Старое караимское кладбище в бахчисарае. Караимское кладбище на чуфут-кале


Кладбище на Чуфут-Кале в Бахчисарае издавна обладает дурной славой. Это мрачное место и днем то вызывает оторопь и мурашки по коже, а смельчака, отправляющегося туда ночью, вообще трудно себе представить.

Поросшее кривыми деревьями, покрытое старыми камнями с еврейскими письменами, и заросшее буйной травой это караимское кладбище, как будто сошло с экрана американского ужастика и зомби вот-вот встанет из-за соседней плиты.

Ощущение страха всюду

Ощущение страха появляется, уже по мере по приближения к нему, поэтому неудивительно, что есть большое количество историй и очевидцев которые рассказывают небылицы вокруг кладбища. Даже бомжи остерегаются ночевать там.

Животные, кстати, тоже чувствуют его зловещую атмосферу, и заметить птиц в кронах деревьев кладбища, довольно трудно. Интересно, что в центре кладбища есть полянка, на которую даже листья не падают, и она остается чистой в любое время года.

Существует легенда о том, что компания сатанистов, желающих осквернить это место все же отважилась придти на караимское кладбище ночью. Как только они начали затевать что-то вроде своего ритуала , из-за кустов на них вышло цепью несколько людей полностью одетых в черную одежду.

На людях были черные капюшоны, и сатанисты здорово напугавшись, бросились кто — куда. Говорят, одного из их товарищей с тех пор на их тусовках больше не видели, а черные фигуры двигались среди надгробий, как-то не по-человечески.

Так же есть легенда, о том, как один крымский татарин, которые, как известно, ни боятся не бога, ни Аллаха, как-то захотел, пардон, справить нужду на кладбище. Спустя четыре дня его нашли на побережье возле Ялты абсолютно седого.

Еще рассказывают про это место, как будто там во времена караимских праздников появляются различные огни и раздается странные звуки , как будто трубят в рога. Однако призраки это, или странные ритуалы самих караимов, неизвестно.

Посмотрите видео снятое на караимском кладбище

Караимы - древний тюрскский народ, исповедующий иудаизм, непохожий на современные иудейские верования. В отличие от христиан, мусульман и других иудеев, караимы хоронили своих умерших в направлении север-юг. По разным данным, некрополь у Чуфут-Кале начал существовать в VI - XIII веках. До сегодняшнего времени многие надгробия уже давно разрушились и превратились в прах, на некоторых совершенно стерлись надписи, а другие еще сохранили на себе следы прошлого.

Форма могил и надгробий здесь самая разнообразная: и прямоугольные плиты, и гробообразные саркофаги, и стелы, и вертикальные обелиски.

Кладбище раскинулось на площади в 4 гектара. Попасть туда можно, если выйти из Чуфут-Кале через Восточные ворота и пройти полкилометра по Иосафатовой долине. На кладбище посетителей встречает тишина, запустение, поросшие мхом могилы. Почти все, кто бывал на кладбище, отмечают странное гнетущее впечатление, ощущение, что души похороненных здесь караимов не покинули могилы и все находятся здесь.

Заметили неточность или данные устарели - внесите исправления, мы будем благодарны. Создадим лучшую энциклопедию о Крыме вместе!
Караимы - древний тюрскский народ, исповедующий иудаизм, непохожий на современные иудейские верования. В отличие от христиан, мусульман и других иудеев, караимы хоронили своих умерших в направлении север-юг. По разным данным, некрополь у Чуфут-Кале начал существовать в VI - XIII веках. До сегодняшнего времени многие надгробия уже давно разрушились и превратились в прах, на некоторых совершенно стерлись надписи, а другие еще сохранили на себе следы прошлого. Форма могил и надгробий здесь самая разнообразная: и прямоугольные плиты, и гробообразные саркофаги, и стелы, и вертикальные обелиски. Кладбище раскинулось на площади в 4 гектара. Попасть туда можно, если выйти из Чуфут-Кале через Восточные ворота и пройти полкилометра по Иосафатовой долине. На кладбище посетителей встречает тишина, запустение, поросшие мхом могилы. Почти все, кто бывал на кладбище, отмечают странное гнетущее впечатление, ощущение, что души похороненных здесь караимов не покинули могилы и все находятся здесь. Сохранить изменения 1152

Караимы – один из многочисленных народов, населяющих Крым на протяжении многих веков. Они сумели оставить в истории полуострова политический, этнический и культурный след. Старинное караимское кладбище Балта-Тиймез считается одним из ярчайших объектов культуры, а обычные туристы любят это место за таинственную атмосферу.

