Тверь. Успенский Жёлтиков мужской монастырь


Уцелевшая часть колокольни Желтикова Успенского монастыря.
Фото Артема Артемова с сайта
http://sobory.ru/

Желтиков Успенский мужской монастырь, Тверская еп., близ Твери, на берегу р. Тьмаки, в местности, называвшейся ранее Желтиково. Основан св. Арсением, еп. Тверским, в 1394. Соборный монастырский храм Успения построен в 1404; несколько раз перестраивался; возобновлен в 1780. Здесь в серебряной вызолоченной раке покоились мощи св. Арсения и замечательные иконы древней живописи: Нерукотворного образа Спасителя и св. Арсения. Монастырский храм во имя прпп. Антония и Феодосия был построен в 1394 св. Арсением. В нем находились икона Успения Божией Матери, келейная святителя и замечательная по искусству резная икона Страдания Спасителя. В монастыре сохранялись: омофор св. Арсения, крест, найденный в гробе его, посох и каменный гроб, сделанный самим св. Арсением для своего погребения. В монастыре также сохранялись чертоги, в которых некоторое время жил сын Петра I царевич Алексей Петрович.

Желтиков Успенский монастырь, 2 класса, в 4 верстах от Твери, на берегу реки Тьмаки, в местности, называвшейся ранее Желтиково. Основан святым Арсением, епископом Тверским, в 1394 году (см. 2 марта). Соборный монастырский храм Успения построен в 1404 году; несколько раз перестраивался; возобновлен в 1780 году. Здесь в серебряной вызолоченной раке покоятся мощи святого Арсения и замечательные иконы древней живописи: Нерукотворного образа Спасителя и святого Арсения. Монастырский храм во имя преподобных Антония и Феодосия построен в 1394 году святым Арсением. Здесь находится икона Успения Божией Матери, келейная святителя, и замечательная по искусству резная икона «Страдания Спасителя». В монастыре сохраняются: омофор святого Арсения, крест, найденный в гробе его, посох и каменный гроб, сделанный самим святым Арсением для своего погребения. В монастыре также находятся «чертоги», в которых некоторое время жил царевич Алексей Петрович.

Использован материалы кн.: С.В. Булгаков. «Русские монастыри в 1913 году».

Успенский Желтиков мужской монастырь. История знаменитого Желтикова монастыря неразрывно связана с его основателем святителем и чудотворцем Арсением - знаменитейшим Тверским архипастырем, за святую жизнь прославленным Богом даром чудес и исцелений от мощей по смерти.

Избранный 15 августа 1390 г. на епископскую кафедру в Твери, он через четыре года на свои средства недалеко от города на р. Тьмаке основал Желтиков мужской монастырь. Строит в нем теплую деревянную церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преподобных Антония и Феодосия. А через 10 лет, в 1404 г., заложил каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, где он завещал похоронить его после кончины. После освящения в 1406 г. храм был расширен в 1407 г., а в 1637 г. по повелению кн. Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа был разобран и сложен вновь. В 1713-22 гг. был снова перестроен иждивением тверских граждан Ивана Федоровича Викторова и Ивана Михайловича Вагина. Затем обновлялся при императрицах Елизавете Петровне в 1745 г., Екатерине II в 1780 г. и после в 1848 г.

Соборный каменный храм во имя Успения Божией Матери построен в 1722 г. и освящен Преосвященным митрополитом Тверским и Кашинским Сильвестром. Престолов было два. Главный - во имя Успения Божией Матери. И второй – придельный, на правой южной стороне в честь Нерукотворного Спаса и святителя и чудотворца Арсения епископа Тверского. В 1898 г. при нем же все иконы в главном и при столбах-иконостасах были переписаны заново в древнегреческом стиле по красочному фону с теми же клеймами с вызолоченными подписями на них. В 1869 году все стены, своды и арки в храме и в алтаре были украшены святыми изображениями, а в 1899 г. вся стенная живопись и орнаменты были обновлены, при этом венцы капители и подписи под изображениями святых вызолочены сусальным червонным золотом.

После посещения Петром I монастыря по случаю благополучного выздоровления его сына Алексея и во исполнение данного императором обета им была построена однопрестольная каменная церковь во имя Алексея человека Божия. 12 сентября 1709 г. Преосвященный Каллист, епископ Тверской и Кашинский, освятил эту церковь. В том же 1709 году царским иждивением была построена зимняя, каменная, одноглавая, однопрестольная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под церковью была устроена квасоварня, кладовая, хлебный амбар и подвал.

Одиноко стоящая каменная колокольня между собором и Алексеевской церковью была построена в 1709 году.
В одну линию по южной стороне монастыря, вдоль р. Тьмаки, на запад от церкви преп. Антония и Феодосия располагался каменный двухэтажный корпус братских покоев. За ними – трапезная на втором этаже, а внизу – кухня. На восток в одной связи с этой же церковью в каменном двухэтажном здании размещались ризница и настоятельские покои. В них находились портреты Тверских архипастырей и настоятелей Желтикова монастыря и две большие написанные на дереве иконы. В нижнем этаже – братские келии. Внутри монастыря около соборного храма располагалось небольшое кладбище, а на севере обители фруктовый сад.

Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца.

Территория монастыря с трех сторон, кроме южной, была ограждена высокой каменной с крытой галереей по верху оградой. На северном и западном углах ограды были полукруглые башни. Входов в монастырь было два. Через главные Святые ворота с востока и Водяные ворота, выходящие к р. Тьмаке. Украшением Святых ворот были порталы и над перекрытием их два предстоящих ангела с крестом между ними. В 1914 году Святые ворота были перестроены. За монастырской оградой находились гостиный двор, шесть дачных домов, скотный двор, бани, погреба, сараи для сена и дров, мельничная изба, дома для рабочих сторожа. В 1902 году на средства монастыря был сооружен мост через Тьмаку.

После закрытия в 1919 г. монастыря национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. О целях и результатах работы комиссии можно только догадываться – взять те древние, прежде всего неоценимо дорогие для верующих духовные и русского ювелирного мастерства ценности как обыкновенный ценный металл – серебро и золото. Где ныне мощи святителя Арсения, пока неизвестно. На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены.

Особое место в истории Тверского края и города Твери занимало кладбище, находившееся на территории Желтикова монастыря. Изначально возведенный Святителем Арсением в качестве места погребения Тверских епископов, Успенский Желтиков монастырь к концу 18 века становиться главным некрополем для самых уважаемым и известных граждан Твери и Тверской губернии. Захоронение рядом с мощами Святителя, в освященной его именем монастырской земле, становится своеобразным признанием прижизненных заслуг усопшего, либо обязательным атрибутом его высокого социального статуса. На монастырском кладбище хоронят представителей знатнейших дворянских родов края, богатых купцов и важных чиновников, священнослужителей. Имена большинства этих людей навсегда канула в лету, но некоторые и сегодня известны, хотя и нет так широко как они того заслуживали бы.

Имя Федора Николаевича Глинки известно многим ценителям русской литературы. Этот человек прожил очень длинную и удивительную жизнь, событий которой с лихвой хватило бы на десяток замечательнейших биографий.

Он с одинаковым успехом смог достигнуть успеха и заслужить заслуженного признания в делах военных, общественных и литературных.

В 1805 году он участвовал в битве при Аустерлице. В 1812 году в качестве адъютанта Милорадовича Федор Николаевич принимает участие во всех крупнейших сражениях Отечественной войны начиная от Смоленского и заканчивая взятием Парижа. Награждается за храбрость золотым оружием.

Свое первое стихотворение напечатал в 1807 году, за семь лет до первой анонимной публикации стихотворения А.С. Пушкина в журнале Вестник Европы. В 1822 году Великий русский поэт поблагодарил Федора Николаевича за его хлопоты по смягчению опалы следующим посланием:

Когда средь оргий жизни шумной
Меня постигнул остракизм,
Увидел я толпы безумной
Презренный, робкий эгоизм.
Без слез оставил я с досадой
Венки пиров и блеск Афин,
Но голос твой мне был отрадой,
Великодушный гражданин…

В. Белинский, разбирая стихотворение Глинки «Москве Благотворительной» в 1841 году, писал о нем: «Г-н Глинка почетное лицо в нашей литературе, - то, что называется известностью, славою, авторитетом. К этому особенно способствовало его долговременное и усердное служение музам. Начиная с двадцатых годов текущего столетия, вы не найдете ни одного журнала, ни одного альманаха, в котором бы не встретилось имя г. Глинки.

