Монастырь святого галла в швейцарии - утраченное величие и власть. Каким был типовой средневековый монастырь? Знаменитые православные храмы


Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник

Самым древнейшим действующим монастырем является монастырь Святой Екатерины, который находится у подножия горы Синай в самом центре Синайского полуострова. В библии эта гора именуется Хорив. Древнейший монастырь построили в VI веке по приказу императора Юстиниана. Изначально храм называли монастырем Преображения или Неопалимой Купимы. Но с XI века стало распространяться поклонение Святой Екатерине и в итоге монастырь прозвали в честь нее. Монастырский комплекс входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С момента основания монастырь ни разу не был разорен или завоеван. И благодаря этому он смог сохранить в своих стенах огромные исторические богатства. Среди них собрания икон, ценная библиотека рукописей, которая уступает по своему значению лишь библиотеке Ватикана. Монастырская библиотека была основана при архиепископе Никифоре в 1734 году. Она содержит 3304 манускрипта и почти 1700 свитков, 5000 книг, исторические документы, грамоты. Все письмена на разных языках: греческом, сирийском, арабском, коптском, армянском, эфиопском и славянских.

Есть в монастыре и уникальные иконы, которые имеют значительную художественную, духовную и историческую ценность. Двенадцать из них написаны в шестом веке восковыми красками. Это самые древнейшие иконы в мире, самые редкие и старые. Часть икон доиконоборческой эпохи были вывезены в Россию, а сейчас хранятся в киевском музее имени Богдана и Варвары. Есть в монастыре Святой Екатерины и чудотворная икона. Это триптих тринадцатого века на котором изображена Богородица Бематарисса и сцены богородичного цикла.

Многие самые старые монастыри Европы находятся в Болгарии, Шотландии и Франции. И один из старейших – монастырь Святого Атанасия. Он находится в Болгарии, в селе Златна Ливада возле города Чирпан. Археологи пришли к выводу, что монастырь был заложен в 344 году самым святым Атанасием. Он был защитником православной веры и постулата о Святой троице. В этом монастыре, как считают археологи, были написаны некоторые известные богословские труды Атанасия. Еще один самый старый монастырь в Европе – монастырь "Кандида касса", который находится в Шотландии. Старейшим после него считается французский монастырь Святого Мартина.

Самые старые монастыри России находятся в разных уголках страны. Но наиболее древнейшим считается Спасо-Преображенский монастырь. Это самый старый монастырь в России. Находится он в Муроме. В монастыре сохранилось много старинных икон с уникальными сюжетами. Точной даты основания монастыря ученые не называют, но предположительно это 1096 год. Именно в этот период о монастыре появляются упоминания в русских летописях. Основателем монастыря был князь Глеб, сын крестителя Руси – князя Владимира. Монастырь был основан на месте княжеского дворища первого христианского храма Спаса Всемилостивого. Главная святыня монастыря – икона Божией Матери «Скоропослушница», которую привез со святой горы Афон архимандрит Антоний.

Самый старый монастырь в Москве – Свято-Данилов мужской монастырь. Его основал в 1282 году первый великий князь Москвы Даниил Московский. Монастырь был построен в честь небесного покровителя Даниила Столпника.

Монастыри в средние века

Монастыри в Средние Века являли собой хорошо укрепленные церковные центры. Они выполняли роль крепостей, пунктов сбора церковных податей, распространения влияния церкви. Высокие стены защищали монахов и церковную собственность от разграбления во время нападения врагов и во время гражданских конфликтов.

Монастыри обогащали Церковь. Во-первых, им принадлежали обширные земельные угодья, с приписанными к ним крепостными крестьянами. До 40% крепостных в России принадлежали монастырям. И церковники их нещадно эксплуатировали. Быть крепостным при монастыре, считалось среди простых людей, одной из самых тяжелых участей, немногим отличавшейся от каторги. Поэтому на землях, принадлежавших монастырям, часто вспыхивали крестьянские бунты. Поэтому и во время октябрьской революции, крестьяне с радостью уничтожали монастыри и церковных эксплуататоров, вместе с церквями.

