Система крепления nnn и sns отличия. Лыжные крепления


Узнай, какие типы горнолыжных креплений существуют!

Для чего нужны горнолыжные крепления

Горнолыжные крепления выполняют две основные задачи:

  • Передают на лыжи усилия для управления ими;
  • Должны отстегиваться при вероятности травмы.

Чем жестче закреплен ботинок, тем точнее ведение лыжи во время катания. На первый взгляд, ботинки и так жестко пристегнуты к лыжам, но это только на первый. Ботинки находятся в постоянном движении относительно креплений. При несильных ударах, вибрации или скручивании ног крепления позволяют ботинкам смещаться из первоначального положения, тем самым амортизируя нагрузки. Затем ботинок возвращается в обычное положение.

Если появляется угроза получения травмы ног, например при падении, крепления должны вовремя отстегнуться. Чтобы они сработали в нужный момент, необходимо правильно выставить усилие DIN на передней и задней частях креплений. Чем выше значение DIN, тем большее усилие требуется приложить, чтобы крепления отстегнулись.

Нельзя выставлять и заведомо низкое значение DIN - лыжа может отстегнуться в самый неподходящий момент, например когда вы выписываете красивую дугу на глазах у завороженной публики (помните, горные лыжи - это спорт под названием «посмотрите на меня»?). Мало того, что вы ударите лицом в снег на людях, так еще и получите травму. Значение DIN должно быть выверенное. А выверить его лучше у специалиста надежного поката или горнолыжного магазина.

Примерное значение DIN можно получить на сайте dincalculator.com (англ.).

Если говорить обо мне, то у меня на трассовых и на лыжах для фрирайда выставлены разные значения DIN. Для трассы они выше.

Теперь подплываем ближе к основным видам горнолыжных креплений!

Горнолыжные крепления — классические

Нет такого понятия «классические крепления», это я придумал, чтобы отделить эту категорию. На Западе этот вид живет под именем Alpine Ski Bindings.

Это самый массовый сегмент горнолыжных креплений, в них катаются все: спортсмены, любители трасс, фрирайдеры, обитатели парков и многие другие. Чтобы угодить каждой группе катающихся, производители выпускают огромное количество модификаций, но это тема для будущего погружения.

Ботинки в «классических» креплениях зажаты намертво и постоянно.

Для таких креплений подходят все горнолыжные ботинки, кроме некоторых нишевых, о них читайте ниже.

Ценовой разбег в категории колоссальный, от 2000 до 30 000+ руб. - каждый подберет себе по карману и уровню катания. Дорогие крепления, как правило, - это спортивные, а дешевые, понятно, начального уровня.

Главный минус обычных горнолыжных креплений - они непригодны для восхождений на лыжах, для этого выбирают крепления для ски-тура.

Горнолыжные крепления для ски-тура — рамные

Рамными их называют потому, что передняя и задняя части соединены элементом, рамой. Рамы бывает различной конструкции — например, трубками различной формы в сечении.

Это крепления Salomon Guardian. Как они устроены и функционируют рассказывается в видео:

По сути, это «классические» крепления, но уже с возможностью поднять пятку ботинка над лыжей. Для чего? Для того, чтобы начать двигаться в гору! Теперь закреплен только носок ботинка, как на беговых лыжах, а пятка может двигаться в вертикальной оси.

Улыбнемся? Вот вам пример ребят, пытающихся заползти на гору на обычных креплениях:

Как только уклон горы немного подрос, у бедняг начались очень серьезные проблемы с ходьбой.

Для таких креплений все еще подходят обычные горнолыжные ботинки, но очень приветствуется наличие режима катание/ходьба. Без него смысл установки креплений для ски-тура полностью теряется.

У каждого производителя свой механизм ходьба/катание, но рычажок переключения всегда находится на задней части ботинка. После переключения верхняя часть начинает двигаться относительно нижней.

Рамными креплениями пользуются в основном фрирайдеры, ведь им приходится далеко (за пределы горнолыжных трасс) уходить в поисках глубокого и нетронутого снега.

Минусы рамных креплений для ски-тура:

  • тяжелее и дороже классических;
  • ботинок находится высоко над лыжами, требуется больше усилий для управления.

Вопрос с весом (но не с ценой) успешно решают механизмы следующей категории: крепления для ски-тура системы TLT.