Много сочинений, в стихах и прозе, разбросано г. Глинкою по всем без исключения периодическим изданиям. Те и другие совершенно равного достоинства: проза всегда гладка, стихи часто гладки, а иногда в них даже мелькали искорки чувства и поэзии. Но особенность их заключается в том, что общий их недостаток составляет вместе и их общее достоинство: все они монотонны, все на один лад, все поют (у г. Глинки и проза поет, как стихи) на один голос о чем-то, где-то, когда-то, куда-то; но это, повторяем, и составляет их высокое достоинство, ибо постоянное убеждение в одних и тех же (и притом высоких) истинах, хотя и высказываемых всегда одними и теми же словами и фразами, - такое постоянное убеждение, не изменяющееся, не движущееся ни вперед, ни назад, всегда почтенно»...

Темы творчества Глинки чужды Белинскому, он считает поэта литературным ветераном, его творчество – пережитком прошлого в силу отсутствия в нем «честных гражданских мотивов». Но кроме иронии, частенько встречаемой у почтенного критика в отношении литераторов имеющих иное, нежели он мировоззрение, в характеристике Белинского чувствуется некоторое уважение к личности поэта – «на стихи Ф. Н. Глинки начали появляться нападки, и вот уже давно для русских журналов и альманахов имя Ф. Н. Глинки получило цену мимо его стихов». Жизнь зачастую опровергает теории самых уважаемых критиков – новые стихи и проза Глинки будут печататься во многих русских журналах и через много лет после смерти неистового Виссариона Григорьевича. Его литературное окружение меняется вместе с течением времени – уходит Пушкин, приходят Тютчев и Хомяков, с ними пожилого литератора связывают теплые дружеские отношения.

Да и гражданская позиция Федора Николаевича претерпела значительную эволюцию, правда не в том направлении, которое было симпатично Белинскому. Из члена тайной организации «Союз благоденствия», осужденного и отправленного в ссылку Глинка в конце жизни преобразовался в убежденного монархиста, человека очень религиозного и при этом открытого и доброжелательного. В Твери, в которой он окончательно поселился в 1862 году, Глинка активно участвовал во всех общественных мероприятиях – состоял гласным Тверской городской думой, членом нескольких благотворительных обществ, занимался историей Тверского края и являлся учредителем Тверского музея. С Желтиковым монастырем Федор Николаевич поддерживал самые тесные связи – он был другом настоятеля монастыря, автора книги «Историческое и статистическое описание Тверского Успенского Желтикова монастыря» Платона (Казанского), много работал в монастырских архивах изучая редкие документы.

В 1863 году на монастырском кладбище была похоронена его жена - известная поэтесса и переводчица Авдотья Глинка, урожденная Голенищева-Кутузова. Глинка завещал похоронить себя рядом с женой. Воля поэта была исполнена в 1881 году. Он был погребен с воинскими почестями.

В 1894 году монастырь отметил пятисотлетие своего существования. И это была отнюдь не абстрактная дата. Преемственность от Святителя Арсения бережно сохранялась и всячески подчеркивалась монастырской братией. В обители бережно сохранялись первый гроб Святителя, собственноручно им приготовленный для погребения, чудесный покров для гроба Угодника, который по приданию хотели похитить поляки в 1609 году, но не смогли так как солдат, стащивший покров с гроба был поднят вместе с конем на высоту неведомой силой и оттуда низвергнут на землю, сам же покров при этом остался лежать на кровле храма Пресвятой Богородицы. В монастырской библиотеке можно было увидеть древние рукописи, и дораскольные книги 17 века. В монастырской ризнице хранились ценные богослужебные предметы, иконы 14-17 веков.

Интересующемуся посетителю монахи могли бы показать многочисленные царские подарки – русские самодержцы от Ивана IV до последнего русского императора благоволили к монастырю и одаривали частенько. Монастырский комплекс становится для человека начала XX века своего рода порталом в прошлое. Сохранись все это великолепие сегодня – Желтиков монастырь был бы одним из крупнейших центров паломничества и туризма в Тверском крае.

Но шестисотлетие Желтикову монастырю отпраздновать не пришлось, хотя двадцатый век начался для древнего монастыря вполне благополучно. Желтикова роща и ее окрестности становятся излюбленным местом отдыха тверичей. Ежегодно монастырь посещают многочисленные паломники со всех концов Российской империи, да и любители древностей не оставляют его своим вниманием.

Продолжалось благоустройство монастырских земель. Был построен деревянный мост через Тьмаку, а в 1912 году началась реконструкция монастырских ворот. Она осуществлялась по проекту архитектора А.П. Федорова (автор проектов зданий Женского коммерческого училища и Технического училища В Твери). Святые ворота были перестроены в псевдорусском стиле (ранее они имели вполне себе «классический» вид) над ними была возведена высокая трехъярусная колокольня с маковкой. Теперь звон древних монастырских колоколов можно было слышать и на Пролетарке.

Первый удар по монастырскому благополучию был нанесен в 1917 году. Обитель лишилась всех принадлежащих ей угодий, начались первые, пока еще осторожные вылазки представителей новой власти за монастырскими сокровищами.

В 1919 года на монастырь последовал хорошо организованный местными властями набег. По примеру древних захватчиков – поляков, активисты не смотря на протесты верующих, взломали монастырские ворота и начали очистку ризницы от хранившихся в ней ценностей. Одновременно была вскрыта рака с мощами Святителя Арсения, сами мощи по всей видимости были извлечены из раки и переданы в краеведческий музей (их местоположение в настоящее время не известно), а рака вместе с другими ценностями реквизирована атакующими. Какие конкретно предметы изымались в 1919 году и какова была их материальная, не говоря уже о духовной, ценность – об этом остается только догадываться т.к. никаких реестров и документов не сохранилось. В Тверских книжных хранилищах сегодня хранится всего несколько старопечатных книги XVII века с пометками об их принадлежности монастырской библиотеке.

По всей видимости наиболее ценное отправлялось в Москву. По ходу грабежа совершалось осквернение могил монастырского кладбища – сбрасывание памятников, взлом склепов. Именно тогда был разрушен памятник Ф.И. Глинке и его жены, уничтожены могилы всех Тверских епископов от времен Арсения Тверского.

После первого набега монастырская жизнь в обители угасла не сразу. Кстати, во всех источниках монастырь указывается как второклассный мужской монастырь, но после 1917 году основную часть его обитателей составляли женщины и именно благодаря им монастырь смог просуществовать до 1929 года. Несмотря на некоторую разность биографий, все они достаточно одинаковы – судьбы последних обитателей Желтикова монастыря сложились трагически. Вот некоторые из них:

АНИСИМОВ Георгий (Горгоний) Яковлевич,

родился в 1875 в селе Быково Воронежской губернии, в крестьянской семье. Окончил Московскую духовную академию. В начале 1920-х - насельник Новгородского монастыря. Пострижен в мантию с именем Горгоний. Рукоположен во иеромонаха. В 1928 - служил в соборе Воскресения Христова в Ленинграде. С 1929 - настоятель Тверского Успенского Желтиковского монастыря (по назначению архиепископа Димитрия Гдовского). 19 октября 1930 - арестован как «участник Тверского филиала контрреволюционной монархической церковной организации ИПЦ», 10 ноября отправлен в Бутырскую тюрьму. 18 февраля 1931 - приговорен к ВМН и 23 февраля расстрелян.

БАРТОЛОМЕЙ Владимир Владимирович,

родился в 1892 в Москве, в семье дворянина-помещика. Окончил Николаевский кадетский корпус и два курса юридического факультета Петербургского университета. С 1920 по 1921 - служил письмоводителем Московского запасного стрелкового полка. В конце 1928 - рукоположен во иерея, служил в церкви Желтиковского монастыря, после его закрытия - в церкви села Наумовки Средне-Волжского края. 7 мая 1929 - арестован в Бугуруслане по подозрению «в распространении а/с листовок», через два месяца освобожден. Скрывался в Твери, служил в Никольской церкви. 26 ноября 1930 - арестован как «активный участник Тверского филиала контрреволюционной монархической церковной организации ИПЦ». 18 февраля 1931 - приговорен к ВМН и 24 апреля расстрелян.

