Долговая яма для губернаторов. Госдолги регионов: в числе самых крупных должников Краснодар, Красноярск и Татарстан Субъект субъекту рознь


Обзор ситуации с закредитованностью субъектов РФ

«Реальное время» изучило ситуацию с размером государственного долга регионов России и обнаружило, что Татарстан - один из самых закредитованных субъектов федерации. Максимальный долг, впрочем, у Краснодарского края, а вот столичные регионы стараются избавиться от задолженности. Санкт-Петербург, к примеру, за последний год отдал половину своего госдолга.

Госдолг начал медленно уменьшаться

Как показало исследование «Реального времени», государственный долг регионов России в среднем начинает уменьшаться - впервые за 10 лет. Правда, очень незначительными темпами. В частности, по данным на 1 июля 2017 года объем государственного внутреннего долга всех субъектов России составляет 2,23 трлн рублей, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта сумма уменьшилась примерно на 2% или на 50 млрд рублей.

Основная масса долга приходится на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы России. Таких долгов у регионов - 48%, или примерно 1,06 трлн рублей. Второй по величине вид долгов - кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций, таковых чуть более четверти (28%), на сумму 619 млрд рублей. Еще 20% (453 млрд рублей) приходится на государственные ценные бумаги. Государственные гарантии составляют 4% долгов регионов, а прочие долги - примерно 0,3%.

Отметим, впрочем, что если сравнивать показатели не июля с аналогичным месяцем прошлого года, а января, то госдолг регионов растет. При этом самый значительный скачок был зафиксирован в 2013 году. К слову, указанные цифры включают долги только непосредственно регионов; долги муниципальных образований в них не входят.

Цена Олимпиады

Безоговорочным лидером среди регионов России по внутреннему государственному долгу является Краснодарский край. Здесь сумма составила 143,3 млрд рублей - это в полтора раза больше, чем у региона, находящегося на втором месте. Сумма эта примерно поровну распределена между бюджетными кредитами из других бюджетов (60,2 млрд рублей) и кредитами от кредитных организаций и международных финансовых организаций (55,2 млрд рублей). Еще 22,6 млрд рублей долга Кубани - государственные гарантии, а 5,3 млрд рублей - государственные ценные бумаги. Сумма долга действительно огромна - для сравнения, все регионы Уральского федерального округа задолжали «всего» 137,9 млрд рублей. При этом Краснодарский край старается уменьшать долг, но медленнее, чем многие другие регионы России, - за год он сократился лишь на 2,9%. Что тут скажешь, наследие Олимпиады дорогого стоит.

Второе место, с суммой чуть менее 100 млрд рублей, занимает Красноярский край. Интересно, что структура самого долга при этом значительно отличается от структуры у «лидера». Основная масса здесь накоплена не по кредитам от других бюджетов, а по государственным ценным бумагам - на них приходится 56 млрд рублей. Кредиты из других бюджетов составляют лишь 39,6 млрд рублей, а кредиты от организаций - незначительную сумму в 4,3 млрд рублей. Отметим, что Красноярский край - один из двух регионов в топ-5 по общей сумме госдолга, который, по сравнению с прошлым годом, не снизил, а увеличил этот показатель на 5,5%. Этот край, к слову, не избалован спортивными мероприятиями, но Красноярск готовится принять у себя зимнюю Универсиаду в 2019 году.

А вот замыкает тройку Татарстан, показатель которого равен 93,5 млрд рублей. У республики также довольно примечательная разбивка: здесь совсем нет долгов по государственным ценным бумагам и кредитам от организаций. Почти 85 млрд рублей приходится на бюджетные кредиты (здесь Татарстан вообще безоговорочный лидер), а 8,7 млрд рублей - на государственные гарантии. За год госдолг Татарстана снизился, но не очень значительно - на 2,9%. Напомним, недавно «Реальное время» писало , что РТ претендует на максимальный срок реструктуризации бюджетных долгов после того, как субъекты не смогут привлекать новые кредиты из федерального бюджета и уже сумел реструктуризировать частично долги по ЧМ-2015.

Краснодарский край старается уменьшать долг, но медленнее, чем многие другие регионы России - наследие Олимпиады дорогого стоит. Фото ru.wikipedia.org

Четвертое место и показатель, на 1,4 млрд рублей меньше, чем у Татарстана, - у Московской области. Здесь долги в основном приходятся на кредиты от организаций (47,8 млрд рублей), государственные ценные бумаги (25 млрд рублей), бюджетные кредиты (19,3 млрд рублей). За год Московская область сократила размер своего долга на 6,6%.

