Шушинская крепость Shusha fortress. Арцах


Крепость эту построили в 1752 году, с участием хана Панах-Али-бека, и крепость строилась исключительно с целью того, чтобы служить в качестве обороны. Ханство нуждалось в строительстве неприступной защиты, особенное если говорить о северной части Плоскогорья. Поскольку в той части рельеф был бы полезным для тех, кто осуждает, а не для тех, кто защищает. Крепость возводилась со стены, которая имела высоту в 2,5 километра, и стену трудно было преодолевать извне, поскольку она начиналась на плато, а дальше следовала крутым склонам, которые были самыми опасными в ущелье. Если говорить о других сторонах, то там крепость находилась под защитой массивных скал.

С таким строением не могла бы справиться даже самая современная военная техника, поскольку стены строения являются достаточно высокими, а по длине крепость усиливают высокие башни, которые являются полыми внутри. Нельзя было обойтись и без сооружения запасного выхода, который мог спокойно вывести осаждаемых в ущелье, чтобы они могли скрыться. Далее на основании этого ущелья возник город Шуша. Крепость имела три входа, которые располагались по всем разным частям света, за исключением южной стороны.

    Первое сведение о городе-крепости Шуши сообщает арабский географ Якут ал-Амави (1178-1229 гг.). Ссылаясь на знаменитого арабского историогрсфа Ибн ал-Асири (1160-1230 гг.), в своем “Геофрафическом словаре” пишет: “Каркар – город в Арране, близ Байлакана, построенный Ануширваном”. Байлакан являлся одним из древних городов Аррана (северо-восточная часть Армении), находится в провинции Арцаха – Муханк. О Байлакане упоминает также греческий географ Страбон. Известно, что персидский царь Ануширван (VI в.), чьи владения охватывали и восточную половину Армении (впоследствии деления с Византией), с целью укрепления севера империи, перестроил несколько крепостей. Ему присваивается и укрепление Дербента, установление железных ворот. Что касается Каркара, Шуши, под выражением “построенный”, географ подразумевал укрепление крепостных стен и башен. Всеизвестно, что персидский реформатор Ануширван являлся собирательным образом, которому обычно приписывали много деяний, которые он не совершил. Свидетельства знаменитых арабских авторов лишь подтверждают, что именно VI в. была перестроена город-крепость Каркар (армянское слово, что обозначает “камень на камень”, или “крепость на камне”). Сохранение после перестройки армянского названия крепости также доказывает, что и до времен Ануширвана крепость Каркар был и здравсвовал, защищая Северо-восточные границы Армении. А река Каркар свое имя получил от знаменитой крепости и свято хранил до наших дней. Каланкатваци, описывая битву 821 года в крепости Шикакар (рыжий камень) между арабами и войском арцахского князя из рода Багратидов Сагл Смбатян. Дом Мурацана в Шуши (C) 2006 Бакур Карапетян Армянский историограф ХIII в. Киракос Гандзакеци в своей

В Нагорном Карабахе есть город, который мог бы запросто быть важным центром притяжения туристов всего мира. Наверняка даже он бы мог претендовать на место в списках всемирного наследия Юнеско. Только вот не везёт ему хронически уже всё последнее столетие.

Его имя по-армянски Шуши , а по-азербайджански Шуша . Не большая, но очень важная для многих разница. Когда-то давно здесь мирно существовали оба эти народа и тогда этот город процветал. Но потом что-то пошло не так и удача отвернулась от этого места.



2.

В этом месте меня раздирали противоположные чувства. Здесь рядом можно было увидеть интереснейшие исторические памятники, убогие строения советского периода, необычные заброшки и красивейшую природу. Этот город одновременно напоминал мне итальянскую Матеру, боснийский и украинскую Припять.


3.

Шуши расположен в роскошнейшем месте - на горной возвышенности в 11 километрах от нынешней столицы Нагорного Карабаха города Степанакерта, который азербайджанцы называют Ханкенди. С трёх сторон Шуши окружают отвесные скалы и глубокие каньоны, а попасть сюда долгое время можно было практически по единственной дороге.


4.

Люди здесь жили с незапамятных времён, но город появился всего чуть более 250 лет назад. Место для него было выбрано верно. Летом здесь не слишком жарко, а от непрошенных гостей город защищала сама природа. Поэтому здесь с удовольствием селились и армяне, и татары.


5.

Сто с лишним лет назад здесь проживало 60 тысяч человек в том числе, кроме армян и азербайджанцев, ещё русские, курды, лезгины и даже немцы с французами, а сам город являлся административным центом всего карабахского региона. Теперь он по сути является удалённым пригородом Степанакерта с 4-тысячным населением и множеством полуразрушенных, заброшенных строений. Причём многие из этих руин являются памятниками архитектуры и истории.


