Знаменский кафедральный собор в курске. Курск


  • Горящие туры в Россию

В память о триумфе в войне 1812 г. в Курске за десятилетие (1816-1826 гг.) был выстроен Знаменский кафедральный собор - памятник зодчества федерального значения. В нем долгое время находилась чудеса творящая Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», явившаяся в мужской обители Коренная пустынь. Отсюда и название собора - Знаменский. После революции 1917 г. храм разграбили: икона и золотая риза, жалованная царем Федором Иоанновичем, украшенная дорогими камнями и жемчугами, были похищены.

Образ случайно нашли в Феодосиевском колодце и осенью 1919 г. вывезли из города, а чуть позже из страны. Сегодня важная святыня христианской русской церкви хранится в Нью-Йорке. А золотая риза пропала бесследно.

Все приходящие в этот храм, независимо от того, верующие это или просто любопытствующие, уходят отсюда потрясенными, впечатленными и умиротворенными.

Знаменский же кафедральный собор в 1932 г. закрыли, в 1935 г. снесли колокольни и купола, в 1943 г. храм подожгли отступающие войска фашистской армии. Собор на своем веку был и складом, и лагерем для военнопленных, и электрозаводом, и кинотеатром, пока в 1992 г. его не вернули Русской православной церкви. Храм подвергся значительной реконструкции и реставрации и предстал перед взорами во всем великолепии уже в 2004 г. А когда на некоторое время (2009 г.) привезли чудотворящую Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение», со всей России на поклон к святыне пошли паломники.

Знаменский кафедральный собор стоит в сердце города, в Знаменском монастыре, созданном в 1597-1613 гг. курянами в честь освобождения Курска от польского гетмана Жолкевского, который захватил и разорил город. Храм настолько значителен и величествен, что многие равняют его с храмом Христа Спасителя в Москве. Его высота под куполом составляет 48 м, и он рассчитан на одновременное нахождение более пяти тысяч прихожан. Собор потрясает своей колокольней с огромным колоколом весом в 1380 кг, известными образами, хранящимися в мощных пилонах, расположенных в трапезной, - все производит неизгладимое впечатление на присутствующих.

Позолоченное паникадило кузнечной работы и тонкого литья (2,5 т), установленное под куполом, имеет 12 ярусов свечей.

Уже во время воссоздания под строительными лесами в Знаменском соборе стали регулярно проходить богослужения, которые ведутся и по сей день. В нынешнее время кафедральный собор относится к Курской и Рыльской епархии.

Все приходящие в этот храм, независимо от того, верующие это или просто любопытствующие, уходят отсюда потрясенными, впечатленными и умиротворенными. Знаменский кафедральный собор - воистину достойное и потрясающе красивое примечательное место большого современного города Курск.


И стория Знаменского кафедрального собора тесно связана с судьбой Курского края и всего нашего Отечества. На месте нынешнего величественного храма некогда располагалась древняя святая обитель. Возникновение ее относится к началу XVII столетия. Когда в 1612 году, при нашествии семидесятитысячного войска польско-литовских интервентов, курская земля была захвачена и разорена, то неприступной для врагов осталась героически оборонявшаяся под предводительством воеводы Юрия Игнатьевича Татищева городская крепость Курска. Свое спасение горожане приписывали заступничеству Божией Матери и тогда же дали обет основать в память об этом событии монастырь. Так на месте нынешнего собора была первоначально возведена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Богородицы. Спустя три года, по особому челобитию жителей Курска, царь Михаил Феодорович Романов повелел возвратить им древнейшую святыню – чудотворную икону Богородицы «Знамение» Курскую-Коренную, до той поры пребывавшую в царских палатах Москвы. Уже в середине XVII века по царскому указу Алексея Михайловича на месте деревянного был заложен и к 1680 году выстроен каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» с двумя приделами. Большой пятидесятипудовый колокол был поднесен в дар государями Иоанном и Петром Алексеевичами. Его звон около трехсот лет призывал горожан к молитве, и только во второй половине XIX века треснувший колокол был снят с колокольни.

Строительство большого Знаменского собора началось в 1815 году и продолжалось в течение десяти лет. Это монументальное сооружение закладывалось как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. По благословению архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста (Мочульского), управлявшего епархией с 1787 по 1818 год, руководство строительством было возложено на архимандрита Палладия (Белевцева), бывшего до сего времени настоятелем Курской Коренной пустыни, в прошлом артиллерийского офицера, родом из курских дворян. Сооружался собор на пожертвования граждан и монастырские доходы, свою лепту внес и высокопреосвященный Феоктист: отошедший ко Господу в 1818 году, владыка оставил по завещанию весьма значительную сумму на благоустройство храма. Деятельное участие в созидании нового храма принял губернатор Аркадий Иванович Нелидов, а также представители курского дворянства и купечества. Горячее усердие в этом деле со стороны москвичей проявил тайный советник Григорий Аполлонович Хомутов, – большой знаток архитектуры, он оказал содействие в подборе мастеров и рабочих, обеспечил сотрудничество с лучшим московским подрядчиком каменных работ, лично наблюдавшим за калужскими каменщиками, возводившими храмовые стены. Основные земляные работы по устройству котлована и каменного, положенного прямо на твердый грунт, безо всяких свай, фундамента велись летом и осенью 1816 года.