Замыкает пятерку еще один регион из Поволжья - Самарская область. Сумма государственного внутреннего долга региона составляет 75 млрд рублей. В основном она состоит из государственных ценных бумаг (41 млрд рублей), бюджетных кредитов (22,6 млрд рублей) и кредитов от организаций (11,4 млрд рублей). У области совсем нет долгов по государственным гарантиям. При этом она стала лидером топ-5 по увеличению суммы долга за год - здесь он вырос в целом на 10,7 млрд руб. (16,7%), в основном из-за долгов по государственным ценным бумагам (рост с 27,8 млрд до 41 млрд рублей).

Возможно, с показателем Самарской области по государственному долгу связан и один из мотивов недавней отставки губернатора области Николая Меркушкина. На 1 января 2012 года - года, когда он возглавил область, - госдолг составлял 33,4 млрд рублей. Через год показатель вырос до 36,8 млрд, к 2015-му достиг 53 млрд, к 2016-му – 62,6 млрд, а сейчас, напомним, составляет 75 млрд рублей. Таким образом, за время правления Меркушкина госдолг области вырос в 2,3 раза. Впрочем, напрямую связывать уход Меркушкина с увеличением госдолга, конечно, нельзя - в России очень много регионов, задолженность которых за прошедшие пять лет выросла выше (к примеру, в находящемся неподалеку Пермском крае - вообще, почти в 14 раз).

Среди регионов Поволжья лидерами по размеру государственного внутреннего долга также являются Нижегородская область (73 млрд рублей), Удмуртия и Саратовская область (51,5 млрд и 50,4 млрд рублей, соответственно), а также Мордовия с 44,6 млрд рублей. Для сравнения, у сравнимого с Татарстаном региона - республики Башкортостан - сумма внутреннего государственного долга составляет на июль 2017 года всего 23,6 млрд рублей - в три раза меньше, чем у Татарстана.

Отметим при этом еще три региона - Республику Крым, Севастополь и Сахалинскую область. У последних двух вообще нет государственного долга, а у Крыма он составляет всего 200 млн рублей, причем все они приходятся на бюджетные кредиты.

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Краснодарский край 5.280.000,00 55.210.581,90 60.245.637,25 22.605.009,39 0,00
Красноярский край 55.663.000,00 4.320.353,60 39.642.440,19 237.304,99 3.234,73
Республика Татарстан (Татарстан) 0,00 0,00 84.860.921,45 8.666.930,62 0,00
Московская область 25.000.000,00 47.800.000,00 19.262.495,22 43.466,86 0,00
Самарская область 40.940.000,00 11.363.270,00 22.631.657,52 0,00 0,00

Топ-5 по росту: депрессивные регионы увеличивают долговую нагрузку

За последний год (с 1 июля 2016 по 1 июля 2017 года) количество регионов, снизивших и увеличивших свой государственный долг, оказалось примерно равным. При этом пять субъектов РФ увеличили свой показатель более чем на четверть.

Безоговорочным лидером тут является Кабардино-Балкарская республика, сумма госдолга которой выросла в полтора раза - с 7,9 до 12,4 млрд рублей. В основном этот рост обусловлен увеличением кредитов от кредитных организаций - годом ранее показатель составлял 2,4 млрд, сейчас же он равен 9,7 млрд рублей. А вот основной прежде вид долга - бюджетные кредиты - здесь, напротив, снизились, с 5,1 до 2,3 млрд рублей.

Второе место по росту госдолга занимает Тюменская область - около 40%. Годом ранее госдолг составлял 1,34 млрд рублей, сейчас он вырос до 1,87 млрд рублей. Этот рост полностью обусловлен увеличением размера госгарантий - с 1,02 млрд до 1,55 млрд рублей.

Почти такой же рост госдолга - на 39% - и у Еврейской автономной области. За год он вырос с 3,86 до 5,37 млрд рублей. Тут примерно на одинаковую долю выросли оба основных видов долга региона - кредиты от организаций и бюджетные кредиты.

Четвертое место по росту - на 38% - у Курганской области. Тут сумма увеличилась с 11,7 млрд до 16,2 млрд рублей. Как и в случае с Еврейской автономной областью, увеличились кредиты и от организаций, и из других бюджетов России.

Замыкает пятерку Тамбовская область, где сумма долга выросла почти на 28% - с 12,2 млрд до 15,7 млрд рублей. При этом в регионе не изменилась сумма кредитов от организаций, но выросла сумма бюджетных кредитов (с 3,4 млрд до 5,5 млрд рублей), а также добавились государственные ценные бумаги на сумму 1,6 млрд рублей.