6.

По сравнению с полностью восстановленным после войны и ухоженным Степанакертом Шуши по большей части выглядит так, как будто война закончилась только месяц назад. Нет, конечно, город пытаются понемногу привести в порядок. Только делается это слишком медленно и не очень удачно.


7.

Большая часть города так и заброшена по сей день. Ещё более удивительным является факт, что Шуши сильно разрушили сами армяне, причем уже после ухода отсюда азербайджанского населения. Для того, чтобы понять, зачем было рушить этот древний город, стоит узнать его многострадальную историю.


8.

Азербайджанцы и армяне пытаются по своему истолковать его историю. Фактом же остаётся то, что шушинскую крепость здесь основал или точнее перестроил древние укрепления в 1752 году карабахский хан Панах-Али. Причём помогал ему в этом его союзник армянский мелик (или князь) Шахназар. Так что по сути Шуши был изначально местом проживания двух народов и религий.

Правда, армяне и татары селились в разных районах быстро растущего города, но до поры до времени жили довольно мирно и дружно.


9.

С 1805 года Шуши вошёл в состав Российской империи, а чуть позже русские войска здесь героически выдержали 40-дневную осаду мощной персидской армии. С тех пор Шуши стала важным военным и культурным центром всего региона.

В Шуши основываются музыкальные и религиозные школы, центры торговли и ковроделия. В 1896 году здесь строится театр, а десятилетием позже основывается большое реальное училище, чьё здание сохранилось до наших дней, правда, в сильно заброшенном состоянии.


11.

Когда-то в городе выходило 22 газеты, а местными уроженцами были многие известные писатели, художники и музыканты. Тогда даже у Шуши было второе название - “Поющий город”.

К сожалению, имперская политика всегда основывалась на принципах “разделяй и властвуй”. Русским властям в городе было выгодно противостояние армян и татар. Религиозная вражда всегда тлеет долго, а разгорается за секунды. В 1905 году по всей территории нынешнего Азербайджана начались кровавые стычки между армянами и татарами. В Шуше они закончились массовой резнёй, с погромами и поджогами в обеих этнических частях города. Погибло более 300 человек. Но это было лишь начало...


13.

В 1918 году Карабах первым среди республик Закавказья объявил о своей независимости, которая продолжалась очень не долго. Менее чем через два месяца Шуши заняли турецко-азербайджанские военные части, заставив сложить оружие немногочисленные армянские военные формирования. Вскоре Турция капитулировала перед странами Антанты и место турок в Шуши заняли отряды сипаев, а заправлять городом под протекторатом англичан стал некто Султанов, лично участвовавший в резне армян в Баку годом ранее.

Естественно, в итоге, данные события побудили армян к восстанию в 1920 году, которое было жёстко подавлено. Нижняя часть города была практически полностью сожжена, а её население либо изгнано, либо уничтожено. Именно тысячи беженцов из Шуши тогда и основали Степанакерт на месте армянского села Вараракн. А вот как выглядела армянская часть Шуши после этих событий.


14.

Шуши потеряла своё былое значение. За 70 лет советский власти город сильно изменился. Его застроили уродливыми пятиэтажками, но при этом сохранилась и активно восстанавливалась историческая часть, правда, в основном только азербайджанская. Город даже приобрёл статус архитектурного заповедника.

Конфликт назревал постепенно. В 1988 году среди тогдашнего 17-тысячного населения практически не осталось армян, а вытеснять из города их начали ещё в 60-ых годах. В тоже время из Степанакерта вытеснялись азербайджанцы. А затем случилась война....


16.

Понятно, что в Карабахскую войну Шуша стало оплотом азербайджанских войск. Удобное стратегическое расположение позволило на протяжении 2 лет беcпрепятственно бомбить системами Град и Алазань соседний Степанакерт. Так Азербайджан пытался сделать город не пригодным для жизни и заставить из него уйти всё армянское население. Но вышло иначе...


17.

Занятие Шуши армянскими военными стало хрестоматийным примером идеальной спланированной и осуществлённой войсковой операции. Казалось бы неприступная крепость была полностью освобождена за два дня с минимальными потерями, а всё азербайджанское население вытеснено из города. И вот тут случилось, то что случилось.


18.

Город был частично разрушен и сожжен уже после освобождения. Вековая ненависть и желание мести сыграла злую шутку с этим местом. После этого Шуши не может оправится до сих пор.


19.