После кончины владыки Феоктиста кафедру с 1818 по 1822 год возглавлял епископ Евгений (Казанцев), а отец Палладий в начале 1818 года был назначен настоятелем Знаменского монастыря вместо почившего архимандрита Иакинфа. Им то и выпала честь встречать Императора Александра I, посетившего Курскую губернию в июле 1820 года и ознакомившегося с ходом строительства собора. Его сооружение было завершено к 1826 году, и 13 января собор был торжественно освящен. Однако отделочные работы еще продолжались, а торопиться с освящением пришлось по печальной необходимости: через Курск из Таганрога направлялось траурное шествие с прахом в Бозе почившего Императора Александра I. И вот, через три дня после праздника освящения зазвучали песнопения панихиды – собор принимал гроб с телом Благословенного Монарха.

Не раз бывали в Курске царствующие особы, начиная с Екатерины II в 1787 году, и, конечно, посещали, как одну из главных городских достопримечательностей, Знаменский собор. Император Александр I приезжал в Курск трижды: в 1805, 1817 и 1820 годах. Бывал здесь и Александр II; Николай II посетил Курск дважды: в 1902 и 1914 годах. Гостили в Курске и великокняжеские особы Дома Романовых. Так, в декабре 1915 года сюда прибыла Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Остановившись в Свято-Троицком женском монастыре, она уже в день приезда молилась в Знаменском соборе.

Знаменский монастырь на дореволюционном фото


Внутренний вид Знаменского собора


История Знаменского собора неотделима от истории великой русской святыни – уже восьмое столетие почитаемой иконы «Знамение» Курской-Коренной, чудесное обретение которой летописные документы относят к концу XIII века. В те тяжелейшие времена татарского нашествия город Курск и его разоренные земли пришли в полное запустение и заросли лесами. Один из благочестивых жителей Рыльска, охотясь однажды в лесной чаще, в нескольких верстах к северо-западу от Курска на берегу реки Тускари обнаружил лежащую у корней дерева небольшую икону, обликом своим подобную знаменитой иконе «Знамение», спасшей жителей Новгорода при осаде его суздальцами в 1169 году. Тут же свершилось и первое чудо – на месте находки забил полноводный источник. Произошло это 21 (8 по ст. ст.) сентября 1295 года – в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре началось всенародное почитание новообретенной чудотворной иконы, получившей наименование Курская-Коренная, то есть найденная у корней. Во время нового набега татар в 1383 году святыню, хранившуюся в часовне на месте обретения, варвары разрубили на две части, а верного ее хранителя, священника по прозванию Боголюб, увели в плен. Спустя некоторое время священник, выкупленный из плена, разыскал расколотые части святого образа. Когда он сложил обе половины иконы, произошло новое чудо – они мгновенно сверхъестественным образом «срослись». Около двухсот лет чудесно восстановившийся образ «Знамения» пребывал во вновь отстроенной на том же месте часовне, пока слава о чудесах, происходящих от него, не достигла столицы. В 1597 году царь Феодор Иоаннович и патриарх Иов торжественно встречали святыню в Москве. По царскому повелению к небольшой по размеру иконе было изготовлено обрамление из кипарисового дерева, расписанное образами Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В такой композиции икона и сохранилась до нашего времени. В том же году царским указом на месте обретения иконы была основана Курская Коренная пустынь, куда с подобающим торжеством была водворена святыня. В Смутное время икона опять оказалась в Москве, и только в 1615 году, снисходя к усердному прошению курских граждан, государь Михаил Феодорович Романов повелевает вновь перенести ее с великой честью в родную обитель. Предварительно образ с царской щедростью украшается золотым окладом, усыпанным жемчугом и драгоценными каменьями. Прошению курских жителей предшествовало уже упоминавшееся событие – героическая оборона города 1612 года, в честь которой по обету горожан и был воздвигнут в Курске монастырь с его соборным Знаменским храмом, который с 1618 года становится почетным местом хранения иконы «Знамение». Тогда же зарождается своеобразный чин знаменитых ежегодных крестных ходов с перенесением Знаменской иконы и традиция ее попеременного пребывания в Коренной пустыни и в городском соборе.

Многовековое всероссийское почитание чудотворной курской иконы всегда возбуждало злобу в среде людей, настроенных богоборчески. Нельзя не упомянуть о тревожных событиях на рубеже ХХ столетия, явивших, впрочем, новые свидетельства чудесного заступничества Пресвятой Богородицы. В марте 1898 года революционно настроенные террористы, стремясь подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, пошли на дерзкое преступление, решив уничтожить одну из наиболее почитаемых русских святынь. Среди инициаторов замысла – видные эсеры. Мощное взрывное устройство должно было сработать во время праздничного богослужения, для этого кощунственно выбрали Крестопоклонную Неделю. Однако, по вмешательству Божественного Промысла, часовой механизм бомбы дал сбой, сработав со значительным опозданием, когда в соборе уже никого не оставалось. Мощный взрыв, разорвавший чугунную сень над иконой, вызвал значительные повреждения в храме, даже стена дала трещину. Но среди общего разрушения икона осталась совершенно невредимой, не пострадало даже стекло киота. Покушение на святыню, вопреки чаяниям врага, послужило к еще большему ее прославлению. В память об этом чуде спасения иконы было установлено празднование, совершаемое 21 марта.