Горнолыжные крепления для ски-тура — пиновые

Впервые такие крепления появились благодаря компании Dynafit, поэтому их еще называют динафитовскими. Несколько лет назад истек патент, и их изобретение начали использовать конкуренты. Другие названия: TLT (торговая марка Dynafit) и тековские (tech).

Пиновые крепления - это уже следующая ступень эволюции в снаряжении для ски-тура, совершенно другой метод соединения лыжи и ботинка. Причины появления этой разновидности - желание снизить вес креплений и приблизить подошву ботинка к поверхности лыжи, не снижая при этом удобство ходьбы. И производителям это удалось. Плата за шаг в сторону от горнолыжного мейнстрима - специальные, или адаптированные, горнолыжные ботинки (обычные не подходят) и высокая стоимость.

Ботинки с креплениями соединяются посредством четырех пинов (штырьков) - два спереди, два в задней части.

Поклонников таких креплений уже не назовешь обычными горнолыжниками. Они давно стоят на лыжах и, как правило, больше радуются движению вверх, чем спуску. А может, 50 на 50. Просто хотел сказать, что многим их не понять. Они готовы на большие траты ради уменьшения веса комплекта «лыжи-крепления-ботинки», лишь бы забираться дальше, выше, быстрее.

К минусам пиновых креплений, помимо цены и специальных ботинок, можно отнести трудности во время пристегивания ботинок. На первых креплениях надо было ювелирно совмещать маленькие отверстия на ботинках и штырьки. Со временем попадать в крепления стало легче - появились направляющие. Но в начале использования все равно потребуется терпение и сноровка. Особенно при катании вне трасс, когда операция проходит в глубоком снегу, где нет твердой и плоской поверхности.

Кардинальное отличие пиновых креплений от классических и фреймовых заключается в механизме отстегивания ботинок при опасных перегрузках. У всех пиновых (кроме Diamir Vipec 12) срабатывает пятка (задняя часть), а носок после этого пассивно высвобождается. Это усилие высвобождения носка не регулируется, а только есть возможность отключения на подъеме (для исключения случайного срабатывания на подъеме). К сожалению большинство лыжников на спуске не переключают на катание, а едут в положении подъем, т.е. с отключенным срабатыванием. Это обусловлено тем, что на спуске возникают слишком большие усилия, ведущие к срабатыванию (ТЛТ разрабатывался еще тогда, когда не было широких лыж) .

А после загульного апре-ски накануне без успокаивающих нервы и стабилизирующих движения 150 граммов попадание в крепления может вообще стать невыполнимой миссией. Придется просить помощи у окружающих. Так что если решитесь на покупку пиновых креплений, готовьтесь к трезвой жизни в горах.

Горнолыжные крепления для телемарка

Горнолыжные крепления для телемарка - это редкость, как и сами телемаркеры. Во всяком случае в наших краях. В Норвегии, на родине этого стиля катания, возможно, их больше.

Бывает, проходят недели в горах, а они так и не появляются на горизонте. Но если вы вдруг увидите человека, который каким-то угловатым способом передвигается по склону, знайте: вот он. Этот стиль катания вприсядку ни с чем не спутаешь!

На видео видно, насколько просты в конструкции крепления для телемарка. Это же является преимуществом - они невероятно надежны. Такие крепления называются 75-миллиметровыми.

Если в ски-туровских креплениях пятка должна быть свободной - чтобы двигаться на лыжах вверх, то в телемарке это необходимо и для спуска.

Для таких креплений нужны особые ботинки. Явные визуальные отличия от других ботинок - «гармошка» в области подъема ноги и длинный выступающий «язык» подошвы в носке - плюсна (см. фото внизу).

Горнолыжные ботинки для телемарка с «гармошкой»

Горнолыжные ботинки для телемарка с плюсной

Кстати, в телемарке прогресс тоже не стоит на месте - крепления усовершенствуются. На картинке с ботинком (где упоминается «гармошка) изображен принципиально новый механизм крепления - без задней части. Это крепления NTN - New Telemark Norm, «новая норма телемарка».

Сравните:

Выделенный на картинке элемент захватывает переднюю часть подошвы, оставляя пятку свободной. Такие крепления требуют специальных ботинок:

Смотрите: плюсна совершенно другая, но «гармошка» все та же.