Армяне не особо хотят заселять это город. До сих пор в городе огромное количество заброшенных домов. Ещё более ущербно выглядят частично заселённые пятиэтажки.


20.

В городе много мусора, который убирается не часто. По старой части Шуши ходить интересно, но местами опасно для жизни. От многих домов здесь остались лишь стены, а красивые мощённые камнем улицы зарастают травой и кустами. Жизнь здесь едва теплится.


21.

Мы заглянули в здание бывшей местной прокуратуры. Красивое строение со столетней историей полностью заброшено уже очень давно, но всё же сравнительно неплохо сохранилось.


22.

И таких зданий в городе множество.


23.

Самым же ярким впечатлением для меня было посещение так называемой Нижней мечети. Она на данный момент полностью заброшена.


24.

Мы поднялись наверх одного из минаретов.


25.

Отсюда открывались интересные и очень характерные панорамы Шуши.


26.

И всё же город понемногу возрождается.


27.

Первым делом были восстановлены местные армянские церкви. Собор Казанчецоц теперь является одним из главных в непризнанной республике. Он выглядит потрясающе внешне и очень скромно внутри.


28.

В городе полностью отстроено несколько школ.


29.

Восстанавливаются и многие исторические памятники. Особенно радует, что отстроено здание медресе. Идут работы и в бывшей главной Верхней мечети города.

Заглянули на частную выставку ковров.


34.

Долго разговаривали с директором местного краеведческого музея.


35.

Так что город достоин внимания и здесь есть чем заняться. Но сделать ещё нужно многое и боюсь своими средствами здесь жителям Нагорного Карабаха не справиться. Тот же боснийский Мостар восстанавливали всем миром, вливая огромные финансовые средства. Шуши же такое внимание пока не светит даже в отдалённой перспективе.

И хоть пока кажется невозможным возвращение сюда азербайджанцев, но хочется верить, что когда-нибудь это город обретёт свою прежнюю гармонию вне зависимости от национальностей и религий...


36.

P.S.S. Подписывайтесь на мою страницу

Азербайджана Первое упоминание XVIII век Координаты : 39°45′58″ с. ш. 46°45′04″ в. д.  /  39.76611° с. ш. 46.75111° в. д.  / 39.76611; 46.75111 (G) (Я)

История

Мелик Варанды Шахназар, враждовавший с соседями, первым из армянских меликов признал власть Панах-Али хана и предложил ему место для новой и более надежной крепости, которая и была построена в 1751 году .

Он задумал подчинить себе армянские магалы Хамсе. Первым счел целесообразным подчиниться Мелик Шахназар бек

Город вначале назывался Панахабад в честь своего основателя , а позднее стал называться Шуша по имени близлежащего селения Шушикент , часть жителей которого была переселена в новый город , вместе с жителями Шах-булага и нескольких других деревень. По словам Мирзы Джамала, до основания города Панах-Али ханом на этом месте «не было никаких жилищ. Это место было пашней и пастбищем, принадлежавшими жителям Шушикенда, расположенного в шести верстах восточнее крепости».

Современное состояние

Иллюстрации

    Stamp of Azerbaijan 645.jpg

    Марка Азербайджана 2003 года, посвящённая крепости

Напишите отзыв о статье "Шушинская крепость"

Примечания

  1. Согласно конституции Азербайджанской Республики , территория, контролируемая Нагорно-Карабахской Республикой , является частью территории Азербайджанской Республики. Де-факто Нагорно-Карабахская Республика является непризнанным государством , бо́льшая часть которого Азербайджаном не контролируется.
  2. Согласно Нагорно-Карабахской Республики
  3. Согласно административно-территориальному делению Азербайджана
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  5. Шуша - статья из Большой советской энциклопедии .
  6. (англ.)
  7. Мирза Адигезаль-бек. Карабаг-Наме. Глава 4.
  8. Аббас-Кули-Ага Бакиханов, «Гюлистан-и Ирам», Период V.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шушинская крепость

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.

Итак, продолжим наше путешествие по республике Арцах. После поездки в монастырь Дадиванк девятого мая сего года оставалось еще не мало времени чтобы посетить еще что-нибудь интересное. Недолго думая, решили отправиться в город Шуши, который находится немного южнее Степанакерта. Чем же интересен этот город скажете Вы? Чтобы ответить на этот вопрос необходим краткий экскурс по истории этого населенного пункта. Хотя писать об истории Шуши очень не просто, ибо существует множество исторических версий по разным историческим этапам данного края.

Древний город-крепость Шуши на протяжении многих веков являлся административным, религиозным, культурным и образовательным центром одной из 15 административных провинций исторической Армении — Арцаха.

