Где проходит граница Европы и Азии – интересное для туриста. Граница между Европой и Азией


География, казалось бы, самая изученная наука, в которой осталось мало невыясненных моментов. Тем не менее, самые простые вопросы порой ставят в тупик не только обычных людей, но ученых. Вот, где, например, проходит граница между Европой и Азией?

Учебники и справочники дают однозначный ответ на это вопрос. Однако ни в научном сообществе, ни в политических кругах до сих пол нет согласия по данному поводу.

Дело в том, что граница между этими двумя частями света проходит по территории единого материка – Евразии, то есть по суше. В этом состоит важнейшее отличие Европы и Азии от других частей света, которые разделяются водными просторами. В географии принято считать, что границей в подобном случае является тектонический разлом или водораздел.

Удивительно, но даже при современном развитии науки не всегда можно точно установить с точностью до километра, где именно проходит эта ось.

Есть и другой фактор, осложняющий проведение границы между Европой и Азией – геополитический. Европа и Азия – это не только географические, но и политические, культурные, цивилизационные объекты. К какому типу культуры относится огромная Россия?


Можно ли считать европейскими страны Закавказья и Турцию, которые так стремятся в Евросоюз, но географически относятся к Азии? Какие российские регионы относятся к Европе, а какие к Азии? И почему некоторые иностранные картографические издания прокладывают восточную границу Европы точно по границе Российской Федерации, причисляя европейскую часть нашей страны к Азии?

Точно известно одно: с течением времени пресловутая граница постоянно сдвигалась на восток, поскольку все большее число стран и регионов хотели считать себя европейскими.

Все эти вопросы заставляют географов вновь и вновь возвращаться к проблеме азиатско-европейской границы, проводить дополнительные исследования и экспедиции.

Граница между Европой и Азией – о чем договорились географы?

Пока исследователи изучают, политики спорят, культурологи пишут статьи, студентам и школьникам рассказывают, что граница между Европой и Азией проходит так, как установлено Международным географическим обществом. А точнее вот как:

По восточной подошве Уральского хребта и отрогу Мугоджар;

По реке Эмбе, впадающей в Каспийское море;

По северному берегу Каспийского моря;


- по Кумо-Манычской впадине, которая сейчас является поймой рек Кума и Маныч, а в древности была проливом, соединявшим Черное море с Каспием;

По Черному морю, проливам Босфор и Дарданеллы.

Побережье Средиземного моря к востоку от Дарданелл относится к Азии, к западу – к Европе.

О чем споры?

Существует два отрезка азиатско-европейской границы, которые вызывают наиболее ожесточенные споры. Это участок к югу от Уральских гор (до Каспия) и перемычка между Каспийским и Черными морями.

В первом случае проблема вызвана тем, что в южной своей части Уральский хребет распадается на несколько отрогов. Который из них считать границей Европы и Азии, до сих пор с точностью не установлено.

Что касается участка границы в районе Кавказа, то здесь также имеется несколько мнений. Одни ученые предлагают проводить границу по Кумо-Манычской низменности, другие – по водоразделу Кавказского хребта, третьи – еще южнее.


Чтобы раз и навсегда решить вопрос с границей Азии и Европы, российские ученые предложили использовать не только географический, но и политический, и культурно-цивилизационный подход. Международному сообществу предложено рассмотреть вариант, при котором граница оставляет Уральские горы и Азовское море в составе Европы, а Кавказ – в Азии.

Очевидно, что установление границы между Европой и Азией – это не только научная, но и административная, и политическая проблема. Будем надеяться, что в ближайшие годы этот вопрос буде решен на международном уровне и нам не придется спорить о том, кто из нас живет в Европе, а кто в Азии.

Совет 1: Где проходит граница между Европой и Азией

  • Где проходит граница между Европой и Азией
  • Как путешествует огонь Универсиады
  • Как в Москве развивается велотранспорт

В учебниках географии четко написано, что граница между Европой и Азией пролегает непосредственно по Уральскому хребту и вниз к Кавказу. Данный факт еще больше привлекает внимание к горам, которые итак полны тайн и загадок.

Непосредственно в горах стоят пограничные столбы, которые сигнализируют о том, что на одной стороне Европа, на другой Азия. Однако столбы поставлены весьма неудачно. Дело в том, что они не совсем соответствуют историческим данным.

Разные подходы к определению границ

Кроме этого, при сравнении нескольких источников, можно прийти к выводу, что по поводу Кавказа вообще нет единого мнения о том, где проходит граница. Самое распространенное мнение – она проходит по главным водоразделам хребта. Другие же источники указывают на то, что граница проходит по северному склону. Кстати, если посмотреть атлас Советских времен, то там евро-азиатская граница проходит непосредственно по границе СССР.

Такое отношение к прохождению границы привело к спорам относительно территорий Азии и Европы, что для некоторых научных кругов является чуть ли не первостепенной задачей. До сих пор спорят, к Азии или Европе относить Монблан и тот же Эльбрус.

Ведущие ученые уверяют, что нельзя с точностью до километра провести границу между частями света. Дело в том, что между ними нет резких переходов. Если подходить с точки зрения разницы климата, никакой разницы нет, то же касается растительности, животного мира и строения почвы.

Единственное, на что можно опираться – это строение земной поверхности, которая отражает геологию. Именно на это в свое время опирались ведущие географы, пытаясь провести границу между Азией и Европой. Они взяли за основу Урал и Кавказ.

Условная и реальная граница

Тут возникает естественный вопрос – каким образом проводить границу в горах? Известно, что ширина Уральских гор около 150 километров, Кавказские горы еще шире. Именно поэтому границу провели по основным водоразделам, которые расположены в горах. То есть, граница совершенно условная и не может считаться точной, даже если считать в километрах. Однако впоследствии было принято грамотное решение, согласно которому современная граница имеет более четкие контуры.

Для обычного жителя ответ на вопрос: «Где проходит граница между Европой и Азией?», может быть дан следующим образом: «По Уралу и Кавказу». Он станется вполне довольным подобным ответом. А как быть картографам? Ведь, проводить границы Европы можно было по реке Урал как слева, так и справа. Подобных примеров можно привести много. По этой причине в научных кругах было принято решение границу считать проходящей по восточному склону Урала и Мугоджар. После она идет по реке Эмбе, до северного берега Каспия до
Керченского пролива.

То есть, с недавних пор Урал целиков входит в состав Европы, а Кавказ – в Азии. Что касается Азовского моря, то оно «европейское».

Официальная граница между Азией и Европой

Границу по континенту провести очень непросто. Между Азией и Европой она постоянно изменяла свои очертания. Происходило это из-за постепенного освоения уральских гор и земель Сибири.