ВАРЕНЦОВА Агафья (Анфиса) Ивановна,

родилась в 1880 в дер. Вербити Бежецкого уезда Тверской губ. Получила начальное образование. С 1880-х - в Желтиковом монастыре, пострижена в мантию с именем Анфиса, после его закрытия чернорабочая в магазине. Лишена избирательных прав. Судилась за торговлю водкой. 28 мая 1931 - арестована по групповому делу. 11 июля приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Казахстан.

ВАСИЛЬЕВА Елизавета Васильевна,

родилась в 1867 в дер. Лисицы Завидовского уезда Московской губ. Получила начальное образование. С 1871 - в Желтиковом монастыре, пострижена в мантию, после его закрытия без определенных занятий. Лишена избирательных прав. 28 мая 1931 - арестована по групповому делу. 11 июля приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Казахстан.

ВОРОНИНА Прасковья (Викторина) Сергеевна,

родилась в 1883 в дер. Рязаново Тургиновского уезда Московской губ. Получила начальное образование. С 1906 - в Желтиковом монастыре, пострижена в мантию с именем Викторина, после его закрытия без определенных занятий. Лишена избирательных прав. 28 мая 1931 - арестована по групповому делу. 11 июля приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Казахстан.

ЖИВОВА Ксения Кирилловна,

родилась в 1883 в дер. Торбеево Богородского уезда Московской губ. Получила начальное образование. С 1900-х - в Желтиковом монастыре, пострижена в мантию, после его закрытия без определенных занятий. Лишена избирательных прав. 28 мая 1931 - арестована по групповому делу. 11 июля приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Казахстан.

КОЗОРЕЗ Семен Иванович,

родился в 1881 в селе Городище Лохвицкого уезда Полтавской губ., в крестьянской семье. Получил начальное образование. Монах, позднее посвящен во иеромонаха. Служил диаконом в церкви Желтиковского монастыря. 10 ноября 1930 - арестован по делу Тверского "филиала" ИПЦ. 18 февраля 1931 - приговорен к ВМН и 23 февраля расстрелян на Ваганьковском кладбище.

САВЕЛЬЕВА Елизавета Игнатьевна,

родилась в 1891 в селе Старый Погост Тверского уезда Московской губ. Получила начальное образование. С 1918 - в Желтиковом монастыре, пострижена в мантию, после его закрытия чернорабочая. Лишена избирательных прав. 11 июля приговорена к 3 годам ИТЛ и отправлена в лагерь.

На глазах этих людей древний монастырь медленно умирал. Во второй половине 1920 – х годов Советская власть озаботилась постройкой нового поселка для рабочих на северо-западной окраине (ныне ул. Ржевская). Новый поселок призван был улучшить жилищные условия трудящихся и поэтому получил несколько неблагозвучное название «Поселок ФУБРа (Фонда улучшения быта рабочих». Для решения этой достаточно благородной задачи строители поселка решили частично использовать материал, доставшийся от «проклятого прошлого», а именно – известняк и кирпич Алексеевской церкви и царских чертогов. Для этого указанные монастырские постройки были аккуратно разобраны. Впрочем особую щепетильность можно уже было не проявлять. В начале 1929 года монастырь был окончательно закрыт, его обитатели выброшены на улицу (правда не надолго), а оставшиеся здания переданы Мигаловскогу аэродрому - на территории обители расположились склады и мастерские.

Возможно оставшиеся монастырские здания, в том числе и собор Успения Богородицы смогли бы сохраниться в новом качестве и до наших дней, но этому помешала война

В сентябре 1941 года на берегу Тьмаки и в Первомайской Рощи начались масштабные работы по созданию оборонительных позиций на западном направлении от города Калинина. На территории монастыря разместился наблюдательный пункт, в свежевырытых окопах – ополченцы и бойцы 5 стрелковой дивизии. 14 октября 1941 года бывшие монастырские владения стали свидетелем ожесточенного, но кратковременного сражения. Так получилось, что в момент наступления в городе Калинине фактически не оказалось войск. Оборонять город пришлось бойцам истребительного батальона - вчерашним рабочим, студентам, городской интеллигенции. Немцы наступали со стороны деревни Даниловское. Вот как вспоминал об этом бое бывший боец истребительного батальона Василий Иванов: "Наступали немцы с легкими танками впереди. Мы втретили их огнем из винтовок (!). На позиции были так же красноармейцы с пулеметами. Бой был у противотанкового рва. Немецкие танкетки его не прошли и лишь стреляли. Наступала пехота. Погибло много наших.... Отступали мы к насыпи железной дороги. И здесь продолжался бой. Потом нашу позицию заняли бойцы Красной Армии, а нас отвели за Волгу".

Сложно без карты оборонительных позиций точно определить где именно происходили описанные события, но на юго-западной окраине Первомайской рощи по дороге к бывшему Желтикову монстырбю и сегодня можно увидеть остатки какого-то рва теперь заросшего сосняком и кустами. Возожно это остатки этого самого противотанового рва, о котором пишет Василий Арсентьевич. После артобстрела и бомбардировки, находясь под угрозой полного окружения советские войска отошли в сторону центра города. Существуют несколько версий уничтожения остатков монастырских построек в октябре 1941 года. По одной из них монастырь был взорван отступающими частями Красной армии с целью уничтожения авиамастерских, по другой версии монастырь был разрушен немецкими бомбежками и артобстрелом. Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь прп. Антония и Феодосия, ограда, ризничная-часовня и остатки Алексеевской церкви. Первая версия выглядит более правдоподобной - вряд ли даже самый страшный артобстрел и бомбежка смогли бы полностью уничтожить крепкие монастырские постройки. Тем более что сам оборонительный рубеж очень неплохо сохранился и даже через 70 лет в Первомайской Роще отчетливо просматриваются очертания траншей, пулеметных точек и землянок. После войны остатки монастыря были сняты с государственной охраны. Войну пережили немногие постройки, но как видно на фотографиях 1940- х годов сохранилось все таки больше нежели существует ныне. Видимо часть построек, например остатки башен, стен, собора были уничтожены уже после войны при организации склада ГСМ.

Территория Желтикова монастыря уже давно включена в городскую черту, но не очень многие тверичи, не говоря уже о приезжих, знают о данном историческом месте. Сегодня район Первомайской рощи - обычная городская окраина – панельные дома, частный сектор, промышленные объекты, совершенно ничего интересного для туриста. Сама роща, красиво выглядящая издали, при ближайшем рассмотрении может показаться филиалом городской свалки, особенно в теплое время года. При этом наибольшим успехом для складирования остатков многочисленных пикников у посетителей рощи пользуются старые траншеи и воронки от бомб и снарядов, что 9 мая выглядит очень символично.

Если ехать по Старицкому шоссе по направлению из города и свернуть в нужном месте налево, проехать по дороге без покрытия вдоль края рощи, потом по улице унылых коттеджей из серого кирпича, то можно оказаться возле небольшого пруда. На берегу пруда располагается картонка с просьбой не мыть в пруду автомобили (что по видимому частенько практиковалось, а может и ныне практикуется) так как этот пруд данным давно выкопал Святитель Арсений. Неподалеку от объявления виднеется небольшой православный крест, поставленный в память о находившейся поблизости обители. Под крестом расположена небольшая табличка из черного камня установленная Ф.Н. Глинке и его супруге благодарными потомками. Кто такой Ф. Глинка и почему каменная табличка установлена именно в этом месте для человека непосвященного скорее всего так и останется покрыто мраком неизвестности.

Сомнительно, что этот пруд сохранился со времен Святителя, скорее всего он был выкопан в XVIII-XIX веке, но если бы не картонка и крест, то ничто не свидетельствовало бы о том, что рядом с прудом когда то была одна из главных духовных обителей Тверского края, история которой теряется в глубине веков.

