Нотр-Дам де Руан. Руанский собор – воплощение величия нормандской готики


Руан – нормандский город на севере Франции . Готические памятники средневековья наполняют воздух непередаваемым ощущением таинственности и романтики, присущим этому времени. Небольшие улочки с плотной застройкой специфической архитектуры северной Европы только дополняют и без того мистическую картину.

За несколько месяцев до поездки, находясь еще дома, я глядел в монитор компьютера и рассчитывал варианты путешествия. Выделяя на Париж неделю, я великодушно отрядил два дня на выезд. Открыв карту Гугла , я внимательно вглядывался в окрестности Парижа и выявлял более-менее интересные города для посещения. Параллельно мониторил сайт французских железных дорог на предмет цены перемещения. В принципе всё было логично – чем меньше расстояние, тем дешевле.

Но была еще одна небольшая особенность – чем удобнее время поездки, тем она дороже. Т.е. совсем рано или совсем поздно можно добраться практически в два раза дешевле. И это меня сильно радовало. Перепробовав массу разных вариантов и изучив информацию в сети, я определился с местом и временем. Выбор пал на город Верхней Нормандии Руан .

Руан – история города

Руан — город достаточно древний. Историки предполагают, что он был основан кельтскими племенами еще в античные времена. И назывался он тогда Ротомагус (Rotomagus) . Во времена Древнего Рима на правом берегу Сены были построены термы и амфитеатр. Это говорит о том, что Руан был достаточно важным для римлян. Ведь в те времена каждый уважающий себя город должен был иметь амфитеатр.

Своего расцвета Руан достиг в средние века. В IX веке его повадились опустошать суровые норманны. И вскоре так им понравилось сие занятие, что они решили просто его захватить, да начать там жить. Так он стал столицей герцогства Нормандия . С этого времени Руан становится крупным портовым городом и начинает вести активную торговлю с Парижем .

В начале XIII века, благодаря нескольким неудачным войнам, Нормандия теряет свою независимость и входит в состав Французского королевства .

Находясь на севере Франции , Руан частенько являлся центром боевых действий. Особенно любили завоевывать его англичане. Во времена Столетней войны между Англией и Францией город был одним из важных стратегических пунктов.

Сейчас Руан не так велик, как в далеком прошлом, но это не мешает ему своими историческими местами и панорамными пейзажами заманивать в сети разнообразных любознательных путешественников. Чаша сия не минула и меня.

Из Парижа в Руан

Выйдя из отеля с утра пораньше, мы бодрым пешим шагом отправились на уже известный, благо идти было минут 15. Там нас поджидал поезд до Руана . Утренняя прогулка окончательно раскрыла глаза, и день начался.

На руках были распечатки билетов. Сами билеты были куплены еще дома за пару месяцев до поездки по цене 40 евро на двоих туда и обратно. В 8-20 утра мы тронулись, а в 9-50 стояли на вокзале Руана . Самый прозорливый читатель уже посчитал, что в пути мы провели всего 1,5 часа. Если учесть, что расстояние от Парижа до Руана около 130 км, то всё сходится.

От железнодорожного вокзала Gare de Rouen-Rive-Droite идет улица Жанны д’Арк (Rue Jeanne d’Arc ), по которой мы и отправились на осмотр города.

После Парижа город показался тихим, скромным и провинциальным. Скорее всего, он такой и есть. Народу на улице было совсем мало. Быть может, дело в том, что было воскресенье, да еще и утро. Но с течением дня народу так и не прибавилось – тихое и безлюдное место, что лично меня весьма порадовало – так как хотелось погулять по городу в спокойной обстановке французской провинции.

По улице Жанны д’Арк дошли до небольшого парка, в который не преминули заглянуть. В пустынном парке в маленьком пруду плавали лебеди. Мы стояли и умилялись, глядя на этих невозмутимых птичек.

Также нас неописуемо (слово то какое подходящее) порадовало наличие в парке бесплатного биотуалета, так как нам он уже понадобился.

Биотуалет в Руане — хоть живи там

Туалет отличался от российских синих практичных кабинок весьма существенно. Раковина с водой, мыло, бумага, сушилка – всё в наличии. Це ж «загнивающая» Европа , куда деваться. Примерно такой же туалет я наблюдал на территории Кремля . Ну, это к слову 🙂

Сделав все свои самые важные дела, мы двинулись на осмотр основных достопримечательностей Руана .

Руан – достопримечательности

Пройдя через парк с лебедями, мы вышли к Музею Изящных Искусств . Выглядит он не менее изящно, чем то что находится внутри. Хотя мы туда не заходили, но почитав информацию в сети, я понял, что музей весьма неплох.

Музей Изящных Искусств (Musée des beaux-arts de Rouen) в Руане был основан в 1809 году. Как известно, в это неспокойное время перемен, начавшееся после Французской революции , к власти пришел Наполеон . И он осуществил немало победоносных военных походов, сопровождавшихся неслабым разграблением поверженных территорий. Это были «сытные» времена для французских музеев.