Официальное разделение одного континента на два (по направлению Север-Юг) было осуществлено в 1964 году. На 20-м конгрессе Международного географического союза ученые провели четкую линию-границу между Азией и Европой. По этим данным было зафиксировано следующее положение.

Начало граница берет в Карском море, в Байдарацкой губе. Далее линия раздела проходит по восточной части Уральских гор и следует вниз по востоку Пермского края. Таким образом, и Челябинск, и Екатеринбург оказываются расположенными в Азии.

Дальше граница идет вдоль реки Урал, переходит в Оренбургскую область и спускается к северной части Казахстана. Там ее «подхватывает» река Эмба и спускает прямиком в Каспийское море. Оставляя северное побережье Каспия в Европе, граница доходит до реки Кума и вместе с ней пересекает северную часть Кавказских гор. Далее путь проходит по Дону к Азовскому морю, а, затем, и к Черному. Из последнего граница между Азией и Европой «вытекает» в пролив Босфор, где и заканчивается. Заканчиваясь в Босфорском проливе, граница разделила на два материка Стамбул. В результате, в нем существует две части: европейская и азиатская (восточная).

На пути границы встречается несколько государств, которые она благополучно «делит» на два континента. Это относится к России, Украине, Казахстану, Турции. Необходимо отметить, что последней «досталось» больше всех: граница разделила на две части ее столицу.

Однако после проведения официальной границы, споры и рассуждения насчет нее не утихли. Ученые уверяют в невозможности четкого проведения линии по каким-либо внешним/внутренним параметрам. Например, по растительности, климату или почвам. Единственное реальное мерило – геологическая история местности. Поэтому Урал и Кавказ оказались главными пограничными ориентирами.

Сегодня Кавказ и Урал не разделяются границей на части. Она проходит лишь по их подножиям, оставляя горы нетронутыми. Такой подход значительно упростил работу геологов.

Но такая ситуация сказалась сложностями в работе картографов. Воспроизводя один из материков, ученым приходилось разделять горные массивы на неравные части. Провести такую процедуру точно практически невозможно. Данная ситуация негативно сказалась на работе геологов, часто использующих карты: части гор были «раскиданы», хотя исторически являлись едиными массивами.

Крит удивительно красивый остров, он разделяет Средиземное и Эгейское моря и проходит границей между Африкой, Европой и Азией. Четыре тысячелетия назад здесь зародилась древнейшая цивилизация мира – минойская. До наших дней сохранились остатки дворцов, как подтверждение величия блистательной цивилизации.

На Крите развита туристическая инфраструктура, для отдыха путешественников и гостей созданы прекрасные условия. Привлекательна для туристов уникальная природа с теплыми водами морей, живописными ущельями, уютными бухтами с лазурной прозрачной водой. В России поют капели, пробиваются первые подснежники, а на острове в конце апреля уже начинается купальный сезон.

Крит богат достопримечательностями, памятниками старины и культуры, а также гостеприимными, доброжелательными людьми. Сюда ежегодно приезжают миллионы отдыхающих со всего мира, посетить дворцы Крита и памятники минойским царям, удивительным по эстетике и архитектуре. Именно здесь зародились мифы о Тессе, убившем Минотавра, прекрасной Ариадне и её путеводной нити, Дедале и Икаре.

На острове проводятся экскурсии, знакомящие гостей с местными традициями. Зажигательные критские танцы, исполняемые в народных костюмах под национальную музыку, представляют собой восхитительное зрелище. Остров Крит сулит чудесный отдых, увлекательные путешествия, солнечный рай. Попасть в рай просто и недорого.

Граница между Азией и Европой: где проходит, интересные факты

Материк Евразия делят на две части света: Европу и Азию. Об этом знают все еще со школьной скамьи. Но вот показать границу между Европой и Азией на карте смогут далеко не все. Да и сами исследователи, по правде говоря, до сих пор не могут прийти к единому мнению касательно этого вопроса.

В этой статье мы попробуем разобраться, где граница между Европой и Азией проводится сегодня и как менялись представления о ее местоположении с течением времени.

Европа и Азия, Запад и Восток

В географии поверхность Земли принято делить на континенты (или материки) и так называемые части света. И если в основе выделения материков лежат объективные географические факторы, то в случае с выделением частей света главенствующими выступают, скорее, историко-культурные критерии.

Так, континент Евразия условно разделен на две части – Азию и Европу. Первая существенно больше по площади, вторая – заметно богаче в материальном плане. Европу и Азию уже довольно длительное время противопоставляют друг другу как два абсолютно разных мира. Европа (Запад) представляется нам как символ чего-то правильного, прогрессивного, благополучного, а Азия (Восток) – как образ чего-то отсталого, едва ли не варварского. Но все это – не более чем стереотипы.

Европа – Азия: основные отличия

«Восток есть Восток, Запад есть Запад», – так в свое время говорил великий и мудрый писатель Джозеф Редьярд Киплинг. «…И вместе им не сойтись!». Во многом он, конечно же, был прав. Различия между двумя глобальными регионами прослеживаются в культуре, религии и философии, они заметны и на индивидуальном, и на социальном уровне. Восточный уклад жизни и труда изначально был более скрупулезным и монотонным. Достаточно вспомнить, как долго китайцы могут вырисовывать всего несколько иероглифов. В восточных странах принято молиться сидя, в позе «лотоса». А вот в западном мире христиане молятся преимущественно стоя… Различий очень много!

Интересно отметить, что в последнее время в Европе становятся невероятно модными идеи и культурные веяния с Востока, с Азии. Так, набирают популярность занятия йогой и восточными единоборствами. Католические священники и монахи стали использовать четки в своих молитвенных обрядах. Многие жители благополучных европейских стран все чаще покупают туры в Индию, Китай и Непал, дабы проникнуться духом восточных культур и народов.

Европа и Азия: общая информация о частях света

По размеру Азия в четыре раза больше, чем Европа. И численность ее населения больше (около 60% всех жителей материка).

Европа обязана своим названием одноименной героине из мифов Древней Греции. Средневековым историком Исихием этот топоним трактовался как «страна закатов». Любопытно, что древние греки Европой именовали лишь северные районы современной Греции. Топоним «Азия» также происходит от имени персонажа древнегреческой мифологии – океаниды Асии, которая была дочерью двух древнейших божеств (Океана и Тефии).

В пределах современной Европы насчитывается 50 независимых государств, среди которых ряд богатейших и наиболее развитых стран мира (Франция, Германия, Великобритания, Норвегия, Швеция, Швейцария и другие). В Азии насчитывается 49 независимых государств.

Три страны материка (Россия, Турция и Казахстан) расположены одновременно и в Европе, и в Азии. Еще четыре государства (Кипр, Армения, Грузия и Азербайджан) можно относить и к первой, и ко второй части света, в зависимости от того, где проходит граница между Европой и Азией. Где же проводят эту границу сегодня? Давайте будем разбираться.