«…Наиболее разорительной для крестьян являлась барщина: работа на земле владельца отнимала время, необходимое для обработки собственного участка. В церковных и монастырских землях особенно активно распространялась эта форма повинностей. В 1590 г. патриарх Иов ввёл барщину на всех патриарших землях. Его примеру сразу последовал Троице-Сергиев монастырь. В 1591 г. крупнейший землевладелец - Иосифо-Волоцкий монастырь - перевёл всех крестьян на барщину: «И которые деревни на оброке были, и те ныне пахали на монастырь». Собственная крестьянская запашка неуклонно сокращалась. Статистика по хозяйственным книгам монастырей свидетельствует, что если в 50-60-е гг. в монастырских вотчинах центральных уездов средний размер участка на крестьянский двор был равен 8 четвертям, то к 1600 г. он снизился до 5 четвертей (к. и. н. А. Г. Маньков). Крестьяне отвечали восстаниями…»

«…Любопытна история волнений в Антониево-Сийском монастыре. Царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством. Для начала монастырские власти «учали с них имати насильством дань и оброк втрое»: вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и 4 деньги. «Да сверх дани и оброку на монастырские труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека», «да сверх того они, крестьяне, зделье делали» - пахали землю и косили сено на монастырь. Наконец, монахи «поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям», «а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали».

Но далеко не все крестьяне готовы были бежать со своей земли. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную:

«Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие».
У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II, поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции. Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали». Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем…»

Ещё в пятнадцатом веке, когда на Руси, случилась борьба в церковной среде между «нестяжателями» во главе с Нилом Сорским и «иосифлянами», сторонниками Иосифа Полоцкого, нестяжатель монах Вассиан Патрикеев так говорил о тогдашних монахах:

«Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами».

Во-вторых, по церковным законам, все имущество ушедших в монахи людей, переходило в собственность Церкви.
И в третьих, ушедшие в монастырь, сами превращались в бесплатные рабочие руки, безропотно служившие церковным властям, зарабатывали в церковную казну деньги. При этом, не требуя ничего для себя лично, довольствуясь скромной кельей и плохой едой.

Еще в средние века Русская православная церковь была «встроена» в государственную систему исполнения наказания. Нередко в монастыри под строгий надзор направляли обвиненных в ереси, богохульстве и других религиозных преступлениях. В монастыри нередко ссылали политических заключенных, как в Европе, так и в России.
Например, Петр Первый отправил свою жену Евдокию Лопухину в Покровский монастырь, через 11 лет после свадьбы.

Старейшие и наиболее известные монастырские тюрьмы находились в Соловецком и Спасо-Евфимьевском монастырях. В первый традиционно ссылали опасных государственных преступников, второй первоначально предназначался для содержания душевнобольных и пребывающих в ереси, но затем в него стали направлять и узников, обвиненных в государственных преступлениях.

Отдаленность Соловецкого монастыря от обжитых мест и труднодоступность сделали его идеальным местом заточения. Первоначально казематы располагались в крепостных стенах и башнях монастыря. Зачастую это были клетушки без окон, в них можно было стоять, согнувшись, или лежать на коротком топчане, поджав ноги. Интересно, что в 1786 г. архимандрит монастыря, где содержалось 16 узников (из них 15 - пожизненно), не знал о причине заключения семи. Указ о заключении таких лиц обычно был лаконичен - «за немаловажную вину к содержанию до кончины живота».

Среди узников монастыря были и священники, обвиненные в пьянстве и богохульстве, и различные сектанты, и бывшие офицеры, которые во хмелю нелестно отозвались о нравственных качествах очередной императрицы, и крупные сановники, замышлявшие государственный переворот, и «правдоискатели», написавшие жалобы на представителей власти. Пять лет по неизвестному обвинению провел в этой тюрьме французский дворянин де Турнель. Самый юный заключенный попал в тюрьму в 11-летнем возрасте по обвинению в убийстве, в заключении ему пришлось провести 15 лет.

Режим в монастырской тюрьме отличался крайней жестокостью. Власть игумена не только над узниками, но и над охранявшими их солдатами была практически бесконтрольна. В 1835 г. жалобы узников «просочились» за монастырские стены, на Соловки приехала ревизия, возглавляемая жандармским полковником Озерецковским. Даже жандарм, повидавший на своем веку всякого, вынужден был признать, что «многие арестанты несут наказания, весьма превышающие меры вины их». В результате ревизии трое узников были освобождены, 15 отправлены на военную службу, двое переведены из камер в кельи, один принят в послушники, а ослепший заключенный отправлен на «материк» в больницу.

"Тюремный уголок" - место, где, в основном, были сосредоточены камеры заключенных Соловецкого монастыря. Вдали видна Прядильная башня.