Напротив, окружающий пейзаж донельзя современен. Даже странные красные кирпичные ворота (остатки монастырских ворот и колокольни) и стоящая в отдалении двухэтажная неказистая постройка (братский корпус) не портят этого удушающего впечатления серости и обыденности. Кругом пруда разбросан какой-то армейский строительный мусор. Большой земельный участок вокруг братского корпуса не очень аккуратно обтянут по периметру несколькими рядами ржавой колючей проволоки над которой возвышаются кривые охранные вышки. Внутри зоны хаотично разбросаны какие то зеленые бочки и емкости, видимо с ГСМ. Для полной стилизации под небольшой концентрационный лагерь не хватает только характерной квадратной трубы с густым черным дымом. Время от времени тишину нарушает рев военно-транспортного самолета, заходящего на посадку на близлежащий аэродром Мигалово

Это место отчего-то одинаково мрачно и в серую и в солнечную погоду и даже Тьмака, как и 600 лет назад несущая свои воды неспособна изменить этого впечатления. Невольно позавидуешь Ивану Ивановичу Лажечникову, жившему в те времена, когда окрестности Тверского Успенского Желтикова Монастыря выглядели куда более поэтично.

В 2011 году по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора Малицкому монастырю было поручено заниматься вопросом передачи Тверской епархии земель Успенского Желтикова монастыря и оформлением их как своего подворья.

Эта обитель имеет богатую, славную историю. В настоящее время монастырь почти полностью разрушен. От него остался только братский корпус и нижний ярус колокольни.

Монастырь был основан Тверским епископом Арсением в 1394 году. Он находился в 5 верстах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружён сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери.

По свидетельству церковного предания,Арсений родился в г. Твери. Год его рождения неизвестен. Воспитан был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил свой дом в приют для странников и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть эту вражду, юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать ему путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил г. Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял постриг.

Добродетельный и трудолюбивый инок, сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание святителя Киприана, будущего митрополита Московского и всея Руси. Киприан посвятил инока Арсения в иеродиаконы.

Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву святого Арсения, которому было поручено заниматься всеми делами внутреннего устроения Русской Церкви.

В то время в Твери возникли большие разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным тверским епископом Евфимием. Последний несправедливо был лишен кафедры и сослан в Николаевский Мытицкий монастырь в Твери, где вскоре скончался. На его место митрополит Киприан назначил святителя Арсения.

Вступив на епископскую кафедру, Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с его братом Кашинским князем Василием Михайловичем.

В течение многих лет архипастырского служения святитель Арсений основал около 40 монастырей в Твери и ее окрестностях, также освятил соборы в честь архангела Михаила и святителя Николая в Старице, обновленный каменный Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери.

Не забыл святитель Арсений и родную Киево-Печерскую Лавру, где начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки в 4 верстах от Твери, на урочище Желтикова он основал монастырь, где тогда же была построена деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. 30 августа 1405 года в Желтиковом монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

По окончании строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского патерика - самая древняя из дошедших до нашего времени редакция сборника житий русских святых, получившая название Арсеньевской.

Кончина святителя Арсения последовала великим постом 1409 года. Он был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя Образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви в гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба святого свершались многочисленные чудеса. Одно из чудес, свершившихся у раки святого уже после его официальной канонизации на Соборе 1547 года, - воскрешение из мертвых рыбака Терентия - было прославлено епископом Акакием. Он, узнав о чуде, приказал бить в колокола и, несмотря на глубокую старость, с архиереями и народом крестным ходом отправился в монастырь. Опросив воскресшего и отслужив литургию, он завещал похоронить себя рядом с чудотворцем Арсением.
В 1655 году монастырь посетил патриарх Никон. Он осмотрел мощи Арсения, нашел их неизменившимися за прошедшие 250 лет - обветшало лишь облачение. По желанию Его Святейшества от святых мощей была отделена небольшая частица, которую затем увезли в Москву. После того, как во время Великой Отечественной Войны мощи святителя пропали, промыслом Божиим, именно эта частица мощей, увезённая патриархом Никоном в столицу, уже в 21-м веке была передана в Малицкий монастырь.

17 и начало 18 веков стали для монастыря временем коренных преобразований. Старые постройки, возведенные еще при Арсении постепенно уступают место новым.
В 1637 году из-за ветхости древний каменный храм Успения Богородицы, построенный самим святителем был разобран, а на его месте было возведено новое здание. Это был монументальный пятиглавый собор.

В 1745 году императрица Елизавета Петровна посетила Желтиков монастырь. По повелению Елизаветы храм был богато украшен. Для главной святыни монастыря – мощей Святителя Арсения - была изготовлена новая, кипарисная рака, обложенная серебряными и золочеными досками.

В 1703 году император Петр I по обету, в честь благополучного выздоровление царевича Алексея повелел возвести в Желтиковом монастыре каменную церковь во имя Алексея, человека Божия над монастырскими Святыми воротами.
С царевичем Алексеем связана так же постройка в монастыре царских чертогов – специальных палат для особ царской фамилии. По легенде царевич неоднократно бывал в монастыре, встречался на его территории со своим царственным отцом.

После закрытия в 1919 г. монастыря национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. О целях и результатах работы комиссии можно только догадываться – взять те древние, прежде всего, неоценимо дорогие для верующих духовные и русского ювелирного мастерства ценности как обыкновенный ценный металл – серебро и золото. Где ныне мощи святителя Арсения, пока неизвестно. На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены.

До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина). Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь препод. Антония и Феодосия, ограда, ризничная–часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части.

Жёлтиков монастырь - уничтоженный в советское время православный мужской монастырь под Тверью , один из наиболее значительных религиозно-культурных центров средневекового Тверского княжества .

История

Успенский Жёлтиков мужской монастырь был одним из древнейших на тверской земле. Он основан в 1394 году , в княжение Михаила Александровича , епископом Арсением . С западной стороны монастырь окружала сосновая роща. Местность эта в давние времена называлась Жёлтиково и связывалась историческими преданиями с событиями примирения после долгой вражды Тверских удельных князей с Московским князем Василием Дмитриевичем в конце XIV века . Расположенный на левом берегу Тьмаки при въезде в Тверь со стороны Старицы монастырь на протяжении многих столетий играл важную роль в защите юго-западных рубежей города от вражеских нападений. Первый деревянный храм обители выстроили в 1394 году и освятили во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских - в память о бытности Арсения, до возведения его в сан архиепископа тверского в 1390 году , постриженником Киево-Печерской лавры . В 1404 году в центре обители возвели каменный соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы . В 1409 году владыка Арсений умер и был погребён в обители.

Расцвет монастыря, пользовавшегося особым покровительством Петра I , пришёлся на первую четверть XVIII столетия. В это время были возведены Алексеевская церковь ( г.) с примыкавшими к ней палатами ( г.), новая церковь Антония и Феодосия Печерских ( г.) и новый Успенский собор ( - гг.), сформировавшие основную архитектурную композицию монастырского комплекса, сохранявшуюся вплоть до закрытия обители в 1928 году . В XVIII веке монастырь обнесли высокой каменной оградой с крытыми галереями-переходами и двумя угловыми башнями. В 1789 году в монастыре был похоронен Михаил Тимофеевич Коняев - капитан генерал-майорского ранга, герой русско-турецкой войны 1768-1774 годов .

В начале столетия на территории монастыря находились Успенский собор (его пять глав хорошо видны в центре снимка), Алексеевская церковь с примыкавшими к ней палатами (справа от въездных ворот), церковь Антония и Феодосия, а близ неё - братские и настоятельский корпуса ( г., в левой части снимка). В восточной части обители располагались въездные ворота ( г.). За ними на фото виден шатёр колокольни 1833 года . Пространство между палатами царевича Алексея и главным собором занимал монастырский сад.

Царские чертоги монастыря были взорваны в г. Старая колокольня разобрана полностью; у новой трехъярусной колокольни 1914 года верхних два яруса были разобраны на кирпичи ещё в 1930 году. До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал в октябре 1941 г. при отступлении наших войск из Твери (тогда - Калинина). Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь прп. Антония и Феодосия, ограда, ризничная-часовня и Алексеевская церковь. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части. В 1945 году Жёлтиков монастырь был снят с госохраны.

В настоящее время областной комитет по охране историко-культурного наследия оформляет вновь взятые под охрану территории и остатки построек Жёлтикова монастыря.