Другое вопиющее святотатство было спровоцировано сотрудниками большевистской ЧК. Последнее обстоятельство подтвердилось позднее, после взятия Курска войсками генерала Кутепова. Как вспоминает архиепископ РПЦЗ Серафим (Иванов; 1897–1987), автор известной книги «Одигитрия русского зарубежья», в апреле 1918 года чудотворный образ «Знамение» был из собора похищен. Официальные обращения за помощью к властям, предпринятые правящим епископом Феофаном (Гавриловым), никаких результатов не дали. Помогла молитва, возносимая в течение трех недель всем верующим населением Курска. Икона была чудом обнаружена в старом Феодосиевском колодце, вырытом, по преданию, самим прп. Феодосием Печерским. И произошло это 16 (3 по ст. ст.) мая, в день памяти прп. Феодосия. Тогда же, вместо похищенного драгоценного оклада, на икону была надета запасная риза, довольно простая, серебряная, покрытая голубой эмалью, – та самая, что и поныне украшает святой образ, ставший главной святыней русского зарубежья.

В ноябре 1919 года икона «Знамение» Курская-Коренная вместе с отступающими частями Добровольческой армии покинула курские пределы. Ее увозили на своих руках, спасая от поругания, архиепископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов; на кафедре: 1917–1919), настоятель Коренной пустыни архимандрит Варнава, иеромонах Гермоген (Золенко; +1958), окончивший жизнь архимандритом на покое в Иерусалиме, иеромонахи Аристарх, Смарагд, Герман, Елеазар, Михаил и Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. А уже в марте 1920 года на пароходе «Святой Николай» Курская чудотворная икона в сопровождении владыки Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России.

Знаменский собор постигла печальная участь большинства христианских святынь русской земли, подвергшихся в послереволюционное время разорению и поруганию. Однако судьба его, в отличие от тысяч других храмов, не столь трагична – он все же не был разрушен до основания. Собор был закрыт в 1924 году, постепенно с него сняли кресты, снесли колокольни. Собирались сносить главный купол, но что-то остановило безбожников, и они ограничились разрушением четырех малых куполов.

В 1932 году Знаменский приход был ликвидирован, а Курский горсовет принял решение устроить в храме звуковой кинотеатр. В процессе перестройки собор значительно изменил свой внешний вид: в 1935 году были снесены четыре маленьких купола и обе колокольни, а в 1936 году раскрыт северный портик и снята ограда. Новый кинотеатр в здании собора открылся 23 сентября 1937 года и получил название «Октябрь» (в честь 20-й годовщины Октябрьской революции). Кинозал на 700 мест был устроен прямо под куполом, в алтаре установлены кинопроекторы, на обоих этажах трапезной части храма организованы музыкальные фойе.


Во время Великой Отечественной войны здание кинотеатра, подожжённое немцами во время отступления 1943 года, сильно пострадало: выгорело изнутри, произошло частичное разрушение купола. После освобождения Курска в здании сначала размещался склад мясных и молочных продуктов, затем располагался лагерь для немецких военнопленных. В ноябре 1945 года помещение передано создаваемому заводу по производству низковольтной аппаратуры Наркомэлектропрома (сейчас - «Курский электроаппаратный завод»), вывезенному из Германии. Новыми хозяевами в центральной части бывшего собора был устроен склад оборудования, в трапезной размещён штамповочный цех, в южной части помещения - цех пластмасс, на цокольном этаже - заготовительный и сборочный участки, в подвале - кузница и литейный участок. Однако в 1948 году завод отказался от здания, после чего оно было передано Управлению по делам кинофикации, вновь для устройства в нём кинотеатра. В 1956 году закончились восстановление и очередная перестройка кинотеатра «Октябрь», начатые в 1949 году по проекту архитекторов С.И. Фёдорова и Л.А. Литошенко и инженера-конструктора С.Ф. Сурина; в результате внешней и внутренней реконструкции оригинальной архитектуре здания был нанесён значительный урон. Были сооружены двенадцать железобетонных колонн, поддерживавших внутренний купол, которого раньше не было, две открытые лестницы, фойе, перекрытия над двумя смотровыми залами. Заново устроили параболическую оболочку внешнего купола, был раскрыт западный портик. Казалось, что город навсегда утратил свое, некогда главенствующее в архитектурном и духовном отношении, сооружение – настолько необратимыми выглядели все преобразования, исказившие его облик и назначение.

Кинотеатр "Октябрь"


Вид на кинотеатр "Октябрь" (1980-е)


Благие перемены стали реально ощутимы с октября 1992 года, когда архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий (Тарасов) совершил в тесном, без окон, углу на третьем этаже алтарной части бывшего собора первое богослужение, проходившее под звуки оркестра все еще действующего кинотеатра «Октябрь». Завершался без малого семидесятилетний период поругания святыни. После передачи Знаменского собора Русской Православной Церкви здесь сразу же начали совершаться регулярные богослужения, которые велись под сенью строительных лесов, на фоне не прекращавшихся восстановительных работ. А объем их был поистине грандиозным. Предстояло восстановить четыре малых барабана с куполами, заново отстроить колокольню, перекрыть основной купол, но прежде всего требовалась внутренняя реконструкция: ликвидация сооружений пятидесятых годов. Для этого необходимо было, в частности, убрать двенадцать мощных железобетонных колонн, поддерживавших внутренний фальшивый купол, которым замуровали световой барабан главного купола, разобрать лестничные пролеты и перекрытия между двумя зрительными залами, снести все лишние перегородки. В целом рабочим пришлось вывезти из собора более 600 тонн железобетонных конструкций.