Но и после ревизии режим в тюрьме не был облегчен. Узников кормили скудно, им запрещали всякую связь с волей, не давали письменных принадлежностей и книг, кроме религиозных, а за нарушения правил поведения подвергали телесным наказаниям или сажали на цепь. Особенно жестоко обращались с теми, чьи религиозные убеждения не совпадали с официальным православием. Даже искреннее раскаяние и переход в православие таких узников не гарантировали им выход на свободу. Отдельные «пребывающие в ереси» узники проводили в этой тюрьме всю сознательную жизнь.

Как укрепленные центры, в которых находилось много образованных людей, монастыри становились очагами религиозной культуры. В них трудились монахи-переписчики религиозных книг, нужных для ведения служб. Ведь печатного станка еще не появилось, и каждая книга была написана вручную, нередко с богатым орнаментом.
Также монахи вели исторические хроники. Правда, их содержание часто менялось, в угоду власти, подделывалось и переписывалось.

Старейшие рукописи об истории России имеют монастырское происхождение, хотя оригиналов их не осталось, есть лишь «списки» - копии с них. Насколько они достоверны, ученые спорят до сих пор. В любом случае, другой письменной информации о происходившем в средние века, у нас нет.
Со временем наиболее старые и влиятельные церкви и монастыри в Средние Века преобразовались в полноценные учебные заведения.

Центральное место в средневековом монастыре занимала церковь, вокруг которой располагались хозяйственные и жилые постройки. Здесь была общая трапезная (столовая), спальня монахов, библиотека, хранилище книг и рукописей. В восточной части монастыря обычно располагался госпиталь, а на севере — помещения для гостей и паломников. Сюда за приютом мог обратиться любой путник, устав монастыря обязывал принять его. В западной и южной частях монастыря находились амбары, конюшни, хлев и птичий двор.

Монастыри современности во многом продолжают традиции средневековья.

20 февраля 395 года в Вифлееме был открыт первый в истории женский монастырь. К сожалению, до нашего времени он не сохранился, но до нас дошли другие столь же древние обители, о которых мы сегодня расскажем.

Поскольку монахи не любят мирской суеты (от нее-то они и уходят в горы, пустыни или за высокие неприступные стены), во многие обители посторонних не пускают ни при каких условиях. Поэтому речь пойдет о тех древнейших монастырях мира, которые открыты для паломников и простых туристов.

Немало страниц Библии посвящено полуострову Синай, ведь там, на вершине одноименной горы, Моисею были дарованы десять заповедей, нанесенные на Скрижали Завета. Немудрено, что эта часть Египта уже который век служит местом для паломничества и площадкой для археологических раскопок. Там, где по преданию явился к пророку Господь Бог и выросла Неопалимая купина, в 557 году появился один из старейших в мире христианских монастырей, названный в честь своей создательницы – святой Екатерины. 12 часовен, библиотеку, иконный зал, трапезную, ризницы и даже гостиницу скрывает монументальная обитель, укрепленная во времена императора Юстиниана. За века существования она обрастала все новыми строениями, не прекращая проводить службы и принимать верующих. Храм превратился в настоящий город в пустыне. Главенствует там архиепископ Синая – самой маленькой епархии мира. Из святынь, кроме Неопалимой Купины и часовни ее имени, хранящей древнюю мозаику Преображения, гостей монастыря ждет и колодец, вблизи которого Моисей встретил свою будущую спутницу – одну из дочерей Иосифа. Ни разу не разрушался святой храм: ему оказывали помощь даже пророк Мухаммед и арабские халифы, султаны Турции и Наполеон Бонапарт. Лишь осенью 2013 года из-за политических неурядиц в Египте монастырь святой Екатерины был временно закрыт. О том, когда сюда можно попасть, указано на http://www.sinaimonastery.com/ .

Уже пятнадцатый век существует в таинственном Тибете «Дом Господа» – великий монастырь Джоканг, где проходят посвящения Панчен-Ламы и Далай-Ламы. Легенда гласит, что именно в этом месте и родился тибетский буддизм. Первой ценностью, занесенной в храм, была древняя статуя, освященная лично Буддой Шакьямуни. Вокруг Джоканга выросла Лхаса, а с ней разросся и сам храм: внушительное четырехэтажное строение, украшенное колесом дхармы и золотыми ланями, перестраивалось в 17, 18 и 19 веках. Тяжелая доля выпала буддистской святыне: многое было разрушено в ходе монгольского вторжения, а в годы китайской культурной революции Джоканг использовался как хлев для свиней и военная база. К счастью, в 1980 году монастырь был отреставрирован и вскоре был занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Много сокровищ скрывается за его стенами: здесь хранится золотая урна, переданная в дар китайским императором Цяньлуном, роскошное издание «Трипитака», созданное из сандала, старинные тханки, относящиеся к 7-9 векам, и покрытые позолотой статуи родоначальников тибетского буддизма – царя Сронцзангамбо и его жен. Монастырь открыт для приверженцев любых религий: здесь проводятся культовые обряды всех школ буддизма и даже коренной религии Тибета бонпо. Узнать больше об истории Джоканга можно на страничке достопримечательности в ЮНЕСКО http://whc.unesco.org/en/list/707 .