Граница между Азией и Европой и критерии ее выделения

Какую горную вершину справедливо называть самой высокой точкой Европы – Эльбрус или Монблан? Можно ли считать Азовское море европейским? В каком чемпионате должна выступать сборная Грузии по футболу? Ответы на все эти вопросы могут быть совершенно разными. И все будет зависеть от того, какая граница между Европой и Азией берется во внимание. А вариантов скопилось немало (на карте ниже они показаны разными линиями).

На самом деле граница между Азией и Европой не может быть проведена по поверхности Земли точно и окончательно. Проблема в том, что не существует однозначных критериев ее определения. В разные времена исследователи отталкивались от разных факторов в процессе выделения европейско-азиатской границы:

  • административных;
  • орографических;
  • ландшафтных;
  • демографических;
  • гидрологических и прочих.

Небольшой экскурс в историю проблемы

Еще древние греки пытались определить, где же кончаются привычные для них части света. И условная граница между Европой и Азией в те времена проходила аккурат по акватории Черного моря. А вот римляне сместили ее к Азовскому морю и реке Дон. По этим гидрологическим объектам она проходила вплоть до XVIII века.

Кстати, река Дон как граница между Азией и Европой фигурировала и во многих трудах русских ученых, в частности, в книге «О слоях земных» М. В. Ломоносова.

В 1730-х годах европейские географы занялись проблемой определения границы «Европа – Азия» и ее обоснования с научной точки зрения. В частности, этим вопросом всерьез занимался шведский ученый Ф. И. фон Страленберг и русский исследователь В. Н. Татищев. Последний проводил европейско-азиатскую границу по реке Урал и одноименному горному хребту.

Где проходит граница между Европой и Азией сегодня?

На сегодняшний день географы планеты, к счастью, пришли к более-менее единому мнению по этому вопросу. Итак, по каким же объектам проходит граница между Азией и Европой? Перечислим их с севера на юг:

  • восточное подножие Уральских гор и хребта Мугоджар;
  • река Эмба;
  • северо-западное побережье Каспия;
  • устье реки Кумы;
  • Кумо-Манычская впадина;
  • низовья Дона;
  • юго-восточные берега Азовского моря;
  • Керченский пролив;
  • проливы Босфор и Дарданеллы;
  • Эгейское море.

Именно такое определение границы сегодня используется ООН и Международным географическим союзом. Оно же представлено и в большей части современных картографических атласов.

Согласно этому делению, Азербайджан и Грузию следует считать азиатскими странами, а Стамбул является крупнейшим трансконтинентальным городом (так как он расположен на обоих берегах Босфора). Также получается, что Керченский полуостров Крыма находится в Европе, а соседний с ним Таманский полуостров вместе с косой Тузлой – уже в Азии.

Обелиски и памятники на границе Европы и Азии

Пограничная линия «Европа – Азия» отмечена на поверхности Земли множеством памятников, обелисков и памятных знаков. Всего их не менее пятидесяти! Большая часть из них установлена на территории России.

Самый северный в мире знак «Европа – Азия» находится у пролива Югорский Шар. Это небольшой столб с якорем и информационной табличкой. Географические координаты этого знака: 69° 48’ северной широты и 60° 43’ восточной долготы.

Старейший такой знак расположен в пределах Северного Урала, близ поселка Кедровка. Он представлен небольшой часовней, построенной еще в 1868 году. А вот на горе Березовая в Первоуральске находится, пожалуй, самый величественный и монументальный знак «Европа – Азия». Это 25-метровый гранитный обелиск, который был установлен здесь в 2008 году.

Довольно странно, что в районе Босфорского моста в Стамбуле (казалось бы, на самом знаковом отрезке европейско-азиатской границы) установлена всего лишь крохотная желтая табличка со скромной двусторонней надписью Welcome to Europe/Asia.

В заключение

Граница между Азией и Европой весьма условна и далеко не объективна. Согласно современному определению географов, она соединяет Карское и Средиземное моря, проходя по восточному подножью Уральских гор, северо-западным берегам Каспия, Кумо-Манычской впадине, Керченскому проливу и проливу Босфор.

Граница «Европа-Азия»

Граница между Европой и Азией проходит именно по Уральскому хребту. А точнее – по самому водоразделу. Впрочем, между экспертами до сих пор нередко разгораются споры – не всегда бывает легко точно провести эту границу в некоторых местах. Наиболее спорной принято считать территорию, расположенную поблизости от Екатеринбурга - здесь уровень Уральских гор наиболее низок – и к югу от Златоуста, поблизости от которого Уральский хребет делится на несколько хребтов, теряя ось и превращаясь в ровную степь.

Любопытно, но сравнительно недавно эта граница проходила куда западне, чем сегодня – по реке Дон и Керченскому проливу. Причем такое разделение появилось очень давно и использовалось ещё в начале восемнадцатого века. Впервые предложил проводить границу по Уральскому хребту В.Н.Татищев в 1720 году. В написанных им трудах подробно описано, почему именно граница между двумя частями света – Европой и Азией – должна проходить по Уральскому хребту, а не Дону.

Одним из главных доводов, приведенных Татищевым, является тот факт, что Уральский хребет выступает в роли водораздела – по его склонам реки текут как на запад, так и на восток. Однако такое предложение было поддержано далеко не сразу.

По всему Уралу установлено множество пограничных памятников, показывающих, где именно проходит линия, разделяющая Азию от Европы. Причем часть из них стоит в очень труднодоступных местах. И некоторые из них на самом деле не соответствуют действительной границе. Например, самый северный памятник расположен на берегах пролива Югорский Шар. Установлен он был сотрудниками полярной станции в 1973 году. Пограничный знак получится довольно обыденно - обычный деревянный столб, имеющий надпись «Европа-Азия». Кроме того, со столба свисает прибитая цепь с якорем. Если брать обелиск, расположенный восточнее всего, то он находится в деревне Курганово, на Полевском шоссе. Его установили ещё позже в 1986 году.

Одним из наиболее крупных и красивых обелисков стал тот, который установлен в 2003 году на трассе, соединяющей города Чусовой и Качканар. Высота его довольно внушительная – целых 16 метров. Прямо возле него, на асфальте, проведена линия, показывающая, где проходит граница между частями света.

Изначально памятник, установленный здесь, представлял собой обычную деревянную пирамиду с четырьмя гранями и надписями «Азия» и «Европа». Император Александр Второй, которому народ дал прозвище Освободитель, увидел его, путешествуя вместе с поэтом В.А.Жуковским, статским советником и свитой, в мае 1837 года.