Больше узнать об этом удивительном стиле катания и снаряжении для него можно на сайте телемаркеров telemark.ru .

Заключение

Вот, пожалуй, и все. Это было недолгое, но познавательное путешествие в один из уголков обширного горнолыжного океана. Ландшафт дна постоянно меняется, и мы уверены, что через 10 лет мы его не узнаем. А это значит, что для нашего изыскательного аппарата сайт всегда найдется работа - проливать свет на неизведанные глубины подводного горнолыжного мира.

Как всегда, просим дополнять материал комментариями, ведь именно ваша обратная связь дает нам понимание, куда плыть в следующий раз.

Всплываем…, нет, одну секунду…

Если статья была полезной, а батискаф пришелся по душе, тогда и получайте горнолыжную пользу прямо на почту (никакого спама!).

Лыжи сегодня производят самого разного назначения – для новичков и опытных спортсменов, для бега или гор.

Соответственно, модели различаются по материалам, из которых они изготавливаются, длине и ширине и обязательно по типам креплений.

Поскольку от выбранных креплений зависит выбор лыжной обуви, а иногда требуются даже особые конструктивные решения в устройстве самих лыж, вопрос с ними следует решать в первую очередь.

Крепления ретро-стиль

Считаются устаревшими, но все еще используются крепления, известные как NN-75 . Это те устройства, что родители нынешних спортсменов привыкли именовать жесткими.

Состоят они из пластины со штырьками и прижимной скобы. Ботинки для таких креплений должны иметь соответствующие отверстия в подошве.

Такие крепления очень дешевы, но постепенно вытесняются другими конструкциями.

Утверждается, что они не позволяют использовать коньковый ход (хотя советским лыжникам-непрофессионалам это как-то удавалось). Но факт, что эта система оставляет пятку незафиксированной.

Современная мода — SNS и NNN

Наиболее распространенные сегодня типы креплений для беговых лыж называют SNS и NNN . Каждая из них требует особого типа обуви, совместимость между ними отсутствует (хотя она возможна внутри одной группы креплений).

Обе эти системы отличаются наличием вместо штырьков своеобразных направляющих (в первом случае – одного, во втором – двух), которые надежно фиксируют ногу с помощью аналогичных желобков в подошве ботинок.

Оба типа крепления различают по жесткости. Определяется она показателями резинок, в которые упирается ботинок при толчке. Их можно различать по цвету либо нанесенной числовой маркировке. Крепления SNS для конькового хода выпускают иногда со специальными пружинами вместо резинок.

Система NNN же отличается более близким к стопе (почти под пальцами) расположением фиксирующей пружины, что также облегчает перемещение «коньком».

В обоих этих типах присутствуют разновидности, застегивающиеся автоматически и требующие работы руками. Опытные спортсмены обычно выбирают SNS с ручным застегиванием (они надежнее), а новички – NNN с автоматикой (они дешевле). Крепления этих типов подходят под любой размер обуви.

Техническая новинка NIS

Еще один тип лыжных креплений для беговых лыж появился в 2005 году. Его условное обозначение – NIS . Разница здесь не в принципе фиксации ботинка, а в подходе к идее установки самих креплений на лыжах.

Их можно крепить без шурупов, очень быстро, а также передвигать вдоль лыжи. Проблема в одном – для этого годятся только лыжи, на которые фабричным способом уже установлена соответствующая платформа.

Специальной обуви в этом случае не нужно – подойдут ботинки с подошвой стандарта.

Если же спортсмен намерен делать на лыжах только первые шаги, ему лучше первое снаряжение приобретать сообразно рекомендациям консультанта-профессионала.

И не нужно стремиться немедленно купить все самое дорогое – такое оборудование предназначено для профессионалов, а новичкам подойдут совсем другие модели и конструкции.

Видео по теме креплений


При выборе креплений необходимо учесть, что существуют несколько стандартов: NN 75, NNN, Prolink, SNS Pilot и SNS Profil. После того, как выбор ботинок сделан, можно приступать непосредственно к выбору модели креплений. От них зависит то, с какой точностью передаются усилие и задается направление скольжения лыжи. Некачественные крепления могут испортить все ощущения от катания, даже если все остальное оборудование отвечает самым высоким требованиям.