Только к осени 1999 года собор освободился от инородных сооружений, тогда же был подготовлен котлован под фундамент для колокольни. Строители приступили к возведению малых куполов, а весной следующего года на них уже устанавливали кресты. В августе 2000 года крыша собора была покрыта медью и началось строительство колокольни. Затем последовали еще два знаменательных события. 16 ноября 2000 года митрополит Ювеналий освятил главный престол Знаменского кафедрального собора, хотя до окончания реставрационных работ было еще далеко. А 9 августа 2001 года, в день памяти великомученика Пантелеимона, на новую соборную колокольню были подняты шпиль и крест.

Потребовалось еще более полутора лет, чтобы новоотстроенная колокольня наконец ожила. Это свершилось на Крестопоклонной Неделе Великого поста, 3 апреля 2003 года: в этот день владыка Ювеналий возглавил торжественный чин освящения одиннадцати новых колоколов. Весь набор был отлит по специальному заказу на Урале, самый большой колокол весит 1 тонну 380 кг. По завершении освящения монтажникам предстояло поднять колокола на 37-метровую высоту. Надо заметить, что до революции из десяти колоколов кафедрального собора самый большой весил 16 тонн, а звон со Знаменской колокольни был слышен даже в Коренной пустыни, которая расположена в 30 километрах от Курска.

Знаменский монастырь, 1 класса, в Курске, на Красной площади, на высокой горе, при реке Тускори. Основан в 1597 — 1613 годах курскими гражданами в память избавления Курска от разорения польским гетманом Жолкевским. Первоначально именовался Рождество-Богородичным и «Большим» в противоположность Коренной пустыни, которая была тогда приписана к монастырю. В 1631 году он сгорел, а по возобновлении, был разорен поляками. В 1649 году был построен жителями города, по «увещательной» грамоте царя Алексея Михайловича, каменный храм — в честь иконы Знамения Божией Матери, и с того времени монастырь стал называться Знаменским.

Каменные здания монастыря были сооружены «коштом воиства», защищавшего Белгородские границы. С 1815 года монастырь подвергся совершенному изменению во всех своих зданиях, по причине обветшалости их. Знаменский собор, замечательный по своей архитектуре, громадным размерам и изящной отделке, освящен был в 1826 году. Он построен в итальянском стиле эпохи возрождения. На северной стороне храма находится драгоценнейшая святыня обители — чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною, или Курскою, празднуемая 8 сентября и 27 ноября. Эта святая икона чудесно была обретена в 1295 году на берегу реки Тускори одним из жителей города Рыльска, который, ходя по лесу для охоты, увидел при корне дерева икону, обращенную ликом к земле, поднял ее, и оказалось, что по изображению это — икона Знамения Божией Матери, наподобие Новгородской. На том месте, где лежала святая икона, тотчас же открылся источник воды. Это первое чудо от иконы дошло до сведения рыльского князя Василия Шемяки, который распорядился принести икону в город Рыльск. Здесь она благоговейно была встречена всеми жителями, но Шемяка уклонился от торжественной встречи и за это был поражен слепотою; прозрел он после раскаяния и моления перед святой иконой. В благодарность за столь великое благодеяние, он соорудил в Рыльске храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и тогда же установлен был праздник явления Курской иконы 8 сентября. Но икона неоднократно чудесным образом возвращалась в пустыню на прежнее место при корне дерева. Жители Рыльска поставили на этом месте часовню и внесли в нее икону, а для богослужения в часовне определен был священник.

В 1385 году часовня была сожжена татарами, а икона рассечена пополам, но она опять явилась неповрежденной. Слух о чудотворной иконе дошел до царя Федора Иоановича, и она в 1597 году была принесена в Москву и поставлена в царских чертогах. Украсивши чудотворную икону, царь Федор Иванович отпустил ее из Москвы в Коренную пустынь «с подобающею честию», приказавши построить в пустыни церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По возвращении иконы, на месте ее обретения основан был монастырь (см. ниже, о Коренной пустыни). В 1603 году самозванец Григорий Отрепьев взял святую икону с собой в город Путивль, а затем в Москву. Она пробыла в московском дворце до 1618 года, а затем, вследствие неотступных просьб курян, была, с разрешения царя Михаила Федоровича, возвращена в Курск и поставлена в Знаменском монастыре. В 1664 году от великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в Коренной монастырь был прислан список с чудотворной иконы Знамения, с повелением боярам и воеводам носить эту копию с собою в походы. В 1687 году чудотворная икона Знамения была носима из Курского Знаменского монастыря в «большой полк». В 1689 году снята была копия с чудотворной иконы Знамения в полки, отправлявшиеся в Крымский поход. С 1726 года икона находилась в Курском Знаменском монастыре и только на две недели выносилась в Коренную пустынь. В 1806 году последовал Именной Высочайший указ, которым велено, чтобы чудотворная икона с пятницы девятой седмицы по Пасхе до 12 сентября находилась в Коренной пустыни, а остальное время в Курском Знаменском монастыре. По месту обретения святая икона называется Коренною, а по месту нахождеия Курскою.