Немного сведений сохранила история Свято-Спасского женского монастыря, расположенного близ села Костомарово в Воронежской области. Одна из легенд приписывает его постройку самому Андрею Первозванному, другая относится к 12 веку. Правда иль нет, но в почтенном возрасте уникального русского монастыря, высеченного прямо в скале, сомневаться не приходится. Многое здесь напоминает о Византии: 12 меловых столпов удерживают округлые своды храма, способного вместить до двух тысяч верующих, а его стены украшают прекрасные православные фрески. Длинный и низкий коридор ведет в пещеру Покаяния – чтобы попасть сюда, нужно склониться в поклоне. Лишь чудо спасло Свято-Спасский монастырь во времена правления Советов: последний монах, отец Петр, был расстрелян, а храм затоплен, дабы не отвлекать людей от строительства коммунизма. Но выжила русская Голгофа: в 1993 году здесь прошла первая после забытья служба. Храм был отреставрирован и превращен в женский монастырь, а об ужасных временах напоминает лишь чудотворная Костомаровская икона Божьей Матери, испещренная пулями. Те, кто побывал с Свято-Спасском монастыре, утверждают: это настоящее место силы, где сочетаются природная гармония и божественная чистота. Тем же, кто еще не добрался до российской Палестины, предстоит дорога на электричке из Воронежа в Россошь (выход на станции «Подгорное»), а затем на автобусе, следующем в село Костомарово.

Старейшие монастыри на сегодняшний день являются самыми посещаемыми среди туристов. В начале становления христианства на территории Европы были построены монастыри, которые сочетали в себе религию, культуру, образование, административное управление, а некоторые и судебную сферу.

Для большинства детей, живущих в бедных семьях учение, воспитание и проживание в церковной школе позволяло повысить социальный статус.

На северо-западе Штирии в долине реки Энс, (Австрия) находится древнейший бенедиктинский монастырь – Аббатство Адмонт. Датой возведения считается 1074 год и основателем его задокументирован зальцбургский архиепископ Гебхард. Особой популярности святыня заимела в XII-XIII веках, когда в ней организовали школу для девочек непосредственно из знатных семей.

При монастыре была создана мастерская, где занимались монастырским скрипториумом. В ней монах продуктивно трудились над перепиской древних рукописей. Именно в этот период и произошла закладка основ будущей славно известной библиотеки.

Во времена турецких нашествий, а также Реформации монастырь пришел в упадок, а с начала XVII по XVIII век снова обрел былую славу и влияние даже за пределами Австрии. Сегодня аббатство Адмонт славится своей неповторимой библиотекой, к тому же она считается самой большой во всем мире.

Тематическое собрание книг достаточно обширное, начиная с теологической до научной и исторической литературы. В 1865 году, чуть не произошла трагедия и все книги не утрачены были в сильном пожаре, но священнослужителям-монахам удалось спасти сокровище монастыря каким-то дивом.


Библиотека старейшего в Европе бенедиктинского монастыря, абатства Адмонт — изумительное по изяществу и роскоши внутреннего убранства архитектурное сооружение.

Нужно отметить, что само книгохранилище представляет собой шедевр художества. Весь монастырь – это архитектурное сооружение, поражающее своим очарованием и роскошью, исполненной в стиле барокко. Посетить монастырь Адмонт можно начиная с 24 марта и по 31 декабря. Для туристов дверь отворена с 10:00 до 17:00 в любой день недели.

Аббатство в Сен-Морисе

Католический монастырь находится в небольшом городке Сен-Морис, что располагается в Швейцарских Альпах . Датой основания Аббатства считается 515 год, но до этого времени здесь был основан базилик, где хранились мощи святого Маврикия, доставленные епископом Вале в 370 году.

Согласно преданиям, Св. Маврикий вместе со своими товарищами, с которыми он находился в фиванском легионе были до смерти замучены, так как отказались выступить с войной против едино верующих. Основал Аббатство Сен-Морис бургундский король Сигизмунд и с того времени оно является местом паломничества.