Где расположено караимское кладбище

Караимское кладбище в Чуфут-Кале рядом с Бахчисараем находится. Здесь, в долине между реками Альма и Кача, жили караимы. Название свое город получил еще в XVII веке, когда иудеи, признававшие только Ветхозаветную Библию, стали преобладать среди населения.

За восточной стеной города до сих пор сохранилась Иософатова долина, где и расположилось караимское кладбище. Такая же долина для погребений есть и около Иерусалима, а одна из башень даже была скопирована и караимами, чтобы кладбище в Крыму имело библейский облик.


Как выглядит караимское кладбище в Крыму?

Ограда кладбища сложена из местного известняка, а вход украшен небольшой аркой. Сразу за оградой глазам открывается море надгробий, заросших лесом: каменные плиты оплетены лианами, многие уже давно ушли в землю. Когда-то на кладбище росли огромные старые дубы, считавшиеся караимами священными: рубить их запрещалось, это считалось страшным кощунством. Дубам поклонялись, возле них возносили молитвы. Название Балта-Тиймез в переводе на русский звучит как «топор не тронет», так называли это караимское кладбище крымские татары, что не мешало им угрожать вырубкой деревьев, когда они требовали денег у караимов.

Через кладбище с запада на восток идет дорога, а могилы ориентированы с севера на юг. Сохранилось огромное количество памятников, примерно семь тысяч, на половине из них до сих пор можно прочитать эпитафии: самые старые надписи сделаны на древнееврейском языке, иногда на караимском, поздние, а это XIX-XX век, написаны на русском и иврите. Такие надписи содержали имя усопшего, его род, дату смерти, а часто – что-то вроде напутствия умершему.


Памятники караимского кладбища очень разные: больше одно- и двурогих надгробий, встречаются надгробия в форме стола, гроба или в виде плит. Самые древние надгробные плиты датируются 956 г. н.э., много плит XIII века. Караимы не оставили после себя письменных источников, поэтому древние надгробия можно считать национальной летописью жителей Чуфут-Кале.

Караимское кладбище сохранило свое значение даже тогда, когда в середине XIX века жители покинули город. Кладбище не было забыто, оно стало национальной усыпальницей, а быть похороненным здесь считалось особой честью, поэтому сюда везли покойников и из других городов. Иногда на кладбище можно встретить надгробия людям, которые и умерли, и похоронены вдалеке от Чуфут-Кале. Они называются тикмэ-таш. Самый последний из них установлен был поручику Тапсашару, защищавшему Порт-Артур.

Караимские кладбища (или сектора некрополей) имеются в десятках городов мира, в основном в Восточной Европе. Наибольшим из них является караимский некрополь "Балта Тиймез" близ Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) в Крыму. За немногими исключениями (в частности, в Литве м Польше) они находятся в удручающем запустении и разрухе. Чтобы попасть к кладбищу в близ Чуфут-Кале, необходимо выйти через ворота и по старинной дороге спуститься несколько сотен метров. Как гласят самодельные таблички, это родовое кладбище крымских караимов, где первые памятники датируются ПЕРВЫМ веком нашей эры.

На самом деле кладбище сильно страдает из-за своего расположения в верховьях долины - за века практически все памятники сползли со своих изначальных мест

И все же

Считанные памятники имеют надписи на русском

Несколько напоминает еврейские киркуты, но форма памятников иная. Хотя и типовая

Изнутри

Есть несколько свежих могил. Караимов осталось совсем мало ныне

Некрополис

Есть и подобия склепов

Выходим и спускаемся

Иногда на пути к Чуфут-Кале встречаются лестницы

Типовая торговая точка

Между зеленью время от времени появляются горы

"Стена памяти". Нет, не мемориал - место, где десятилетиями ковыряют надписи "здесь был Вася"

1959 год...Где эта Женя ныне, если есть...

На пути к Чуфут-Кале имеется и кладбище дервишей - мусульманское кладбище Газы-Мансур, захоронения на котором проводились с XV до XIX века. На этом старинном кладбище сохранилось немного средневековых надгробий, выточенных искусными мастерами из известняка. Но примечательно кладбище еще и тем, что когда-то на его месте находилось текие дервишей - монастырь мусульманских монахов, связанных с мусульманской общиной Чуфут-Кале.

По преданиям, текие построил Менгли-Гирей на том месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Гази Мансур, Ших Халим и Ших Рамаза. О личности Гази Мансура интересные сведения сообщает Эвлия Челеби:"Находится там большая гробница шейха Мансура из Медины. Это был один из благородных товарищей господина Пророка... Богобоязненный шейх Мансур умер потом во время битвы за этот замок Гевхекерман (Чуфут-Кале) и остался погребенным... Великолепная постройка, в которой он покоится, привлекает большие толпы паломников." От входа к месту захоронения ведет каменная, местами осыпавшаяся, лестница.