Настоятели

  • Арсений (1394 - 2 марта 1409), игумен
  • Илия (ранее 1435), игумен
  • Феодосий (Голосницкий) (1753-1755), архимандрит
  • Тихон Задонский (1759-1760), архимандрит
  • Арсений (Москвин) (1784-1789), игумен
  • Сергий (Орлов) , архимандрит
  • Платон (Казанский) (1848 - 9 января 1865)
  • Гавриил (Голосов) (1882-1886)
  • Филарет (Никольский) (декабрь 1916 - 17 февраль 1918)

Напишите отзыв о статье "Жёлтиков монастырь"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жёлтиков монастырь

– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

находился в вол. Суземье Тверского княжества, с XV в. Тверского у., со 2-й пол. XVIII в. до 1-й трети XX в.- Тверском у. Тверской губ., в 4 верстах от г. Твери, на левом берегу р. Тьмака.

Основан в местности, называемой Желтиково (Жолтиково), в 1394 г. свт. Арсением , еп. Тверским, который, согласно Рогожскому летописцу, «в лето 6902-е... поставил церковь на реце на Тмаце во имя святых отец Феодосиа и Антониа и согради монастырь» (ПСРЛ. 1922. Т. 15. Ч. 1. Стб. 164). В более поздней Никоновской летописи этот текст приводится после статьи от 6 мая 6902 г. (ПСРЛ. 1897. Т. 11. С. 156). Поэтому уточненной датой освящения храма и основания мон-ря следует считать 3 мая 6902 г., день празднования преставления прп. Феодосия Киево-Печерского (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 330). С нач. XV в. соборной становится возведенная в Ж. м. каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, вероятно с этого времени мон-рь стал именоваться Успенским. В более позднем источнике, Житии свт. Арсения, еп. Тверского (самые ранние списки относятся к кон. XVI в.), детали рассказа о создании обители не совпадают с летописными данными. Агиографическая традиция предполагает одновременное строительство в кон. XIV в. каменного Успенского храма, деревянных ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и келий (подробнее см.: Конявская Е. Л. Очерки по истории тверской лит-ры XIV-XV вв. М., 2007. С. 323-325).

По штатам 1764 г. Ж. м. был отнесен к 3-му классу, с 29 февр. 1836 г.- второклассный. В 1724 - дек. 1728 г. к обители был приписан Шеренский (Ширинский) Благовещенский монастырь Кашинского у. 2 марта 1909 г. по указу Святейшего Синода от 15 нояб. 1908 г. в Ж. м. праздновалось 500-летие со дня преставления свт. Арсения.

Настоятели и братия, именитые посетители

Со времени основания Ж. м. управляли игумены. По преданию, насельником Ж. м. был прп. Савва Вишерский. Ок. 1435 г. во епископа Тверского хиротонисали игум. Илию. В 1566 г. (после чуда исцеления рыболова Терентия в Ж. м. у гроба свт. Арсения) повелением царя Иоанна IV Васильевича и по благословению митр. Московского и всея Руси Афанасия настоятель обители был возведен в сан архимандрита. В 1759-1760 гг. архимандритом Ж. м. был свт. Тихон Задонский . 18 февр. 1767 г. в Ж. м. принял постриг будущий архиеп. Ярославский и Ростовский Арсений (Верещагин) . В 1836-1838 и в 1867-1873 гг. монастырем управляли епископы Старицкие, викарии Тверской епархии, с 29 нояб. 1876 г.- проживавший на покое бывш. еп. Сумский Геннадий (Левицкий), с мая 1891 г.- вновь архимандриты, с 26 марта 1905 г.- бывш. еп. Сухумский Арсений (Изотов), скончавшийся в 1909 г. и погребенный в соборе обители. С 21 мая 1909 г. настоятелем Ж. м. был бывш. ректор Тверской ДС архим. Антоний, с 22 нояб. 1911 г.- бывш. еп. Омский Гавриил (Голосов) , с 23 сент. 1916 по 17 февр. 1918 г.- бывш. еп. Астраханский Филарет (Никольский).

В 1615 г. в разоренном поляками Ж. м. остался только архим. Иосиф, в 1685 г. в мон-ре проживали архимандрит, казначей, 2 черных священника, 9 «братов», дьячки; слуги (коровник, конюх, дьячок и стряпчий, при хлебне - 3 работника); в 1702 г.- архимандрит, келарь, казначей, 3 черных священника, черный диакон, 2 «крылошанина», 8 старцев, монах; вне монастыря - слуги (скотник, 2 конюха, повар, часоводец, дьячок и др.); в 1737 г.- архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 18 монахов; слуги (стряпчий, 3 конюха, повар, хлебник, столяр и др.); в 1764 г.- архимандрит, 8 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 монаха, белый священник, псаломщик и пономарь, а также 26 служителей (2 звонаря, 4 слуги, стряпчий, истопник, печник, 2 повара и др.); в 1801 г.- архимандрит, 5 иеромонахов (в т. ч. духовник и казначей), иеродиакон, 2 монаха, 7 послушников; в 1829 г.- 6 иеромонахов (в т. ч. казначей, ризничий и помощник ризничего), 3 иеродиакона, монах, вдовый священник, диакон, 2 послушника; в 1901 г.- архимандрит, 9 монахов и 12 послушников. В 1917 г. в Ж. м. положено по штату 17 насельников, реально в обители проживали настоятель (епископ на покое), казначей, 7 иеромонахов, 3 иеродиакона, монах, 5 послушников на испытании.

В 1654 г. мон-рь посетил патриарх Московский и всея Руси Никон, в сент. 1656 г.- патриарх Антиохийский Макарий, 11 янв. 1745 г.- имп. Елизавета Петровна .

Храмы

С 1404 г. в Ж. м. строился и 30 авг. 1405 г. был освящен свт. Арсением каменный 4-столпный 3-апсидный собор в честь Успения Пресв. Богородицы с симметричными придельными храмами во имя Нерукотворного образа Спасителя и свт. Николая Чудотворца. Под 1407 г. Никоновская летопись сообщает, что свт. Арсений «прибавил притвора от Тмаки реки у церкви Пречистыа Богородици иже на Желтикове» (ПСРЛ. Т. 11. С. 202).

Храм серьезно пострадал в 1606/07 г.; в дозорной книге 1615 г. указывалось, что собор «стоит без пения, разорен от литовских людей» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 467. Л. 69 об.). В том же документе упоминается деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезой: видимо, речь идет об использовании в качестве соборной вновь выстроенной или переосвященной деревянной ц. во имя святых Антония и Феодосия. Архитектурные особенности Успенского храма известны по описанию сметчика новой церкви Ивана Неверова, составленному в июле-авг. 1635 г.: «Храм каменой Успения Пречистые Богородицы, да по правую сторону придел Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по левую сторону придел Николы Чюдотворца. Мерою внутрь церкви в олтаре от горняго места до царских дверей полтреть сажени, от царских дверей до передних дверей 5 сажений, поперег в олтаре 2 сажени. В той же церкви жертвенник сажень с четвертью, поперег сажень без чети, а ризница тож. В олтаре ж вверх 4 сажени, сводов полсажени. А поперег церкви и с приделы пол 9 сажени. А кругом церкви и с пределы мерою 36 сажень. А в церкви вшед на правой стороне опочивает великий чюдотворец Арсений, а по левой стороне опочивает Нил епископ Тверской» (Шереметев. 1899. С. 14). По смете, стены храма были сложены «в один камень, а бучено де камнем диким... а связи де были у той церкви деревянные» (Уваров А. С. Каменных дел подмастерье // Он же. Сб. мелких тр. М., 1910. Т. 1. С. 384). Документы 30-х гг. XVII в. также свидетельствуют, что своды собора лишь частично сохранились над алтарем, рухнувшие камни лежали неубранными до 2-й пол. 30-гг. XVII в. Для поклонения мощам свт. Арсения внутри собора была выстроена деревянная часовня.

В 1635-1639 гг. после изыскания необходимых средств и строительных материалов руины были разобраны «до подошвы» и началось строительство нового собора «в вечный помин» по Патриарху Филарету (Романову). В эти годы мощи святителя временно находились в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия. К 1654 г. новый Успенский собор был построен, 2 июля 1655 г. освящен Тверским архиеп. Лаврентием. Формы собора, вероятно, во многом повторяли формы старой церкви, на фундаменте к-рой он был возведен. Согласно описи 1702 г., церковь была «каменная белая, на ней глава деревянная, обита чешуею, крест деревянный, обит белым железом» (Там же. Ф. 237. Оп. 1. № 46. Л. 665). Такое же завершение имел правый придел во имя свт. Арсения Тверского. В основном пространстве храма находился 2-ярусный иконостас, в приделе - 5-ярусный. Скромнее выглядел левый придел во имя Нерукотворного образа Спасителя, где находились ветхие царские двери и единственный местный образ «Царь царем», большая часть придела была занята ризницей.