Многовековая история Аббатства включает в себе различные периоды существования с благоприятными и неблагоприятными событиями , ставшие предпосылками к становлению сегодняшнего католического монастыря. За многие века служителями Аббатства были накоплены не только культурные, эстетические, но и исторические ценности.

Обязательно нужно отметить, что в 2015 году был знаменательный день для Аббатства, ему исполнилось 1500 лет. По этому поводу было организованно масштабное празднование с литургией и уличным спектаклем, воплотивший в себе сочетание священного и мирского, а также прошлого и настоящего.

С 1995 года каждый желающий может приехать на экскурсию в Аббатство и поближе ознакомиться с его историей становления, осмотреть окрестности и полюбоваться незабываемыми пейзажами этой местности.

Леринское аббатство

История Леринского католического монастыря берет свое начало с 410 года. Основателем считается отшельник Гонорат Арелатский: искавший местность для уединения, он выбрал остров Сен-Оноре, находящийся неподалеку от Канн во Франции. Но ему не удалось уединиться, поскольку за ним последовали его преданные ученики и со временем была сформирована община.

После образования монастыря на протяжении последующих многих столетий здесь получали образование прославленные святители, что впоследствии стали епископами, а многие из них основали новые монастыри.

Уже к VIII веку со дня основания Леринское аббатство имело большое влияние среди других старейших монастырей Европы и в собственных владениях у него были достаточно обширные территориальные наделы. В состав общей территории была включена деревня Канны.

В силу того, что аббатство было весьма богатым оно часто подвергалось нападениям сарацин . Одним из страшных посягательств на добро аббатства считается грабеж святого места в 732 году, во время которого убиты практически все монахи вместе с настоятелем. Одним кто остался в живых является монах Элентер, он спустя время возвел новейший монастырь на руинах уничтоженного.

Но в 1047 году территорией Леринских островов овладела Испания, а монахов задержали в плен. Спустя короткое время монахи были выкуплены, а аббатство было обустроено под защитную крепость со смотровыми башнями.

Далее монастырь огласили достоянием государства непосредственно во время Французской революции. Мощи провозглашенного святого Гонората из базилики перенаправили в кафедральный собор Грасса, а проживающих в аббатстве монахов изгнали.

Сразу после изгнания служителей территорию святилища приобрела знатная актриса мадемуазель Саинваль, на протяжении 20 лет она использовала кельи, где жили монахов, как гостиный двор.

В 1859 году епископом Фрежюс была выкуплена островная территория, где располагалась святыня, и за десять лет была полностью возобновлена . На сегодня Леринский монастырь непосредственно причислен к собственности цистерцианцев.

В нем сейчас живет 25 монахов, которые помимо основной монашеской жизни успешно руководят гостиничным бизнесом, выращивают лаванду, владеют апельсиновыми садами и виноградниками.

Монастырь Кандида Касса

В 397 году Санкт Ниниан построил небольшой храм из камня, именуемый Кандида Касса («Белый дом»), считающийся первым христианским сооружением на территории Шотландии. После его возведения образовалось первое поселение христиан в сторону по направлению к северу от стены Адриана.

Монастырь стал быстро разрастаться и со временем занимал видимое место непосредственно в период раннего средневековья , как и другие старейшие монастыри Европы.

Для строительства в более поздние времена использовались керамические изделия и стекло в следствии применения новейших технологических процессов и ремесел, которые были позаимствованы из Средиземноморья и Западной Франции.

Монастырь несколько раз восстанавливался после разрушений:

  1. В 1128 году был возведен новый собор и непосредственно монастырь на прежнем месте.
  2. А вот в 1822 году храм восстановил свое предназначение и стал местом сосредоточения религиозных поклонений паломников со всего земного шара.
  3. По сей день Кандида Каса в Галлоузе, (Шотландия) относится к старинным христианским монастырям в Европе.

Монастырь в Айнзидельне

Существует несколько легенд основы монастыря в Айнзидельне. Но общим у этих легенд считается тот факт, что неподалеку от места нахождения нынешнего аббатства в лесу поселился отшельник Майнрад, у которого были два верных черных ворона. Одного январского дня к отшельнику попросились на ночлег два незнакомца.

Приютив Майнрад, накормил их ужином, но они решили его ограбить, а не найдя ничего ценного убили отшельника. При попытке скрыться убийцы были пойманы практически сразу благодаря черным воронам, которые своим неистовым криком привлекли местных жителей.