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб. (рост)

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Кабардино-Балкарская Республика 0,00 9.740.280,00 2.333.444,47 368.783,90 0,00
Тюменская область 0,00 0,00 321.322,42 1.551.392,59 0,00
Еврейская автономная область 0,00 2.651.882,21 2.718.146,00 0,00 0,00
Курганская область 0,00 10.909.162,60 5.289.559,84 0,00 0,00
Тамбовская область 1.600.000,00 8.552.234,50 5.510.622,77 0,00 0,00

Топ-5 по снижению долга: столицы избавляются от кредитов

Среди снизивших размер своих долгов регионов можно выделить также пять субъектов федерации - их показатели за год уменьшились более чем на треть. Почти все эти регионы - богатые и развитые.

Больше всего размер обязательств уменьшился в Санкт-Петербурге. Тут размер долга сократился почти в два раза - на 46%, с 14,7 млрд до 7,9 млрд рублей. Регион полностью погасил долги по государственным ценным бумагам (они составляли 5,9 млрд рублей), а также снизил сумму долга по кредитам бюджета - с 8,9 до 7,9 млрд рублей.

Похожая ситуация и с Ленинградской областью - сумма долга тут уменьшилась на 45%, с 9,5 млрд до 5,2 млрд рублей. За год область полностью погасила долги перед организациями на сумму в 4,1 млрд рублей, в два раза сократила обязательства по госгарантиям (с 1,5 млрд до 868 млн). Правда, немного увеличились бюджетные кредиты (с 3,7 млрд до 4,2 млрд).

Третье место по снижению долга - у Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь сумма снизилась на 39,5% - с 33,1 млрд до 20 млрд рублей. При этом любопытно, что регион полностью погасил госгарантии на 7,4 млрд рублей и кредиты организаций на 25,7 млрд рублей, но получил обязательства по государственным ценным бумагам на 20 млрд.

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб. (снижение)

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Камчатский край 0,00 0,00 3.317.332,94 0,00 0,00
г.Москва 34.347.558,00 0,00 13.449.074,58 0,00 0,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 20.000.000,00 0,00 0,00 4.480,65 0,00
Ленинградская область 137.500,00 0,00 4.161.972,19 867.181,06 0,00
г.Санкт-Петербург 0,00 0,00 7.904.680,00 0,00 0,00

Четвертое место - у столицы России, Москвы. Ее государственный долг уменьшился на 39% - с 78,3 до 47,8 млрд рублей. Город-регион снизил долги по бюджетным кредитам с 21,5 млрд до 13,5 млрд рублей, по государственным ценным бумагам - с 56,9 млрд до 34,3 млрд рублей.

Замыкает пятерку Камчатский край, снизивший сумму долга на треть - с 5 млрд до 3,3 млрд рублей. Регион полностью погасил долги перед организациями (1,1 млрд рублей) и снизил сумму бюджетных долгов (с 3,9 млрд до 3,3 млрд рублей).

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб.

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Центральный федеральный округ 118.451.023,25 116.375.764,96 229.908.435,86 11.997.241,29 0,00
Белгородская область 17.925.000,00 4.662.500,00 10.654.014,09 10.988.845,28 0,00
Брянская область 0,00 2.241.092,76 8.686.004,79 0,00 0,00
Владимирская область 0,00 0,00 3.258.246,77 0,00 0,00
Воронежская область 7.028.465,00 1.400.000,00 19.388.266,24 0,00 0,00
Ивановская область 0,00 7.860.793,00 8.354.697,58 111.679,27 0,00
Калужская область 0,00 0,00 30.207.622,45 492.567,27 0,00
Костромская область 1.050.000,00 12.496.953,00 7.778.539,33 0,00 0,00

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"

Государственный долг российских регионов на 1 декабря 2016 года снизился по сравнению с началом года на 110,2 млрд рублей, или на 4,8%. Об этом «Известиям» сообщили в Счетной палате. При этом, по оценке СП, за последний месяц уходящего года этот показатель может несколько увеличиться, однако задолженность субъектов будет меньше, чем год назад.

Одна из причин - продолжающийся процесс замещения коммерческих кредитов бюджетными. Впрочем, положение с задолженностью регионов остается серьезным, отметил в ходе пресс-конференции в прошлую пятницу президент Владимир Путин. Более того, задолженность неоднородна - например, пять субъектов нарушают Бюджетный кодекс, акцентировал внимание глава государства и пообещал, что им будет оказана помощь. Но это скорее будет «первая помощь» - проблему необходимо решать за счет изменения взаимодействия Минфина и субъектов, имеющих высокую задолженность.