Шуши находится на вершине крутой возвышенности. Въезд в город только с одной стороны, по одной дороге, с трех сторон его окружают неприступные скалы. По ущелью, окаймляющему город с юго-востока, журчит горная река Каркар. Такое географическое расположение придает ему важное стратегическое значение в республике.

Селение Шушо/Шушу в Нагорном Карабахе упоминается в армянских рукописях начиная с XV века, однако выяснить точное местоположение этого селения и с уверенностью отождествлять его с тем или иным современным населённым пунктом не представляется возможным. Ещё ранее армянский автор XIX века Раффи писал, что Шуша получила своё название от армянского посёлка Шош, жители которого были переселены в Шушу.

Некоторые армянские историки полагают, что, наоборот, следует производить название села от имени крепости. Так, например, Лео, считал, что «деревня должна была получить своё название от крепости, а сама крепость, вероятно, существовала и в более древние времена» . Ш. Мкртчян и Щ. Давтян отождествляют с Шушой «деревню Шушо в районе Пос провинции Варанда» упомянутое в рукописи 1575 года. А. Иоаннисян полагает, что укрепление Шоши, упомянутое в донесениях армянских меликов и сотников Карабаха, и есть Шушинская крепость. Французский историк Патрик Донабедян также считает, что крепость Шош, переданное Панах хану меликом Шахназаром, впоследствии стала городом Шуша.

Основу нынешнего города Шуши заложил Карабахский хан по имени Панах-хан в середине 18 века.

Начиная с первой половины 19 века Карабахское ханство попадает под влияние России.

Начиная со второй половины 19 века Шуши становится важным политическим, экономическим, торговым и культурным центром Карабаха.

В годы советской власти, решением коммунистической партии России Арцах (Карабах) был насильно присоединен к Азербайджану в качестве автономной республики Нагорного Карабаха.

В 1988 году жители Арцаха потребовали от советского правительства восстановления справедливости и воссоединения Арцаха с Арменией.

Азербайджан, в ответ на мирные митинги армян и решение АР Нагорный Карабах о воссоединении с Арменией ответил массовыми убийствами, погромами армян в Баку и других Азербайджанских городах.

Во время Карабахского-Азербайджанского конфликта Шуши являлся форпостом для Азербайджана, откуда столица НКР Степанакерт подвергался интенсивной бомбардировке, в том числе с применением установок «Град».

Освобождение Шуши стало для Арцаха вопросом жизни и смерти.

Военной операции по освобождению Шуши заранее было дано название «Свадьба в горах»

Благодаря освобождению Шуши произошел перелом в войне и Арцах-де-факто завоевал свою независимость.

Так что 9 мая теперь это двойной праздник для Арцаха и Армении, день Победы в Великой Отечественной войне и в Шуши.

На сегодняшний день население города составляет примерно 3500 тыс. чел. Во время боевых действий Шуши был сильно разрушен. В настоящее время в городе не мало зданий находятся в руинах. Тем не менее город постепенно восстанавливается и развивается.

После исторического очерка перейдем к культурно-историческим и природным достопримечательностям этого города.

Начнем с главного храма города, собора Святого Христа Всеспасителя, по-армянски — Сурб Аменапркич Казанчецоц.

Этот храм по архитектуре напоминает Кафедральный собор в Эчмиадзине. И для Карабаха этот храм имеет не меньшее значение

Выбор редакции
Страховка в Китай 2019 — сколько стоит, где купить, брать ли с франшизой или без. Медицинская страховка в Китай продается в нескольких...

Знойное лето – настоящее испытание для жителей больших городов. Пышущие жаром раскалённые камни и асфальт улиц и площадей заставляют...

Замок Эльц – прекрасный памятник архитектуры среди живописных холмов и густых лесов Германии. Он долгое время был резиденцией...

30.12.2016 17:34 На странице " " появились мини-игры. В этом разделе бойцы могут выиграть дополнительные призы. Список игр Лотерея...
Мы летим в разведывательном вертолете спецподразделения "Альфа". Кругом ни души... Но не надолго. Вертолет подбит, и Сэм Стоун...
Синий кит – самый крупный представитель отряда китообразных и всего класса млекопитающих. Синий кит (Balaenoptera musculus , голубой...
Ватикан - это самое маленькое государство в мире, как по площади, так и по количеству жителей. Но этот небольшой уголок, уютно...
Прага (чешск. Praha) - столица Чехии, один из красивейших городов Восточной Европы, сохранивший очарование Средневековья. На 31 декабря...
Здравствуйте, друзья! Во время нашего осеннего путешествия мы жили на курорте Горки Город . Пришла пора рассказать, чем отличается...