Со временем к месту гибели Майнрада стали приходить монахи-отшельники и таким образом было сформировано монашеское сообщество. Создание самого же монастыря датируется 934 годом. С этого времени и начинает свою историю становления аббатство Айнзидельна. На протяжении тысячи лет мужской монастырь стал основным местом паломничества на территории Швейцарии.


Одной из первых и главных святынь аббатства была статуя Черной Мадонны, якобы освященная самим Иисусом.
Но она сгорела дотла при пожаре, возникший в 1465 году. Ее заменили на другую, которую подарила настоятельница Цюриха Гильдегарда в 1466 году. Сейчас святыня находится в храмовом здании непосредственно внутри «покаянной часовни».

В монастыре имеется огромное библиотечное помещение, где собраны:

  • 1230 стародавних рукописей;
  • 740 инкунабул;
  • 700 палеотипов.

При аббатстве находится монастырская школа, а также ему подвластен женский бенедиктинский монастырь – аббатство Фар неподалеку города Цюриха, образованный в начале XII века.

Монастырь Мон-Сен-Мишель

Старейшие монастыри Европы включают Мон-Сен-Мишель, основанию которого предшествовало явление Архангела Михаила епископу Оберу, проживающего в городе Авранш. Ссылаясь на рукопись, датированную X веком, Оберу Архангел Михаил приказал воздвигнуть храм на острове Мон-Томб (нынешнее расположение Мон-Сен-Мишель).

Изначально на островной территории поселились несколько монахов-отшельников, которые построили здесь два небольших святилища . Архангел Михаил трижды являлся во сновидениях Оберу, поскольку епископ изначально не мог понять волеизъявления святого. Только на третий раз, когда Архангел проткнул череп епископа своим перстнем Ореб начал возводить храм.

Выстроенная часовня на месте нынешнего аббатства имела подобие святилища Монте-Грот, расположенный на юге Италии. Именно с этого грота были привезены некоторые реликвии в часовню. Это багряный покров, оставленный Архангелом, а также часть мраморной плиты непосредственно с отпечатком его стопы.

Со временем влияние Мон-Сен-Мишель расширилось по всей территории Франции, соответственно увеличилось количество паломников, желающие посещать монастырь. Но малая территория храма не позволяла принимать большое количество паломников и на основании этого было принято решение построить большое здание.

Проблема возникла в том, что на скале возвести храм не представлялось возможным, но выход был найден. Изначально было решено построить четыре часовни, которые стали своего рода платформой для дальнейшего строительства здания. После их возведения приступили к строительству храма. На это понадобилось почти 500 лет (1023-1520 гг.)

На долгую судьбу аббатства пришлось немало невзгод , к примеру, он несколько раз закрывался, в нем были организованы карцеры для заключенных, а также пришлось пережить религиозные войны. Монастырь Мон-Сен-Мишель по ныне остается местом паломничества прихожан со всего мира.

Монастырь Монте-Кассино

Старейшие монастыри Европы включают Монте-Кассино, который располагается на небольшой горной возвышенности, который нависает над городком Кассино всего в 120 км от столицы Италии — Рима. Основан монастырь Бенедиктом Нурсийским в 529 году на месте языческого храма Аполлона.


Построенный храм был приурочен Святому Иоанну Крестителю. Но не легкая судьба была у монастыря. Его несколько раз разрушали, но даже несмотря на это он остался крупнейшим средоточием распространения культуры непосредственно в западном мире.

Эпоха процветания пришлась на XIV век. В этот период территориальная площадь монастыря была огромной, а в храме обосновалась библиотека с античной и раннехристианской литературой. Кроме этого, коссинские монахи занимались изучением астрономии, правоведения, медицины, философии, а также осуществляли переводы созданий, что были изначально сочинены на латинском и греческом языках.

Нужно отметить, что помимо посещения и ознакомления с монастырем туристам предоставляется возможность посетить одну из прекрасных достопримечательностей неподалеку святыни. Это «Лебединое озеро» , где обитают черные и белые лебединые семейства среди ботанического сада, созданного хозяином отеля-ресторана, где могут остановиться на ночлег туристы.

Монастырь Санкт-Галлен

Старейшие монастыри Европы расположены в восточной части Швейцарии. Это монастырь Санкт-Галлен, основанный по преданию святым Галлом непосредственно в 613 году. Именно в этом году на месте будущего храма построил небольшую келью для уединения, чтобы посвятить себя молитвам к Богу.

Хотя, по имеющимся документам, сохранившиеся до сегодня отмечается, что не именно создателем монастыря считается Святой Галл, а Отмар, являвшийся настоятелем этого священного сооружения.