Самые «сливки», конечно же, «снимал» Лувр . Но и регионам доставалось достаточно. В том числе и руанскому Музею Изящных Искусств . Коллекции росли, и к середине века места стало маловато. Было решено возводить новое здание музея. Так в 1877-1888 годах появилось здание современного Музея Изящных Искусств в Руане .

Руан – столица импрессионистов, и поэтому в музее одна из самых больших коллекций художников данного направления живописи. Среди них 11 картин основателя импрессионизма Клода Моне , в том числе одна из 50 картин цикла «Руанский собор» . Также имеется коллекция русских икон XVI-XIX веков.

Сразу за музеем скромненько стоят два готических здания. Бродя вокруг, мы предполагали, что это церкви. Лишь потом, уже после поездки, я узнал, что одно из этих зданий – это Музей Ковки , и внутри огромное количество соответствующих изделий. Такая информация стала для меня крайне неожиданной, и я понял, что плохо не знать местного языка, так как на здании была вывеска о том, что это музей. И мы, естественно, ничего не поняли, когда ее прочли.

Руан еще со средних веков прославился на всю Европу своими умелыми кузнецами. Плюс, наличие речного порта способствовало активной продаже и популяризации своих продуктов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что музей кованных изделий открылся именно здесь.

Музей Ковки (Musée Le Secq des Tournelles) открылся в 1921 году в бывшем здании церкви, построенной в далеком XV веке. Коллекция музея считается одной из самых больших в мире, и до сих пор регулярно пополнятся. В ней представлены, как произведения искусства, не имеющие особой практичной ценности, так и простые предметы быта средних веков. Многие экземпляры неординарны и эксклюзивны. Почитателям разнообразных ажурных железных штуковин будет интересно там побродить.

А если учесть, что все эти предметы древности вписаны в интерьер готической церкви, то станет еще интереснее там побывать, и насладиться средневековым антуражем.

Мы же решили им насладиться как-нибудь в другой раз. Если бы мы остановились в Руане на 2-3 дня, то по музеям был бы резон прогуляться, а в нашем случае однодневной поездки времени особо не было на степенное расхаживание средь предметов старины. Поэтому мы двинулись далее.

Соседнее с музеем здание до сих пор является для меня загадкой. Какая-то заброшенная церковь без табличек и прочих опознавательных знаков.

Очевидно, что раньше в этом здании была церковь. Что с ней случилось совершенно не ясно. Выглядит всё запустело, уныло, и даже мрачновато. Было ощущение, что сейчас из-за угла выскочат негры и нападут. Если бы на дворе стоял вечер, точно наверняка выскочили бы 🙂

Далее, по улице Rue Jean Lecanuet дошли до площади Шарля де Голля (Place du Général de Gaulle) , на которой расположилось административное здание мэрии города, а в центре площади памятник Салавату Юлаеву (привет Уфе 😉) генералу де Голлю на лошади. Это я так подумал, блуждая в лабиринтах логики. Раз площадь де Голля, то и памятник ему.

Оказалось, что это никакой не де Голль , да и откуда у него вдруг взялась лошадь. Памятник оказался самому обыкновенному императору Наполеону I . Справа от площади возвышается готика в виде церкви Аббатства Сен-Уэн .

Аббатство Сен-Уэн

Аббатство Сен-Уэн (Abbaye Saint-Ouen de Rouen) основано в далеком 553 году. В качестве основного собора была построена небольшая базилика. До того, как норманны начали «озорничать» на этих территориях, аббатство считалось одним из самых влиятельных. Но в IX веке пришли норманны и разорили его.

В XI веке во времена сильного Нормандского герцогства на месте старой базилики выстроили новую церковь – на этот раз в романском стиле. Но и ей пришлось не сладко. В 1248 году она сгорела.

В XIV веке неугомонные монахи начали очередное возведение церкви, на этот раз в готическом стиле. Ей повезло больше остальных – она дожила до наших дней, и радует глаз каждого посетителя Руана .

В наши дни никакого аббатства там, конечно же, не сохранилось. Здание, где жили монахи, в начале XIX века сделали мэрией Руана , а монашеский сад при церкви стал садом мэрии.

В самой же церкви тоже службы давно не ведутся, так как действующей она не является. Там периодически проходят концерты и выставки.

Лично мне такие церкви нравятся, поэтому пришлось немного полазить вокруг да около, подышать запахом камня XV века. Да и вообще, весь ансамбль церковь-ратуша-площадь симпатичен – чисто, опрятно и зелено. За строениями милый зеленый садик. И нет китайских туристов, да и не только китайских, совсем никаких нет.

От церкви Сен-Уэна направились вдоль по улице Rue des Boucheries Saint-Ouen , плавно перетекающей в улицу Rue Damiette . Сама по себе улочка впечатляет – домики жмутся друг к другу, как футболисты в «стенке».

Архитектура домиков в фирменном северном стиле под названием фахверк. «Фахверк» родом из Германии, но гордые французы строили практически такие же дома. Но стиль свой называли почему-то «коломбаж». Кто у кого украл стиль спорить не будем, пусть этим займутся те, кто получает за это деньги:-).