Место здесь действительно символичное, с точки зрения единства мировых религий. Эта скалистая лощина у подножия Чуфут-Кале стала прибежищем нескольких религий. У входа в ущелье на откосе известняковой горы прилепился, словно ласточкино гнездо, пещерный православный Успенский монастырь. На самой высокой точке горной гряды, по другую сторону ущелья, видны черепичные скаты двух старинных караимских кенас. И вот тенистый лес, где некогда располагался монастырь дервишей. Здесь, на поросших склонах, повсюду видны остатки монастырских построек - части ограды, камни, оставшиеся от его стен

Текие было уничтожено до основания именно в годы сталинских репрессий и депортации татар из Крыма. Сегодня на месте монастыря лишь разбросанные повсюду позеленевшие от времени каменные обломки, между которыми шныряют ящерицы — единственные обитатели этого места. Можно найти таблички со старинными письменами

Виден пол старинной постройки

Среди мусульман Крыма особенно сильна вера в целительную силу святой воды - аясма. Посетивший текие, из колодца черпал воду, испив её, совершал омовение перед молитвой в мечети. На ветке дерева оставлял лоскуток от своей одежды, как бы просил Святого Азиза ходатайствовать перед Всевышним, чтобы он избавил его от недуга или порока. Воду набирали в емкости и увозили домой, чтобы напоить ближних. Вода в колодце текие имела свои особые свойства исцеления. Этот священный колодец был разрушен вместе с текие и завален камнями, оставшимися от монастырских построек. Несколько лет назад его очистили, достав с шестнадцатиметровой глубины все валуны.

Некоторые сохранившиеся здесь мусульманские надгробия датируются первой половиной XV в.

Не очень помню смысл повязывания цветных ленточек

И снова на туристической тропе-магистрали. Где-то к 16-17 торговцы уже сворачиваются

"Иудейская крепость"

Да, это, тут есть коровы. Монастырские. Не пугайтесь, если что:)

И опять меня забросила судьба в Крым. Путешествие началось необычно - с древнего караимского кладбища, которое находится недалеко от Бахчисарая. Атмосфера кладбища была очень мистической, и при этом величественной и спокойной. Было ощущение, что души караимов все еще здесь, и хотят поведать какие-то тайны...

Караимы являются одним из уникальных народов, которые, несмотря на свою нынешнюю малочисленность, некогда были большим и сильным народом. Они оставили большой политический, этнический, культурный след в истории тюркских народов Крыма,

На исторической территории крымских караимов, в междуречье Альмы и Качи на нагорье Кырк Йера (округи кырков) находится «священная колыбель» - пещерный город Чуфут-Кале («иудейская крепость»). Называется так он с первой половины XVII в., когда преобладающим населением в крепости стали караимы - иудеи, последователи Ветхозаветной Библии . В непосредственной близости от Чуфут-Кале, за восточной стеной, располагается еще один уникальный памятник истории - Иософатова долина с древним караимским кладбищем.

Кладбище огорожено невысокой стеной, сложенной из блоков известняка. За скромной аркой ворот, среди лесных зарослей, открывается поражающее своим видом необозримое море надгробий. Сотни могил заросли густым лесом, надгробия переплетенные лианами, глубоко ушли в землю. В прошлом здесь среди могил росли только старые дубы, рубить которые запрещалось: недаром татары называли кладбище «Балта-Тиймез» (топор не тронет). Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы.






Кладбище расположено на двух весьма крутых склонах долины, его территория вытянута с запада на восток. Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе на протяжении 500м. Характерная ориентировка могил - с севера на юг.

На кладбище сохранилось множество памятников. Согласно последним исследованиям общее количество сохранившихся надгробий - около 7 тыс. (что чрезвычайно близко к оценке Фирковича, сделанной в 1847 г.), и из них около 3400 имеют эпитафии. Надписи, зачастую с цитатами из Библии, выполнены на древнееврейском языке, изредка - на караимском, но древнееврейскими буквами. В надписях обычно указывали имя, родовую принадлежность, дату смерти, реже - ее причину. Иногда приводили профессию и другие сведения, нередко надписи включают краткие напутствия усопшему. Отсутствие эпитафий на некоторых могилах объясняется широко распространенным среди караимов культивированием аскетического образа жизни.