В 1898 году святая икона прославилась чудесным спасением от последствий взрыва в ночь на 8-е марта динамитного снаряда, подложенного дерзкими злоумышленниками под самую икону. Ежегодно совершаемый со святой иконой крестный ход в пустынь и обратно в Курск представляет зрелище величественное и глубоко трогательное как по своей торжественности, так и по громадному стечению народа из Курска, окрестных селений и уездных городов на поклонение святыне. В монастыре находится также Карповская Казанская икона Богоматери, перенесенная сюда в 1725 году из Карповской пустыни. В этом же монастыре хранится синодик — первый по древности местный памятник.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Знаменская обитель ныне пребывает в странном состоянии. Все основные монастырские постройки сохранились, однако существуют они в каком-то диком контексте. Но - по порядку. К западу от Знаменского собора стоит двухэтажное здание бывших архирейских келий. Строились они одновременно с соборным храмом - и, разумеется, в стиле классицизма: с неизбежным фасадным портиком, первым этажом, украшенным рустом, и ризалитом. Во втором этаже архирейского дома размещался глава Курской епархии, в первом - наместник Знаменского монастыря. Любопытно, что это образцово классицистическое здание включило в себя фрагмент бывших настоятельских покоев ХVI века. В 1850-х годах с восточной стороны появилась пристройка, в которой освятили домовую Трёхсвятительскую церковь.

В 1927 году в здание въехал Краеведческий музей, который пребывает в нём по сию пору. Подчеркнём: музей - не советского рождения; его открыли в 1905 году, в память о посещении Курска императором Николаем II. К югу от Знаменского собора находится ещё один монастырский храм - Воскресенский. Его освятили в 1875 году - в память о городском Воскресенском соборе, стоявшем на Красной площади и разобранном в 1788 году в ходе переустройства города согласно регулярному плану 1782 года. Стилистически - чистейшей воды эклектика, но эклектика весьма качественная. В плане храм представляет собой крест; увенчан он широким световым барабаном с низким, "приплюснутым", куполом. До революции Воскресенская церковь поражала воображение современников своим богатым убранством. Её внутренние стены были отделаны мрамором и расписаны; иконостас тоже был мраморным, царские врата изготовили из серебра.

В советскую эпоху Воскресенский храм закрыли одним из первых в Курске; возвратили его верующим в 2003 году. Последним "светским" собственником постройки являлся Курский электроаппаратный завод, и вот его-то мы и имели в виду, говоря о диком контексте. Дело в том, что все бывшие монастырские постройки - и возвращённые Церкви, и исполняющие культурные функции - располагаются в тесном окружении производственных помещений этого завода, основанного в 1945 году. Смотрится такой симбиоз страшно и нелепо; кажется, Курск - это единственный областной центр (из древних городов), в сердце которого, прямо на том месте, где некогда стояла Курская крепость, а позже был устроен славный на всю Россию монастырь, до сих пор действует завод. Во всяком случае, подобная картина не встречается ни в одном другом городе России...

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №163, 2015 г.



В 1900 году на средства Знаменского монастыря справа за Московскими воротами была построена часовня. Часовня стояла как бы в начале улицы Ямская гора, ныне ул. Перекальского. В часовню приносили чудотворный образ Божией Матери Знамение на пути крестного хода в Коренную пустынь и при возвращении в Курск. Разрушена в 30-х годах ХХ века.

За Московскими воротами (в начале ул. Ямской горы, ныне Перекальского). Поставлена в 1900 г. на средства Знаменского монастыря. В часовню приносили чудотворный образ Божией Матери Знамение на пути крестного хода в Коренную пустынь и при возвращении в Курск.

Кирпичная, пятиглавая, в псевдорусском стиле. Отличалась массивностью и статичностью объемной композиции, в основе которой - четверик, завершенный че-тырьмя малыми главками на барабанах и центральным круп-ным барабаном под маковкой-сводом. Богатый декор: муфтированные пилястры и колонны с кубическими капителями - в обрамлении проемов и углов четверика; полуциркульные кокошники; аркатурные пояски и др. Часовня была ярким градостроительным элементом северного въезда в город.

В 1919 г., когда город был занят деникинскими войсками, около этой часовни были вырыты братские могилы, где было похоронено 117 человек, извлеченных из оврага Глинище, расстрелянных чекистами.

"Ныне от часовни и братских могил на этом месте следов не осталось..." (рукопись А.Г.Кепова, тет-радь № 2, с.65).

Ворвавшиеся в город враги устроили на его улицах резню. Летописец сообщал: "и бысть сражение и пролитие крови сюду и сюду и наипаче же нас, православных христиан и жён и детей велия в том времени кровь пролияся" . Однако куряне сумели закрепиться в малом остроге и отбить врага от крепостных стен. Когда же им предложили открыть ворота, осажденные кратко отвечали, что города не сдадут, но скорее погибнут, защищая его. Разъяренные упорным сопротивлением враги "зело освирепишася и частым крепким приступлением начаше град сей озлоблять... ко взятию града всякие хитрости устрояюще" . Осаждённые страдали от жажды, ежедневных вражеских приступов и нехватки пороха. В эти дни тяжелых испытаний защитники города дали торжественный обет, что если Бог не предаст их в руки врагов, они "в малом острожку возле города на конец торгу против городового моста, [на месте существующей часовни] воздвигнут церковь Пречистые Богородицы Курские" , и в ней поставят чудотворный образ Знамения , в 1604 году увезенный Лжедмитрием I в Москву. Через четыре недели безуспешной осады поредевшая вражеская рать бесславно отступила от неприступных стен Курской крепости.