NN 75 (Nordic Norm, 75 мм) – это морально устаревший стандарт. Такие крепления отличаются, прежде всего, низкой ценой. Мысок ботинка жестко крепится с помощью металлической скобы за стержни, однако стопа относительно лыжи фиксируется плохо. Коньковым ходом с таким креплением кататься практически невозможно. Такие крепления не представлены в нашем магазине.

Крепления системы SNS разработанного компанией Salomon. Эти крепления имеют только одну, но широкую продольную направляющую. Крепления SNS делятся на два типа: SNS Profil и SNS Pilot.


SNS Profil – это универсальные крепления, как правило, прогулочной направленности с одной осью крепления. Крепления SNS Profil подходят для ботинок SNS Profil и SNS Pilot. Однако ботинки SNS Profil подходят только к креплениям SNS Profil.


SNS Pilot имеют более спортивную направленность и имеют две оси крепления. Крепления SNS Pilot подходят только к ботинкам SNS Pilot, а ботинки SNS Pilot подходят к обоим типам креплений SNS Pilot и SNS Profil.


NNN (New Nordic Norm ) и PROLINK , имеют две продольные направляющие для стабилизации подошвы ботинка и одну ось зацепления. Существуют различные модификации этих креплений, предназначенные как для классического, так и для конькового хода. Крепления NNN и PROLINK полностью совместимы между собой.

Система SNS Pilot

Лыжные крепления SNS Pilot, продвигаемая компанией Salomon представляет лыжнику довольно интересную двухточечную систему соединения ботинка и крепления. Спереди находится обычная поперечная планка (2), сзади – скоба с пружиной (1). Вдоль крепления расположен один центральный выступ.

Такой подход исключает поперечные колебания ботинка относительно лыжи, тем самым увеличивая стабильность и устойчивость.

Система NNN

Разработанная компанией Rotefella система лыжных креплений NNN использует одноточечное сопряжение крепления и ботинка, при этом применяется двойной резиновый флексора. Вдоль крепления расположены две тонкие направляющие для обеспечения поперечной стабильности ботинка.

Использование специальной NIS-платформы для соединения крепления и лыжи позволяет быстро и просто устанавливать крепления и при необходимости незначительно смещать их в зависимости от технических особенностей конкретного лыжника.

Сравнение креплений SNS Pilot и NNN

Поперечная стабильность

Несмотря на различия в способах обеспечения поперечной стабильности ботинка относительно лыжи, существенной разницы я не заметил. Несмотря на более жёсткую фиксацию в системе SNS Pilot, ощущения от катания с креплениями NNN (использовалась модель Rotefella SSR Skate) не позволяют говорить о снижении поперечной стабильности.

Сила толчка

Говоря о силе толчка следует сказать о длине рычага. Крепления SNS Pilot крепятся к лыже с использованием обычных шурупов, а высота платформы составляет пару миллиметров. Таким образом ботинок минимальным образом поднят над лыжей.

Крепление Rotefella NNN устанавливается на платформу NIS к тому же сама высота платформы крепления существенно выше, чем у SNS Pilot.

Таким образом более “высокое” крепление от Rotefella обеспечивает более сильный толчок, поскольку за счёт более высокого крепления фактически увеличивается длина ноги, а значит и рычаг.

Устойчивость

Более высокое крепление системы NNN от Rotefella поднимает центр тяжести ботинка над лыжей. За счёт этого устойчивость лыжника несколько снижается по сравнению с системой SNS Pilot, где центр тяжести расположен максимально низко.

Выбор ботинок

Сейчас крепления системы NNN активно продвигаются производителями лыж путём установки на большинство моделей лыж платформы NIS. Поэтому выбор ботинок под крепления NNN существенно более обширные. Такие топовые бренды, как Fischer, Alpina, Madshus, Rossignol предлагают покупателям модели разного профессионального уровня на любой вкус и кошелёк.

Что касается креплений SNS Pilot, то выбор профессионала может быть фактически единственным – лыжные ботинки Salomon

Какие крепления лучше – SNS Pilot или NNN? Как выбрать?

Безусловно, выбор креплений – дело вкуса. Я, давно завершивший выступления в профессиональных соревнованиях, не заметил принципиальной разницы в использовании лыжных креплений той или другой системы. Все отличия в деталях.