Спустя несколько лет – в 1846 году – этот памятник заменили. На его месте поставили более серьезный, каменный, созданный по проекту, составленному архитектором Карлом Турским, работавшим на уральском заводе. Основным материалом, используемым при его изготовлении, стал мрамор, а стоял он на постаменте из камня. Вершину обелиска венчал позолоченный орёл с двумя головами.

Вскоре после революции этот памятник был разрушен – по официальной версии он напоминал о самодержавии. Однако всего через несколько лет, уже в 1926 году, здесь установили новый памятник. Правда, он был изготовлен не из мрамора, а всего лишь облицован гранитом. Конечно, не было здесь и орла. Спустя несколько десятилетий, в середине двадцатого века, вокруг обелиска была установлена литая чугунная ограда. В конце ХХ столетия её демонтировали, поставив столбики с цепями.

Безусловно, это место обладает большой исторической ценностью. Каторжники, отправляясь в Сибирь из европейской части России, именно здесь брали по гости земли – как память о покинутой Родине.

Всё на той же Берёзовой горе, немного ближе к городу Первоуральск, открыли ещё один обелиск – уже в 2008 году. На вершине тридцатиметрового столба, изготовленного из красного гранита, сидит двуглавый орёл.

Также есть памятник «Европа-Азия» и в городе Екатеринбург, на 17-м километре Новомосковского тракта. Установили его сравнительно недавно – летом 2004 года. Архитектором стал Константин Грюнберг. Зрелище это действительно внушительное – огромный мраморный постамент со стелой из металла и просторной смотровой площадкой. К тому же, здесь заложены камни, взятые с самых крайних точек двух частей света – мыса Дежнёва и мыса Рока.

Вскоре после установки памятника начались споры – насколько правильно выбрано место. Многие противники напирают на то, что памятник установлен на большом расстоянии от водораздела. В любом случае, сегодня это место посещается большим количеством туристов. Многие люди, приезжающие в Екатеринбург, стараются сфотографироваться здесь. Молодожены также обязательно посещают важную географическую точку.

Как утверждают представители властей Екатеринбурга, у них имеются планы по возведению огромного обелиска, внешне похожего на Эйфелеву башню. Это будут буквы «Е» и «А», причем высота их составит около 180 метров.

Граница между Европой и Азией

Граница между частями света Европой и Азией чаще всего проводится по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмбе, по северному берегу Каспийского моря, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу . Общая протяжённость границы по территории России составляет 5524 км (из них вдоль Уральского хребта 2000 км, по Каспийскому морю 990 км).

Некоторые источники используют другой вариант определения границы Европы - по водоразделу Уральского хребта, реке Урал , и водоразделу Кавказского хребта .

Сам факт выделения Европы - результат не столько логики и географической обусловленности, сколько истории .

Граница Европы и Азии с VI века до н. э. к нашему времени испытала значительное перемещение с запада на восток. Древние греки проводили её приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже, в 524-457 годах до н. э., границей стали считать Керченский пролив и реку Танаис (Дон). Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось и не изменялось до XVIII века.

В 1730 году шведский учёный Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией . Позднее в 1736 году В. Н. Татищев утверждал , что именно он подсказал Страленбергу эту мысль. Татищев обосновал в своей книге проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, по реке Урал, разделяя такие города, как Орск и Оренбург (в их нынешних границах), через Каспийское море до реки Кумы, через Кавказ, Азовское и Чёрное моря в Босфор.

Эта идея не сразу получила признание современников и последователей. Так, например, Михаил Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757-1759) проводил рубеж между Европой и Азией по Дону, Волге и Печоре. Однако вскоре появились авторы, исследования которых вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией.

Линия границы Европа - Азия проходит от побережья Карского моря по восточной подошве Уральского хребта, приблизительно параллельно границе между Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада и Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока.

Далее граница проходит несколько восточнее административной границы между Пермским краем с запада и Свердловской областью с востока, при этом юго-западные районы Свердловской области остаются в Европе. С прохождением границы Европа-Азия в данном регионе связано наименование «Азиатская» железнодорожной станции и посёлка при ней.

В Челябинской области граница оставляет в Европе Ашинский, Катав-Ивановский и Саткинский муниципальные районы, а также западные части территорий муниципальных районов и городских округов, смежных с Башкортостаном. В Оренбургской области граница оставляет в Европе большую часть территории, кроме восточных районов. Далее к югу граница продолжается по территории Актюбинской области Казахстана, где проходит по восточному подножию Мугоджар (продолжение Уральских гор на территории Казахстана) и по реке Эмбе выходит к Прикаспийской низменности, через Каспийское море выходит к устью реки Кумы, далее по Кумо-Манычской впадине проходит к низовьям Дона, далее по южному берегу Азовского моря.

Южнее граница между Европой и Азией проходит по Керченскому проливу, между Крымским (Европа) и Таманским (Азия) полуостровами, оставляя остров Тузла в Азии.

В апреле - мае 2010 года Русское географическое общество провело экспедицию в Казахстане (пустыня и плато Устюрт), с целью ревизии общепринятых взглядов на прохождение границы Европы и Азии по территории Казахстана. Участниками экспедиции был констатирован факт того, что южнее Златоуста Уральский хребет теряет свою ось и распадается на несколько параллельных хребтов, а ещё южнее горы постепенно сходят на нет, тогда как именно Уральский хребет (вернее его восточное подножие) традиционно является ориентиром для проведения границы Европы и Азии. По мнению участников экспедиции, реки Урал и Эмба тоже не являются разумными границами, так как характер местности по их берегам одинаков. Участники экспедиции пришли к предварительному выводу о том, что наиболее разумным им представляется проведение границы Европы и Азии по восточному краю Прикаспийской низменности, являющейся юго-восточным окончанием Восточно-Европейской равнины .
До настоящего времени мнение российских и казахстанских учёных, участвовавших в указанной экспедиции, не было рассмотрено Международным географическим союзом.

    Граница Европа Азия граница между Европой и Азией, проходит по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, затем по реке Эмбе. по северному берегу Каспия, по Кумо Манычской впадине и Керченскому проливу. Общая протяжённость границы по… … Википедия

    Граница между Европой и Азией пересекает западную и юго западную части муниципального образования город Екатеринбург. Граница трактуется не только как географическое понятие, но и имеет ярко выраженный исторический и культурологический аспекты.… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? границы, чему? границе, (вижу) что? границу, чем? границей, о чём? о границе; мн. что? границы, (нет) чего? границ, чему? границам, (вижу) что? границы, чем? границами, о чём? о границах 1. Границей… … Толковый словарь Дмитриева

    Ы; ж. 1. Условная линия раздела между территориями; рубеж. Государственная г. Морская г. Здесь проходит г. между странами, областями, земельными участками. Г. между Европой и Азией. Г. леса и степи. Обозначить, изменить, пересечь границу. Считать … Энциклопедический словарь

    граница - ы; ж. см. тж. в границы, в границах, за границей, за границы, за границами, из за границы 1) Условная линия раздела между террит … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Азия (значения). Азия на карте мира Азия самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Еврази … Википедия

    Город Оренбург Флаг Герб … Википедия

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света - Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми, чтобы подчеркнуть исключительность этих мест. Одни стоят точно на географической границе, другие - чуть в стороне, в «удобных» местах, некоторые «официальные», другие ставят энтузиасты, третьи сооружаются в честь какого-либо события - у каждого своя история.