В кон. XVII-XVIII в. весь комплекс Ж. м. был перестроен в камне. В 1713-1722 гг. на средства тверичей И. Ф. Викторова и И. М. Вагина был возведен новый монументальный 5-главый с кубическим 2-светным объемом и 3-частной апсидой Успенский собор; сохранился придел во имя свт. Арсения Тверского. Небольшие барабаны глав были гранеными, боковые главы заметно приближены к центральной. Редкой особенностью внутренней структуры были 2 круглых белокаменных столпа, на к-рые опирались своды и центральный барабан. Т. о., храм относился к уже выходившему в то время из моды типу столпных соборов, построенных в традициях допетровского зодчества.

В 1745 г. на сев. стороне Успенского собора на средства казны была пристроена каменная палатка (в память посещения Ж. м. имп. Елизаветой Петровной 11 янв. 1745), где впосл. находилась ризница. В 1780 г. основной объем собора был расписан, устроен резной позолоченный иконостас с новыми иконами (кроме местного ряда); в 1869 г. роспись, иконостасы и сень над мощами свт. Арсения были обновлены, затем еще раз были реставрированы в 1898-1899 гг. Придел с престолом во имя первомч. Стефана располагался в ризнице с 1899 г.

Следующим после собора каменным сооружением Ж. м. была ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, построенная на месте одноименной трапезной деревянной церкви, к-рая упоминалась еще при основании мон-ря в 1394 г. В нач. XVII в., после разрушения собора, она была, по-видимому, временно переосвящена в честь Успения и выполняла роль главного храма монастыря. В писцовой книге 1627-1628 гг. вновь значится деревянный храм «клецки» во имя преподобных Антония и Феодосия. К 1685 г. в мон-ре уже была возведена новая одноименная деревянная шатровая церковь. Каменная одноглавая теплая церковь с трапезной на подклете построена между 1685 и 1702 гг. в юж. части мон-ря, вдоль берега р. Тьмака. К 1764 г. над трапезной находилась глава, крытая черепицей. К храму примыкала каменная паперть с лестницей, под папертью устроены ворота. Помещения под трапезной использовались под квасоварню и кладовые, во 2-й пол. XVIII в.- под поварню, «другую хлебодарную палату» и погреб. К храму были пристроены братские кельи. В церкви находился 2-ярусный иконостас, мн. иконы которого к 1702 г. обветшали. В отремонтированной летом 1838 г. церкви поставили новый резной позолоченный иконостас с местными иконами греч. письма; очевидно, именно он и упоминается в ведомостях мон-ря нач. XX в.

В 1700-1709 гг. на средства инспектора И. Ф. Викторова с вост., зап. и сев. сторон обители была выстроена каменная ограда, заменившая «столбы забором» и деревянные св. ворота. Ограда имела угловые полукруглые башни и крытую галерею, св. ворота в юго-вост. углу ограды были украшены предстоящими фигурами ангелов с крестами. На средства того же вкладчика на св. воротах была выстроена и 12 сент. 1709 г. освящена Тверским еп. Каллистом (Поборским) одноглавая ц. во имя св. Алексия, человека Божия. Церковное предание XIX в. ошибочно связывало возведение этого храма с именем имп. Петра I. Крупная постройка была одним из первых храмов типа восьмерик на четверике на Тверской земле и редким примером надвратного храма этого типа. Фасады имели богатый белокаменный декор нарышкинского стиля. К церкви примыкали 2-этажные палаты (3 комнаты с сенями наверху, кладовая внизу), выстроенные, по преданию, для царевича Алексея Петровича, к-рый мог проживать в них лишь короткое время, фактически находясь под арестом весной 1718 г., после принудительного возвращения из-за границы. Первоначальное убранство и богослужебные предметы храма были приобретены также на средства вкладчика Викторова. В 1849 г. стены храма расписали фресками. К нач. XX в. в храме находились 4-ярусный резной позолоченный иконостас, справа от царских врат местный образ Спасителя с предстоящими свт. Арсением и св. блгв. кн. Михаилом Тверским, слева - местный Киево-Печерский образ Божией Матери, а также чтимая икона св. Алексия, человека Божия, «греческого письма» в серебряной ризе (вклад 1843 г. вдовы действительного статского советника А. М. Полторацкого, погребенного в Ж. м.). К 1917 г. в Алексиевском храме размещалась б-ка, в нижнем этаже - кельи.

По описаниям 1685 и 1702 гг., в Ж. м. находилась деревянная «рублена осмерик» шатровая колокольня с 8 колоколами. Не позднее 1713 г. между Алексиевской ц. и Успенским собором на средства вкладчика Викторова была возведена каменная шатровая колокольня. Внутри колокольни находились часы «железные русские». В июле-авг. 1803 г. сгнившая тесовая крыша колокольни была заменена на железную, в 1897 г. колокольня еще раз ремонтировалась. В 1833-1834 гг. в линии вост. ограды (между палатами царевича Алексея и настоятельскими кельями) были сооружены новые св. ворота в стиле ампир, на месте которых в 1912-1914 гг. по проекту архит. А. П. Фёдорова была построена надвратная колокольня. Все 3 яруса колокольни (проездной и 2 яруса звона) были кубическими: нижний - со слегка пирамидальными очертаниями, верхний - со срезанными углами; колокольня завершалась небольшой маковичной главой. Интересными деталями сохранившегося до наших дней нижнего яруса являются полукруглый выступ с юга, напоминающий апсиду, а также аркатурно-колончатый пояс под карнизом. С этого времени старая колокольня не использовалась, но сохранялась как памятник архитектуры.

Из келейных и хозяйственных построек в 1685 г. в Ж. м. находились деревянные кельи, архимандричья, казенная, гостиная, 5 братских келий, келья дьячков, хлебня, конюшенный двор с избой; рядом с обителью - скотный двор с избами, дворы дьячка и стряпчего. В 1-й пол. XVIII в. с востока в линию с трапезной ц. во имя преподобных Антония и Феодосия были построены каменные настоятельские покои, в кон. XVIII в. с запада возвели братский корпус в скромных классицистических формах (сохр.). Вместе с церковью эти сооружения образовывали сплошной фасад Ж. м. со стороны Тьмаки. По ведомости 1917 г., за оградой Ж. м. находились гостиный двор, 6 домов, скотный двор, бани, сараи, погреба, мельничная изба.

Документов о материальном положении Ж. м. в XIV-XV вв. не сохранилось. Вероятно, в монастырь поступали денежные, натуральные, а возможно, и земельные вклады. К сер. XVI в. Ж. м. располагал незначительными владениями в Тверском у. Самое крупное находилось в непосредственной близости от мон-ря, в вол. Суземье, состояло из села, 3 селищ, погоста с деревнями и починками. В вол. Воловичи Ж. м. владел сельцом, 22 деревнями, 2 починками. Происхождение обеих вотчин неизвестно. В вол. Кава на средства тверских владык для Ж. м. было куплено 3 деревни. Обстоятельства поступления в обитель с. Тредубье с пустошами Старицкого у. также не установлены.

Сохранился подлинник жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича 1623 г. на все монастырские вотчины, выданной Ж. м. в связи с гибелью архива в Смутное время (РГАДА. Ф. 248). Согласно переписным книгам 2-й пол. XVII в., за монастырем числилось в 1653-1661 гг. 40 дворов, в 1678 г.- 47 дворов, в 1700 г.- 52 двора. В Тверском кремле мон-рю принадлежало подворье.