Основание и расцвет обители

Сразу же после освобождения куряне приступили к исполнению своего обета. Сначала был воздвигнут деревянный храм. А в году только что избранный на царство Михаил Феодорович разрешил рядом с новой церковью "монастырь огородить и двор устроить". К году строительство Рождественского монастыря завершилось. Была сооружена еще одна церковь во имя преподобного Михаила Малеина с пределом соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия , келья для настоятеля и 14 келий для братии, число которой вскоре достигло 40 человек.

Знаменский мужской монастырь устроен в Курске в 1612 в память избавления от нападения поляков. В Знаменском монастыре и Коренной пустыни попеременно хранилась чудотворная Курская Коренная икона Богоматери Знамение. Стена с башнями и кельи в основном выстроены в кон. XVIII в. В XIX в. в монастыре помещались духовное училище и архиерейский дом (c 1833). Закрыт в нач. 1920-х, постройки заняты заводом и музеем. Восстановлен в 1993 на части территории.

На месте современного Знаменского монастыря в начале XVII века располагалась городская крепость Курска, возведённая в 1596 году на месте древнего домонгольского Курского городища на высоком обрывистом мысу при слиянии рек Тускарь и Кур. В 1612 году Курск был захвачен и разорён семидесятитысячным польско-литовским войском гетмана Жолкевского. Неприступной для врагов осталась только оборонявшаяся под предводительством воеводы стольника Юрия Игнатьевича Татищева городская крепость. Когда защитникам острога предложили открыть ворота, осаждённые отвечали, что города не сдадут, а скорее погибнут, защищая его. Защитники городской крепости страдали от нехватки питьевой воды и пороха, ежедневных попыток врага взять острог. В эти дни осаждённые дали торжественный обет построить монастырь в честь Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», если город удастся защитить. Через месяц безуспешной осады поредевшее вражеское войско отступило от стен Курской крепости. Сразу же после освобождения куряне приступили к исполнению своего обета: сначала был воздвигнут деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1613 году царь Михаил Фёдорович Романов, только что избранный на правление, разрешил рядом с новой церковью устроить монастырь, строительство которого завершилось к 1615 году: была сооружена ещё одна деревянная церковь во имя преподобного Михаила Малеина с приделом соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, келья для настоятеля Варлаама и 14 келий для братии. Число монахов в новой обители вскоре достигло 40 человек. Монастырь назвали Рождественским (Богородицким); это название обусловлено тем, что обретение иконы Божией Матери «Знамение» состоялось на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В 1615 году царь Михаил Фёдорович Романов повелел возвратить в Курск чудотворную икону Божией Матери «Знамение», которая по его личному распоряжению в 1618 году была перенесена в Рождественский монастырь из городского Воскресенского собора и поставлена в церкви Рождества Богородицы. После этого события новый монастырь стал главной обителью Курского края; к нему были причислены Троицкий, Божедомский и Пустынский Богородицкий мужские монастыри со всеми угодьями и землями. В 1629 году монастырю была пожалована «тарханная» грамота, содержавшая перечень его прав и преимуществ и подтверждавшая его привилегии.

В 1631 году большинство монастырских строений сгорели при пожаре, возникшем от удара молнии. Оставшиеся невредимыми при пожаре постройки были разорены поляками под командованием князя Иеремии Вишневецкого в январе 1634 года, которые также сожгли Троицкий и Божедомский монастыри.

По указу царя Алексея Михайловича в 1649 году на месте деревянного воеводой Лодыженским был заложен и к 1680 году строителем Московского Приказа каменных дел Семёном Белым и приказчиком Сергеем Калугиным возведён на выделенные из царской казны деньги, а также на частные пожертвования, каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение», длиной 58 м и шириной 11,5 м, имевший два придела. После возведения Знаменского храма монастырь стал называться Рождество-Богородицким Знаменским. Начиная с 1674 года, настоятели монастыря, ранее именовавшиеся строителями или игуменами, получили право на титул архимандрита.

Примерно в это же время на пожертвования князей Ромодановских были возведены Богоявленская церковь при покоях настоятеля, Петропавловская церковь на Святых воротах, братские кельи, хозяйственные строения, а также каменная стена с башнями, окружавшая монастырь. По грамоте царя Алексея Михайловича монастырю было даровано урочище Дикое поле с крестьянами. В 1678 году за монастырём числилось 169 крестьянских дворов.

В 1687 году государями Иоанном и Петром Алексеевичами и Софьей Алексеевной был поднесён в дар большой 57-пудовый медный колокол, отлитый мастером Фёдором Маториным (этот колокол прослужил около двухсот лет, но в 1860 году треснувший колокол был снят с колокольни и торжественно установлен на высокий постамент в северо-восточной части монастырской ограды).

К 1705 году в ведении и управлении Знаменского монастыря находились сёла Смородинное, Поныри и Долгое, деревни Служия, Тазово, Жерновец, Ясенок, Виногробль и Старая Слободка, хутор Гремячий, в которых числилось 4836 «душ крестьян».

В 1722 году Курский Богородицкий монастырь стал владельцем дачи в четырёх верстах от города Курска на верховьях реки Кур, впоследствии ставшей называться Знаменской рощей. Позднее здесь были построены церковь во имя Иоанна Богослова и двухэтажный каменный корпус; появились пруд с мельницей, сад, скотный двор, 60 десятин обрабатываемой земли.