Традиция, которая возникла ещё в позапрошлом веке, продолжается до сих пор. Новые отметки появляются почти каждый год, и не только на Урале: вариантов определения границы Европы и Азии до сих пор несколько, и прийти к какому-то единственно верному практически невозможно.

Мы постарались собрать самый полный и подробный список указателей, знаков и обелисков «Европа-Азия». Получилось всего 64, но на деле их ещё больше.

Начнем с знаков возле Екатеринбурга и постепенно будем удаляться от города. Отметки разбиты по регионам: Свердловская область, Пермский край, Челябинская область, Башкирия, Оренбургская область, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий АО, Коми, Ставропольский край, Ростовская область, Казахстан и Турция.

Свердловская область

На территории Свердловской области мы насчитали 34 обелиска Европа-Азия.

№1 Обелиск на горе Берёзовой Первый на Урале столб «Европа-Азия» появился весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Это была острая четырёхгранная деревянная пирамида с надписями «Европа» и «Азия». Горные чиновники старались ради наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал вместе с поэтом В. А. Жуковским по России, Уралу и Сибири и в тот год должен был проехать здесь.

Через 36 лет, в 1873 году, деревянный столб заменили на обелиск из мрамора с каменным постаментом. На вершине пирамиды красовался золочёный двуглавый орел. Реконструкцию приурочили к проезду через перевал другого представителя императорской фамилии - возвращавшегося из кругосветного путешествия великого князя Алексея Александровича.

После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. Сейчас в том месте, где он стоял, есть два новых обелиска. Первый был возведен в 1926 году - уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом (в нашем списке он под номером 3).

В 2008 году на месте старого памятника открыт ещё один новый обелиск, опять с орлом. Он и стоит там по сей день. Это впечатляющая 25-метровая мраморная колонна в духе Александрийского столпа. Территория вокруг облагорожена, есть беседки и клумбы, скамейка влюблённых и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.

Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Новомосковский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия.

Координаты обелиска на горе Берёзовой: 56°52"13.0"N 60°02"52.0"E

№2 Обелиск на Ново-Московском тракте
Этот обелиск установили в 2004 году по проекту скульптора Константина Грюнберга. Его форма символизирует переплетённые буквы Е и А, а в основании заложены камни с самой восточной и с самой западной точек Евразии - мыса Дежнёва и мыса Рока.

Именно сюда чаще всего приезжают туристы и свадебные процессии. Каждый обязательно делает фото, стоя одной ногой в Европе, а другой в Азии. На самом деле, при этом вы фактически целиком будете в Азии - знак стоит далеко от реальной границы.

Этот обелиск находится к Екатеринбургу ближе всех, на 17 км Новомосковского тракта, по которому туда проще всего и доехать . Обелиск будет справа от трассы.

№3 Обелиск возле Первоуральска На дороге в Первоуральск, немного ниже обелиска на Берёзовой, стоит ещё один пограничный столб «Европа-Азия». Примерно так же выглядел самый первый мраморный обелиск. Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга.

Как доехать: едем по Новомосковскому тракту, сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.


№4 Знак Европа-Азия у остановки «Зелёный мыс»
В 2015 году у остановки Зелёный мыс на Новомосковском тракте появился большой уральский камень - магнетит с Первоуральского рудника, с горы Магнитка неподалеку от Волчихи. Его установили участники Уральского общества любителей естествознания.

В 2019 году рядом установили ещё один камень, а между ними прикрепили надпись «Азия Европа». Знак находится точно на географической границе Европы и Азии.

Как доехать: по Новомосковскому тракту до 32-го километра, знак будет слева перед жёлтым надземным переходом.

№5 Обелиск у станции Вершина
Установлен в 1957 году во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. Так молодёжь, которая ехала в Москву по Транссибу из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, узнала, где кончается Азия и начинается Европа.

Станция Вершина принадлежит Свердловской железной дороге, расположена возле Первоуральска, туда можно доехать из Екатеринбурга.

№6 Обелиск у деревни Курганово Этот знак стоит гораздо восточнее многих. Он находится возле Екатеринбурга в другой стороне от первых четырёх, на Полевском шоссе, в 2 км от деревни Курганово.

Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска выбирали при содействии членов Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Доехать до него очень просто: едем от Екатеринбурга на Полевской (трасса Р-355), проезжаем Горный щит, знак будет по правую руку перед Курганово.

№7 Обелиск у станции Мраморская Черно-белый столб у железнодорожной станции Мраморская установили в 2004 году взамен разрушенного старого обелиска.

Наверху столба - указатели «Европа» и «Азия», между ними надпись «Урал», символизирующая границу, а сверху прикреплена фигурка соболя со стрелой со старого герба Свердловской области.

№8 Обелиск в селе Мраморское
Небольшой самодельный обелиск из мрамора установили в 2005 году В. Г. Чесноков и В. П. Вилисов. Обелиск представляет собой две прямоугольные мраморные плиты, на верхней высечены надписи «Европа» и «Азия».

№9 Беседка возле Полевского
Резная деревянная беседка со столиком, на опорных столбах которой вырезаны надписи «Европа» и «Азия». Её установил в 2001 году Полевской лесхоз. Находится на дороге между городом Полевской и посёлком Станционный-Полевской, у развилки возле коллективных садов.

Беседка стоит далеко от официальной географической границы Европы и Азии. Граница проходит по водоразделу бассейнов Оби и Волги, который расположен гораздо восточнее.

№10 Знак на дороге Косой брод-Асбест Полосатый столб установили в 2007 году участники клуба «Вояджер» по инициативе одного из членов Кирилла Вялых.

Он расположен к востоку от Полевского, на старой лесовозной дороге из посёлка Косой Брод в Асбест. Доехать прямо до знака на обычной машине не получится, только на внедорожнике, либо последние пару километров пройти пешком.

№11 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск Установлен в 1984 году к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской.

№12 Обелиск на горе Каменной «Филина» в 1980-е установили ревдинские школьники на горе Каменной, на перевале Ревдинско-Уфалейского хребта. Интересно, что постаментом ему служит засохший ствол настоящего дерева - вкопать столб в твёрдую скалу было бы невозможно.