Вертя головами направо-налево, так и добрались до следующего пункта нашего путешествия – церкви Сен-Маклу .

Церковь Сен-Маклу (Église Saint-Maclou) строилась с 1435 по 1521 года. Одна из ярких представителей стиля «пламенеющая» готика. Сильно пострадала во время знаменитой высадки в Нормандию союзных войски во Вторую Мировую Войну . Получила два снаряда в «туловище», но была разрушена не полностью, что дало возможность после войны ее восстановить.

Готика действительно «пламенеющая», как пишут интернеты. Я с ними согласился. Очень готично и очень пламенеюще. Подобраться к ней поближе толком не удалось, так как в это время она была огорожена, и там шли ремонтные работы. Говорят, сейчас они уже завершены, церковь почистили, и теперь она еще красивше.

Также церковь интересна «чумным» кладбищем Сен-Маклу , находящимся по соседству.

Мы прошли по улице Rue Martainville вдоль церкви и увидели слева небольшие раскрытые ворота и стрелочку, приглашающую пройти внутрь. Слегка заинтриговавшись, мы согласились с приглашением и вошли.

Просочившись через невероятно узкий коридор-переулок, мы оказались в странном мистическом месте. Квадрат из старинных деревянных черных и мрачных домов, внутри небольшой сад. На лужайке «растут» разнообразные части тела, видимо из камня (навряд ли настоящие).

Части тела на кладбище Сен-Маклу в Руане

На стенах домов повсюду черепушки и какие-то загадочные символы и надписи. Ощущения специфические, как – будто находишься в склепе.

Прогулявшись и впав в небольшое смятение и задумчивость, мы вышли обратно. Как обычно, постфактум мы узнали, что это старое кладбище Сен-Маклу , на котором хоронили людей, погибших от чумы. Новых мертвецов закапывали в землю, а старые кости выкапывали и заботливо размещали на верхних этажах этих самых домов.

Одно время на первом этаже была даже детская школа. Я до сих пор пребываю в легком шоке от всей этой истории. Зашли мы туда случайно и не думали не гадали о том, где мы находимся. И внутреннее чувство нас не обмануло – там действительно веет каким-то злым духом смерти. Тем не менее, сходить туда было интересно.

После посещения кладбища Сен-Маклу всё пошло более-менее стандартно. Пройдя всего пару домов, мы вышли к главному религиозному сооружению Руана Руанскому Кафедральному собору . Как всегда – готический. Симпатичен, как и всё подобного рода. Частичный ремонт шел и там. Поэтому в объектив фотоаппарата непременно попадают разнообразные сооружения, которые с натяжкой можно назвать частью собора. Огромен, внушителен, и, по традиции, – красив.

Руанский Кафедральный Собор (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) строился поэтапно с 1145 по 1506 год. До начала строительства, на месте собора была базилика, которую разнесли в пух и прах норманны в IX веке. Потом построили романский храм. И в конце концов – современный готический.

Руанский Собор сильно пострадал во время бомбардировок Второй Мировой Войны . После чего был успешно восстановлен. В нем похоронен первый правитель герцогства Нормандия Роллон – выходец из Скандинавии . До сих пор норвежцы и датчане спорят о его национальной принадлежности. Почти как мы о Рюрике .

Высота собора – 151 м. В конце XIX века несколько лет считался самой высокой церковью мира, но вскоре был «переплюнут» . На сегодняшний день его «обставили» еще две церкви – Ульмский Собор (город Ульм в Германии ) и Нотр-Дам-де-ла-Пэ (в столице Кот-д’Ивуара городе Ямусукро ).

В свое время собор был облюбован Клодом Моне . Художник сотворил целый цикл, который так и назвал «Руанский Собор» 50 картин с трех разных точек в разное время года. Основная масса картин хранится в Музее Орсе в Париже .

От собора идет улица Rue du Gros Horloge , пройдя по которой можно наткнуться на знаменитые руанские астрономические часы Le Gros-Horloge . Чем-то похожи на пражские, только немного поскромнее и чуть менее информативнее – время, дни недели и лунные фазы. Серебряный шарик сверху часов говорит о том, в какой фазе луна. Судя по шару в тот день – было полнолуние (или нет:-)).

Механизм Руанских часов (Le Gros-Horloge) был изготовлен в 1389 году. Часы по праву являются самыми древними подобными часами во Франции . А механизм самым большим в мире. Диаметр циферблата около 2,5 м. В XVI веке часы поместили на нынешнее место, облагородив красивым позолоченным готическим фасадом.

Часы находятся на самой первой во Франции пешеходной улице. И она названа в их честь Rue du Gros Horloge.

«Часовая» улица Gros Horloge

Улица соединяет два больших собора и является главной туристической артерией Руана .

По пути к часам я бросил взгляд в один проулок и не смог удержаться, чтобы не пойти туда. Так заинтересовало меня это здание, которое оказалось Дворцом правосудия . Очередное готическое архитектурное строение, состоящие из огромного количества маленьких статуек, рассматривать которые можно пару лет.

