по сравнению с предыдущими "Щуками", получили рабочее название "Щука-Б". По замыслу высшего командования СССР, они должны были заменить устаревшую серию советских субмарин класса "Барракуда".

По западной классификации подводная лодка проекта 971 получила название "Акула", между тем первая субмарина проекта действительно именовалась "Акулой" (К-284, введена в строй ВМФ СССР в 1984 году), но в середине 90-х ее демонтировали на металлолом.

Хищное семейство подводных лодок проекта 971

Примерно 40% атомных субмарин 971-го проекта не были завершены – в разной степени готовности они по сей день стоят на заводских стапелях. Подлодки создавали на двух военных судостроительных заводах: №199 (Комсомольск-на-Амуре) и №402 (Северодвинск).

Законченная в декабре 2009 года, построенная на 199-м заводе атомная субмарина "Нерпа" (К-152) ожидала передачу ВМФ Индии, три других подлодки, построенные на этом же предприятии, несут службу в составе ВМФ РФ.

На 402-м заводе построены семь субмарин, первая из них (К-480 "Ак Барс") частично демонтирована, пять судов несут службу в ВМФ, одна лодка (К-328 "Леопард") законсервирована.

Корпуса последних двух лодок проекта 971, заложенных в 1993 году, использованы при строительстве арктических атомных крейсеров "Юрий Долгорукий" (К-535) и "Александр Невский" (К-550), созданных по проекту 941 "Акула".

Подробное описание технологий, позволивших многократно понизить акустические шумы движущейся российских субмарин, разумеется, находится под строжайшей секретностью.

Посмотреть видео - Испытание АПЛ 971 проекта:

Из того, что известно: лодка проекта 971 "Акула" состоит из двух корпусов, между которыми проложены двойные амортизирующие блоки, линии ее хвостового оперения просчитаны с величайшей точностью, что позволило минимизировать завихрения вдоль корпуса, обычно возникающие при движении боевого корабля сквозь толщу воды.

Несмотря на многократные попытки Госдепа США сорвать или замедлить создание подводных атомных крейсеров (введение санкций в 80-х годах против японской "Toshiba", поставившей высокоточные металлорежущие станки в СССР; в 90-х – проекты по реконструкции оборонных заводов на гражданское судостроение при финансировании США), подводный флот России все же был модернизирован.

Атомная подводная лодка Тайфун - железный козырь

Проект 941, в рамках которого создавалась каждая атомная подводная лодка "Акула", она же – "Тайфун" (Typhoon) по НАТОвской классификации, изначально имел другие цели, нежели сегодня.

Генштабу Советского Союза требовалось средство ведения боя с территории Ледовитого океана, тем более что США создавали АПЛ класса "Огайо", способные нанести одновременный ядерный удар по нескольким десяткам целей на территории СССР с любой точки Тихого и Атлантического океанов.

Шансы на опережающий ядерный удар были только у подвижных субмарин из-под северного ледового панциря – отследить субмарину под толщей льдов невозможно даже с орбитальных спутников.

Техническое задание на постройку советской арктической субмарины было очень сложным: атомная подводная лодка "Акула", чье второе название – "Тайфун", должна была иметь 20 пусковых шахт для ядерных баллистических ракет, с возможностью одновременного старта всех 20-ти из подводного/подледного положения.

Стратегия потенциальной ядерной войны на то время заключалась в немедленном ракетном ударе, возможно единственном – шанс на повторный залп был минимальным, т.к. зону, откуда будет произведен пуск, немедленно поразят ответные ядерные удары.

Кроме того, "экономное" командование потребовало, чтобы осадка огромного крейсера позволяла ему базироваться на уже существующих военных базах подлодок. К сведению: для АПЛ класса "Огайо" базы строились дополнительно.

Смотреть видеоролик - Атомная подводная лодка Тайфун:

Какие проблемы возникли с Акулами?

В результате корабль вышел просто огромным, большая часть (до 55%) его 50 000 тонного водоизмещения отведена содержимому балластных цистерн, отчего арктический крейсер получил меткое прозвище среди подводников – водовоз.