Государство помогло

Как отметил на пресс-конференции Владимир Путин, задолженность регионов является серьезным вопросом. Действительно, госдолг субъектов неуклонно приближался к 2,5 трлн рублей в начале этого года. Однако, как сообщили «Известиям» в Счетной палате, на 1 декабря 2016-го задолженность регионов снизилась на 110,2 млрд рублей и составила 2,208 трлн рублей, что почти на 5% меньше, чем в январе уходящего года. При этом, правда, рост объемов долговых обязательств за январь–ноябрь отмечается в 34 регионах.

В СП отмечают и продолжающийся процесс изменения структуры госдолга субъектов. Так, в этом году главным их кредитором за счет замещения коммерческих кредитов бюджетными под символический один процент снова стало государство. На эти цели в уходящем году было выделено 340 млрд рублей. Именно поэтому объем задолженности по бюджетным кредитам вырос по сравнению с началом года на 185,2 млрд рублей, или на 22,9%, и составил 993,9 млрд рублей (доля более 45%). Рост задолженности бюджету произошел в 56 регионах.

При этом снижалась доля коммерческих кредитов, которая в структуре госдолга составила на 1 декабря 30,8%. Задолженность перед кредитными организациями уменьшилась с начала года на 284,4 млрд рублей (или на 29,5%) и составила 681 млрд рублей. Однако, отмечает Счетная палата, «в ряде регионов практика осуществления заимствований не имеет должной системности и предсказуемости, что приводит к фактам нерационального привлечения банковских кредитов. Так, в 17 регионах отмечается рост задолженности по коммерческим кредитам».

По оценке Счетной палаты, по состоянию на 1 января 2017 года, то есть в декабре, госдолг регионов несколько возрастет, но, вероятно, будет меньше по сравнению с показателем начала 2016-го.

В качестве основной причины роста госдолга регионов в СП называют проблему несбалансированности бюджетов субъектов. Так, доходы большинства из них не покрывают расходы по ранее принятым расходным обязательствам, что приводит к увеличению количества регионов, формирующих свои бюджеты с дефицитом и наращивающих долговые обязательства.

Счетная палата приводит следующие данные, подкрепляющие это утверждение: по состоянию на 20 декабря 2016 года исполнение доходов консолидированных бюджетов составило 9,247 трлн рублей, или 97,1% предусмотренных объемов. Исполнение расходов за истекший период составило 8975,2 млрд рублей, или 85,4% предусмотренного объема.

Как указывают в СП, за январь–ноябрь 2016 года доля задолженности по бюджетным кредитам увеличилась на 10,1 процентного пункта и данный рост положительно отразился на качестве совокупного долгового портфеля субъектов, снизил нагрузку по обслуживанию долговых обязательств, но не решил проблемы обеспечения сбалансированности региональных бюджетов.

«Практика использования бюджетных кредитов как источников покрытия текущего дефицита и замещения коммерческих кредитов не устраняет возникающего дисбаланса объемов фактических доходов и принятых бюджетных обязательств и не обеспечивает стабилизации ситуации», - отмечают в Счетной палате.

Субъект субъекту рознь

По актуализированным рейтингам кредитоспособности Национального рейтингового агентства (НРА) из 83 регионов (Республике Крым и городу Севастополь рейтинги не присвоены из-за отсутствия необходимого объема статистической информации) понижены рейтинги 33 субъектов, повышены - 28 и подтверждены - еще 22.

Показатель долговой нагрузки рассчитан как отношение госдолга региона на 1 октября 2016 года к собственным доходам регионального бюджета (налоговым и неналоговым) за истекший год (октябрь 2015 - сентябрь 2016 года). В Бюджетном кодексе предельное значение этого показателя зафиксировано на уровне 100%, то есть объем госдолга региона не должен превышать общий годовой объем его собственных бюджетных доходов. Для высокодотационных регионов (таковыми признаются регионы, у которых доля дотаций в течение как минимум двух из трех последних лет составляет более 40% от собственных доходов бюджета) предельное значение данного показателя составляет 50%, - пояснил аналитик.

Он отметил, что «негативный» прогноз присвоен регионам, у которых присутствует сочетание трех условий: госдолг превышает 100% от собственных доходов, в течение девяти месяцев 2016 года этот долг увеличивается, а также имеются нарушения бюджетного законодательства и (или) условий соглашений по предоставлению бюджетных кредитов. В число таких регионов вошли Республики Мордовия, Хакасия, Марий Эл, Забайкальский край, а также Смоленская, Псковская и Кировская области. Как подчеркивают в агентстве, перечисленные регионы могут потерять доступ к новым бюджетным и коммерческим заимствованиям.

Минфин и в самом деле может перекрыть доступ нарушителям Бюджетного кодекса к недорогому рефинансированию. Однако, как полагает Александр Пахалов, государство будет поддерживать региональные власти в плане обслуживания их госдолга, а также оказывать помощь в обмен на стимулирование экономики.