№13 Знак «Голуби» на горе Котёл
Знак установили в мае 2011 года туристы из Екатеринбурга и Новоуральска. Проект П. Ушакова и А. Лебедкиной. Целующиеся голуби символизируют любовь и дружбу между двумя континентами.

Возле Новоуральска в разное время установили пять знаков (№№14-18). За информацию о них спасибо Элле Подгорновой .

№14 Столб у деревни Починок - «савчуковский»
Cтолб установлен в 1966 году на автодороге через Билимбай в Мурзинку под руководством директора УЭХК А. И. Савчука. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).

Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом: дорога пересекает водораздел ближе к Тарасково.

Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».

№15 Обелиск в районе Новоуральска - «шитиковский»
В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в д. Пальники, в истоках рек Тагил, Бунарки (бассейн Оби) и Шишим (бассейн Волги).

Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту Бориса Шитикова и представляет собой четырёхметровую стелу с солнечными часами. Активное участие принимали туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов, А. Болтушин. Большую помощь в установке оказали ребята из подросткового турклуба «Нейва».

К сожалению, однажды знак упал, и когда его поднимали, не смогли выставить часы по солнцу, из-за этого теперь они не показывают точное время.

№16 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой наподобие громоотвода Невьянской башни.

Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись «Медвежка 499 м», на правой «Зеленый мыс 2006», на левой: «Задумали Ломов В. А. и сын Сергей». Автор знака - Владимир Ломов. Знак был установлен в ноябре 2006 года при поддержке сотрудников санатория «Зелёный мыс».

№17 Знак на старой билимбаевской дороге
Мраморный обелиск с надписью «Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города» установлен на западном склоне горы Медвежка близ Новоуральска, по дороге в ЗИЛовские сады.

Руководитель бывшего турклуба строителей Виктор Михайлов планировал поставить грандиозный знак, но, увы, не успел этого сделать, и временный обелиск превратился в постоянный.

№18 Обелиск возле Александровского рудника - «воронинский» Знак появился в октябре 2016 года. Установлен недалеко от Александровского рудника и посвящен рудознатцам и горнякам, о чём свидетельсвует надпись на одной из граней. Площадка у подножия стелы выложена местными минералами. Автор и реализатор идеи - преподаватель Горного университета, краевед, минералог Олег Воронин.

№19 Знак на дороге из Карпушихи к скале Старик-камень
Самый скромный и неприметный знак из всех - просто деревянный столбик с табличкой, на которой вырезаны крестик и надписи «Европа и Азия».

Позднее ниже появились ещё три таблички: «Европа», «Азия» и «Весёлые горы» - это название хребта, по которому проходит водораздел, а значит и граница частей света. Их добавили Андрей Пичугин и Игорь Павлюков.

№20 Знак у горы Билимбай Деревянный знак с названием хребта Весёлые горы в 2011 г. установил нижнетагильский краевед Андрей Пичугин вместе с другом Валерием Рогожиным. Два синих треугольника наверху символизируют Уральские горы.

Столб стоит на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги из Черноисточинска в Большие Галашки.

№21 Знак у горы Белой В 2013 году краевед Андрей Пичугин и его однофамилец Александр Пичугин установили ещё один деревянный знак «Европа-Азия Весёлые горы» - в седловине между горами Белой и Поперечной, где дорога из посёлка Уралец выходит на лесовозную дорогу из Черноисточинска в Большие Галашки.

№22 Знак у Висимского заповедника
Знак установили осенью 2018 года в охранной зоне Висимского биосферного заповедника по инициативе его сотрудников. Он представляет собой плоский щит, укрепленный между двух деревянных столбов, с указателями «Европа» и «Азия» на пяти языках.

Знак расположен в 20 км к западу от Кировграда, на дороге из Кировграда в Большие Галашки после моста через реку Тагил, между истоками рек Сулем и Ломовка. Его установили немного восточнее реальной границы Европы и Азии, в живописном месте, откуда открывается вид на гору Ежовую.

№23,24 Обелиск у посёлка Уралец и автобусная остановка «Азия-Европа»
Обелиск расположен на перевале через хребет Весёлые Горы вблизи поселка Уралец, недалеко от горы Белой. Посвящен первым успехам советской космонавтики. Знак установили в 1960 или 1961 году на месте старого деревянного столба.

Обелиск изготовили рабочие механического завода поселка Уралец по проекту В. П. Красавченко. Квадратную колонну 6 м высотой венчает макет земного шара. Раньше вокруг него по стальным орбитам вращались спутники и корабль «Восток».
Через дорогу от обелиска стоит автобусная остановка «Азия-Европа».

Координаты знака и остановки: 57°40"38.0″N 59°41"58.5″E

№25 Столб Европа-Азия у Елизаветинского
На старом Висимском тракте из Нижнего Тагила в Висимо-Уткинск, у села Елизаветинское, стоит знак Европа-Азия - деревянный столб с вырезанными указателями частей света.

Подробности возникновения знака точно неизвестны. По одним данным знак устновлен в 1957 году супругами М. Е. и В. Ф. Ляпуновыми, по другим - в 1977 году лесником Черноисточинского охотохозяйства.

№26 Обелиск на перевале Большой Урал у посёлка Синегорский
Столб находится у перевала Большой Урал на Серебрянском тракте, в 2 км от посёлка Синегорский. Его установили в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочие леспромхоза Синегорский. Автор проекта А. А. Шмидт.

Основа сооружения - сварная стела из листовой стали высотой 9 метров. На верхней грани стелы укреплены металлические серп и молот. Знак был серебристым, в последние годы его красят в синий.

№27 Обелиск в Кушве у деревни Кедровка
Это один из самых первых обелисков Европа-Азия. Памятный знак был установлен в 1868 году на деньги золотопромышленников на перевале у горы Кедровка. Выполнен в виде часовни чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был двуглавый орёл. Надпись на одной из сторон: «В память переезда через Урал Его Императорскаго Высочества государя Великаго князя Владимира Александровича 3 Августа 1868 года».

В гражданскую войну обелиск сильно пострадал, в 1970-х годах его восстановили туристы Нижне-Салдинского завода. Обелиск находится на дороге Кушва-Серебрянка, в 4 км от деревни Кедровка.

№28 Обелиск у посёлка Баранчинский Установлен на лесовозной дороге к западу от посёлка Баранчинский в Кушвинском округе, к югу от горы Кедровка.

Отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.

№29 Обелиск у станции Хребет-Уральский
Мраморный обелиск установили на перроне станции Хребет-Уральский в 2003 году в честь 125-летия Свердловской железной дороги.

Посёлок Хребет-Уральский расположен у самой границы с Пермским краем. Водораздел находится в паре километров к западу от обелиска, у истока реки Туры.