Изготовлены надгробия в основном из местного известняка, но есть и привозной материал - мрамор, лабрадорит, габбро... Форма памятников на кладбище «Балта - Тиймез» очень разнообразна - она изменялась в зависимости от эпохи. Преобладают старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия, но встречаются и плиты лежащие горизонтально или стоящие вертикально, обелески, столо - и гробообразные памятники.


Чаще всего встречаются седловидные памятники в виде детской колыбели -”бэшика” с двумя или одним рогом. Любопытна интерпретация происхождения формы этих памятников. Некоторые старики видели в ней трансформированный могильный холмик с пиками по углам, другие - седло, которое, согласно преданию, клали на могилу воина-всадника.

Надмогильные памятники - интереснейшее собрание каллиграфически исполненных эпитафий и орнаментов. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. Орнаментировано приблизительно 6% камней. Наиболее часто встречаются: одна, или несколько окружностей, вписанных друг в друга (солярный знак; древний символ солнца, означал источник жизни, свет, богатство, изобилие, жизненную силу; 3 или 5 окружностей - радуга - символ счастливого завершения чего-либо, благополучного исхода [Крымскотатарская символика]); кипарис (дерево печали, величия [Мифы...]); шестиконечная звезда (символ изобилия, красоты, любви, милости, гармонии, свободы, мира, взаимности, симметрии, образ человека, на Востоке символ пересечения активного и пассивного начала, неба и земли, ада и рая, т.е. противоположности в единстве [Мифы...; Крымскотатарская символика]; многогранники в окружности (универсальная схема, подчеркивает единство разных сфер бытия); многолепестковые розетки, вписанные в круг (солярный знак, изображение розетки - эмблемы солнца - пожелание добра, удачи, благоденствия [Гольдштейн]); линии, ломаные линии, плетёнки, звезды в окружностях, мелкие цветы . Некоторые надмогильные памятники имеют вид прямоугольных стел с полусферическим экраном и похожи на армянские хачкары (напомним, что в Чуфут-кале была армянская община). Есть типичные еврейские надгробия, распространенные в западной Европе в XV - XVIII вв. На могильных плитах нередко можно увидеть признаки культовых традиций европейских иудейских общин: кабаллистические многогранники, заключенные в окружности, хасидскую систему расположения эпитафий, ориентировку надгробий .






Иософатова долина была почитаемым местом погребения, куда привозили умерших из других городов. Захоронение тут считалось почетным, и нередко надгробия ставили людям, умершим и похороненным вдали от Чуфут-Кале - их называют кенотафы или Йолджи -таш («йолджи» - путник, «таш» - камень) или Тикмэ-таш («тик» - прямо стоящий)- камень путнику в виде прямоугольника. Любопытно, что памятник такого рода упоминается в одном из самых страшных караимских проклятий: «Тикмэ таш бол», буквально - «Чтоб ты стал Тикмэ-таш», то есть чтобы умер на чужбине, а не на родине.





После того как во второй половине XIX в. жители покинули Чуфут-кале, кладбище не было заброшено, а, напротив, приобрело значение общенациональной усыпальницы. Захоронение здесь считалось особенно почетным. В это время в основном появляются памятники из дорогих пород камня, украшенные орнаментом в восточном вкусе нередко с повторением символов смерти и воскресения - кипарис, розетка и т.д.

Выбор редакции
Староверы - так именуют себя христиане, отошедшие от православной церкви во время реформ патриарха Никона. Их также называют...

12:11 — REGNUM Главной темой американской политики в последнее время стала эпохальная битва за утверждение Бретта Каваны в качестве...

Кто-то мечтает ознакомиться с прекрасной архитектурой города на воде, кто-то – связать здесь себя узами брака, а кто-то отправляется в...

Литература Ракетные катера пр. 205, пр. 205У, пр. 205Мод, пр. 205ЭР и пр. 205ЭМ Ракетный катер пр. 205 (шифр “Москит”) разрабатывался...
О еврейских мамочках и папочках сложены песни, легенды и самые смешные анекдоты!! Все они о самой большой любви израильтян - о любви к...
Бангла Роуд — главная тусовочная улица на Пхукете, расположенная прямо в центре Патонга. Днем по ней ездит транспорт, а вечером в 18...
Многие путешественники, впервые отправившиеся в , удивляются, узнав, что она, будучи одним из наиболее развитых промышленных государств...
ОТВЕТЫ ТУРИСТОВ: Каламбака - город в 21 км от Трикалы. Городок маленький, тут живут около 12 тысяч человек. От Афин до городка около 4...
Вооруженные силы стран Варшавского договора. Венгерская народная армия. September 25th, 2017 Здравствуйте уважаемые.Продолжаем с Вами...