Дворец Правосудия (Palais de justice) построен в XV веке. Один из ярких представителей готического стиля не только в Руане , но и в Европе в целом. Обильно «увешан» небольшими скульптурами и «веселыми» горгульями, дружелюбно глядящими с крыши здания.

Изначально задумывался как место сбора местных богатеньких буратин купцов для обсуждения насущных проблем. Потом стал главным зданием казначейства и местом размещения парламента. А в годы Великой Французской Революции играл роль суда. Да так им и остался в последствии.

Сейчас, помимо административной задачи, выполняет культурную, вмещая в себя два небольших музея.

Жаль там имеется забор, и проникнуть сквозь него сложно, да, наверное, еще и наказуемо. Не стали проверять. Лишь обошли его кругом. За дворцом встретилась интересная арка. Явно какой-то кусочек древности. Можно домысливать что там было раньше, используя воображение.

Вернулись обратно, и, пройдя через арку с часами, вскоре вышли на оживленную площадь, на которой решили немного перевести дух и собраться с мыслями. Дальше нашей занимательной поездки в Руан .

Руан – интересный город с хорошим подбором достопримечательностей, преимущественно готических. При этом сильно радует небольшое количество туристов. Спокойная и неторопливая прогулка по древнему городу, без постоянно снующих масс людей, и стояния в очереди на просмотр памятника – что может быть лучше 🙂

Руанский собор(Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери) - самый высокий собор Франции, входит в число четырех самых высоких церковных сооружений мира(высота 151 метр), обладает самой высокой чугунной башней в мире. В течение четырех лет до 1880 года был самым высоким сооружением мира, уступив первенство Кёльнскому собору.

314 год - первое упоминание о соборе. В дальнейшем церковный комплекс был полностью разрушен при набеге викингов. В начале XI века начинается строительство нового собора в романском стиле. В современном соборе в романском стиле сохранилась лишь крипта. В XII веках на смену романике в архитектуре приходят новые технологии строительства и оформления, известные как готика. И вся надземная часть собора собрала в себе черты всех этапов развития нормандской готики. К слову, местом рождения готического искусства является север Франции, где и находится столица Нормандии город Руан.



2. Общий вид на собор.


3. Вид со стороны Сены.


4. Шпили башен собора.


5. Вид со стороны южного портала.



8.. Башня Сен-Ромен(северная башня) является самой древней частью собора. Сооружение датируется 1145 годом. Её первые уровни выполнены в стиле ранней готики, тогда как последний уровень и венчающая его кровля выполнены в стиле пламенеющей готики.


9. В период Второй мировой войны, несмотря на героическую оборону, Руан был оккупирован немецкими войсками с 9 июня 1940 года по 30 августа 1944 года. Во время обороны в июне 1940 года в Руане случился большой пожар, уничтоживший весь исторический квартал между кафедральным собором и Сеной. Другие крупные повреждения город получил во время бомбёжек Нормандии союзниками с 1942 по 1944 годы, когда целями были мосты через Сену и сортировочная станция в Соттевиль-ле-Руане. Два авиа-налёта, повлекшие больше всего жертв, случились 19 апреля 1944 года, когда от авиа-ударов британских ВВС погибло 816 горожан и ранено 20 000 руанцев. Также в ходе этих авиа-налётов был существенно повреждён Руанский собор.


10. Позже, с 30 мая по 5 июня 1944 года Руан бомбили американцы, и эта неделя вошла в историю как «красная неделя»; от этой бомбёжки в Руане снова горел кафедральный собор и прилегающий к нему исторический квартал. Северная башня полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены.

11. Фасад Руанского собора до сих пор хранит память о трагических днях Второй Мировой войны.



14. После войны центр города восстанавливали и реконструировали на протяжении 15 лет согласно проекту французского архитектора Жака Гребе.

15. Южная башня(Масляная башня) появилась в 1485 году. Была построена на деньги людей, употреблявших сливочное масло во время Великого поста, а затем пожертвовавших средства ради индульгенции(искупление грехов).


16. Работа над возведение шпиля была окончена в 1877 году. Это самый высокий соборный шпиль во Франции.


17. До этого был деревянный шпиль поскромней, но он сгорел.



20. Южный портал. Один из наиболее богатых декоров в комплексе.


23. Вид на церковь Сен-Маклу.

Кафедральный собор Руанской Богоматери

Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор — одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see».

Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне — художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.

Руанский собор — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Впервые факт существования руанского епископа упоминается под 314 годом.

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения.

Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет.

В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу, что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством.

1822

А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт

.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль.

Северный неф собора.

Археологические раскопки показывают, что епископский комплекс Руана состоял из двух церквей (посвящённых Богоматери — собор — и святому Стефану), и, вероятно, баптистерия.

Часовня Богородицы со двора архиепископа.

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия во Франции страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы.

Обитель каноников собора Руана

Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.


Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни.