№30 Знаки на 276 км Горнозаводской железной дороги
Одинаковые металлические трёхгранные пирамиды установили в 1878 году при строительстве железной дороги по обе стороны полотна.

Рёбра пирамид сделаны из железнодорожных рельсов. До революции в камерах в верхней части обелисков были керосиновые фонари, которые зажигали по ночам.

№31 Знак у поселка Павда Простой чёрно-белый столб стоит на развилке трёх лесных дорог - на Павду, Кытлым и Растёс. У его подножия лежит камень, куда кидают монетки на счастье.

№32 Столб у Казанского Камня Ещё один полосатый столб «Европа-Азия» стоит на границе Свердловской области и Пермского края по дороге из Североуральска на Жигаланские водопады, у подножья Казанского камня. Возможно, разрушен.

№33 Обелиск у поселка Кытлым Посёлок Кытлым расположен на севере Свердловской области, к западу от Серова. В 8 км от Кытлыма, на дороге в Верхнюю Косьву, находится ещё один обелиск Европа-Азия. Его установили в 1981 году работники Южно-Заозерского прииска.

Нижняя часть обелиска - толстая стальная труба. Верхняя часть - плоская треугольная металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

№34 Знак на перевале через Поповский увал Установлен на высоте 774 м на дороге из Ивделя на Сибиревский приииск. Столб двуликий - с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское.

№36 Знак у горы Колпаки
Сам обелиск разрушен в 2000-х годах, сейчас остался только постамент. Находится на дороге от пос. Промысла на север, на развилке Медведка-Косья.

Знакам на этом месте вообще не везёт, их постоянно ломают. До революции здесь стояла изящная металлическая пирамидка . В 1973 году во время слёта туристов на Тёплой горе здесь установили другой знак. В 1985 году - ещё один, макет ракеты из металлолома. Фото с девочками относится к началу 2000-х - ракеты уже не было.

№37 Знак на границе Свердловской области, Пермского края и республики Коми, на горе Саклаимсори-Чахль Место, где встречаются Европа, Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трёх великих рек - Оби, Печоры и Волги.

Знак установлен 25 июля 1997 года по инициативе Геннадия Игумнова, занимавшего в то время должность губернатора Пермской области. На столбе надпись: «Губернатор Игумнов на память потомкам».

№39,40,41 Дорожные знаки в Магнитогорске


Кроме обелиска, в Магнитогорске есть дорожные знаки, отмечающие границу Европы и Азии.

В городе четыре моста через Урал, которые здесь называют «переходами», ведь они соединяют между собой целые части света. Кроме упомянутого в предыдущем пункте Центрального, есть ещё Северный, Южный и Магнитный (он же Казачья переправа). На каждом мосту, кроме самого короткого Северного, есть дорожные знаки. Правда, судя по Google-панорамам , на Южном переходе в 2018 году знаков уже не было, но есть вероятность, что их вернут.

Координаты: Центральный переход 53°25"20.0″N 59°00"35.5″E ;
Магнитный переход 53°22"40.4″N 59°00"18.3″E ;
Южный переход 53°23"53.4″N 59°00"05.5″E

№42 Дорожный знак на мосту Европа-Азия в селе Кизильское
Кизильское находится в 90 км от Магнитогорска. Знаки установлены с обеих сторон моста через реку Урал.

№43 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау возле Златоуста Стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании появилась на федеральной трассе М5 «Урал» между Златоустом и Миассом на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году. Автор макета - архитектор С. Побегуц.

Надписи с названиями частей света расположены «наоборот»: на европейской стороне стелы надпись «Азия», а на азиатской - «Европа». Знак работает как дорожный указатель - водитель видит название той части света, в которую он въезжает.

№44 Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал на окраине Верхнеуральска, на том месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, установили географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

№45 Обелиск около станции Уржумка
Ещё один обелиск между Златоустом и Миассом расположен у железнодорожной станции Уржумка, на полкилометра к востоку от неё.

Это один из самых первых знаков, отмечающих границу Европы и Азии. Он появился в 1892 году вместе со станцией, открытие было приурочено к завершению строительства этого участка Транссиба. Автор проекта - инженер и писатель Н. Г. Гарин-Михайловский.

Обелиск представляет собой четырехгранную призму, увенчанную остроконечной пирамидой, с выступающим поясом, на котором написано Европа и Азия. Памятник сделан из местного уральского гранита. Находится под охраной государства как объект культурного наследия регионального значения.

№46 Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. В основании пирамиды - родник, откуда берет начало ручей, стекающий на азиатскую сторону.

В 2012 году гранитную пирамиду заменили на металлическую с каменным основанием. Знак расположен на дороге Слюдорудник - Большие Егусты в 2,5 км от Егустов.

№48 Старые обелиски на реке Урал
У деревни Новобайрамгулово, на трассе Учалы-Белорецк стоят ещё два обелиска «Европа» и «Азия»: по обе стороны бывшего автомобильного моста через Урал.

Эти обелиски расположены на 300 метров южнее новых знаков. Их построили в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют собой плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней их части изображен земной шар. Мост, у которого они стояли, сейчас разрушен.

№49 Знак в истоке реки Урал
Табличка «Здесь начинается река Урал» установлена в 1973 году самодеятельной группой. Чугунный мостик через исток и надписи «Европа» и «Азия» появились намного позже.

№51 Стелы на Белом мосту
Пешеходный мост Европа-Азия через реку Урал, или Белый мост - одна из главных достопримечательностей Оренбурга. Посередине моста с обеих сторон установлены две блестящие квадратные стелы, они появились сравнительно недавно.

№52 Знак в Орске на Верхнем мосту
Орск - ещё один город, который река Урал делит на европейскую и азиатскую части.

По обеим сторонам большого автомобильного моста через Урал висят таблички с надписями «Европа» и «Азия».

№54 Газопровод «Сияние Севера» на Приполярном Урале
Знак поставили газовики. Он находится на дороге, идущей вдоль газопровода «Сияние Севера» из поселка Вуктыл на центральную базу природного парка «Югыд-ва».

№56 Крайняя Восточная точка Европы
Местоположение точки в 2003 году определили участники российско-белорусской экспедиции, тогда же установили памятный знак (на фото), который потом сломали местные жители. Эта точка не имела официального статуса.

В 2019 году геологи из Уральского горного университета, в частности Фират Нурмухаметов, вместе с главным редактором «Уральского следопыта» Максимом Фирсовым заново определили координаты точки - они оказались на 800 метров в стороне от старых. Здесь хотят поставить новый знак и сделать это место популярным для туристов, как и три другие крайние точки Европы: в Норвегии, Португалии и в Испании.

Точка находится на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми, недалеко от озера Малое Щучье.