Поэтому я бы посоветовал выбирать систему лыжных креплений, отталкиваясь от подбора удобных ботинок. Вряд ли та или другая система позволит улучшить результаты, если после каждой тренировки спортсмен будет уходить с больными ногами.

Мой выбор на данный момент – лыжные ботинки Alpina ESK Elite Skate Pro и, как следствие, крепления Rotefella SSR Skate системы NNN.

Что делать, если на выших лыжах не установлена платформа NIS, а вы остановились на креплениях NNN? Проблема решаема – , о которой я писал ранее.

До встречи на лыжне в следующем сезоне!

Выбрать лыжные крепления становится сложнее из-за борьбы брендов за удержание клиента. Если до 2015 года была только бесшурупная платформа NIS, которую все без проблем сверлили и ставили любые крепления, то с 2016 года все усложнилось. Появилась система IFP с новой платформой, на которую не так просто поставить крепления на шурупах без переходника. Теперь выбор креплений – головная боль для непосвященного в эти маркетинговые войны пользователя.

В статье кратко и понятно рассказываем о типах лыжных креплений, платформ, их совместимости и какую лучше выбрать.

Виды лыжных креплений: отличия SNS, NNN и Turnamic, совместимость

На конкуренции систем SNS и NNN выросло не одно поколение лыжников, к этому уже все привыкли – отличие SNS от NNN в количестве направляющих. В 2005 году NNN перешла на бесшурупную платформу NIS и постепенно отказалась от креплений на шурупах. В 2016 году выходит система IFP с креплениями Turnamic – с ней выпускаются только лыжи Fischer и Rossignol. Salomon и Atomic выпускают свою систему Prolink – аналог NNN, только на шурупах. Теперь разберемся в этой чехарде, чтобы все стало понятно.

Лыжные крепления NN75

Устаревшая система креплений Nordic Norm 75 . Не имеет никаких преимуществ, кроме цены. Редко встречается в продаже и даже в лыжных прокатах.

Крепления стандарта NN 75

Лыжные крепления SNS (Salomon Nordic System )

Система французского бренда Salomon, со временем ее стали копировать неизвестные производители, в том числе китайские. Крепления SNS отличаются одной широкой направляющей. Делятся на Pilot (2 скобы крепления ботинка) и остальные с одной точкой крепления (без слова Pilot в названии). Все крепления этой системы ставятся на шурупы в просверленные лыжи.

Ботинки SNS совместимы с креплениями:

  • Salomon Profil и SNS Access
  • Salomon Pilot (крепления Pilot подходят только к ботинкам Pilot, ботинки Pilot подходят к любым креплениям SNS)

Совместимость лыжи-крепление:

  • Крепления SNS ставятся на шурупы на любые лыжи

Подошва ботинка SNS Pilot

Лыжные крепления NNN (New Nordic Norm )

Система норвежского бренда Rottefella. Крепления NNN существуют на шурупах и бесшурупных платформах. В 2016 году вышла система креплений Turnamic и ботинки с подошвой Turnamic (Fischer, Rossignol) – аналогичны подошве NNN, ботинки полностью совместимы. Salomon и Atomic не остались в стороне, а выпустили свои крепления Prolink – те же NNN, но на шурупах.

Ботинки NNN и Turnamic совместимы с креплениями:

  • Rottefella NNN, NIS , Move
  • Fischer Turnamic и Rossignol Turnamic
  • Salomon Prolink и Atomic Prolink

Совместимость лыжи-крепления:

  • Крепления Rottefella NIS только на платформы NIS
  • Крепления Turnamic только на платформы IFP
  • Крепления Prolink только на шурупах (можно просверлить любую платформу, но об этом ниже)

Подошва ботинок NNN и Prolink. Turnamic совместима, но идет без протектора в средней части.

Коньковые и классические крепления

Крепления делятся на коньковые и классические. На креплениях для коньковых лыж флексор (резинка) более жесткий, а на SNS Pilot есть вторая точка фиксации ботинка. Крепления для классических лыж имеют более мягкий флексор. В любительских комбинированных креплениях стоит универсальный флексор, который подойдет только для катания классикой и прогулок.