Самой древней частью готического собора является северная башня (башня Сен-Ромен), построенная в 1145 году.

Она полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены. Северная башня Сен-Ромен (1202 г.), высотой 75 м. увенчана колокольней в «пламенеющем стиле», тогда как Масляная башня, Тур-де Бёр (1487 г.), высотой 76 м., вся целиком выстроена в «пламенеющем стиле».

Южная башня (Масляная башня) была построена в 1485 году.

Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара.

Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, — Богоматери, третий — мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями

.Башня Санкт-Ромен

Низкая келья башни Санкт-Ромен с баптистерием(двадцатого века) и статуя Девы и ребенка (XVII-XVIII века) из больницы Бокер.

Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского

Обратный ракурс библиотечного портала собора Руана.

Тимпан центрального портала, представляющего дерево Джесси

Единственный сохранившийся изначальный портал — северный, портал Иоанна Богослова, представляющий сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Он неоднократно реставрировался после 1769 года.

Два других портала были сильно повреждены в XVI веке.

Портал Сент Этьен.тимпан

Архиепископский дворец, составляющий с собором единый комплекс, является современником готического собора.

Портал Сент-Жан.Тимпан

Обширное алтарное пространство собора окружено колоннадой, что для того времени было уже несколько архаичной чертой.

Трансепт, сооружение которого началось в 1280, интересен с конструктивной точки зрения. По его наружным углам расположены четыре башни в местном нормандском стиле, обильно украшенные розеттами. Фасады между башнями, с их сияющим кружевным декором, типичны для зрелой, т. н. лучистой готики после 1275.

Центральный фасад

В интерьере главный неф отделен от двух боковых любопытной арочной преградой, получившей название ложного трифория и расположенной выше основных аркад.

Поперечный неф

Центральный неф

Все нефы, главный и четыре боковых, четко выявлены на западном фасаде, построенном в основном в течение 13 в., а в 1509-1530 украшенном замечательным готическим каменным кружевом.

Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров.

Длина прохода 137 метров - небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Как и любой средневековый город, Руан имел свою специализацию, и даже не одну. Я, пожалуй, перечислю все сразу. С 13 века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе.

Еще больше дохода приносил бизнес на шерсти. В Руане размещались ткацкие фабрики и шерстяные склады. Наконец, уже в те годы процветала торговля антиквариатом. А что такого, вещи 10 века в 13 веке вполне могли считаться антиквариатом.

Треть населения Руана - 6000 человек - составляли евреи, а где евреи - там деньги, огранка бриллиантов и антиквариат. Впоследствии всех евреев из города изгнали, перебив их при этом немало, но ремесло задержалось, и до сих пор руанские лавки антиквариата котируются весьма высоко.

Технология витражного стекла претерпела радикальные изменения в 14 веке. Стекло сделалось более долговечным. Практически все витражи в Руане датированы 14 веком, но в этом конкретно соборе сохранились витражи 800-летней давности. Любопытно, что некоторые из них подписаны их создававшим мастером. 800 лет назад литье цветного стекла еще считалось высоким искусством индивидуальной выделки..

Витраж 13 века рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера.

По мотивам этого витража Флобер написал одну из своих трех сказок. Сама легенда о Юлиане паршивая и полна нестыковок. Якобы при рождении злые ведьмы наколдовали ему, что он убьет своих родителей. Первоначально папашка Юлиана хотел его сразу грохнуть, чтобы не доводить чадо до греха, но мать воспротивилась и заперла его в доме. В 12 лет он из дома ушел и женился (!) на вдове (?).

Несмотря на разницу в возрасте, жили они с женой неплохо, народили детишек, и как-то старики решили приехать проведать внуков. Юлиан был в поле, и его жена уложила предков отдохнуть после долгой дороги в их с Юлианом кровать. Тут же нашелся доброхот, сообщивший Юлиану, что, пока он в поле серпом машет, жена его времени даром не теряет. Юлиан поспешил домой, где, увидев пару в своей кровати, зарубил обоих, не разбираясь кто там был.

Так сбылось предсказание ведьм. Осознав ошибку, Юлиан покинул дом замаливать грех, каким-то образом разбогател, и на все деньги построил больниц для бедных. Потому он и остался Госпитальером в памяти народной, а со временем заделался святым. Что не означает, что можно безнаказанно убивать своих родителей, даже если очень хочется. По-видимому, у сказки Флобера такая же неожиданная мораль. Не читал.

Трансепт

Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

За долгую историю собора шпиль разрушался и восстанавливался несколько раз. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 г., но, поврежденный молнией, сгорел в 1822.

Годом позже было предложено сконструировать металлический каркас и шпиль в стиле готики XII века. В 1825 г. проект был одобрен и закончен в 1884 г. четырьмя башенками, построенными местным мастером железного дела.

Одну из этих башенок собор потерял всего несколько лет назад — во время сильного урагана, пронесшегося по северу Франции.