По манифесту о секуляризации монастырских земель императрицы Екатерины II от 26 февраля (8 марта) 1764 года, переводившему в казённое ведение все церковные имения, упразднявшему часть монастырей, а остальные разделявшему на три класса, в составе Белгородской и Обоянской епархии были оставлены Курский, Хотмыжский, Обоянский и Волховский монастыри. Коренная Рождественская пустынь, ранее приписанная к Знаменскому монастырю, получила статус самостоятельной обители. Знаменский монастырь был утверждён штатным и отнесён ко второму классу. По штату в нём числились архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 2 пономаря, просвирник, ключник (он же и хлебодарь), чашник, писец и 16 служителей.

В 1752 году Знаменский храм был оштукатурен изнутри и снаружи, его единственная глава разобрана, а вместо неё возведено пять. В период с 1771 года по 1775 год, при архимандрите Викторе (Лодыженском), престол собора был обложен вызолоченной медью, с изображением страстей Христовых, а иконостасы были украшены новой живописью и позолотой. В 1775 году купола Знаменского собора позолотили.

14 (25) июня 1787 года Знаменский монастырь посетила Екатерина II, следовавшая через Курск из Крыма в Москву. Перед входом в Знаменский собор её торжественно встречала делегация курского духовенства во главе с архимандритом Амвросием, державшим в руках крест и чашу с освящённой водой. В соборе Екатерина II приложилась к Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение». Был отслужен благодарственный молебен, после его окончания императрица велела раздать духовенству значительные денежные суммы.

В процессе формирования нового городского центра были снесены в 1788 году Воскресенский собор, в 1792 году Пятницкая церковь.

Построенный по приказу царя Алексея Михайловича каменный Знаменский храм простоял в центре Курска около полутора веков. Однако в ноябре 1814 года во время службы на прихожан с купола собора стала целыми кусками осыпаться штукатурка. Архиепископ Феоктист и губернский архитектор П. К. Шмит по поручению губернатора А. И. Нелидова провели осмотр здания, при котором выявили трещины на своде трапезной и на стенах храма, образовавшиеся в результате просадки его фундамента. Было принято решение построить вместо старого собора новый, лучшей архитектуры и большей вместительности, проект которого был уже готов летом 1815 года. После получения соответствующего официального распоряжения архиепископ Феоктист 16 (28) августа 1815 года велел вынести всё церковное имущество и начать снос обветшавшего храма. В 1816 году Знаменский собор был окончательно разобран.

В 1816 году началось строительство большого Знаменского собора, которое продолжалось 10 лет. Новый собор закладывался как памятник победы в Отечествен-ной войне 1812 года. По решению архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста (Мочульского) руководство строительством возлагалось на архимандрита Курской Коренной пустыни Палладия (Белевцева), в прошлом артиллерийского офицера, выходца из курских дворян; а также на губернского архитектора П. К. Шмита.

По указу императора Николая I от 28 сентября (10 октября) 1832 года резиденция Курского архиепископа, располагавшаяся в Белгороде с 1667 года, была перенесена в 1833 году в Курский Знаменский монастырь, а сам монастырь превращён в трёхклассный архиерейский дом. Покои, канцелярия и секретарь архиепископа разместились в каменном двухэтажном корпусе, построенном около Знаменского собора примерно в одно время с ним.

В 1854 году Знаменскому монастырю было возвращено звание монастыря первого класса.

При епископе Сергии (впоследствии митрополите Московском) в 1875 году на пожертвования горожан на престольном месте обветшавшего древнего городского Воскресенского собора построен Воскресенский храм, освящённый в 1876 году.

В 1891 году в Знаменском монастыре насчитывалось 47 человек: наместник, казначей, ризничий, духовник, благочинный, 4 очередных иеромонаха, 13 иеродиаконов, 6 монахов, 4 указных послушника и 13 живущих на предварительном испытании. Кроме храмов на монастырской территории располагались: одноэтажный каменный корпус на 20 монашеских келий, каменный флигель для певчих архиерейского хора, одноэтажный каменный флигель с размещавшимися в нём больницей, братской трапезой и кухней, а также постройки различного хозяйственного назначения. Вне территории монастыря, через дорогу от него, имелись два монастырских двора с жилыми постройками, в одном из этих дворов размещался конный двор с каретным сараем, конюшней и двумя малыми флигелями, а в другом - приют для мальчиков-сирот.

25 августа 1919 года между Курским городским Советом рабочих и красноармейских депутатов и группой граждан города Курска был заключён договор, по которому прихожанам в бессрочное и бесплатное пользование передавалось три храма на территории Знаменского монастыря: Знаменский собор, храм Воскресения Христова и примыкающая к дому архиерея Крестовая Трёхсвятительская церковь. Вместе с церквями прихожанам были переданы иконостасы, богослужебные книги, хоругви, паникадила, кресты, иконы, облачения священников и другие богослужебные предметы.

После оставления Курска частями Добровольческой армии и восстановления в городе Советской власти часть строений Знаменского монастыря была занята бойцами 119-го батальона внутренней охраны республики. Монашествующим был ограничен доступ во многие помещения. В 1921 году была разграблена Воскресенская церковь, а в 1923 году закрыта.