Небывалую известность монастырь Святого Галла имел не только на территории своего городка, но о нем знали далеко за приделами. Многочисленные потоки паломников, среди которых были весьма состоятельные люди делали пожертвования, а на них руководство монастыря расстраивали и улучшали здания храма.

Благодаря этому, за короткое время монастырь Санкт-Галлен стал религиозным средоточием не только у себя на родине, но и за ее пределами.

На сегодня кафедральная церковь поделена на две основные части. Первая часть представлена взору туристов в виде строений, которые были возведены еще в IX веке, а другая часть, это сооружения построены уже в XVIII веке.

Основной же достопримечательностью, которая интересна туристам, является прославленная на весь мир уникальная библиотека, размещенная в западном флигеле. Среди огромного собрания книг особое внимание привлекают те, что были начерканы, еще до прихода в наш мир Иисуса.

Обязательно нужно отметить, что каждый турист должен в непременном порядке ознакомиться со особенными правилами, которые отмечены в специальных путеводителях.

Правила:

Непосредственно в библиотеке можно побывать только с 10 утра до пяти вечера. Стоимость посещения составляет 7 швейцарских франков.

Монастырь Святого Атанасия

В 15 км от городского образования Чирпан Старозагорской области в селе Злата-Ливада стоит женский монастырь Святого Атанасия. Он причислен к числу древнейших святынь во всей Европе, поскольку создан еще в 344 году.

Его основанием занимался непосредственно Святой Афанасий, пребывавший в период проведения Вселенского собора ознаменованный в 343-344 годах. Знаменательное событие проводилось в храме господнем Святой Софии.

Возле монастыря действует знаменитый источник со святой водой, который Святым Афанасием был обращен в водосвятилище. Вода из чудо-родника по преданию считается целительной. Возле обители монахинь в горных склонах имеется малое пещерное образование, нарекаемое постницой , предопределенная для уединений и постования. Постницу могут посещать туристы.

На протяжении всего существования монастырской обители Святого Анатасия была много раз развалена, но ее наново воссоздавали. Современное обличие храм приобрел в 80-х годах уже XX века.

В священной обители имеется несколько реликвий, одна из которых считается образ Святого Афанасия, врученная непосредственно Александрийским патриархом Петросом VII, как подарок в день своего пребывания в Болгарию ознаменовавшееся в 2003 году. Также в храме господнем бережется копия церковнославянской пергаментной старинной рукописи Реймсского евангелия.

Монастырь Святого Галла

В старинном городке Санкт-Галлен располагается прославленный во всем мире монастырь Святого Галла , созданный одним из двенадцати учеников, являющиеся последователями ирландского монаха и миссионера Колумбана. Санкт-Галленское аббатство непосредственно в период средневековья было крупнейшим культурным и научным средоточием в Европе.

Местом основания храма считается выстроенная Галлом в 612 году небольшая келья возле Боденского озера , где он уединился от всего мирского и посвятил себя молитвам к Богу. Начало возведения храма датируется 1719 годом. После окончания строительства первым аббатом был назначен проповедник Отмар, который находясь на своем посту восстановил имеющиеся кельи, прибывавшие в ветхом состоянии.

Также Отмаром была основана славно известная библиотека и не меньше знаменитая художественная мастерская . Благодаря Отмару и его усилиям монастырь стал одним из крупнейших бенедиктинских аббатств.

Монастырь святого Иоанна Рильского

Одной из значимых и знатных достопримечательностей Болгарии считается монастырь Святого Иоанна Рильского. Он находится достаточно высоко на горных склонах, 1147 м над уровнем моря и располагается от Софии в 117 км. Вокруг же самого монастыря разбит природный парк, окруженный 36-ю вершинами, а также в нем имеются кристально чистые Рильские озера.

Основал храмовое сооружение монах-отшельник Иоанн Рильский в X веке, поэтому священная обитель была названа в его честь. Как и все старейшие монастыри Европы в средневековье этот монастырь также имеет тяжелую судьбу.

Его несколько раз грабили, разрушали практически до основания, но он всегда восстанавливался даже после интенсивного землетрясения, произошедшее в 1343 году.

На сегодняшний день от старого монастыря для взора туристам и паломникам осталась только Хрельовая башня, возвышающаяся на 24 м , в которой ранее построили непосредственно часовню Преображения Господня. Все остальные здания храма были заново отстроены, поэтому он существенно отличается от первоначального своего облика.