Завершенный в 1981 году атомный крейсер "Дмитрий Донской" создал новую проблему – погрузка основного вооружения атомохода была невозможна.

Баллистические ракеты Р-39 обладали внушительными размерами, а совместить погрузочные шахты атомного крейсера с ж/д веткой, по которой подвозили каждую ракету, не удавалось – подойти к причалам огромная "Акула" не могла, т.к. те были рассчитаны на субмарины меньших размеров.

Пришлось создавать уникальное по настоящее время средство погрузки – большегрузный кран, способный поднять и удержать вес баллистической ракеты.

На этом проблемы доставки и погрузки вооружения на борт АПЛ проекта 941 не закончились.

По планам Генштаба СССР требовалось создание персональной инфраструктуры для "Акул": она была создана лишь частично и имела один колоссальный недостаток – ветка, по которой предполагалась доставка баллистических ракет, имела множество поворотов и изгибов, по которым длинные платформы с ракетами не проходили.

Противостояние между подводными лодками продолжается

Впрочем, в 1990 году атомная подводная лодка "Акула", она же – "Тайфун", была выведена из серийного строительства, частично созданная последняя ТК-210 – демонтирована по договору ОСВ, одновременно с основным оружием атомных крейсеров (ракетами Р-39).

Проект 941 ожил в 1996 году, для арктических субмарин была создана новая баллистическая ракета "Булава-М", точное наведение которой предполагалось с помощью системы ГЛОНАСС.

Какие задачи может выполнять атомная подводная лодка "Акула" - "Тайфун" в наши дни, ведь угроза ядерной войны вроде бы исчезла вместе с противостоянием СССР-США?

Прежде всего – американские АПЛ класса "Огайо" по-прежнему несут дежурство в Тихом океане, проводя в нем до 2/3 от года каждая. Договор ОСВ лишил атомные субмарины ракет "Трайдент", но их заменил "Трайдент-2" - 24 баллистические ракеты имеются в пусковых шахтах каждого из 18-ти американских ракетоносцев.

Смотреть видео ТОП-10: Десять лучших в мире подводных лодок

В 1993 году стартовал некий научный проект под названием SCICEX ("научное исследование льдов"), в рамках которого на борт американских атомных субмарин в каждый арктический рейс шли пятеро ученых – в ходе арктического рейса они исследовали состояние арктических льдов, популяцию местной фауны.

Программу временно прекратили в 1998 году, на тот момент было проведено пять "научных" экспедиций. Данные в ходе последних лет, по заданию командования ВМФ США, собирал экипаж субмарин.

Расчет здесь таков – таянье льдов со временем сделает возможным судоходство в Ледовитом океане, облегчит добычу полезных ископаемых, а также круглогодичные маневры ВМФ стран НАТО.

Сам собою напрашивается вывод – боеспособные "Акулы" России нужны сейчас, как никогда ранее.

С этой публикацией читают следующие статьи:


Выбор редакции
В английском графстве Уилтшир излюбленным местом туристов является знаменитый – причудливое каменное сооружение. Глыбы стоят в форме...

«Столица Лондон» - Знакомство со столицей Великобритании. Буклет учителя: Был бы Лондон таким популярным если бы в нем не было Big Ben?...

Tax Free - система возврата налога на добавленную стоимость, которой активно пользуются путешественники. Еще бы, ведь таким образом при...

Елена Степанова На мой взгляд, ничего особенного там попробовать не получится. Шашлык в Армении ничем не отличается от шашлыка у нас....
Страховка в Китай 2019 — сколько стоит, где купить, брать ли с франшизой или без. Медицинская страховка в Китай продается в нескольких...
Знойное лето – настоящее испытание для жителей больших городов. Пышущие жаром раскалённые камни и асфальт улиц и площадей заставляют...
Замок Эльц – прекрасный памятник архитектуры среди живописных холмов и густых лесов Германии. Он долгое время был резиденцией...
30.12.2016 17:34 На странице " " появились мини-игры. В этом разделе бойцы могут выиграть дополнительные призы. Список игр Лотерея...
Мы летим в разведывательном вертолете спецподразделения "Альфа". Кругом ни души... Но не надолго. Вертолет подбит, и Сэм Стоун...