Действительно, на пресс-конференции Владимир Путин отметил, что только пять регионов нарушили этот принцип (отношение долга к доходам в 50%. - «Известия») и им нужна особая поддержка, а также они требуют особого внимания. Он напомнил, что в нынешнем году более 300 млрд рублей было направлено на то, чтобы «перекредитовать эти регионы, забрать их долги из коммерческих банков и перекредитовать на правительственные кредиты, кредиты Минфина, которые выдаются на длительный срок под один процент, под символический процент годовых». Эта работа будет продолжена и дальше.

В следующем году мы тоже предусматриваем на эти цели необходимые ресурсы, - пообещал президент.

Известно, что в 2017 году правительство запланировало на эту помощь 200 млрд рублей.

Адресный подход

Кроме того, как отмечают в Счетной палате, в 2017 году для улучшения ситуации со сбалансированностью бюджетов регионов предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в объеме 615 млрд рублей (увеличение на 100 млрд рублей по сравнению с 2016 годом). Кроме того, установлен новый принцип предоставления дотаций на основании заключенных с Минфином России соглашений об условиях их предоставления.

Основная интрига - какие будут стимулы для губернаторов при подписании этих соглашений, - говорит ведущий аналитик НРА.

«При предоставлении бюджетных кредитов в 2017 году и заключении соответствующих соглашений целесообразно рассмотреть возможность использовать дифференцированный подход, учитывая сложившуюся ситуацию с долговой нагрузкой и их реальные возможности по выполнению условий соглашений», - полагают в Счетной палате.

И только после стабилизации ситуации можно разработать подходы к реструктуризации или рассрочке задолженности субъектов по ранее выданным бюджетным кредитам с продлением сроков их возврата, предусмотрев поэтапное равномерное погашение реструктурированного долга с сохранением размера платы за пользование бюджетными кредитами.

Главный аналитик ФГ БКС Владимир Тихомиров также полагает, что на данном этапе решение проблемы во многом зависит от помощи государства. По его мнению, если сейчас губернаторы начнут активно сокращать госслужащих для снижения расходов, то это приведет к увеличению безработицы.

Очевидно, что проблему с этими регионами принципиально быстро решить нельзя - ведь всё зависит не только от производства. Им сложно быть привлекательными для инвестиций или туризма в силу определенных причин - удаленности, неблагоприятного климата или экологии, - полагает аналитик.

Поэтому, подчеркивает он, Минфин может занять жесткую позицию, снизить финансирование, но проблем региона это не решит.

Старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Андрей Пискунов считает, что при существующей экономической ситуации стандартизованные меры для всех субъектов будут неэффективны. Требуются адресные подходы к разрешению проблем каждого конкретного региона.

Одним из перспективных решений проблемы региональных долгов могло бы стать соглашение о частичном рефинансировании имеющихся обязательств региона по бюджетным кредитам с жестким закреплением доли регионального долга, обязательной к погашению за счет средств самого региона. Это будет стимулировать региональные власти изыскивать источники погашения долга и введет практику ответственного отношения к своим долгам и долговой политике, - резюмировал Андрей Пискунов.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5% и на 1 января 2017 года составил 2,353 триллиона рублей. Это самый минимальный прирост госдолга за последние несколько лет. Для сравнения, в 2015 году госдолг регионов РФ вырос на 11%, в 2014 году – на 20%, в 2013 году – на 28,6%. Снижение темпа роста региональных заимствований можно объяснить более консервативным подходом региональных властей к наращиванию долговой нагрузки на бюджеты субъектов РФ, что оправдано в условиях сохранявшейся нестабильной экономической ситуации. Кроме того, по оценкам экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня», определенное влияние на общий результат оказало сокращение на 78,6 миллиарда рублей госдолга Москвы, главным образом, за счет погашения внешней задолженности. Еще год назад Москва являлась одним из лидеров по абсолютному значению объема госдолга среди всех российских регионов. На начало 2017 года объем государственного долга столицы составил 61,9 миллиардов рублей.

Объем муниципального государственного долга по итогам 2016 года вырос на 6,7% и составил 364,3 миллиарда рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2017 года составил 2,72 триллиона рублей, что на 2,2% больше, чем годом ранее.

Умеренное наращивание государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2016 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9,6%, при этом сокращение было зафиксировано только в семи регионах. На этом фоне объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 5,6%.