С 1991 года монастырь Иоанна Рильского снова обрел статус монашества и на сегодня, это действующий мужской монастырь , привлекающий к себе не только паломников, но туристов со всего мира. В монастыре покоятся мощи Святого Иоанна, возле которых можно получить исцеление, но посетить это чудотворное место можно только по определенным дням.

Также у туристов интерес вызывает имеющаяся в храме библиотека, где сохраняются старинные рукописи, датированные XI-XIX веком и исторический музей с экспонатами, которым по сотни лет.

Монастырь святого Маврикия

В городе Сен-Морис в 515 году было образовано храмовое сооружение Святого Маврикия на местности мученической гибели руководителя легиона Маврикия со своими 6 тысячами солдат, которые воспрепятствовали убийству единоверующих (христиан).

Приказ был отдан императором Максимианом в эпоху, когда были устроены массовые гонения людей, принявших христианство. За неподчинение приказу Маврикия с солдатами казнили. Спустя некоторого времени во времена правления короля Сигизмунда Бургундского на месте мученической казни был возведен храм во имя Святого Маврикия.

Монастырь Святого Маврикия – это практические единственная священная обитель, в которой на протяжении полутора тысячи лет не прерывалась обычная жизнь в молитвах.

В 1998 году на дверях, так называемого древнего портала были по-новому вписаны имена мучеников из различных государств , выгравированные на их родных языках. Еще одной значимой реликвией святилища считается высеченный на скале крест, высотой в 12 м, который был установлен в честь Суворова, свидетельствующий об историческом событии, а именно о переходе полководца через Альпы.

Кроме этого, в монастыре представлены редкие экспонаты, которые были подарены знатными прихожанами, желающие знаменовать таким образом почтение мощам великомучеников.

Монастырь Святого Мартина

Церковь Святого Мартина – это один из примечательных святых обителей в Кёльне, сохранившиеся с X-XI века. Монастырь был построен на месте древних римских купален и тогдашних продовольственных складов.

Современный кёльнский монастырь представлен в византийском стиле с многочисленными сводами и витражами. Он был полностью реставрирован после Второй мировой войны, а от древнего здания остался только обломок древней римской колонны.

Существует легенда, что этот обломок может определять злые и добрые помыслы людей. Если у человека имеются злые умыслы, то этот обломок колонны не пустит его в церковь, но также говорят, что он способен даже убить человека, если он задумал что-то лихое.

Что касается внутреннего убранства, то после реставрации в 1960 году оно лишено каких-либо величественных украшений, но внешний облик смотрится восхитительно, особенно, когда в вечернее и ночное время включается подсветка.

Нужно отметить, что с начала 1985 года и непосредственно до 2008 года здание Святого Мартина применялось, как католическая приходская церковь , где проводились молебны на португальском, филиппинском и испанском языках. Но со второго месяца весны 2009 года храмовое сооружение Большой Святой Мартин, как его называют местные жители, снова обрел статус бенедиктинского монастыря.

Подводя итог, непременно нужно сказать, что все старейшие монастыри, основанные в Европе, представленные в статье являются культурным наследием своей страны, а некоторые из них охраняются Организацией Объединенных Наций, касающиеся вопросов образования, науки и культуры ЮНЕСКО.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: Католические монастыри и жизнь монахов в Средние века

Монастыри Европы и жизнь монахов Средневековья:

Выбор редакции
Был основан в 613 году Св. Галлом - ирландцем-учеником св. Колумбана. Карл Мартелл назначил настоятелем Отмара, который основал в...

Елизавета ЗОТОВА Монастырские комплексы Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен В...

Как сказал Нельсон Мандела, “Образование является самым мощным оружием для того, чтобы изменить мир”. У каждой страны на Земле есть...

Если взять рейтинг образования по всему миру, Россия не занимает в нем первые места, оказывается на 20-40-х позициях. Что это –...
Черное море занимает площадь 442 тыс. кв. километров, наибольшая глубина равна 2.245 метрам. Море почти на 90 % безжизненно, так как на...
Содержание: Пангасиус – это очень интересная пресноводная рыбка. Обитает сомик в водах Азии (его среда обитания – на юго-востоке), а...
Томар (Tomar) – это живописнейший городок, расположившийся в 140 километрах от столицы Португалии, в центре страны, на берегах речки...
Фото: Рождество-Богородичный монастырь Фото и описаниеРождество-Богородичный монастырь, или женский монастырь в честь Рождества...
В Крыму ожидается крупное землетрясение к югу от полуострова, сообщил вчера Крымский вектор . Об этом заявил директор государственного...