Собор пострадал от урагана в XVIII веке, а затем получил сильные повреждения при бомбардировках Руана союзниками в 1944 году в ходе Второй мировой войны: 19 апреля сильно повреждён неф и капеллы (попадание семи бомб, из которых шесть взорвались), а после бомбардировки 31 мая выгорела северная башня. Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня.

Гробница Роллона в Руанском соборе

Размеры
Длина: 137 м,Ширина фасада: 61,60 м,Длина нефа: 60 м,Ширина нефа: 11,30 м.Высота нефа: 28 м.Высота подвеса лампы: 51 м
Длина хора: 34,30 м.Ширина хора: 12,70 м.Высота башни Сен-Ромен: 82 м.Высота Масляной башни: 75 м.Высота шпиля: 151 м

Лестница в библиотеку

Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.

Клод Моне. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, при свете солнца. Гармония голубого и золотого. Музей Орсе, Париж

В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин, представляющих собор при различном освещении, в разных климатических условиях и в разное время дня. Было создано 50 полотен. Они написаны с трёх разных точек, что даёт три разных вида собора. Некоторые из полотен были завершены в мастерской художника в Живерни.Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года.

Пасмурная погода

Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы.

Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

В 1969 году Рой Лихтенштейн создал триптих «Руанский собор».

Руанскому собору более 800 лет. Кстати, жаль, что кадр не стереометрический. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада. Она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно. На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в 12-15 веках (300 лет на постройку башни! вот уж пример долгостроя) и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет.

6 июня 2010 года свыше тысячи человек заняли всю площадь перед городской ратушей в Руане (600 м²). Каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины Клода Моне «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса

Johannes Bosboom - View of the Paris Quay and the Cathedral at Rouen



Библиотека

Дворец архиепископа

Фасад сюр-ла-курдонёр архиепископства

Buste du pape Pie IX.

Сады архиепархии в нижней части Санкт-Маклу.

Павильон Нотр-Дам к юго-востоку.

Павильон Сен-Роман к северо-востоку от садов.

Портал монументальной лестницы, ведущей к Залу собора

Лестничные башни и особняк со двора.

Галерея монастыря колледжа Альбано.

Dominique Seridji и другие. Le guide du patrimonie en France. — Centre des monuments nationaux (MONUM), 2002. — С. 541
Вести. Ru

Адрес: Франция, город Руан, Соборная площадь
Начало строительства: 1145 год
Окончание строительства: 1506 год
Высота: 151 м.
Основные достопримечательности: надгробные памятники известных людей (Ричарда Львиное Сердце, короля Генриха II, епископа Амбуаза), витражы
Координаты: 49°26′25″N,1°5′41″E

Руанский собор во Франции или, как его еще называют, Собор Руанской Богоматери (Cathedrale Notre-Dame de Rouen), располагается в одноименном французском городе и является национальным памятником наследия страны.

Руанский кафедральный собор считается самым высоким храмом во всей Франции и представляет собой настоящий шедевр готического архитектурного стиля, слава о котором распространилась во всех уголках мира. Интересно будет узнать, что город Руан называют «Городом ста Шпилей», из-за огромного количества высоких и красивых зданий с многочисленными шпилями, которые возвышаются в этом городе. Однако самым высоким собором Франции, который увековечен в картинах известнейшего художника Клода Моне, признан именно Руанский кафедральный собор высотой в 151 метр.

Вид на северо-западный фасад собора

Стоит заметить, что согласно историческим документам, на месте современного Руанского собора еще за 1000 лет до основания его самой древнейшей части, существовали христианские храмы . Археологам в результате кропотливых исследований удалось найти остатки некогда возвышавшейся здесь базилики. По их предположениям, дата возведения древнейшего храма относится к IV веку. Как считают историки, по всей вероятности, строительство древнейшего храма происходило в то время, когда первый руанский епископ Меллон пришел в эти края (260-е года) и стал проповедовать христианство.

Руанский Кафедральный собор: строительство

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения. Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет. В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Вид на южный портал Руанского собора и шпиль

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу , что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством. А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана Пешехода и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан Пешеход не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

Входной портал собора

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль. Самой древнейшей башней Раунского кафедрального собора считалась башня Сан-Ромен. Построенная в 1145-м году она простояла в первозданном виде практически 800 лет. Однако в 1944-м году, когда весь мир был вовлечен во Второю Мировую войну, в результате бомбардировок войск антигитлеровской коалиции, эта башня была уничтожена.

Руанский кафедральный собор: непростая история

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы. Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.

Южная (Масляная) башня собора

Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни. В настоящее время каждый прихожанин Руанского кафедрального собора и каждый гость страны может полюбоваться этим величественным старинным храмом со 151-метровым шпилем в готическом стиле, с устремленными ввысь Северными и Масляными башнями, удивительными яркими витражами, созданными еще в XIII столетии.