Бюджетных кредитов все больше

В структуре регионального госдолга все большая доля приходится на бюджетные кредиты. В 2016 году регионы РФ активно замещали коммерческую задолженность дешевыми бюджетными кредитами. За счет этого доля бюджетных кредитов в суммарном государственном долге на 1 января 2017 года составила 42,1%, а на долю коммерческих кредитов приходится 34,9%. По итогам 2015 года соотношение было диаметрально противоположным. Активизация долгового рынка привела к росту региональных заимствований, что не могло не сказаться на росте доли государственных ценных бумаг в структуре долга с 18,7% в конце 2015 года до 19,4% в конце 2016 года. Доля государственных гарантий снизилась - с 4,4% до 3,8% в 2016 году.

В 14 регионах задолженность перед коммерческими банками полностью отсутствует. За исключением Москвы, Тюменской области и ХМАО-Югра, основными компонентами госдолга у этих регионов являются бюджетные кредиты. Такие регионы как Москва, Приморский край и Камчатский край за прошедший год полностью погасили свои коммерческие долги. В то же время, в ряде регионов в структуре долга наблюдается существенный перекос в сторону коммерческих кредитов, что может вызывать опасения, особенно если позиции региона в рейтинге по долговой нагрузке близки к замыкающей десятке.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2016 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2017 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета (собственным доходам) за 2016 год.

Долговая нагрузка на бюджеты регионов РФ снизилась

Общий уровень долговой нагрузки регионов за прошедший год снизился. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Но при этом диапазон значений в региональном разрезе остается достаточно широким. Уровень долговой нагрузки варьировался от 0% в Сахалинской области и Севастополе до 176% в Республике Мордовия. По сравнению с результатами прошлого года, лидирующие и замыкающие рейтинг регионы не изменились.

Республика Мордовия уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ, но стоит отметить, что и здесь наблюдаются позитивные изменения. По итогам 2016 года уровень долговой нагрузки уменьшился на 6,5 процентных пунктов, что обусловлено ростом на 15,7% объемов налоговых и неналоговых доходов региона. Сам же государственный долг Республики Мордовия вырос на 11,6% за счет бюджетных кредитов и облигационного займа объемом 5 миллиардов рублей, размещенного в сентябре 2016 года.

Количество регионов, госдолг которых превышает собственные доходы, сократилось

Помимо Республики Мордовия, еще в семи российских регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета, но, в сравнении с 2015 годом, их количество сократилось почти вдвое. На 1 января 2016 года таких регионов было 14. Кроме того, в этой части рейтинга есть позитивные тенденции: в пяти регионах из восьми долговая нагрузка за прошедший год снизилась, и во всех случаях это произошло за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с увеличением госдолга.

Судя по долговой структуре, возможностями заместить более дорогие в обслуживании коммерческие займы на кредитование по линии Минфина РФ в замыкающей рейтинг группе регионов воспользовались не все. Если в структуре долга Смоленской области и Республики Карелия бюджетные кредиты занимают более половины, и их доля за 2016 год выросла до 58,8% и 51,7% соответственно, то в ряде регионов имеют место структурные перекосы в сторону коммерческих кредитов. Так, в Астраханской области доля коммерческих кредитов составляет 50,5%, в Костромской области - 52,6%, в Еврейской автономной области - 61%, Республике Марий Эл - 67,7%. Помимо того, в Республике Хакасии почти половина госдолга (49,8%) приходится на облигационные займы и еще 37,3% на коммерческие кредиты. Долговая нагрузка в Хакасии за 2016 год выросла на 28,7 процентных пункта и составила 145,5%. Если долговая политика в республике не претерпит каких-то кардинальных изменений, то в ближайшем будущем Республика Хакасия может сместить Республику Мордовию с позиции замыкающего рейтинг региона.

На 1 января 2017 года в 54 регионах РФ государственный долг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 36 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе немного сократилось – на 1 января 2016 года в 57 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов бюджетов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 44 регионах.

В группе лидеров проявились новые регионы

Низкий уровень долговой нагрузки наблюдается по-прежнему в девяти российских регионах, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. Менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет государственный долг в Тюменской области, г. Санкт-Петербурге, г. Москве, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Места, покинувших лидирующую группу Ненецкого автономного округа и Республики Крым, заняли Ленинградская область и Приморский край. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг отсутствует. Пяти регионам в группе удалось сократить свою долговую нагрузку. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Тюменской области долговая нагрузка увеличилась.