В период секуляризационных реформ царя Петра I в 1701-1705 гг. земельные владения обители не были конфискованы, однако все доходы с них стали поступать в Монастырский приказ. С 30 дек. 1701 г. вместо этих денег каждому насельнику, включая и архимандрита, выплачивалось единое фиксированное денежное и хлебное содержание в размерах «без чего по самой нужде быть не возможно». В период частичной секуляризации земельных владений в 1705-1720 гг., вероятно, в связи с незначительностью получаемых доходов право их сбора вновь было передано обители. На 1744 г. за мон-рем числилось 534 крестьянина. Владельческие права Ж. м. на вотчины были подтверждены в жалованной грамоте имп. Елизаветы Петровны от 5 дек. 1744 г. Документ был написан на пергаменте и украшен рисунками, листы переложены «темнолазоревой камкой», переплет также обложен камкой «с разными полосами и по ней белые травы с корни», скреплены шелково-серебряными шнурами, красновосковая печать заключена в серебряный корпус (ГА Тверской обл. Ф. 192. Оп. 1. № 4). По данным офицерской описи 1764 г., в 1-й пол. XVIII в. монахи не получали ни хлебного, ни денежного жалованья, довольствуясь общей трапезой и небольшими денежными выплатами, складывавшимися в результате раздела доходов от треб и кружечного сбора. Слуги получали по 1 р. и по 6 четв. хлеба в год. Проживавшим в мон-ре отставным офицерам и солдатам (5 чел.) полагалось в год 44 р. 30 коп., 15 четв. муки, 7, 5 четв. круп.

В 1-й пол. XIX в. штатная выплата Ж. м. составляла 701 р. 39 к. серебром. В нач. XX в. на содержание настоятеля, братии и штатных служителей ежегодно из Тверского уездного казначейства отпускалось 1192 р. 19 к. Сведения о получении мон-рем дохода в виде процентов с капитала впервые зафиксированы в билете Московской сохранной казны, оформленном в 1800 г. дочерью подполковника Н. И. Шишковой, к-рая положила в казну 500 р. ассигнациями с условием выплаты Ж. м. 25 р. ежегодно. На 1917 г. неокладные доходы составили 5129 р. 72 к., проценты по ценным бумагам 3364 р. 87 к. Во владениях Ж. м. числились в окрестностях обители 55 дес. 692 саж. земли, переданной Коллегией экономии в 1776 г.: в т. ч. 27 дес. 740 саж. пашенной, 12 дес. 522 саж. сенокосной, 980 саж. огородной земли, 7 дес. 1550 саж. дровяного леса, 3 дес. 1020 саж. на р. Тьмака, «под ручьем безъимянным и прудами». Сам монастырь занимал 1 дес. 1520 саж., гостиница и конюшенный двор - 1 дес. 840 саж. Мон-рю также принадлежали: с 1797 г.- Липенское оз. при с. Астраганец с 17 дес. 731 саж. земли; пустоши Туколово (30 дес. 1288 саж.), Красный Бор (75 дес. 1240 саж.), Дитятево (28 дес.), Черницыно (43 дес. 433 саж.), Цыбакино (14 дес. 1954 саж.), Порядино и Авдоткино (28 дес. 1680 саж.). Обитель имела мукомольную мельницу на р. Тьмака.

Особенности богослужения

По благословению патриарха Московского Никона и по грамоте архиеп. Тверского и Кашинского Лаврентия от 12 янв. 1656 г. настоятель Ж. м. архим. Арсений получил право служить «в епископской шапке», с палицей, набедренником, «ручным посохом» и «быть четвертым архимандритом» в Твери (Описание. 1908. С. 21-23).

К нач. XX в. в Ж. м. особо чтили дни преставления свт. Арсения Тверского (2 марта), празднования Нерукотворного образа Спасителя (16 авг.), памяти Успения Пресв. Богородицы (15 авг.), памяти св. Алексия, человека Божия (17 марта), преподобных Феодосия (3 мая) и Антония (10 июля) Киево-Печерских.

Единовременные крестные ходы из Твери в Ж. м. возглавлял при открытии мощей свт. Арсения в 1483 г. еп. Вассиан (Стригин-Оболенский) , по случаю чуда воскрешения рыболова Терентия у раки свт. Арсения в 1556 г.- еп. Акакий. В 1655 г. патриарх Никон установил ежегодный крестный ход в связи с перенесением мощей свт. Арсения из ц. во имя преподобных Антония и Феодосия в Успенский собор и положением их в раку митр. Московского свт. Филиппа (Колычева) . С этого года в первый воскресный день после праздника св. апостолов Петра и Павла из всех храмов Твери в мон-рь совершалось «святое хождение» с хоругвями и крестами.

Святыни

Обретенный в 1483 г. по инициативе еп. Тверского Вассиана каменный гроб с нетленными мощами свт. Арсения был поставлен в приделе Нерукотворного образа Спасителя Успенского храма. По преданию, этот гроб был выдолблен святителем. 2 марта 1654 г. патриарх Никон по пути из Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря посетил Ж. м., освидетельствовал нетленные мощи святителя и благословил переоблачение их в новую мантию, схиму и омофор. В 1655 г. патриарх Никон по прошению Тверского архиеп. Лаврентия прислал в Ж. м. деревянную раку, в которой из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа. 2 июля 1655 г. мощи были перенесены из ц. во имя преподобных Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в Успенский собор мон-ря и положены в раку, присланную патриархом Никоном. Старый каменный гроб оставался в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вторично мощи были перенесены в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия в период строительства нового собора в 1713-1722 гг., затем возвращены в храм. В 1734 г., при архим. Мелетии, мощи были переложены в устроенную на средства тверичей новую серебряную раку (деревянная рака была передана в Отроч в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь). В 1784 г. на средства купцов И. и М. Янковских, В. Волчанинова была устроена новая кипарисовая, покрытая позолоченным серебром рака. На раке было 8 чеканных дробниц, на к-рых изображены события из жизни и посмертные чудеса святого. 19 июля 1830 г., согласно надписи, «устроенное на святой раке серебро перезолочено» на средства тверских купцов А. М. Коняева, П. Г. Коровина и др. Сень над ракой была позолочена в 1876 г. В 1884 г. на средства генеральши Ю. В. Смирновой, исцелившейся по молитвам святителю, изготовили кипарисовую крышку на раку, обложенную серебряными позолоченными досками. На лицевой стороне крышки выполнено рельефное ростовое изображение свт. Арсения. В 1912 г. рака была реставрирована на средства анонимной петербургской благотворительницы.

Согласно описаниям, на «внутреннюю схиму», покрывавшую мощи свт. Арсения, в 1782 г. была положена «другая схима или правильнее большой парамант или воздух из черного бархата», украшенный жемчугом, алмазами, изображением Нерукотворного образа Спасителя, выполненным из финифти.

При мощах находились принадлежавшие, по преданию, свт. Арсению серебряная позолоченная панагия XV в. (?), к-рая после 1922 г. хранилась в Калининском краеведческом музее (Попов, Рындина. 1979. С. 556-557; к 2008 местонахождение неизв.), малый омофор из белого шелка («узорчатой камки»), воздух, 4-конечный крест («вязан из золота и шелка»), найденный в гробе при открытии мощей, в стеклянном футляре - т. н. посох святителя Арсения, выполненный из красного дерева, с серебряной короной и «рогами» из слоновой кости. Согласно чеканной надписи на короне, посох «возобновлен» по благословению архиеп. Тверского Иоасафа (Заболотского) на средства купца 1-й гильдии К. Д. Святогорова. Рядом с ракой в киоте за стеклом хранился почитаемый чудотворный покров на гроб свт. Арсения, выполненный, согласно надписи на нем, в 1600 г. игум. московского во имя св. Алексия, человека Божия, мон-ря Феогнией (Огневых). К нач. XX в. во время молебнов святителю покров возлагался на молящихся.

В ц. во имя преподобных Антония и Феодосия хранился гроб из белого камня, выдолбленный, по преданию, свт. Арсением.

В Успенском храме находилась ростовая икона свт. Арсения, по преданию, написанная при открытии мощей в 1483 г. и украшенная серебряной позолоченной ризой в 1701 г. В Ж. м. хранились картина «Взятие Божией Матери на небо», портрет Тверского еп. Арсения (Верещагина), переданный им в 1786 г. (см.: ГА Ярославской обл. Ф. «Коллекция рукописей». Оп. 1. Д. 298(171): Дневник Архиеп. Арсения (Верещагина). 1786-1790 гг. Л. 1).