Монастырь был закрыт в 1924 году. 2 ноября 1926 года Президиум Курского горсовета удовлетворил ходатайство Курского губполитпросвета о передаче Курскому краеведческому музею всей усадьбы и зданий бывшего мужского монастыря, что было осуществлено уже 23 ноября. Ещё летом 1926 года в бывшем доме архиерея разместили десять выставочных залов промышленно-экономического отдела краеведческого музея, оснастили две рабочие комнаты, а также библиотеку ещё в одной из комнат. Четыре флигеля монастыря краеведческий музей сдавал в аренду различным учреждениям и предприятиям города: в одном флигеле размещались пекарня и конфетная фабрика управления коллективов безработных при бирже труда, во втором флигеле - канцелярия Губернского архивного бюро и две квартиры, в третьем - частные квартиры, а четвёртый был отдан административному отделу под архив ЗАГСа. Здание Воскресенской церкви сдавалась музеем архивному бюро под архивохранилище на условии его ремонта и поддержания в удовлетворительном состоянии. Знаменский собор по-прежнему занимала община верующих, с которой краеведческим музеем также взималась арендная плата за 80 м², отданных под жильё и канцелярию епархиального управления. Каменный двухэтажный братский корпус удерживался под общежитие штабом стрелкового корпуса вплоть до августа 1928 года, когда после образования Центрально-Чернозёмной области штаб корпуса был переведён в Воронеж; лишь после этого занимаемое им здание перешло музею.

В 1932 году Знаменский приход был ликвидирован, а Курский горсовет принял решение устроить в храме звуковой кинотеатр. В процессе перестройки собор значительно изменил свой внешний вид: в 1935 году были снесены четыре малых купола и обе колокольни, а в 1936 году раскрыт северный портик и снята ограда. Новый кинотеатр в здании собора открылся 23 сентября 1937 года и получил название «Октябрь» (в честь 20-й годовщины Октябрьской революции).

Во время Великой Отечественной войны здание кинотеатра, подожжённое немцами во время отступления 1943 года, сильно пострадало: помещения выгорели, произошло частичное разрушение купола. После освобождения Курска в здании сначала размещался склад мясных и молочных продуктов, затем располагался лагерь для немецких военнопленных. В ноябре 1945 года все постройки Знаменского монастыря были переданы вывезенному из Германии заводу по производству низковольтной аппаратуры Наркомэлектропрома. Новые владельцы устроили в центральной части бывшего собора склад оборудования, в трапезной разместили штамповочный цех, а в помещении с южной стороны - цех пластмасс. Ещё один цех размещался в подвале Воскресенской церкви. В двух башнях монастырской ограды были устроены склады для сена и угля. Архиерейский дом остался в ведении Курского областного краеведческого музея. В 1948 году завод отказался от здания Знаменского собора. Курский облисполком передал полуразрушенное здание управлению по делам кинофикации для устройства в нём кинотеатра, который вновь был открыт в 1956 году.

Монастырь был вновь открыт в августе 1992 года. В 1992 году Русской Православной Церкви возвращено здание бывшего Знаменского собора, его интенсивная реконструкция началась летом 1999 года, а 16 ноября 2000 года митрополит Курский и Рыльский Юве-на---лий освя-тил главный престол Знаменского кафедрального собора. Осенью 2001 года с внешней стороны трапезной пристроена северная колокольня. К началу июля 2004 года были завершены основные реставрационные работы.

В 1997 году было принято решение губернатора Курской области о передаче здания бывшего Воскресенского храма Русской Православной церкви, однако фактически оно было передано Курской и Рыльской епархии лишь в 2003 году. 18 апреля 2006 года на главу реставрируемого Воскресенского храма был водружен купол диаметром 17 метров и весом порядка 20 тонн.

В здании Дома архиерея сейчас располагается Курский областной краеведческий музей.

15 января 2013 года после проведения божественной литургии и чина погребения в Знаменском кафедральном соборе в ограде Знаменского монастыря был захоронен схимитрополит Ювеналий.

Паломнические поездки к Знаменскому мужскому монастырю в г. Курск

Выбор редакции
В английском графстве Уилтшир излюбленным местом туристов является знаменитый – причудливое каменное сооружение. Глыбы стоят в форме...

«Столица Лондон» - Знакомство со столицей Великобритании. Буклет учителя: Был бы Лондон таким популярным если бы в нем не было Big Ben?...

Tax Free - система возврата налога на добавленную стоимость, которой активно пользуются путешественники. Еще бы, ведь таким образом при...

Елена Степанова На мой взгляд, ничего особенного там попробовать не получится. Шашлык в Армении ничем не отличается от шашлыка у нас....
Страховка в Китай 2019 — сколько стоит, где купить, брать ли с франшизой или без. Медицинская страховка в Китай продается в нескольких...
Знойное лето – настоящее испытание для жителей больших городов. Пышущие жаром раскалённые камни и асфальт улиц и площадей заставляют...
Замок Эльц – прекрасный памятник архитектуры среди живописных холмов и густых лесов Германии. Он долгое время был резиденцией...
30.12.2016 17:34 На странице " " появились мини-игры. В этом разделе бойцы могут выиграть дополнительные призы. Список игр Лотерея...
Мы летим в разведывательном вертолете спецподразделения "Альфа". Кругом ни души... Но не надолго. Вертолет подбит, и Сэм Стоун...