В большинстве регионов РФ долговая нагрузка снизилась

В 2016 году уровень долговой нагрузки сократился в 63 субъектах РФ. Положительные тенденции в основном связаны с увеличением налоговых и неналоговых доходов, но в отдельных регионах также отмечается сокращение объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Республика Ингушетия, долговая нагрузка которой сократилась на 36,8 процентных пункта как за счет снижения госдолга на 26%, так и за счет роста собственных доходов на 9,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Республике Северная Осетия – Алания, в Вологодской области, в Чукотском автономном округе и в Республике Алтай. В тринадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

В 20 субъектах РФ уровень долговой нагрузки вырос, из них в шести – более чем на 10%. Республика Хакасия в очередной раз показала самый существенный прирост, нарастив долговое бремя на 28,7 процентных пункта. Кроме нее, в Ненецком автономном округе долговая нагрузка выросла на 25,2 п.п и в Астраханской области – на 24,1 п.п.

Объем государственного долга вырос в 49 регионах РФ

По оценкам экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», в 2016 году абсолютный объем государственного долга вырос в 49 регионах, во Владимирской области не изменился, и в 33 регионах снизился. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг по-прежнему отсутствует.

Лидером по положительной динамике стала Москва, госдолг которой, в том числе за счет полного погашения коммерческих кредитов, сократился на 56%. Кроме того, более чем на 30% сократились объемы государственного долга в Ленинградской области и в Камчатском крае. Республика Крым, где еще недавно почти отсутствовала государственная задолженность, за 2016 год увеличила объем госдолга в 13 раз. В Ненецком автономном округе объем государственного долга вырос в 3 раза, а в Тюменской области – на 83%. Но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в указанных регионах далеко от рискованных уровней.

Краснодарский край по-прежнему лидер по абсолютному значению государственного долга и за прошедший 2016 год его объем увеличился на 3,3%, достигнув 150 миллиардов рублей. Но за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 15,4%, уровень долговой нагрузки региона снизился на 10,3 процентных пункта, и по итогам 2016 года составил 88,2%. Еще в трех регионах – Республике Татарстан, Красноярском крае и Московской области - объем государственного долга превышает 90 миллиардов рублей, но ситуация с долговой нагрузкой на бюджеты регионов остается на приемлемом уровне.

В 2017 году темпы роста госдолга будут невысокими

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, а также говорится о том, что бюджетные кредиты являются скорее временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе. В качестве подтверждения этому, в Федеральном бюджете на 2017 году под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 миллиардов рублей против 338 миллиардов рублей, выданных в 2016 году, и, можно ожидать, их дальнейшего сокращения. К тому же бюджетные кредиты выдавались на срок 3 года, и в текущем году наступает срок возврата тех кредитов, которые были получены регионами в 2014 году в объеме 230 миллиардов рублей. Даже с учетом того, что объем дотаций, предназначенных в 2017 году на выравнивание региональных бюджетов, увеличен на 100 миллиардов рублей, денег Минфина всем не хватит. За счет бюджетного резерва в лучшем случае рефинансируют текущую задолженность перед Минфином РФ. Вероятно, в связи со стабилизацией финансовых рынков, можно ожидать всплеска активности регионов на долговом рынке и увеличения доли государственных ценных бумаг в региональной долговой структуре. Говоря об абсолютном объеме долга, можно предположить, что в условиях ожидаемого слабого экономического роста консервативная политика региональных властей в отношении заимствований сохранится, и ситуация в целом с региональными долгами продолжит улучшаться.

Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по итогам 2017 года ожидают роста объема государственного долга на 5-7%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов в пределах 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 32-33%, и по сравнению с результатом 2016 года существенно не изменится.

Копия чужих материалов

Число российских регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось до пяти, следует из доклада НРА. Рекорд по размеру долга в России установила Мордовия

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Число российских регионов, находящихся в так называемой красной зоне (превышение госдолга над собственными доходами регионального бюджета), за год сократилось с восьми до пяти, говорится в исследовании Национального рейтингового агентства (есть у РБК). По итогам 2017 года в этот список наиболее закредитованных регионов входят Мордовия, Хакасия, Костромская область, Карелия и Кабардино-Балкария.

Мордовия сохраняет статус крупнейшего должника. За прошлый год долговая проблема региона не только не приблизилась к решению, но и усложнилась, отмечается в исследовании НРА. Если по итогам 2016 года долг республики составлял 176% от налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета, то на 1 января 2018 года он превысил 200%, что является абсолютным рекордом для регионов России.

В двух других проблемных регионах с высокой долговой нагрузкой — Костромская область (111,07%) и Хакасия (122,55%) — впервые в новейшей истории . Это значит, что из-за большого объема накопленных долгов они смогут тратить деньги лишь под контролем Федерального казначейства. «Фактически это означает внедрение внешнего управления региональным бюджетом и госдолгом. В наступившем году данная практика может быть распространена и на другие регионы с высоким госдолгом», — отмечает НРА.