Обители принадлежали ценные предметы утвари: серебряная чеканная «одежда» (весом 2 пуда 33 фунта) (1799) на престол Успенского храма; серебряная вызолоченная лампада у мощей свт. Арсения - вклад 1691 г. В. Г. Волкова для поминовения сродников; митры, украшенные по золотому и по серебряному глазету, жемчугом, изумрудами, кораллами, бирюзой, аметистами, гранатами (1848, 1850) и др. В 1894 г. рабочими тверской Морозовской мануфактуры были пожертвованы серебряные потир, дискос, звездица, лжица и копие.

Наиболее ценными в книжном собрании Ж. м. были рукопись с каноном и стихирами свт. Арсению, написанная в 1488 г. по благословению еп. Вассиана иноком Феодосием; Евангелие («в четверку», с изображением 4 евангелистов, выполненным сухими красками), к-рое пожертвовал в 1553 г. Г. Ф. Погодаев на помин родителей; сборник поучений «от святаго Евангелия и от многих Божественных писаний», переписанный в 1530 г. «замышлением и строением» игум. Сергия; рукопись с Житием, 2 службами, похвальным словом и молитвой свт. Арсению, переписанная в 1665 г. в Москве; пожалованный в 1709 г. в Ж. м. сборник со службами Успению Пресв. Богородицы, свт. Арсению, святителям Петру, Алексию и Ионе Московским, свт. Иоанну Златоусту, а также с Житием, похвальным словом и молитвой свт. Арсению; сборник со службами и Житиями различных святых (1-й пол. XVIII в.). Сохранился рукописный Иерусалимский устав 1438 г. из Ж. м. (ГИМ. Синод.).

Из старопечатных книг известны 2 напрестольных Евангелия, изданные в виленской братской типографии и пожалованные в Ж. м. царем Алексеем Михайловичем; Апостол (1634), «Око Церковное» (1641), «Патерик, или Отечник, Печерский» (Киево-Печерская лавра, 1661) (к 2008 часть из них - в ТГОМ). Настоятель Ж. м. архим. Александр (Ушмарский) составил «Краткую летопись о монастыре прп. отца Саввы, иже над Вишерою рекою жившаго, Новгородскаго чудотворца, с присовокуплением древних грамот царских и прочих, данных сему мон-рю» (СПб., 1806); настоятель Ж. м. архим. Платон (Казанский) составил «Историческое и статистическое описание Тверскаго Успенскаго Желтикова монастыря, с присовокуплением жития святаго основателя онаго, свт. Арсения, еп. Тверскаго» (1852).

Некрополь

В Успенском соборе был похоронен еп. Тверской Нил († Петр (Зверев) . К 1920 г. в Ж. м. проживали казначей сщмч. Иннокентий (Беда) , 9 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 5 монахов, белый свящ. Иоанн Петропавловский. В авг. 1920 г. настоятелем стал архим. Иоанн, в 1922 г. в обители вновь проживал еп. Старицкий Петр (Зверев).

По постановлению Тверского горисполкома от 28 апр. и горсовета от 30 апр. 1919 г. 25 мая того же года было произведено вскрытие мощей свт. Арсения и обнаружилось, что мощи были переоблачены в 1918 г. в полное архиерейское облачение из золотой парчи, пожертвованное бывш. архиеп. Астраханским Филаретом. На шелковом подризнике была сделана надпись о переложении мощей 8 февр. 1919 г. в новый гроб управлявшим Тверской епархией еп. Серафимом (Александровым) и еп. Балахнинским Петром (Зверевым). Согласно протоколу вскрытия, большая часть мощей святителя была «покрыта мумифицированными остатками кожи и мышц». Рака и мощи были оставлены в Успенском соборе и до кон. мая 1919 г. выставлены для поклонения верующих. Сохранилось неск. актов, подписанных тверичанами, в которых осуждалось кощунственное вскрытие мощей св. блгв. кн. Михаила Тверского и свт. Арсения. Местонахождение мощей к 2008 г. неизвестно.

В 1922 г. из храмов и ризницы мон-ря производилось изъятие церковных ценностей. Весной 1923 г. Ж. м. был закрыт, к лету того же года в нем зарегистрирована трудовая артель. К 1929 г. в Ж. м. размещался также детский дом. Решением Тверского губисполкома от 10 июня 1929 г. были закрыты Успенский и Алексиевский храмы, использовавшиеся впосл. под зернохранилище; церковное имущество конфисковано и расхищено. Кладбище было разорено, надгробные памятники растащены, некоторые захоронения осквернены. В 1930 г. были уничтожены т. н. палаты царевича Алексея, старая колокольня, разобраны на кирпичи 2 верхних яруса колокольни 1914 г. В марте 1931 г. местные власти получили разрешение Главнауки на разборку Алексиевской ц. До нач. войны 1941 г. на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе - магазин. В окт. 1941 г., при отступлении Красной Армии из Калинина (Твери), мон-рь пострадал, были разобраны или взорваны Успенский собор, ц. во имя преподобных Антония и Феодосия, настоятельский корпус, ограда. В 1945 г. Ж. м. был снят с госохраны, на территории обители устроен склад ГСМ военной части.

К 2008 г. сохранились остатки 2-этажного братского корпуса и нижний ярус надвратной колокольни 1914 г. с аркой св. ворот. Областной комитет по охране историко-культурного наследия оформляет документы на охрану территории и сохранившихся построек обители.

Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 46; Ф. 1209. Оп. 1. № 467. Л. 69 об.- 70 об.; № 469. Л. 2 об.- 3 об.; 873. № 123-135 об.; ГА Тверской обл. Ф. 192: Желтиков мон-рь; Ф. 466. Оп. 1. Д. 86824; Цукерман В. Сб. сведений о постройке различных зданий и сооружений в гор. Калинине (Твери). Калинин, 1976. Ч. 1: Дооктябрьский период. Л. 28, 53 // ГА Тверской обл.

Лит.: Платон (Казанский), архим. Ист. и стат. описание Тверского Успенского Жёлтикова мон-ря. Тверь, 1852; Жизневский А. К. Поход вел. государя свят. Никона, Патриарха Московского... в 1656 г. в Тверь, Вязьму и Иверский мон-рь. Тверь, 1889; Шереметев С. Д. Желтиковский мон-рь в Твери. М., 1899; Тверской епархиальный стат. сб. / Изд.: И. Добровольский. Тверь, 1901. С. 603; Описание 2-кл. Тверского Успенского Желтикова мон-ря. Тверь, 1908; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 397-398; Водарский Я. Е. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. // Ист. география России XII - нач. XX в.: Сб. ст. М., 1975. С. 92; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. С. 97, 556-557; Памятники архитектуры Тверской обл.: Кат. Тверь, 2000. Кн. 1: Тверь. С. 234-235; СПАМИР: Тверская обл. М., 2002. Ч. 1. С. 17, 40, 162, 548-552; Гадалова Г. С., Перелевская Е. В., Цветкова Т. В. Кириллические издания в хранилищах Тверской земли: (XVI в.- 1725 г.). Кат. Тверь, 2002. С. 109, 122-123, 129-130, 213; Ротериель Б. Н. Исчезнувшая святыня Желтиков Успенский мон-рь // Тверские ЕВ. 2003. № 8. С. 29-35.

А. В. Маштафаров

Выбор редакции
Страховка в Китай 2019 — сколько стоит, где купить, брать ли с франшизой или без. Медицинская страховка в Китай продается в нескольких...

Знойное лето – настоящее испытание для жителей больших городов. Пышущие жаром раскалённые камни и асфальт улиц и площадей заставляют...

Замок Эльц – прекрасный памятник архитектуры среди живописных холмов и густых лесов Германии. Он долгое время был резиденцией...

30.12.2016 17:34 На странице " " появились мини-игры. В этом разделе бойцы могут выиграть дополнительные призы. Список игр Лотерея...
Мы летим в разведывательном вертолете спецподразделения "Альфа". Кругом ни души... Но не надолго. Вертолет подбит, и Сэм Стоун...
Синий кит – самый крупный представитель отряда китообразных и всего класса млекопитающих. Синий кит (Balaenoptera musculus , голубой...
Ватикан - это самое маленькое государство в мире, как по площади, так и по количеству жителей. Но этот небольшой уголок, уютно...
Прага (чешск. Praha) - столица Чехии, один из красивейших городов Восточной Европы, сохранивший очарование Средневековья. На 31 декабря...
Здравствуйте, друзья! Во время нашего осеннего путешествия мы жили на курорте Горки Город . Пришла пора рассказать, чем отличается...