Уникальный собор как будто бы сплетен из тончайшего каменного кружева, а благодаря высоте шпиля он был признан самым высоким зданием во всем мире с 1876-го по 1880-й год. Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

Вид на северную (Сан-Ромен) и южную (Масляная) башни собора

Величественный и великолепный храм, история которого уходит своими корнями в IV столетие, возводился в течение нескольких сот лет. Неф, хоры, трансепт, первый этаж и фонарная башня, иными словами, основная часть Руанского собора, были созданы в период, когда в мире господствовала высокая готика. Центральный портал и последний этаж башни Святого Ромена построили в эпоху поздней готики. Масляная башня возводилась в XVI веке. Интересно, что о Масляной башне сохранилось предание, согласно которому в те далеки времена в период поста, все прихожанам запрещалось употреблять в пищу масло. Для тех же, кто не желал отказывать себе в этом удовольствие, необходимо было заплатить каждому священнику 6 денье, покупая себе, таким образом, специальное разрешение.

Рекорд города Руан

В заключение хотелось бы добавить, что Руанский кафедральный собор возводился в течение многих веков и в периоды господства в мире различных архитектурных стилей. Именно поэтому он представляет собой единое и гармоничное произведение искусства.

Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор — одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see».

Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне — художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.

Руанский собор — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Впервые факт существования руанского епископа упоминается под 314 годом.

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения.

Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет.

В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу, что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством.

1822

А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт

.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль.

Северный неф собора.

Археологические раскопки показывают, что епископский комплекс Руана состоял из двух церквей (посвящённых Богоматери — собор — и святому Стефану), и, вероятно, баптистерия.

Часовня Богородицы со двора архиепископа.

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия во Франции страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы.

Обитель каноников собора Руана

Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.


Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни.

Самой древней частью готического собора является северная башня (башня Сен-Ромен), построенная в 1145 году.

Она полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены. Северная башня Сен-Ромен (1202 г.), высотой 75 м. увенчана колокольней в «пламенеющем стиле», тогда как Масляная башня, Тур-де Бёр (1487 г.), высотой 76 м., вся целиком выстроена в «пламенеющем стиле».

Южная башня (Масляная башня) была построена в 1485 году.

Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара.

Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, — Богоматери, третий — мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями

.Башня Санкт-Ромен

Низкая келья башни Санкт-Ромен с баптистерием(двадцатого века) и статуя Девы и ребенка (XVII-XVIII века) из больницы Бокер.

Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского

Обратный ракурс библиотечного портала собора Руана.

Тимпан центрального портала, представляющего дерево Джесси

Единственный сохранившийся изначальный портал — северный, портал Иоанна Богослова, представляющий сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Он неоднократно реставрировался после 1769 года.

Два других портала были сильно повреждены в XVI веке.

Портал Сент Этьен.тимпан

Архиепископский дворец, составляющий с собором единый комплекс, является современником готического собора.

Портал Сент-Жан.Тимпан

Обширное алтарное пространство собора окружено колоннадой, что для того времени было уже несколько архаичной чертой.

Трансепт, сооружение которого началось в 1280, интересен с конструктивной точки зрения. По его наружным углам расположены четыре башни в местном нормандском стиле, обильно украшенные розеттами. Фасады между башнями, с их сияющим кружевным декором, типичны для зрелой, т. н. лучистой готики после 1275.

Центральный фасад

В интерьере главный неф отделен от двух боковых любопытной арочной преградой, получившей название ложного трифория и расположенной выше основных аркад.

Поперечный неф

Центральный неф

Все нефы, главный и четыре боковых, четко выявлены на западном фасаде, построенном в основном в течение 13 в., а в 1509-1530 украшенном замечательным готическим каменным кружевом.

Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров.

Длина прохода 137 метров - небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Как и любой средневековый город, Руан имел свою специализацию, и даже не одну. Я, пожалуй, перечислю все сразу. С 13 века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе.

Еще больше дохода приносил бизнес на шерсти. В Руане размещались ткацкие фабрики и шерстяные склады. Наконец, уже в те годы процветала торговля антиквариатом. А что такого, вещи 10 века в 13 веке вполне могли считаться антиквариатом.

Треть населения Руана - 6000 человек - составляли евреи, а где евреи - там деньги, огранка бриллиантов и антиквариат. Впоследствии всех евреев из города изгнали, перебив их при этом немало, но ремесло задержалось, и до сих пор руанские лавки антиквариата котируются весьма высоко.

Технология витражного стекла претерпела радикальные изменения в 14 веке. Стекло сделалось более долговечным. Практически все витражи в Руане датированы 14 веком, но в этом конкретно соборе сохранились витражи 800-летней давности. Любопытно, что некоторые из них подписаны их создававшим мастером. 800 лет назад литье цветного стекла еще считалось высоким искусством индивидуальной выделки..

Витраж 13 века рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера.

По мотивам этого витража Флобер написал одну из своих трех сказок. Сама легенда о Юлиане паршивая и полна нестыковок. Якобы при рождении злые ведьмы наколдовали ему, что он убьет своих родителей. Первоначально папашка Юлиана хотел его сразу грохнуть, чтобы не доводить чадо до греха, но мать воспротивилась и заперла его в доме. В 12 лет он из дома ушел и женился (!) на вдове (?).