О планах Минфина использовать особый инструмент для регионов, чей долг будет превышать заложенные параметры, стало известно в конце прошлого года. Выступая в декабре в Госдуме, что регионы, у которых общий объем долговых обязательств по предоставленным бюджетным кредитам с начала года составил свыше 80% доходов их собственных бюджетов, будут переводиться на казначейское сопровождение.

Также с 1 января была запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Продлится она семь лет, за этот срок из бюджета 55 млрд руб. В первые два года регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга, что, по оценке президента, позволит субъектам «вызволить» 438 млрд руб.

Вместе с тем за 2017 год число регионов, находящихся в «зеленой зоне» (госдолг в размере менее 10% от собственных доходов регионального бюджета), выросло с девяти до одиннадцати. Сейчас ним относятся Ханты-Мансийский автономный округ, Владимирская область, Республика Крым, Санкт-Петербург, Приморский край, Ленинградская область, Алтайский край, Москва, Тюменская область, а также Севастополь и Сахалинская область (в последних двух регионах государственной задолженности вообще нет).

Регионы отказываются от помощи банков

Совокупный объем госдолга регионов России в прошлом году незначительно снизился (на 1,6%) и составил 2,315 трлн руб., следует из данных Минфина. В структуре совокупного госдолга регионов по состоянию на 1 января 2018 года бюджетные кредиты составляли 43,64% от общего объема. Годом ранее данный показатель был 42,09%, следует из исследования НРА.

«Федеральный центр продолжает политику предоставления регионам дешевых бюджетных кредитов, однако объемы такого финансирования постепенно сокращаются и претендовать на него могут в основном слабые регионы, в то время как сильным приходится искать альтернативные источники долгового финансирования», — пишет агентство.

Что касается банковских кредитов (почти 667 млрд руб. на 1 января), их доля в структуре госдолга регионов продолжает снижаться (с 34,36 до 28,81% в 2017 году). Доля же государственных долговых ценных бумаг, наоборот, растет (с 19,44 до 23,69%). По мнению авторов исследования, данная тенденция свидетельствует о том, что для регионов более привлекательным вариантом становится выпуск облигаций, а не получение банковских кредитов.

«Долговые ценные бумаги регионов России пользуются спросом у инвесторов (большая часть облигаций субъектов РФ торгуются выше номинала), а текущие рыночные условия делают их размещение более выгодным по сравнению с привлечением кредитов от коммерческих банков», — говорится в отчете.

По итогам 2017 года 52 субъекта уменьшили свой государственный долг, следует из оперативного доклада Счетной палаты об исполнении бюджета . Наибольшее сокращение госдолга отмечено в Челябинской области и Москве — в 1,8 раза, Ленинградской области — в 1,6 раза, Приморье — на 29,8%, Ямало-Ненецком автономном округе — на 25%.

Рост госдолга, по данным Счетной палаты, был зафиксирован в 31 субъекте. Среди «отличившихся» регионов аудиторы называют Санкт-Петербург — в 2,5 раза, Камчатский край — на 37,9%, Мордовию — на 24,3%, Республику Адыгея — на 21,7%, Тульскую область — на 18,7%.

При этом, как отмечает ведомство, сохраняется зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета. «Доходы восьми су​бъектов на 1 января 2018 года более чем на 60% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ», — следует из доклада. Речь идет об Ингушетии, Чечне, Тыве, Дагестане, Республике Алтай, Крыме, Карачаево-Черкесии и Калининградской области.

Выбор редакции
В английском графстве Уилтшир излюбленным местом туристов является знаменитый – причудливое каменное сооружение. Глыбы стоят в форме...

«Столица Лондон» - Знакомство со столицей Великобритании. Буклет учителя: Был бы Лондон таким популярным если бы в нем не было Big Ben?...

Tax Free - система возврата налога на добавленную стоимость, которой активно пользуются путешественники. Еще бы, ведь таким образом при...

Елена Степанова На мой взгляд, ничего особенного там попробовать не получится. Шашлык в Армении ничем не отличается от шашлыка у нас....
Страховка в Китай 2019 — сколько стоит, где купить, брать ли с франшизой или без. Медицинская страховка в Китай продается в нескольких...
Знойное лето – настоящее испытание для жителей больших городов. Пышущие жаром раскалённые камни и асфальт улиц и площадей заставляют...
Замок Эльц – прекрасный памятник архитектуры среди живописных холмов и густых лесов Германии. Он долгое время был резиденцией...
30.12.2016 17:34 На странице " " появились мини-игры. В этом разделе бойцы могут выиграть дополнительные призы. Список игр Лотерея...
Мы летим в разведывательном вертолете спецподразделения "Альфа". Кругом ни души... Но не надолго. Вертолет подбит, и Сэм Стоун...