В коньковом ходе лыжа будет болтаться на мягком флексоре в фазе проноса. В классике наоборот нужен флексор помягче, чтобы не мешал работе стопы и отталкиванию. Обязательно обратите внимание при покупке, для какого стиля предназначены крепления.

Какие крепления для лыж лучше: механические или автоматические

Все производители имеют в своей линейке автоматические и механические крепления. Автоматические защелкиваются сами, а отстегиваются вручную. Механические – застегиваются и отстегиваются вручную.

  • Автоматические крепления менее надежны и предназначены для прогулок на лыжах, стоят значительно дешевле механических. Могут отстегиваться в самый неподходящий момент, если перед катанием в механизм забился снег.
  • Механические крепления надежные и долговечные, предназначены для тренировок и соревнований, выдерживают большие нагрузки. Стоят дороже, но работают как часы – не отстегиваются в неподходящий момент, механизм не замерзает.

SNS или NNN: какая система лучше?

Маркетинг и война патентов вынуждают лыжников идти на компромиссы. В этой войне не стали огораживаться только Salomon и Atomic – выпустили ботинки с разными подошвами под разные крепления. В статье , мы писали, что лучше выбирать крепления под ботинки, а не наоборот. Нельзя сказать, лучше NNN или SNS – обе надежные и качественные. Единственное, что может остановить от покупки ботинок SNS – они постепенно теряют популярность, в продаже их становится все меньше. К тому же многие не хотят сверлить свои новые лыжи, если их можно не сверлить.

Крепления какого бренда выбрать?

Ответ, наверное, предсказуем. По возможности выбирайте крепления именитых брендов, таких как Salomon, Rottefella, Fischer, Rossignol, Atomic. Они будут дороже российских и китайских аналогов, но изготовлены из прочного, морозоустойчивого пластика и проходят жесткий контроль качества. У российских и китайских аналогов выше процент брака, хуже качество, но ниже цена.

В чем преимущества NIS и Turnamic перед креплениями на шурупах?

Основное преимущество отнюдь не в упрощении монтажа, а в возможности перемещать крепление по лыже и адаптировать работу лыж под свои нужды. Это удобно в классике, когда смещением можно регулировать держание лыж. Сдвинув на пару щелчков вперед, получите лучшее держание, но чуть пострадает скольжение. Сдвинув назад – наоборот, скольжение улучшится, но держание станет хуже. На регулировать держание и скольжение можно только сдвигом креплений.

В коньковом ходе смещением креплений настраивается соотношение устойчивость/скорость. Смещение вперед увеличивает устойчивость лыж, смещение назад – уменьшает устойчивость, но увеличивает выкат. Эффект не столь значительный, как на классике.

Как установить крепления NIS и IFP на лыжи без платформы?

Платформы NIS и IFP продаются отдельно и устанавливаются шурупами на любые лыжи.

Как установить крепления SNS на лыжи с платформой NIS и IFP?

Как пользоваться креплениями NIS?

Как пользоваться креплениями IFP Turnamic?

Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению. 🙂

Выбор редакции
30.12.2016 17:34 На странице " " появились мини-игры. В этом разделе бойцы могут выиграть дополнительные призы. Список игр Лотерея...

Мы летим в разведывательном вертолете спецподразделения "Альфа". Кругом ни души... Но не надолго. Вертолет подбит, и Сэм Стоун...

Синий кит – самый крупный представитель отряда китообразных и всего класса млекопитающих. Синий кит (Balaenoptera musculus , голубой...

Ватикан - это самое маленькое государство в мире, как по площади, так и по количеству жителей. Но этот небольшой уголок, уютно...
Прага (чешск. Praha) - столица Чехии, один из красивейших городов Восточной Европы, сохранивший очарование Средневековья. На 31 декабря...
Здравствуйте, друзья! Во время нашего осеннего путешествия мы жили на курорте Горки Город . Пришла пора рассказать, чем отличается...
Человек рожден всеядным, но не многие готовы принять этот факт, как сигнал к действию и попробовать самые экзотичные и странные блюда....
Осло (Норвегия) – самая тихая и уютная скандинавская столица с размеренным жизненным ритмом. По улицам этого города не ходят, а...
Полезные данные для туристов о Литве, городах и курортах страны. А так же информация о населении, валюте Литвы, кухне, особенностях...