Несмотря на разницу в возрасте, жили они с женой неплохо, народили детишек, и как-то старики решили приехать проведать внуков. Юлиан был в поле, и его жена уложила предков отдохнуть после долгой дороги в их с Юлианом кровать. Тут же нашелся доброхот, сообщивший Юлиану, что, пока он в поле серпом машет, жена его времени даром не теряет. Юлиан поспешил домой, где, увидев пару в своей кровати, зарубил обоих, не разбираясь кто там был.

Так сбылось предсказание ведьм. Осознав ошибку, Юлиан покинул дом замаливать грех, каким-то образом разбогател, и на все деньги построил больниц для бедных. Потому он и остался Госпитальером в памяти народной, а со временем заделался святым. Что не означает, что можно безнаказанно убивать своих родителей, даже если очень хочется. По-видимому, у сказки Флобера такая же неожиданная мораль. Не читал.

Трансепт

Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

За долгую историю собора шпиль разрушался и восстанавливался несколько раз. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 г., но, поврежденный молнией, сгорел в 1822.

Годом позже было предложено сконструировать металлический каркас и шпиль в стиле готики XII века. В 1825 г. проект был одобрен и закончен в 1884 г. четырьмя башенками, построенными местным мастером железного дела.

Одну из этих башенок собор потерял всего несколько лет назад — во время сильного урагана, пронесшегося по северу Франции.

Собор пострадал от урагана в XVIII веке, а затем получил сильные повреждения при бомбардировках Руана союзниками в 1944 году в ходе Второй мировой войны: 19 апреля сильно повреждён неф и капеллы (попадание семи бомб, из которых шесть взорвались), а после бомбардировки 31 мая выгорела северная башня. Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня.

Гробница Роллона в Руанском соборе

Размеры
Длина: 137 м,Ширина фасада: 61,60 м,Длина нефа: 60 м,Ширина нефа: 11,30 м.Высота нефа: 28 м.Высота подвеса лампы: 51 м
Длина хора: 34,30 м.Ширина хора: 12,70 м.Высота башни Сен-Ромен: 82 м.Высота Масляной башни: 75 м.Высота шпиля: 151 м

Лестница в библиотеку

Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.

Клод Моне. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, при свете солнца. Гармония голубого и золотого. Музей Орсе, Париж

В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин, представляющих собор при различном освещении, в разных климатических условиях и в разное время дня. Было создано 50 полотен. Они написаны с трёх разных точек, что даёт три разных вида собора. Некоторые из полотен были завершены в мастерской художника в Живерни.Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года.

Пасмурная погода

Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы.

Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

В 1969 году Рой Лихтенштейн создал триптих «Руанский собор».

Руанскому собору более 800 лет. Кстати, жаль, что кадр не стереометрический. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада. Она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно. На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в 12-15 веках (300 лет на постройку башни! вот уж пример долгостроя) и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет.

6 июня 2010 года свыше тысячи человек заняли всю площадь перед городской ратушей в Руане (600 м²). Каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины Клода Моне «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса

Johannes Bosboom - View of the Paris Quay and the Cathedral at Rouen



Библиотека

Дворец архиепископа

Фасад сюр-ла-курдонёр архиепископства

Buste du pape Pie IX.

Сады архиепархии в нижней части Санкт-Маклу.

Павильон Нотр-Дам к юго-востоку.

Павильон Сен-Роман к северо-востоку от садов.

Портал монументальной лестницы, ведущей к Залу собора

Лестничные башни и особняк со двора.

Галерея монастыря колледжа Альбано.

Dominique Seridji . Le guide du patrimonie en France. — Centre des monuments nationaux (MONUM), 2002. — С. 541
Вести. Ru

Выбор редакции
30.12.2016 17:34 На странице " " появились мини-игры. В этом разделе бойцы могут выиграть дополнительные призы. Список игр Лотерея...

Мы летим в разведывательном вертолете спецподразделения "Альфа". Кругом ни души... Но не надолго. Вертолет подбит, и Сэм Стоун...

Синий кит – самый крупный представитель отряда китообразных и всего класса млекопитающих. Синий кит (Balaenoptera musculus , голубой...

Ватикан - это самое маленькое государство в мире, как по площади, так и по количеству жителей. Но этот небольшой уголок, уютно...
Прага (чешск. Praha) - столица Чехии, один из красивейших городов Восточной Европы, сохранивший очарование Средневековья. На 31 декабря...
Здравствуйте, друзья! Во время нашего осеннего путешествия мы жили на курорте Горки Город . Пришла пора рассказать, чем отличается...
Человек рожден всеядным, но не многие готовы принять этот факт, как сигнал к действию и попробовать самые экзотичные и странные блюда....
Осло (Норвегия) – самая тихая и уютная скандинавская столица с размеренным жизненным ритмом. По улицам этого города не ходят, а...
Полезные данные для туристов о Литве, городах и курортах страны. А так же информация о населении, валюте Литвы, кухне, особенностях...