№59 Знак к северу от горы Яныгхачечахль
Маленький самодельный деревянный указатель. Расположен на Приполярном Урале на высоте 709 м к северу от Ивделя, недалеко от горы Яныгхачечахль.

№63 Беседки в Атырау
По обеим сторонам моста через реку Урал установлены беседки с надписями «Европа» и «Азия».

Координаты: 47°06"18.0″N 51°54"53.1″E

Турция

№64 Мост мучеников 15 июля в Стамбуле
Стамбул - ещё один трансконтинентальный город, он разделён на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. Европу и Азию соединяют три висячих моста через Босфор.

Мост мучеников 15 июля (до 2016 года - «Босфорский мост») - первый из трёх. Он построен в 1973 году на основе проекта российского инженера Олега Александровича Керенского. С обеих сторон у моста висят таблички «Welcome to Europe/Asia».

Координаты: 41°02"51.0″N 29°01"56.0″E

Читайте нас в

Так где проходит граница между Европой и Азией? Почему этот вопрос является предметом споров?

Границы между Европой и Азией на карте

Точно определить, где проходит граница между Европой и Азией, не могут даже ученые – дискуссии не прекращаются уже много веков, территории уточняются, информация корректируется… Впрочем, сегодня существует общепринятое мнение, согласно которому:

  • границы Азии установлены на стыке плит литосферы, найти их просто – они обозначены горами и горными хребтами;
  • если с определением границы по Уральскому хребту не составляет труда, то на юге сложнее – барьером является река Эмбра и Кумо-Манычская низменность в Ростовской области;
  • протяженность границы составляет свыше 5,5 тыс. км, большая часть – горы;
  • отделяет части света и Керченский пролив между Европой и Азией, соединяющий Азовское и Черное море;
  • Урал условно считается европейским, Кавказский хребет относится к Азии, хотя нередко географы делят части света и по вершинам гор.

Зарубежная Азия отделена от европейской части мира в Черном море. Турция относится к азиатскому континенту, и Болгария – к Европе.

Почему трудно определить границы Азии и Европы?

Проблема выделения границ носит не географический характер – на картах несложно определить, где находится Азия, а где – Европа. Все дело в менталитете людей и устоявшихся убеждениях. Так, любопытными фактами при определении, где проходит граница Европы и Азии, являются:

  • точные данные о границе в большинстве источников отсутствуют – даже энциклопедии предпочитают скрывать эту информацию;
  • считается, что Азия – это часть света, где уровень жизни отстает от европейского, поэтому многие люди просто не готовы признать, что проживают здесь;
  • руководители бывших республик СССР также не относят территории своих стран к азиатской части;
  • Турция, являющаяся членом НАТО и планирующая вступить в ЕАЭС, условно относит себя к Европе, аналогичный подход можно увидеть и на картах, выпущенных в США.

Впрочем, территориальное выделение границы Азии и отнесение сюда Кубани и Северного Кавказа – вопрос, касающийся исключительно географии. Если же жители этих регионов, турки и грузины хотят считать себя европейцами, их менталитет не схож с азиатским – установить границу можно по взаимному согласию, как это сделано сегодня.

Где отдохнуть – в Европе или Азии?

Россия – Европа или Азия?

Найти границу двух цивилизаций непросто, она проходит через Уральские горы на севере, а Керченский пролив между Европой и Азией разделяет континент на юге. Впрочем, чтобы увидеть экзотическую природу, достопримечательности, попробовать национальные блюда и посетить новые страны вовсе необязательно искать границы на карте – можно смело отправляться в путешествие, ведь восток и запад материка уникальны.

Огромный континент Евразия состоит из двух частей света: Европы и Азии. Основная граница между ними проходит через Уральские горы, но вот как она проходит южнее? Кавказские горы также являются условной границей, но часто возникает вопрос о том, к какой части света относится сам Кавказский регион? Конечно, граница между Европой и Азией - это во многом условность, но ее необходимо придерживаться. Поэтому давайте разберемся, где она проходит и жители каких регионов могут называть себя европейцами.

Понятие Европа возникло еще во времена Античности, а ее границы со временем претерпели существенные изменения. Так, например, в древности ученые проводили восточную границу между двумя частями света по реке Дон, а сегодня она уже сместилась до Уральских гор.


Граница между Европой и Азией - это весьма дискуссионный вопрос. До сих пор ученые не могут прийти к единому мнению и договориться о том, где же проходит та самая грань между двумя частями света, а в разных изданиях можно увидеть картографическое воплощение различных подходов к этой проблеме. Подобная путаница создает немало сложностей: начиная от формирования статистических данных по регионам до чисто географических вопросов, связанных с тем, какую часть Кавказа можно отнести к Европе, а какую к Азии. В период существования СССР граница между Европой и Азией обозначалась на картах по линии государственной границы СССР, и Кавказ располагался на территории Европы. Но впоследствии подобное расположение границы было подвергнуто критике, ведь Кавказские горы в географическом аспекте были более близки именно к азиатскому региону.


Итак, согласно принятым на сегодняшний день договоренностям, граница между Европой и Азией проходит по восточной окраине Уральских гор и Мугоджар, далее идет по реке Эмба, протекающей по территории Казахстана. Затем граница проходит по северному побережью Каспийского моря и далее по Кума-Манычской впадине идет к Азовскому морю. Таким образом, получается, что Кавказ является частью Азии и полностью расположен в этой части света, а Уральские горы в территориальном отношении принадлежат Европе.

Выбор редакции
В английском графстве Уилтшир излюбленным местом туристов является знаменитый – причудливое каменное сооружение. Глыбы стоят в форме...

«Столица Лондон» - Знакомство со столицей Великобритании. Буклет учителя: Был бы Лондон таким популярным если бы в нем не было Big Ben?...

Tax Free - система возврата налога на добавленную стоимость, которой активно пользуются путешественники. Еще бы, ведь таким образом при...

Елена Степанова На мой взгляд, ничего особенного там попробовать не получится. Шашлык в Армении ничем не отличается от шашлыка у нас....
Страховка в Китай 2019 — сколько стоит, где купить, брать ли с франшизой или без. Медицинская страховка в Китай продается в нескольких...
Знойное лето – настоящее испытание для жителей больших городов. Пышущие жаром раскалённые камни и асфальт улиц и площадей заставляют...
Замок Эльц – прекрасный памятник архитектуры среди живописных холмов и густых лесов Германии. Он долгое время был резиденцией...
30.12.2016 17:34 На странице " " появились мини-игры. В этом разделе бойцы могут выиграть дополнительные призы. Список игр Лотерея...
Мы летим в разведывательном вертолете спецподразделения "Альфа". Кругом ни души... Но не надолго. Вертолет подбит, и Сэм Стоун...